Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 7. Последствия фальсификации и меры по ее предупреждению




1. Последствия фальсификации

2. Предупреждение фальсификация

1. Последствия фальсификации

Для разных субъектов рыночных отношений последствия изготовления, реализации и потребления фальсифицированных товаров связаны с определенными риском и потерями

Конечно, подвергаются наибольшему риску и несут самые большие потери от фаль­сификации потребители. Риск потребителя связан с нанесением вреда его жизни, здоровью и


имуществу, если фальсифицированные товары в результате применения заменителей стано­вятся опасными.

При приобретении фальсифицированных товаров потребителю наносится также мате­риальный и моральный ущерб, происходит потеря денежных средств, и кроме того, обман выявленный при установлении фальсификации, может вызвать у людей нервные срывы ее всеми вытекающими отсюда последствиями.

Значительные потери вследствие фальсификации несет не только индивидуальный потребитель, но и общество в целом. При широком распространении ассортиментной и каче­ственной фальсификации, в результате которой на рынке появляются в значительном коли­честве опасные продукты, возникает риск утраты здоровья многими членами общества, сни­жается продолжительность жизни, увеличивается смертность от болезней и пищевых отрав­лений (например, канцерогенными веществами и др.), ухудшается структура питания за счет повышения удельного веса низкокачественных и малоценных продуктов, что в конечно?/ счете влияет на ухудшение качества жизни общества в целом.

При фальсификации товаров нерационально используются природные, сырьевые \ трудовые ресурсы, так как на производство некачественных продуктов затрачиваются сырье топливно-энергетические ресурсы, природные материалы и труд людей. Широкое распро­странение обмана путем фальсификации объектов купли-продажи является свидетельством падения морально-нравственных устоев общества.

В отличие от индивидуального потребителя и общества фальсификаторы-изготовители и продавцы имеют незаконную прибыль за счет неоправданно высоких цен ш фальсифицированные товары, ради которой и совершаются эти противоправные действия.

Вместе с тем они подвергаются и риску, так как при выявлении фальсифицированной: товара налагаются штрафы, выдается предписание о перемаркировке с целью доведения дс потребителя подлинного наименования товара, если он пригоден для пищевых целей, и сни­жении цены, а при тяжелых последствиях (смерть и пр.) фальсификаторы привлекаются I ответственности.

При наличии свободных, нерегулируемых цен предписание о снижении цены не явля­ется обязательным. Однако возникает риск замедления или отсутствия реализации товаре низкого качества или малоценного по цене товара высокоценного и надлежащего качества.)

Если обнаружена фальсификация и товар признан опасным, например, при идентифи' кации перед сертификационными испытаниями, при контроле качества, то выдается предпи сание об уничтожении всей партии товара. Возникающие при этом издержки (транспортньк расходы, затраты на уничтожение) и материальные потери, определяемые закупочной стой мостью партии и расходами по доставке, могут значительно превысить размер незаконно! прибыли.

Кроме того, утрачивается доверие потребителей к товару и фирме, виновной в произ водстве и/или реализации товара, что в конечном счете связано со значительными матери альными потерями для фирмы.

Указанные выше последствия носят социальный, экономический и моральный харак тер.

Наряду с этим существуют еще и правовые последствия фальсификации. Хотя зако-нодательные акты, непосредственно регламентирующие эти последствия, отсутствуют, вес же при выявлении разных видов фальсификации возможно косвенное применение ряда зако нов и нормативных документов, что является одной из мер предупреждения фальсификацш и наказания фальсификаторов.

2. Предупреждение фальсификация

Для пресечения незаконной деятельности фальсификаторов необходимо разработав комплекс мер предупредительного и наказующего характера. Меры по предупреждению \ борьбе с фальсификацией товаров представлены на схеме 7.


Меры предупредительные могут быть социальными и административными. Их цель — профилактика правонарушений, связанных с обманом получателей и потребителей с по­мощью разного вида фальсификаций товаров.

Предупредительные меры социального характера основаны на подготовке высококва­лифицированных компетентных специалистов - товароведов, экспертов, повышении их информационного обеспечения, что является действенным средством по предотвращению попадания в торговлю, общественное питание и в конечном счете потребителю фальсифици­рованных товаров. Необходима также публикация книг, статей по данной проблеме. ^

Наряду с подготовкой специалистов не менее важной профилактической мерой явля­ется информация потребителей о возможных способах и средствах фальсификации, а также методах ее обнаружения в конкретных товарах. Сегодня ряд средств массовой информации публикуют материалы по данному вопросу, но зачастую делают это не специалисты - - това­роведы эксперты, технологи, а люди, далекие от этой проблемы. В результате появляется не информация а дезинформация потребителя. Например, рекомендация по определению вред­ных примесей в водке: якобы при добавлении в воду водки, в которой содержится много вредных примесей, происходит расслоение смеси.

