Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зодчество. Живопись. Андрей Рублев.Архитектура.

Письменность.

Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949г во время раскопок под Смоленском нашли глиняный сосуд, относящийся к 10 веку, на котором было написано “горушна” (пряность).

Надо вспомнить и о том,что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине 10в., так же имели копии на славянском языке. Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности,грамотности. На Русь стали приезжать церковные грамотеи,переводчики из Византии,Болгарии,Сербии. Появились,особенно в период правления Ярослава Мудрого, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного,так и светского содержания.

Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на руси в 11-12вв. Она была распростронена в основном в городской среде,особенно в кругу богатых горожан.

Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на русиЖ так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих записей размышления о жизни,жалобы,молитвы. Знаменитый Владимир Мономах,будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей,нацарапал на стене Софийского Собора в Киеве: «Ох тяжко мне»- и подписался своим христианским именем Василий.

 

Летописи.

Летопись-это средоточие истории Древней Руси, ее идеология, понимание ее места в мировой истории. Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение составлять летопись давалось не простому,а самому грамотному и толковому человеку,но и тому,кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной княжеской ветви.

Летописание,по наблюдению ученых,появилось на Руси вскоре после принятия христианства. Первая летопись,вероятно, была составлена в конце 10в. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира.

Прежде чем появились летописи – существовали отдельные записи,устные рассказы, которые и послужили основой для первых обощающих сочинений.Это были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба,а так же былины,жития святых,сказания,песни,разного рода легенды.

Вторая летопись была создана при Ярославле мудром в пору,когда он объяденил Русь, заложил храм святой Софии. По мнению некоторых ученых, летописный свод был создан метрополитом Иларионом,которй писал его под именем монаха никона в 60-70 года 11 века. Свод,за который взялся монах Киево-Печерского монастыря Несто и котрый вошел в нашу историю под именем «Повести временных лет», оказался, таким образом,по меньшей мере лишь пятым по счету и создавался в первое десятилетие 12 в. Свод Нестора был вершиной раннего русского летописания.(стр.135)

В 1116-1118г летопись снова была переписана. Княжевший тогда в Киеве Владимир Мономах и его сын Мстислав были недовольны тем,как Нестор показал роль в русской истории Святополка, по заказу которого в Киево-Печерском монастыре и писалась Повесть Временных Лет. Мономах приказал своему игумену Сильвестру переписать свод.

Кроме Киева и Новгорода появились свои летописные своды в Смоленске,Пскове,Владимире –на-Клязьме,Галиче,Владимире-Волынском,Рязани,Чернигове. В каждом из них отражались особенности истории своего края,на первый план выносились собственные князья.

 

Литература.

Общий подъем Руси в 11в., создание центров письменности,грамотнсти,появление целлой плеяды образованных людей в княжеско-боярской,церковно-монастырской среде определили развитие девнерусской литературы. Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега,о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Брестове, впоследствии митрополит Илларион. В начале 11в. Он создал свое знаменитое «Слово о законе и благодати» в ктором в яркой публицистической форме изложил свое поимание места Руси в мировой истории. «Слово» объясняло смысл крещения Руси,выявляло роль русской церкви в истории страны. Уже одно это перечисление указывает на масштабность сочинения Иллариона.

Во второй половине 11 века появляются и другие яркие литературные произведенияЖ Память и похвала Владимира(монаха Ивкова),Сказания о первонвчвльном распространении христианства на руси,сказание о Борисе и Глебе. На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям». Автор середины 12 в киевский митрополит Климентий Смолятич в своем «Послании» священнику Фоме,ссылаясь на греческих философов так же воссоздает образ высоконравственного человека,чуждого властолюбию и тщеславию.В «Притче о человеческой душе»(конец 12в) епископ города Турова Кирилл, оприраясь на христианское миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого бытия,рассуждает о необходимости постоянной связи души и тела. Но,конечно,наиболее ярко синтез русской культуры,переплетение в ней языческих и христианских черт,религиозных и светских,общечеловеческих и светских мотивов прозвучали в «Слове о полку Игореве».

