Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как научить ребенка пользоваться жетончиками




Какими бы жетончиками вы ни решили воспользо­ваться - отметками в таблице, фишками для настоль­ных игр или монетками — ребенку потребуется опре­деленное время для того, чтобы понять, как важно ему их зарабатывать. Как мы уже отметили, начать вам придется с немедленного обмена жетонов на награ­ду, которой он будет рад. Сначала делайте это четко и определенно. Похвалите за сделанную работу и дайте жетон. Затем, как только вы вручите ему награду, сра­зу потребуйте отдать жетон вам. Проделывая все это, объясняйте каждый свой шаг: «Отличная работа, Франсиско, ты умылся без напоминания! Вот твоя от­метка (сделайте отметку в таблице и дайте ее Франси­ско). За что ты получил отметку? Верно, умылся сам. А теперь дай мне свою отметку (побудите Франсиско передать вам лист с таблицей) и посмотри, что ты по­лучаешь: стакан сока. Вот как надо!»

Постепенно приучайте ребенка «хранить» жетончи­ки в течение более длительного промежутка време­ни (5, затем 10 или 15 минут; позже — до конца дня) прежде, чем обменять их на награду. Если надо, воз­вращайтесь к способу немедленного «отоваривания» с периодичностью, которая позволит вам удерживать интерес ребенка к жетонной системе. Запомните, уме­ние пользоваться жетончиками не приходит сразу!

Вы можете дать ребенку возможность заработать за урок не один жетончик, а несколько. Более того, за другие достиже­ния вне урока он тоже может получать жетоны. Научив его чув­ствовать ценность жетончиков, вы можете помочь ему копить их, как это делал Билли в рассмотренном нами примере. Тогда вам уже не нужно будет обменивать каждый жетончик,кактолько он заработан, на маленькое вознаграждение. Вместо этого у вас появится возможность обменять их на более суще­ственную награду в конце дня или в конце недели (или как только он накопит столько, сколько нужно, чтобы получить желаемое).

Жетонная система поощрения очень эффективна. Она удоб­на для вас и занимательна для ребенка. Однако, пользуясь ею, важно иметь в виду следующие правила:

1. Всегда четко определяйте заранее, что нужно сделать ре­бенку и сколько жетонов он за это получит. У него никогда не должно возникать ощущение, что зарабатывание же­тонов - это случайное дело. Наоборот, каждый раз ему не­обходимо знать, чего именно вы от него хотите и во сколько жетонов оцениваете его работу. Он никогда не должен по­лучать жетончики за невыполненное задание (разумеется, задание должно быть ему по силам).

2. Убедитесь заранее, что у вас имеются разные варианты «отоваривания» жетонов. Можно, например, постановить, что десерт будет стоить два жетона, возможность посмо­треть телевизор - три, а пара роликов - 60 жетонов. Варьи­руя типы поощрений, которые можно купить за жетоны, вы тем самым гарантируете устойчивость поддержания их ценности как вознаграждения.

3. Старайтесь по возможности больше привлекать ребенка к выбору как навыков, которые должны быть освоены, так и наград, которые за них можно заработать.

4. Еще раз напоминаем, что свои обещания нужно всегда вы­полнять. Жетонная система может быть хороша только при этом условии. Необходимо убедиться заранее, что как только ребенок заработает обещанную награду, вы сможете ее выдать.

Выученный урок

«Когда все так тихо, я знаю, что они чем-то увлече­ны». Миссис Барнет помедлила у дверей детской. Лаура, ее дочка (девочка с особенностями развития), играла в учительницу, а Джил, двухлетняя сестрич­ка Лауры, с удовольствием играла ученицу, которой объясняют, что нужно делать, чтобы застелить по­стель.

«Подоткни ее. Умница, Джил. Теперь с другой сто­роны. Умница!»

Совсем недавно миссис Барнет сама начинала учить Лауру всем многочисленным действиям, из ко­торых состоит умение убирать постель, а теперь она не может без улыбки смотреть, с какой важностью дочка повторяет ее жесты и слова.

