Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие слухового восприятия словами




РСВ словами осуществляется в любой форме организации учебной деятельности. Так, на общеобразовательных уроках (уроках математики, природоведения, русского языка и т. д.) учитель может предложить несколько изолированных слов для различения на слух.

Аналогичный вид работы можно использовать на групповых, фронтальных, музыкально-ритмических занятиях. В программе индивидуальных занятий в школе глухих существует раздел развития слухового восприятия словом. В школе слабослышащих такого раздела нет.

В школе глухих предусматривается различение слов в то время, когда дети еще не владеют самостоятельной фразовой речью. Эта работа начинается со II четверти подготовительного класса. Т. Р. Соколовская (1987) выделяет начальный период обучения, когда осуществляется РСВ изолированными словами и небольшими фразами. Как правило, II четверть отводится под РСВ словами. Для различения предлагается 10 слов: дом, собака, авто, мама, папа, мяч, лопата, ручка, тетрадь, бумага. Анализ предложенных для различения слов позволяет сделать выводы, что, как правило, слова состоят из гласных со сравнительно узкой полосой частот, низкими формантными областями, за исключением гласного [э]. Большинство согласных звуков имеют тоже низкочастотную характеристику. Все согласные в названных словах, за исключением [ч], [т], звонкие, которые характеризуются двумя областями частот. Низкая область соответствует голосовому компоненту, высокая характеризуется специфическим шумом для данного согласного. Сонорные согласные по голосовой частоте очень близки к гласным звукам. Таким образом, предложенные слова по своему формантному составу могут быть восприняты патологическим ухом.

Исследованиями инженеров-акустиков доказано, что при произношении какой-либо последовательности звуков речи (слов, фраз) требование воспринимать слушающим все звуки не является обязательным. В этом случае звук с неполно воспринятыми формантами может быть распознан правильно, если достаточное количество других звуков было воспринято правильно. Интерпретация такого положения на людей со сниженным и остаточным слухом позволяет предполагать, что это явление тоже имеет отношение к неслышащим и слабослышащим людям.

Слова, предложенные для различения, соответствуют программе по обучению дактильной речи в подготовительном классе.

Таким образом, использование слов для РСВ в начальном периоде обучения оправданно и закономерно. Основной задачей РСВ словами является:

— дифференциация одного слова от другого на основе слухо-зрительного и слухового восприятия в процессе звуко-буквенного анализа слов;

— выработка умения воспринимать на слух единицу речи (слово), несущую в себе определенную смысловую нагрузку.

В этот период учащиеся овладевают словом в устно-дактильной форме, т. е. формируется умение устно произносить и дактилировать слова, небольшие фразы с уроков устной, дактильной речи и других общеобразовательных уроков.

Дети учатся читать с губ, воспринимать речевой материал по чтению с лица. Одновременно они воспринимают речевой материал глобально, затем аналитически, с помощью табличек. Поэтому учитель, предъявляя для устного восприятия речевой материал, сопровождает свою речь дактилированием, используя таблички.

Постепенно использование названных форм речи несколько сокращается, исключается глобальное чтение табличек и остается устно-дактильная, письменная речь. Таблички читаются уже на основе анализа, т. е. происходит овладение составом слова, всеми буквами, входящими в слово. В последующем, в конце начального периода обучения, учитель ограничивается устной речью, в случае необходимости используются таблички и дактилология. Особенно это характерно для индивидуальных занятий.

При проведении индивидуальных занятий учитель-дефектолог должен помнить, что у неслышащих детей малы остатки слуха. Поэтому на индивидуальном занятии нужно создать такой морально-психологический климат, чтобы ученику захотелось работать и у него появилась бы уверенность в своих воз­можностях.

Поэтому важно вовремя поощрять ребенка словами: "Хорошо, молодец, верно, ты работаешь хорошо!", "Ура, я молодец!" и др. Учитель может свою похвалу сочетать с поглаживанием головки ребенка, выразить радость на лице, фиксировать каждый успех ученика. При этом содержание обучения индивидуализируется, т. е. подбирается исходя из индивидуальных возможностей ученика (состояния слуха, уровня развития речи и т. д.).

