Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По развитию слухового восприятия




Проблемам планирования и диагностики обучения по РСВ уделяется неоправданно мало внимания как учеными, так и практиками. Вопросы планирования освещены в учебных пособиях И. Г. Багровой (1990) и Е. П. Кузьмичевой (1991), отдельные статьи публиковались в журнале "Дефектология". При подготовке данного материала мы опирались на названные работы.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО

ВОСПРИЯТИЯ

Одной из составляющих эффективности РСВ является планирование. В школах для детей с нарушением слуха существует множество различных планов. Мы кратко остановимся только на тех, которые имеют непосредственное отношение к РСВ.

Всеобъемлющим планом деятельности школы является план работы школы. В нем находит отражение проблема РСВ в виде:

— организации методической работы по РСВ и произношению в течение года в пределах школы;

— оборудования слухового кабинета новой ЗУА;

— оснащения классных помещений ЗУА, компьютерами, телевизорами;

— обеспечения учащихся ЗУА индивидуального пользования;

— ремонта ЗУА и помещений, где осуществляются индивидуальные занятия, и т. д.

Во многих школах существуют отдельные планы работы слухового кабинета, который составляется учителем-дефектологом слухового кабинета в школе глухих или инструктором слуховой работы в школе слабослышащих. Это может быть план оснащения слухового кабинета дидактическими пособиями, план опытно-экспериментальной работы, организуемой совместно с учителями школы; план методической работы с учителями и воспитателями школы-интерната, куда входит проведение методических семинаров, научно-практических и логопедических конференций и др. Такие планы могут быть разделами плана работы школы.

Одним из важных видов планирования является четвертной (тематический или календарный) план. В зависимости от названия (тематический, календарный) будет меняться форма плана. Этот вопрос находится в компетенции методобъединения учителей-дефектологов при слуховом кабинете. Однако, несмотря на различия, эти планы должны отражать содержание материала, сроки проведения, объем и структуру речевого материала в виде таких речевых единиц, как слово, фраза, текст в соответствии с разделами учебной программы: речевой материал, связанный с организацией учебной деятельности; речевой материал с общеобразовательных дисциплин; тексты.

Такой план может быть представлен в виде следующей формы для первого года обучения в школе глухих.


Таблица 4

№ п/п Содержание материала Речевой материал Вид работы Сроки выполнения
  Материал, связанный с организацией занятия Встань, сядь, дай, иди, возьми, покажи... Мяч, авто, мама, нос, рот, мел, книга, яблоко, груша, суп и т. д. Работа с карточками, картинка­ми, предметами и т.д. В течение II четверти
  Различение фраз Дай книгу, возьми яблоко, покажи нос… Различение поручений II четверть

 

№ п/п Содержание речевого материала Сроки выполнения Индивидуальная дозиров­ка материала Дидактичес­кий материал, вид работы Оценка за выполнение
           

Другую форму плана рекомендует И. Г. Багрова (1990):

 

Таблица 5

 

 


Еще один вид плана рекомендует Е. П. Кузьмичева (1991) для учащихся 4-го класса:

Таблица 6

№ п/п Содержание материала Сроки выполнения Дидактический материал и вид работы
  Восприятие на слух (различение и опоз­навание) текста "Школьная жизнь" и зада­ний к нему: — фраз разговорного характера... — словарь... Сентябрь Разрезной текст, словарь таблички со словами.
  Сезонные изменения природы: — тексты... — задания... — фразы разговорно-обиходного характера; — словарь... Октябрь Иллюстрации к тексту, разрезные картинки, таблички со словами, аппликация.

 


 

 


Выбор формы плана зависит от учителя, хотя методическое объединение тоже может рекомендовать определенный вид плана.

Наряду с календарными планами существуют поурочные планы, т. е. план для фронтального, музыкально-ритмического и индивидуального занятия. Все названные планы нашли отражение в данном учебном пособии, в виде структуры плана к различным формам организации учебной

деятельности, в виде конспектов к урокам и занятиям, в виде планов к урокам и занятиям. Поэтому нет необходимости обращаться к ним заново. Однако следует выделить образцы индивидуальных планов. Е. П. Кузьмичева (1991) для учащихся 7-го класса рекомендует следующий вид плана индивидуального характера.

Таблица 7

Фамилии учащихся Содержание работы Сроки Примечания
1-я группа: Слухо-зрительное восприятие текста   Сильная группа
Федоров Ю., "Родина" 3.09  
Куликова Т., Опознавание на слух текста 6.09 Аналогично
Дмитриев К. Опознавание на слух фраз, заданий к тексту,   планируется
  фраз разговорно-обиходного характера   работа с осталь-
      ным речевым
  Опознавание на слух словаря 9.09 материалом.

 

 

Может быть рекомендован следующий план индивидуального занятия на первом году обучения в школе слабослышащих:

Таблица 8

Фамилии учащихся Содержание работы Речевой материал Результат восприятия Примечания
Иванов И. № 1 25/ХІ Рябова Т. № 2 25/ХІ. Попов С. № 1 26/ХІ 1.Различение материала раз­говорно-обиход­ной речи Какое сегодня число? Какая погода? Сколько тебе лет? Как тебя зовут? + - сл-зр. после двух раз  
  2. Развитие вни­мания Повтори слова в этом порядке: дом, кошка, собака, корова, коза, петух     (дом) мел, ++++— Порядок не изменил
  3. Восприятие текста на тему: "Осень в лесу"      
  а) Чтение текста учителем Наступила холодная осень в лесу. Часто идет дождь. Спрятался заяц под кустом. Лиса залезла в нору. Только голодному волку негде укрыться. Скоро зима!   Внимателен
  б) Вопросы к уче­нику О чем текст?   Какая погода осенью? О ком рассказывается в тексте? После двух раз + После двух раз Трафарет фразы со шторками

  в) Работа с кон­структивной кар­тиной Я буду читать текст, а ты работай с кар­тинкой. •наступила холодная осень • часто идет дождь •спрятался заяц под кустом • лиса залезла в нору • только голодному волку негде укрыться • скоро зима!   +   +— — +— —   —+++ —++—+   ++ В случае необходимос­ти используются различ­ные виды помощи, отмечаются те, которые использовал учитель
  4.Восприятие слов без ЗУА нора, осень, лиса, на­ступила +++—  
  5. Организация окончания за­нятия Ты хорошо работал. Ставлю "пять".   Занимался продуктивно

 


По одному и тому же материалу можно провести индивидуальное занятие с двумя-тремя учащимися, имеющими одинаковую степень сохранности слуха, одинаковый уровень речевого и общего развития и т. д. При этом результаты учащихся можно отмечать чернилами разного цвета (красные, черные, синие), включая те, когда ученик заменяет предъявленное слово другим. Причем для каждого ученика потребуется определенное число занятий: для одного — два, а для другого — три по одной и той же теме. В примечании можно отметить общее впечатление о работе ученика.

Таким образом, существует многообразие планов работы. Учитель вправе выбирать, каким планом он будет пользоваться. Если его не устраивают предложенные варианты планов, он может их модифицировать, заменять собственными. Важно, чтобы учителю было удобно, а ученику должно быть комфортно на занятии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...