Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выделение слабослышащих из категории глухих




Л. П. Назарова

МЕТОДИКА

Развития слухового восприятия

У детей с нарушениями слуха

Под редакцией В. И. Селиверстова

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов педагогических высших учебных

заведений по специальности «Сурдопедагогика»

Москва

 

Москва

ББК 74.3я73 Н19

 

Руководитель издательской программы подготовки учебников и учебных пособий для высших и средних специальных учебных заведений по коррекционной педагогике и специальной психологии — лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования,

заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,

профессор В. И. Селиверстов

 

Рецензенты:

кафедра сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена (зав. кафедрой, профессор, доктор педагогических наук Г. Н. Пенин); профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии Правительства РФ в области образования, доктор педагогических наук, почетный профессор РГПУ им. А. И. Герцена, профессор ЛГОУ им. А. С. Пушкина Л. С. Волкова; профессор, доктор биологических наук, ректор Института специальной педагогики и психологии МУСиР им. Р. Валленберга Л. М. Шипицина

Назарова Л. П.

Н19 Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 288 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-691-00632-0.

В учебном пособии, подготовленном в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, рассматриваются психолого-педагогические особенности развития слухового восприятия у неслышащих и слабослышащих детей, раскрываются содержание и технологии формирования слуховых представлений, слухового внимания на специфических и общеобразовательных формах организации учебной деятельности и в воспитательном процессе.

Пособие адресовано студентам педагогических высших учебных заведений; будет полезно студентам средних специальных учебных заведений, учителям школ глухих и слабослышащих, другим специалистам, работающим с детьми этих категорий.

ББК 74.3я73

© Назарова Л. П., 2001

© Селиверстов В. П., 2001

© «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 2001

© Серийное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский

ISBN 5-691-00632-0 центр ВЛАДОС», 2001

 

Работу посвящаю светлой памяти моих учителей

В. К. Орфинской и А. И. Зотова

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одной из важнейших задач школы для неслышащих и слабослышащих детей является формирование слухо-зрительного восприятия речи окружающих людей. Для реализации поставленной задачи необходимо усилить слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии речи. Это может осуществляться в условиях целенаправленной, специально организованной деятельности по развитию слухового восприятия в учебно-воспитательном процессе школы.

Слухо-речевая реабилитация неслышащих и слабослышащих детей на протяжении нескольких десятилетий является одной из ведущих проблем коррекционной педагогики, в частности сурдопедагогики.

Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха.

Цель пособия — раскрыть особенности формирования речевого слуха, пути и условия эффективной работы в этом направлении, технологию развития слухового восприятия у неслышащих и слабослышащих детей.

Задачами пособия являются:

— раскрытие методологических основ формирования речевого слуха;

— определение сущности содержания процесса развития слухового восприятия речи;

— разработка технологических подходов к процессу формирования речевого слуха;

 

— овладение методами, приемами и средствами развития речевого слуха студентами, будущими педагогами школ для детей с нарушением слуха.

Практическая значимость материала пособия состоит в разработке современных конкретных технологических методов и приемов работы, которыми должны овладеть студенты, отражении конкретного и обобщенного опыта работы учителей школ для неслышащих и слабослышащих детей, определении форм организации учебной деятельности при осуществлении работы по развитию речевого слуха и выборе эффективных путей формирования речевого слуха.

Методическую основу работы по развитию речевого слуха составили труды Р. М. Боскис, В. И. Бельтюкова, А. И. Дьячкова, С. А. Зыкова, Е. П. Кузьмичевой, К. В. Коровина, Л. В. Неймана, Ф. Ф. Pay, Т. В. Розановой, Ж. И. Шиф и др.

Учебное пособие рассчитано на студентов высших и средних учебных заведений, оно будет также полезно студентам средних специальных учебных заведений, учителям школ для детей с нарушением слуха, а также учителям общеобразовательных школ, где обучаются дети с проблемами в развитии слухового восприятия среди нормально слышащих детей.

В данном учебнике отражены особенности формирования речевого слуха у неслышащих детей по сравнению со слабослышащими детьми. При освещении технологических приемов развития слухового восприятия у неслышащих детей были использованы работы Е. П. Кузьмичевой, Л. В. Неймана и др., при описании особенностей работы со слабослышащими детьми — работы И. Г. Багровой, Л. П. Назаровой и др.

В процессе подготовки издания большую помощь оказали практические работники, администрация и учителя школ г.Санкт-Петербурга (школа для глухих детей № 31, школа для слабослышащих детей № 20) и Ленинградской области (школа слабослышащих пос. Юкки). В качестве примерных разработок занятий и фрагментов уроков были использованы практические материалы учителей этих школ, фамилии учителей названы в пособии. Спасибо им, моим вдохновителям и помощникам!

Автор — доцент кафедры педагогики Ленинградского государственного областного университета имени А. С. Пушкина — выражает глубокую признательность ректору В. Н. Скворцову, проректору Г. П. Чепуренко, членам кафедры педагогики за то, что вдохновили меня на этот труд и способствовали его подготовке.

Благодарю свою семью, особенно мужа, сына и внука за понимание, помощь и поддержку в работе.

Автор

 

Глава 1

К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Выделение слабослышащих из категории глухих

Проблема обучения глухих детей имеет свою историю. Долгое время глухих считали непригодными к обучению людьми. Этому способствовало неправильное понимание природы связи между слухом и речью. Нарушение речи рассматривалось как самостоятельное нарушение, не зависящее от состояния слуховой функции.