Т. Р. Соколовская (1987) предлагает весь речевой материал (слова) условно разделить на восемь тем, по каждой теме проводить 2—3 занятия. На первом занятии по теме предлагается следующая технология его проведения:

I этап — уточнение звуко-буквенного состава слов;

II этап — слухо-зрительное восприятие слов;

III этап — обучение восприятию на слух слов.

 

I этап. Уточнение звуко-буквенного состава слов

Ввиду того что многие учащиеся к этому времени слова произносят приближенно или усеченно, нечетко дактилируют, не всегда правильно соотносят дактильный знак с буквой, ученику предъявляются обязательно таблички. Каждое слово учитель произносит устно, дактилирует его и показывает ученику предмет, картинку или игрушку, например игрушку-собаку. Ученик воспринимает слово, опираясь на слух и зрение, тоже его дактилирует и произносит вслед за учителем, т. е. действия ученика полностью отражают действия учителя.

На первом и втором занятии учитель работает со словами дом, собака. На третьем занятии вводится слово авто. Работа по уточнению звуко-буквенного состава несколько усложняется. Вводится игра "Что там?" Игрушку (картинку) ученик не видит, она находится на столе, за ширмой, в коробке, в мешочке... — т. е. спрятана так, чтобы ребенок ее не видел. Ученику предъявляется табличка

авто

Учитель с загадочным видом заглядывает за ширму, возбуждая у ребенка интерес, и задает устно вопрос "Что там?", сопровождая его дактилированием. Ученик отраженно повторяет действия учителя. Учитель устно с дактилированием отвечает: "Авто". Ученик, восприняв слово слухо-зрительно, произносит, дактилирует его и показывает табличку. После этого учитель медленно "вывозит" машину из-за ширмы.

II этап. Упражнения в слухо-зрительном восприятии слов

При проведении занятия сначала слова даются в определенном порядке: дом, собака, авто. Слово авто предъявлено на слух впервые. Для исключения механической тренировки порядок слов меняется: авто, дом, собака или: собака, авто, дом.

Учитель раскладывает таблички с этими словами, произносит первое слово, показывает его и дактилирует. Побуждает ученика сделать то же самое. Затем аналогично работает со вторым и третьим словами. После этого меняет порядок табличек со словами и снова проводит аналогичную работу, подставляя к каждой табличке еще и игрушки. После одного-двух повторений дактилирование можно убрать и работать с учеником, опираясь на слух и зрение.

III этап. Обучение восприятию слов на слух

Это самый сложный этап работы, т. к. у учащихся еще нет опыта прислушивания к звукам речи, не накоплен слуховой словарь, т.е. дети еще, возможно, ни разу не слышали этих слов без опоры на зрение или не соотносили слова с предметами.

Учитель предъявляет картинки или игрушки в определенном порядке (дом, собака, авто). Произносит слова в этом порядке за экраном, в случае затруднения показывает их. Определенный порядок слов вселяет в ученика уверенность, что он может слышать. После двух-трех повторений учитель, не меняя порядка картинок, произносит слова за экраном в другой последовательности. Если ученик после нескольких упражнений допускает ошибку в восприятии, то учитель прибегает снова к слухо-зрительному и слуховому восприятию, т. е. формирует слуховой образ данного слова следующим образом:

— слово произносится с опорой на слух и зрение, возможно дактилирование;

— слово произносится учителем на слух, с показом на табличку;

— слово произносится на слух, без опоры на табличку;

— слово произносится на слух в ряду с другими словами. Активному усвоению материала способствует использование игровых приемов.

Ввиду того что речевой материал ограничен, можно использовать для поддержания интереса разные картинки, которые постепенно формируют образ предмета и расширяют представления об окружающей действительности. Например, собаки разных пород, машины разных марок, дома разной этажности и т. д. В качестве иллюстрации может быть предложен примерный развернутый план занятия.

Занятие 1

Тема. Различение слов: дом, собака, авто.

Задачи:

— выработка умения различать слова по их длине;

— соотношение слов с предметом;

— дифференциация их между собой;

— включение нового слова авто в слуховой словарь.

Оборудование. Таблички со словами дом, собака, авто; картинки и игрушки к ним; домино: собака—авто, собака—дом, авто—дом, дом—дом, авто—авто, собака—собака.

