Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация работы по развитию слухового восприятия в слуховом кабинете и в комнате для индивидуальной слуховой работы




Для того чтобы создать соответствующие условия для использования и развития слуха в школах слабослышащих, организуются специальные слуховые кабинеты и комнаты для индивидуальной слуховой работы согласно приказу № 55 Министерства просвещения СССР от 21 апреля 1978 г.

Основное назначение слухового кабинета — организация работы по развитию слухового восприятия, формированию произношения и выразительности речи.

Для слухового кабинета выделяется специальное помещение, которое находится вдали от источников звуков окружающей среды, физкультурного зала, классных помещений и т. д. Для изоляции помещения от посторонних шумов стены и потолок обиваются специальными звукоизолирующими материалами, которые поглощают звуки. Пол устилают ковром для заглуше­ния вибрации. Двери обиваются дерматином, чтобы не проникали посторонние шумы. Окна драпируются тяжелыми, поглощающими звук занавесками.

Кабинет оборудуется мебелью: парты, поставленные полукругом; стол для учителя с тумбой, куда монтируется усилитель; классная доска; шкафы для наглядных пособий; стеллажи для ранения различной аппаратуры (для развития слуха и речи, для работы над произношением, для исследования слуха и записи речи); рояль и др.

Слуховой кабинет в первую очередь оснащается звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования. Необходимо предусмотреть, чтобы на каждом рабочем месте находились телефоны (желательно с индивидуальными регуляторами громкости каждое ухо), регулятор громкости для телефонов, обратный Микрофон. Монтаж звукоусиливающей аппаратуры должен быть обеспечен не последовательным, а параллельным включением аппаратуры на местах. Стол учителя снабжается прямым микрофоном на длинном, гибком шнуре, позволяющем учителю удалятся от стола и свободно перемещаться по кабинету. На столе учителя нужно предусмотреть телефоны, которыми могли бы пользоваться учащиеся, вызванные для ответа к столу учителя и доске. В столе или на микрофоне монтируется кнопка переключения. Пользуясь этой кнопкой, учитель отключает в нужный момент класс, например при хоровом проговаривании. Целесообразно на столе учителя смонтировать пульт управления, который позволял бы сочетать индивидуальную и фронтальную работу, осуществлять контроль за работой учащихся. Некоторая звукоусиливающая аппаратура, как, например, «Звук-12», «Спектр-6», выпускается с пультом управления в настольном исполнении. Такая аппаратура облегчает работу учителя.

Однако звукоусиливающая аппаратура с проводниковой связью ограничивает подвижность общения ввиду известной сложности пользования ею. Поэтому в последние годы практи­куется оборудование помещений с помощью индукционной пет­ли. В инструктивно-методическое письмо Министерства просве­щения СССР о работе учителя-дефектолога слухового кабине­та школы для глухих и инструктора слуховой работы школы для слабослышащих и позднооглохших детей от 22 июля 1977 г. вне­сено следующее положение: «Помещение (для фронтальных и ин­дивидуальных занятий) должно быть, оборудовано индукционной петлей для использования индивидуальных аппаратов». Принцип связи с помощью индукционной петли основан на физическом яв­лении электромагнитной индукции. Сущность этого явления за­ключается в следующем: электрический ток, проходящий через проводник, образует вокруг него переменное электромагнитное поле. Это электромагнитное поле индуцирует (наводит) перемен­ный ток той же частоты в другом проводнике, физически не сое­диненным с первым. Величина индуцированного тока во втором проводнике зависит от силы тока, проходящего по первому про­воднику, и от среды между этими проводниками.

В передающей части возбуждаемые звуковые колебания в микрофоне преобразуются в электрические, последние усилива­ются усилителем мощности, к выходу которого подключается индукционная петля — витки электрических проводников, распо­ложенные по контуру пола, стены, потолка кабинета.

В приемной части слухового аппарата эти магнитные колеба­ния наводят переменный электрический ток в индукционной катушке, который усиливается своим индивидуальным усилителем и преобразуется с помощью телефонов в звуковые колебания.

Звуковые колебания, передаваемые ученику с помощью индукционной петли, могут быть переданы на достаточно большие расстояния¹.