Значительным шагом в изучении проблемы явилась правильная оценка личности глухого, перспектив его интеллектуального развития благодаря обучению речи и письму.

О существующих возможностях обучения глухих было известно уже в XVI в. Практические работники отмечали, что у глухих отсутствует способность воспринимать на слух звуки речи, но сохраняется способность произносить их, так как органы речи глухих находятся в нормальном состоянии. Начиная с того времени педагогами и врачами, работающими с глухими детьми, были предприняты попытки обучения глухих речи.

Характерно, что в то время к категории глухих причисляли детей с различным состоянием слуховой функции. Среди учеников школ встречались дети как со сниженной слуховой способностью, так и с полным отсутствием слуха. Естественно, что в процессе обучения улучшение слухового восприятия детей с различными остатками слуха находилось в зависимости от степени сохранности слуха.

Примером могут служить выводы, сделанные комиссией, специально созданной в 1853 г. в Париже для обследования детей, занимавшихся развитием слуха под руководством Бланше, главного врача Парижского института глухонемых. Комиссия определила, что в результате обучения у части обследуемых детей произошло улучшение слуха, у других поднялась вибрационная чувствительность, у третьих не произошло никаких изменений. По мнению комиссии, и те и другие должны были обучаться речи с помощью слуха, однако детей, у которых произошло улучшение слуха, нужно было отделить от детей, у которых этого не произошло.

Таким образом уже с середины XIX в. перед врачами и сурдопедагогами встал очень важный вопрос выделения в особые группы детей с различным уровнем слуховой чувствительности в целях наиболее рационального их обучения. Однако еще недостаточно четко были определены критерии деления на группы: в группу слышащих попадали дети с незначительными остатками слуха и различной степенью его сохранности.

Нечеткое решение этого вопроса в теоретическом плане нашло свое отражение и в практике работы школьных учреждений в XIX в. и начале XX в.

Такие же вопросы волновали и сурдопедагогов России. На II съезде деятелей по обучению, воспитанию и призрению глухонемых в 1903 г. отмечалось, что основным недостатком школьных учреждений России является то, что в них принимаются дети с различными видами глухонемоты, что не дает возможности ввести рациональные для всех приемы обучения. Предлагалось такое деление проводить централизованно, т. к. в России школы находились в ведении попечительства. Попечительство должно было возглавить работу, сосредотачивая в определенных школах России детей в соответствии с состоянием их слуха. Эти предложения не были реализованы ввиду отсутствия соответствующих условий. Но все-таки примерно в это время было открыто три класса при Арнольдо-Третьяковском училище глухонемых, которые через несколько лет были расформированы, класс тугоухих в Москве при детском саде и небольшая школа тугоухих в Санкт-Петербурге.

Открытие таких учреждений и постановка вопроса о выделении слабослышащих в особую группу явились определенным вкладом в деле дифференцированного обучения детей с недостатками слуха. Однако ряд объективных причин препятствовал решению этого вопроса в объеме выдвигаемых сурдопедагогами требований: государство не было заинтересовано в обучении детей данных категорий; обучение детей с недостатками слуха находилось в руках частных благотворителей; в теоретическом плане этот вопрос еще был недостаточно разработан.

После 1917 г. обучение и воспитание детей с недостатками слуха было включено в государственную систему образования, вопросу дифференциации детей по степени сохранности слуха стало уделяться серьезное внимание.

На I Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью в 1920 г., а в дальнейшем на Всероссийской конференции сурдопедагогов в 1921 г. и на II Всероссийском съезде по социально-правовой охране детей и подростков в 1924 г. обсуждались вопросы о принципах дифференциации детей с недостатками слуха, типах учреждений для их обучения и воспитания. Было предложено создать три типа школ: школы для глухих, слабослышащих и позднооглохших. Однако вопрос об открытии школ слабослышащих, несмотря на принятые постановления, не был решен. Первые школы — школы слабослышащих — были организованы только в 1933 г.

Окончательно вопрос о выделении слабослышащих в особую категорию и определении соответствующего типа школы был решен приказом Народного Комиссариата просвещения РСФСР от 13 августа 1940 г. По этому приказу было предложено выделить слабослышащих и позднооглохших из контингента школ глухих в специальные классы и школы.

В дальнейшем опыт обучения показал, что среди слабослышащих детей находились дети с различным речевым развитием и разной степенью сохранности слуха. Поэтому приказом Министерства просвещения РСФСР от 17 января 1950 г. предусматривалась дифференциация сети школ и дошкольных учреждений для детей со снижением слуха. Результатом явилась организация двух отделений школы слабослышащих: 1-е отделение — для слабослышащих детей с высоким речевым развитием и 2-е отделение — для слабослышащих детей с низким уровнем речевого развития.

Такое разграничение слабослышащих детей дало возможности для организации дифференцированного процесса обучения, дальнейшего совершенствования методики преподавания, создания специальных учебников, использования и развития в полной мере сохранной слуховой функции учащихся.

Большая роль в теоретическом и практическом решении дифференцированного обучения детей с нарушением слуха принадлежит Р. М. Боскис (19631).

_____________________________________________________________________________

1 Здесь и далее приведены даты выпуска соответствующих трудов

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...