План занятия

1. Организация начала занятия.

Учитель. Здравствуй, Вера. Ученик. Здравствуйте, Нина Ивановна.

Учитель. Надень наушники и слушай: [Вера], как ты слышишь?

Ученик. Я слышу хорошо.

(Вопросы учителя и образцы ответов для ученика находятся на наборном полотне на столе учителя.)

2. Уточнение звуко-буквенного состава слова авто.

Учитель. У меня новая игрушка.

Ученик. Что там? (используя табличку с вопросом).

Учитель. Угадай!

Ученик. Дом, собака.

Учитель. Нет, авто (произносит, дактилирует, ученик воспринимает с опорой на слух, зрение, дактилологию).

Ученик. Авто (сопровождает произношение дактилированием и соотнесением таблички с предметом, игрушкой).

3. Слухо-зрительное восприятие слов.

(Таблички лежат на столе, перевернуты содержанием вниз.)

У ч и т е л ь. Возьми табличку и переверни.

Ученик. Вот. Я перевернул табличку (по образцу).

Учитель. Слушай внимательно, смотри и повтори — дом. (Ученик поочередно переворачивает таблички, учитель произносит слово, дактилирует, ученик отраженно выполняет все требования учителя и подставляет табличку к игрушке.)

4. Различение слов на слух на материале игры "Домино".

Учитель. Будем играть в "Домино". Я буду называть слова, а ты ищи карточки с рисунками и располагай в нужном порядке. [Собака—авто, собака—дом].

Ученик. Собака (слушает, отыскивает карточку домино с этим изображением, произносит слово и дактилирует. По мере различения расставляет слова в нужном порядке).

5. Различение слов на слух без аппарата.

Учитель. Слушай слова, говори и показывай картинки. [Авто — собака, собака — дом.]

Ученик. Авто — собака (произносит, дактилирует, показывает все слова, которые назовет учитель).

6. Организация окончания занятия.

Учитель. Занятие окончено. Что ты хочешь у меня спросить? Ученик. Какая у меня отметка?

Учитель. Ты занимался старательно. Отметка — "пять". Ученик. Ура! У меня — "пять".

В школе слабослышащих программой индивидуальных занятий такой работы над различением слова не предусмотрено, т. к. эти учащиеся способны воспринимать на слух и обогащать свою речь словами самостоятельно в минимальном объеме. Такая работа над словом переносится на фронтальные занятия. Хотя в объяснительной записке к программе по РСВ авторы предупреждают учителя, что в начале обучения учащиеся воспринимают короткие и знакомые по значению слова.

Различение звуко-слоговой структуры слова

Анализ программ фронтальных занятий позволил нам выделить названный выше подраздел из общего раздела "Различение ритмико-интонационной структуры речи". Этот раздел РСВ существует как в программе школы глухих, так и в программе школы слабослышащих.

Задачами упражнений по различению звуко-слоговой и ритмической структуры слова являются следующие:

— формирование умения дифференцировать одно слово от другого с помощью определенных опознавательных признаков: количества слогов в слове, качества ударного гласного, места ударения в слове;

— различение на слух в слове числа слогов, их последовательности с последующим точным определением слова.

Исследованиями В. И. Бельтюкова (1960) установлено, что слуховые возможности у неслышащих и слабослышащих учащихся в отношении восприятия ими общей звуко-слоговой и ритмической структуры слова оказываются значительно большими, чем в отношении восприятия элементов речи.

В школе глухих эту работу целесообразно начинать с простейших слогосочетаний, т. е. с трех слогов типа: та, mama, mama-ma... Слогосочетания записываются на доске или предлагаются таблички с записью. Учитель произносит слогосочетание без экрана, побуждает сделать это детей. Затем отхлопывает сопряженно один-два слога с одновременным показом и произношением этих слогосочетаний. Задает учащимся вопрос: "Сколько слогов?", называя его. Если дети затрудняются, отвечает сам, предлагая образец ответа. Затем вся работа повторяется на слух, без опоры на зрение. Различение простейших слогосочетаний является подготовительным этапом для различения количества слогов в слове.