Кроме этого, слуховой кабинет должен быть обеспечен звукоусиливающей, аппаратурой для исследования слуха — аудиометрами, тональным и речевым, стационарной аппаратурой дл развития слуха (С-6, РСР, СУВАГ), лингтренажерами на базе магнитофонов, стереофонической аппаратурой, индивидуальной аппаратурой (группы А, Б, В), визуальной аппаратурой (ВИР И-2М, виброскоп, тонвизор).

Необходимо предусмотреть также наличие магнитофона дл записи речи учащихся, проигрывателя, радиолы, набора пластнок

'Более подробное описание оборудования слухового кабинета индукционной петлей представлено в статье: Тимохин В. П. Использование слуховых аппаратов и индукционной петли при работе с глухими и слабослышащим детьми,—Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, 1970, № 329.

в соответствии с программой по слуховой работе, грампластинок с записью театральных шумов, музыкальных инструмен­та (рояль или пианино, барабан, дудка, металлофон, гармоника, детская шарманка и др.).

Кабинет необходимо оснастить дидактическим материалом для работы по развитию слуха речью и для работы над произношением: наборами картин и картинок, альбомом для проверки и коррекции произношения, схемами профилей звуков, муляжа­ми ротовой полости, книгами для чтения, таблицами, наборным полотнами, сборниками с текстами и т. д.

В кабинете необходимо иметь списки слов для исследования слухаи проверки произношения. Существуют списки специально сбалансированных слов Э. И. Леонгард для проверки произношения 1 и Л. В. Неймана для исследования слуха2.

Так как в слуховом кабинете проводится не только работа по использованию и развитию слуха, но и работа над произношением и речью, то при оборудовании слухового кабинета целесообразно предусмотреть «Уголок для работы над произношением». Он должен быть оборудован зеркалом с боковыми створками. Изменение положения створок зеркала поможет ученику полностью охватить зрением работу мускулатуры своего лица и ним учителя. Тут же должен быть укреплен шкафчик, где помещались бы инструменты для воспроизведения нужной артикуля­ции (зонды, шпатели), а также спирт, вата и пр. Необходимо «уголок произношения» оборудовать телефонами с индивидуаль­ными регуляторами громкости для каждого уха, микрофонами (прямым и обратным), что даст возможность в работе над произношением использовать слух учащихся.

Кабинет слуховой работы должен располагать определенной методической литературой по работе над использованием и развитием слухового восприятия, по вопросам формирования и Коррекции устной речи. Хорошо иметь небольшой методический уголок, где вывешивается список новинок литературы по вопросам работы над слухом и произношением; план методической работы заведующего кабинетом с учителями школы, план предстоящего заседания с, подобранным списком литературы по теме. Наряду с оборудованием слухового кабинета в школе слабослышащих оборудуются специальные комнаты для индивидуальных занятий. Эти занятия должны проводиться в специальном, относительно звукозаглушенном помещении. Уровень посторонних шумов не должен превышать 30 дБ. Так как в школе, одновременно проводятся занятия по развитию слухового восприятия несколькими учителями, то желательно оборудовать для каждого небольшую комнату-кабину. Размер кабины может

См.: Леонгард Э. И. Определение внятности речи глухих школьников. В кн.: Устная речь глухих и слабослышащих. М., 1965, с. 58—60. 1 Им П е й м а н Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. М | 111(11, с. 94.

 

быть не более 2X3 м. Она должна иметь окно и желательно вентиляционную установку. Кабина оборудуется звукоусиливающей аппаратурой стационарного назначения для развития слуха и речи, визуальной аппаратурой, слуховым тренажером с индук­ционной петлей, зеркалом, классной доской, дидактическим ма­териалом. В кабине должен быть создан «Уголок произноше­ния» с необходимыми инструментами и материалами (зонды, шпатели, вата, спирт) и т. д.

Кабина должна иметь еще и следующее оборудование: стол, два стула (для учителя и ученика), хорошее электроосвещение, шкаф для дидактического материала и наглядных пособий. Же­лательно, чтобы высоту стула для ученика можно было менять.

При пользовании кабиной, приборами необходимо строго соб­людать правила гигиены: хорошо проветривать помещение пос­ле работы с каждым учеником, промывать спиртом части звуко­усиливающей аппаратуры (телефоны, микрофон), иметь несколь­ко наборов шпателей, зондов, своевременно их дезинфицировать.

Учитель должен хорошо знать анамнестические данные, со­стояние слуха, уровень развития речи, результаты периодических проверок, профиль произношения учащихся. Все это должно быть отражено в специальном журнале.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...