К профилактическим мерам административного характера относится создание орга­нов независимой экспертизы, что позволит проводить идентификацию товаров, когда у по­лучателя или потребителя появляется сомнение в их ассортиментной принадлежности и ка-

Ч6СТВС

Необходимость в этом возникает у торговых организаций при поступлении товаре


фальсификацию которых обнаружить доступными в торговле методами невозможно или трудно. Бывают случаи, когда эти сомнения возникают и при наличии всех необходимых до­кументов. Например, продукт по всем документам идентифицирован в накладной и сертифи­кате как масло сливочное, но его органолептические свойства сомнительны для получателя. Обращаться в орган по сертификации, выдавший сертификат на этот продукт как "масло сливочное", бесполезно, так как результат может повториться. Причин тому много: "честь мундира", отсутствие специалистов и испытательной базы. В этом случае было бы полезно иметь компетентную организацию, способную провести независимую экспертизу. Получен­ные результаты идентификации и рекомендации по дальнейшему использованию или унич­тожению товара могли бы явиться основанием для реализации товара под наименованием, соответствующим его ассортиментной принадлежности, а также перерасчета за товар с по­ставщиком.

Следует отметить, что вопрос о дальнейшей судьбе фальсифицированного товара ни­где официально не рассматривается и зачастую отдан на откуп некомпетентным специали­стам. Возможные решения при обнаружении фальсификации пищевых продуктов представ­лены на схеме 8.

Определение порядка прослеживаемости дальнейшей судьбы фальсифицированных товаров относится к важнейшим мерам административного характера — определение компе­тентных органов, контролирующих уничтожение опасных товаров, перемаркировку, уценку или промпереработку безопасных, пригодных безусловно или условно для пищевых целей. Только при наличии таких органов, а также законодательных и нормативных актов, регла­ментирующих нормы и правила по предотвращению и пресечению реализации фальсифици­рованных товаров, можно искоренить это зло. Один из путей решения этой проблемы — со­вершенствование механизма сертификации продукции и государственного контроля. В пре­делах своей компетенции органы по сертификации и органы государственного контроля должны обеспечивать прослеживаемость фальсифицированных товаров путем информиро­вания органов независимой экспертизы или Роспотребнадзора об обнаружении партий фаль-


сифицированных товаров и выдаче предписаний ^б их уничтожении или иных действиях. Кроме того, в их компетенцию входит определение ^цер запрета путем выдачи предписаний или мер наказания путем наложения штрафов, для чег<з должен быть разработан специаль­ный нормативный документ — "Порядок выдачи предписаний и штрафов при обнаружении фальсифицированных товаров".

Разработка и использование законодательных актов относятся к мерам предупрежде­ния и наказания. Законы, непосредственно регламентирующие правоотношение к фаль­сификации товаров, в нашей стране отсутствуют. Однако ряд Законов РФ может быть кос­венно применен к фальсификаторам, реализующим опасные товары и дающим о них недос­товерную информацию.

В первую очередь это относится к Закону РФ "О защите прав потребителей". Так, в ст. 4 говорится, что "продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требова­ниям, а также информации о товарах (работах, услугах), представленной продавцом (изгото­вителем, исполнителем)". Статья 5 устанавливает право потребителей на безопасность для их жизни, здоровья, окружающей среды и предписывает изготовителям немедленную остановку производства опасных товаров, принятие мер по изъятию их из оборота и отзыву от потреби­телей В ст. 6. 7. 8 предусматривается право потребителя на информацию а также требования к ней. а в ст 10. 11, 12 — ответственность за ненадлежащую информацию и реализацию не­качественных товаров.'

Поскольку целью фальсификации является обман потребителей, то в Уголовном (УК) и Административном (АК) кодексах РФ есть ряд статей, предусматривающих наказание за обман потребителей (ст. 156 УК, 150 АК), нарушение правил торговли (ст. 156 УК, 146 АК), вытек и продажу товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 157 УК. 146 АК), незаконное повышение или поддержание цен (ст. 154 УК), незаконное предпринимательство (ст. 162 и 162 УК). По указанным нарушениям 1 июля 1993 г. был принят Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю", в соответст­вии с которым в названные выше статьи Кодексов РФ внесены изменения, направленные на защиту прав потребителей и интересов государства.

Таким образом, в действующих законодательных актах напрямую не говорится о та­ком виде правонарушений, как фальсификация, хотя ответственность за последствия ее (об­ман потребителей, нарушение их прав на информацию и безопасность) предусматривается.

Наряду с разработкой законодательных актов необходимо осуществить проектирова­ние и разработку стандартов, относящихся к виду "Методы испытаний", в целях идентифи­кации и утверждения методов обнаружения фальсификации по важнейшим продуктам пита­ния Кроме того, в технических требованиях стандартов на продукцию целесообразно ука­зать отдельно показатели для идентификации подлинности продукта.

Одной из действенных мер должна стать широкая пропаганда методов идентифика­ции товаров и обнаружения их фальсификации. Это принесет пользу продавцам — получа­телям товаров, так как выявление фальсифицированных товаров при приемке, отказ от при­емки заставят фальсификаторов — изготовителей и распространителей — отказываться от реализации таких товаров через организованную торговлю.

Одновременно и потребитель, владеющий простейшими способами обнаружения фальсификации, сможет идентифицировать товар при покупке. Кроме того, знание средств и способов фальсификации, а также невозможность обнаружения их при покупке товаров или в домашних условиях заставят многих потребителей отказаться от приобретения даже по низким ценам товаров, особенно продовольственных, у случайных продавцов и на неоргани­зованных рынках.


СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...