К моменту работы над различением количества слогов в слове учащиеся уже умеют его анализировать по количеству слогов, с выделением звука из слога. Этим они занимались на уроке обучения грамоте. Сначала подбираются слова с разным количеством слогов, например кукла, конь. Причем в словах должны быть разные ударные гласные. В последующем можно подбирать слова с одинаковым количеством слогов и одинаковыми ударными гласными, например печенье, конфета, лестница.

Учитель показывает картинку с изображением предмета (лампа), прикрепляет ее на доску, выясняет знание об этом предмете ("Что это?"), ставит цель ("Определите, сколько слогов в слове, назовите первый, второй слоги"), произносит слово в микрофон, отхлопывает количество слогов. Затем все эти действия выполняет вместе с учащимися сопряженно, а позднее отраженно. Чтобы облегчить восприятие количества слогов в слове, учитель обращается к графической схеме

   

 

 

- лампа, - сыр, или

 

   

 

 

- лампа, - сыр

Односложному слову соответствует один квадрат, двухсложному — два, трехсложному — три и т. д. Таким образом, учащиеся знакомятся с тремя-пятью словами.

Затем учитель закрывает доску занавеской, произносит слова в микрофон за экраном, чтобы изолировать зрение учащихся и активизировать их потенциальные возможности.

После каждого слова учитель задает вопрос ("Сколько слогов в слове?"), предлагает нарисовать в виде прямых отрезков или квадратов, составить слово из разрезной азбуки. Учащиеся отвечают, закрыв рот индивидуальными экранами. После ответов учащихся табличка со словом вывешивается на наборное полотно, соотносится с картинкой и схемой. В качестве вида помощи в школе глухих применяется следующий прием: рука ребенка располагается на столе, учитель при произношении слова легко надавливает на фаланги пальцев в соответствии с количеством слогов в слове. Для закрепления материала можно использовать следующие виды работы.

1. "Кто больше?"

Перед детьми лежат схемы, учитель произносит слово в микрофон, учащиеся показывают соответствующую схему. За каждое слово ученик получает два очка. Выигрывает тот, кто не сделал ошибки и набрал большее количество очков.

2. "Не ошибись!"

Дети встают в полукруг, в центре — учитель. Учитель называет слово и кидает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен назвать количество слогов слова цифрой (один, два, три и т. д.). Выигрывает тот, кто не допустил ошибок.

3. "Телеграф".

Учитель поясняет, что он назовет за экраном слово, а рядом сидящий ученик должен отстучать соответствующее количество слогов другому. Последний "возвращает" "телеграфное слово" учителю. Если кто-то ошибся, то выясняют, где произошел сбой. Затем предлагается роль ведущего выполнять ученику. Выигрывает тот ученик, кто ни разу не ошибся.

4. Слуховой диктант.

Учитель называет слово, ученики записывают его схематически (отрезками, квадратами), составляют из букв на небольшом полотне кассы.

В школе слабослышащих нецелесообразно использовать простейшие слогосочетания. Различение количества слогов можно начать прямо со слов. Работа проводится в более короткие сроки на большем объеме материала и с опорой на слух, минуя

слухо-зрительные упражнения. Слухо-зрительное восприятие применяется в виде помощи.

В качестве примера приводим фрагмент занятия в 1-м классе школы слабослышащих.

Учитель. Сегодня мы будем определять, сколько слогов в словах. Посмотрите картинки. [Что это?]

Учащиеся. Это пальто (куртка, шарф, варежки, ботинки, пуговица).

Учитель. Слушайте и отхлопайте количество слогов. [Куртка.] [Сколько слогов?] Учащиеся. Два слога.

(Аналогичную работу проводит с остальными словами.)

Учитель. Теперь я назову (отхлопаю, покажу схему) количество слогов, а вы подберете слово. [Три слога.]

Учащиеся. Это карандаш, форточка, бабочка, дом и др.

Учитель. Дополните предложение.

(Запись на доске:

В классе стоит!_____!

На парте лежат!_____!_____!_____!

На крючке висит!_____!_____!_____!_____!

 

Учитель читает любое предложение за экраном, учащиеся дополняют предложения словами.)

Учащиеся. На парте лежат тетради.

Учитель. Вы правильно выполнили все задания. Вы хорошо работали.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...