«Положи подушку. Хорошо, накрой этим сверху. Хорошо, Джил». Лаура одобрительно кивнула и на­правилась к комоду. Она вынула из ящика красную звездочку и положила ее на лист бумаги Джилл точно так, как каждый день это делала для нее миссис Бар­нет. Лауре эти поощрения в виде звездочек уже были не нужны, хотя она с удовольствием принимала мороженое, стоившее пять заработанных звездочек. Но счастливая ее ученица, не знавшая пока как следует, что все это означает, радовалась своему сокровищу - звездочке: «Мама, смотри...»

Поощрение ускоряет процесс обучения и делает его более интересным

Когда вы учите своего ребенка делать что-то новое, наградой, достаточной для поддержания его интереса и желания пробо­вать что-то новое, может стать радость свершения. В большин­стве случаев все же обучение идет более гладко, если эту ра­дость вы дополняете похвалой, любимыми занятиями или ла­комствами и, если это оказывается кстати, жетонной системой.

Поначалу, когда учиться труднее и навыки еще немного шатки, достижения значат для ребенка больше, если они при­знаются окружающими. Лаура училась застилать постель, что­бы заслужить мамину похвалу и йогурт, особенно клубничный. Эти награды побудили ее с большим рвением взяться за зада­ние, а успех принес больше радости. Позже, когда она овладе­ет этим умением, йогурт как стимул к выполнению задания ей больше не потребуется; даже похвал нужно будет меньше - те­перь у нее будут другие радости. Застилание постели стало удовольствием, умением, которым можно гордиться, которое можно выставить на показ, которому можно даже учить дру­гих.

Прежде чем приступить к следующей главе, запишите, ка­кие поощрения вы могли бы использовать, занимаясь со сво­им ребенком. Список начнем мы.

Похвала

ОТДОХНИ!

Глава 5

 

Оборудование сцены

 

Если в кухне есть два свободных стула, вы, скорее всего, не сядете на пол. Куда сесть «подскажет» мебель. Даже удивительно, как мно­го из того, что мы делаем, определяется физическим устройством нашего мира. Стулья говорят: «Сюда можно сесть». Плита вамэто­го не скажет.

Ребенок, который учится подметать пол, вряд ли сможет сосредоточиться на этом занятии, если комната захламлена, если включен телевизор, если за окном играют его друзья или поблизости лежит новый мяч. Мяч не удержится и скажет: «Брось меня!», и голос его будет громче, чем голос мусора!

Как бы ни был талантлив актер и как бы ни был хорош сце­нарий, спектакль получится хуже, если сцена не будет оборудована должным образом. Если костюмы подобраны плохо или декорации мешают актерам свободно двигаться, спектакльни за что неполучится таким, как задумывалось.

То же самое происходит и с процессом обучения.

Как бы тщательно ни был разработан на бумаге учебный план, ваша «постановка» не будет успешной до тех пор, пока вы столь же тщательно не ОБОРУДУЕТЕ СЦЕНУ. Иногда даже самый прекрасный учебный план терпит фиаско, если его приходится реа­лизовывать в неподходящих для обучения условиях. Если не дать себе труда подумать об этом, ребенка будет отвлекать шум, игрушки и прочие вещи. Ваша задача - так организовать учебную среду, чтобы она, по возможности, сама подсказывала ему, что можно, а что нельзя, чего от него ждут, а чего - нет. Не ставьте себя в заведомо трудное положение, когда вы будете пытаться донес­ти до ребенка одно, а все вокруг будет говорить о другом.

Иными словами, обстановка должна облегчить ребенку вы­полнение заданий и обеспечить условия, при которых влияние отвлекающих факторов будет минимальным.

 

Организация среды

Для того, чтобы понять, как сделать, чтобы среда способство­вала эффективному усвоению материала, прежде, чем начать урок, нужно ответить на три вопроса:

1. КАКОЕ ВРЕМЯ подойдет для занятий лучше всего?

2. ГДЕ проводить занятия?

3. КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ потребуются для занятий?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...