В 14-15 веках в литературе большое место заняли героическая и житейная,или биографическая, темы. Позднее создано «Житие святого Александра Невского». Его герой изображен идеальным правителем,подобным библейским и римским героям. Другие повести и жития поссвящены князьям,погибшим в Орде:Васильку Константиновичу ростовскому, Михаилу Всеволодовичу черниговскому и др. Со второй половины 14в значительное число произведений говорит о борьбе с ордой- Куликовской битве.

15-17в..

Повести и Сказания сообщают о важнейших событиях той эпохи- присоединении Новгорода Великого и иных русских земель к Москве, царе Иване Грозном и его деяниях,борьбе Росии с иноземными захватчиками(Повесть о Молодинском сражении) В 16 веке работает плеяда талантливых публицистов. Карпов-весьма образованный человек, сокольничей Василий III,скорбел о несовершенстве общества,светской власти.

Вторая половина столетия отмечена яркой перепиской цари Ивана Грозного и князя-беглеца Курбского.(История о великом князе московском)

В конце столетия появляются тежеловатые по стилю «Повесть о честном житии царя Федора» «Житие митрополита Филиппа». Продолжается сотавление летописей,не таких,правда,обширных как ранее.

 

Фольклор.

Устное народное творчество – былинв и песни,пословицы и поговорки, сказки и заговоры,обрядовая и инная поэзия отразило представление русских людей о своем прошлом,окружающем мире. Былина о Садко воспевает Новгород с его бурной городской жизнью,торговыми караванами,плывущими в заморские страны. Именно в э14-15 веках складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко. Фольклорные черты имеют многие сказания – о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем, и Сказание о мамаевом побоище.

15-16века.

Записей устно-поэтического народного творчества того времени не сохранилось. Но о народных песнях упоминают некоторые литературные сочинения,документы,например Стоглав,сборные послания и тд. События той славной эпохи получили отражения в сказках Например,в «Сказке о Броме-Ярыжке» ее герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде. Другие сказки прославляют ум, сметливость выходцев из народа(Умный мальчик-судья, Огненный змей, Мудрая дева и др.),некоторые сказки вошли в повесть о петре и февронии. ВО второй половине столетия большинство сказок идевлизирует образ Ивана Грозного,как борца с баярами.

 

Зодчество. Живопись. Андрей Рублев.Архитектура.

Возведение деревянных построек возобновилось после монголо-татарского насшествия довольно быстро - жизнь требовала жилья и храма,хотя бы самого скромного.Каменные зданияпоявляются вконце 13в. В 14-15 веках их число намного увеличивается. До нашего времени сохранились церкви: Николы на Липне под новгородом, Федора Стратилата на Ручью и др. Церкви и соборы обычно расписывали фресками, в алтарях и на стенах развешивали иконы.Среди мастеров работавших в новгороде,особенно прославилс Феофан Грек,приехавший из Византии. Его фрески поражают величественностью,монументальностью,и большой экспрессией в изображении библейских сюжетов.

Высшей степени выразительности, совершенства русская фресковая живопись и иконопись достигли в творчестве гениальног Андрея Рублева. Он родился около 1470 г, стал монахом Троице-Сергиева монастыря. Вместо с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора Московского Кремля. Творчество А.Р. высоко ценили уже в 15-16 веках. Самая известная его работа «Троица» из иконостаса Троицкого Собора.

15-16века.Живопись становится все более делом государственным. Церковь после Стоглавого собора усиливает надзор за иконописью. В конце 16в получают известность иконы «строгановского письма». Они отличаются миниатюрностью,тонкостью и изяществом прорисовки,декоративностью и праздничностью. (Прокопий Чирин,Истома Савин и др.)

Века. Архитектура.

Для этой эпохи характерен значительный подъем строительного искусства. В церковном зодчестве обширное распространение получает храм шатрового типа,по образцу деревянных церквей. Самый выдающийся образец – церковьь Вознесения в селе Коломенском.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...