Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Укажите, к каким частям речи следует отнести слова тысяча, миллион, миллиард в данных примерах.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

I План:

1. Категориальная семантика числительных.

2. Отличия числительных от других слов с количественной семантикой.

3. Классификация и грамматические признаки разрядов имен числительных.

4. Особенности употребления собирательных числительных.

5. Речевые ошибки при использовании числительных

II Основные понятия имя числительное, разряды числительных.

III Цель: расширить и углубить знания об имени числительном; получить представление о системе лексико-грамматических разрядах и грамматических категориях числительных.

Знать: семантические, структурные, словообразовательные и грамматические признаки каждого из разрядов,

Уметь: характеризовать имя числительное как часть речи в современном русском языке, выявлять средства и способы выражения грамматических значений, правильно образовывать формы имен числительных, употреблять числительные в речи.

IV Литература

  1. Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Современный русский язык. – М., 1995 (и др. издания), с..264-270
  2. Валгиной Н.С,.. Розенталя Д. Э, И.,Фоминой.М.И. Современный русский язык|/ http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html

Черняк В. Д. Русский язык и культура речи, с. 205-238

V Домашнее задание (теоретическая часть)

1. Охарактеризуйте особенности семантики и сферу употребления числительных.

2. Назовите грамматические категории числительных. Отметьте особенности их проявления у разных разрядов. Почему числительные относятся к именам?

3. Охарактеризуйте синтаксические связи с существительными и синтаксическую роль в предложении:

а) собственно количественных числительных

б) дробных числительных; образуйте и просклоняйте словосочетания, определите синтаксическую связь: 5 6/8 (центнер), 40,1 (метр);

в) дробных по смыслу; выполните то же задание, что и в пункте б: 100994 с половиной (килограмм), 19 с четвертью (километр);

г) собирательных числительных; просклоняйте: 4 (ножницы), 2 (юноша, брюки).

4. Какими признаками обладают так называемые порядковые числительные? Чем они отличаются от прилагательных?

- Каковы особенности слов тысяча, миллион, миллиард?

 

VI Домашнее задание (практическая часть)

1. Признаками каких частей речи обладают следующие слова? Оба, обе, столько, сколько, несколько, много, мало, немного, немало, полтора, полторы, треть, половина, уйма, тьма, дюжина, сотня.

При выполнении этого задания обратитесь к данным этимологических и толковых словарей русского языка.

а) «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве...» - так начинаются многие русские сказки. А что значит тридевятый, тридесятый? Какое число называют слова тридевять, тридесять?

б) Пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят... Почему числа 40 и 90 в современном русском языке обозначаются словами, имеющими иную структуру? Какова история появления имен числительных сорок и девяносто в русском языке?

в) В именах числительных полтора, полтораста пол - - это "половина", а что значит - тора, - тораста?

VI Аудиторные задания

Каковы основные семантические и грамматические признаки имен числительных? Какие имена числительные имеют грамматические категории рода и числа? Определите, какие из выделенных слов в данных примерах не являются именами числительными. К каким частям речи они относятся?

1) В одиннадцать часов вечера вы в знакомой избушке, где вас приветливо встречает шестидесятилетний старик, который всегда участвует в ваших грибных походах (М.Пришвин). 2) Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа, с орловским рысаком в корню, четвертая – собственно Николая, с его низеньким, вороным, косматым коренником (Л.Толстой). 3) В Грузии от восьми - или десятилетнего эвкалипта получают столько же древесины, сколько от обычной лиственницы к восьмидесяти – ста годам (М.Ильин). 4) И я дал мальчишке пятачок и не жалел уж ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных (А.Пушкин). 5) В четырнадцати каретах четвернями шведское посольство выехало с Посольского двора (А.Н.Толстой). 6) Землю, с которой вдвоем голодал, вовек разлюбить нельзя (В.Маяковский). 7) Всего до девятисот видов растений (десятки их древесные) составляют редкое в мире богатство Беловежской пущи (А.Кожин). 8) Отечество славлю, которое есть, но трижды, – которое будет (В.Маяковский). 9) Бывший фронтовик Федор Иванович Крапивин за четыре осени целый парк создал километра на полтора, который начал цвести и благоухать. Поставил несколько скамеек у берега, и сюда из города даже на отдых стали приезжать (Ю.Грибов). 10) Как ни жмешься, ни хитришь, ни сердишься, чтобы хоть еще на четверть часа продлить сладкий утренний сон, по решительному лицу Василия видишь, что он неумолим и готов еще двадцать раз сдернуть одеяло, вскакиваешь и бежишь на двор умываться (Л.Толстой). 11) Сотни и тысячи часов кропотливой, напряженной работы предшествовали этому буйному пиршеству артиллерийского огня (В.Гроссман). 12) Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой, но, во-первых, работы было мало, и, во-вторых, много времени отнимали неотложные дела (В.Катаев). 13) Сколько рук у матери? Две? Бессчетное число их, заботливых, вездесущих, неутомимых. Их столько, сколько детей на земле. Их столько, сколько стебельков на хлебном поле...(Е.Гучок).

Слова, обозначающие порядок предметов при счете (первый, второй, третий и др.) одни лингвисты относят к именам числительным, другие – к именам прилагательным. Попробуйте найти аргументы в защиту каждой из этих точек зрения.

Простыми или сложными по структуре являются имена числительные одиннадцать – девятнадцать, двадцать, тридцать в современном русском языке? Каково их происхождение? В случае необходимости используйте этимологический словарь.

По каким грамматическим признакам слова тысяча, миллион, миллиард сходны с именами существительными? Почему многие лингвисты считают их количественными именами числительными?

Укажите, к каким частям речи следует отнести слова тысяча, миллион, миллиард в данных примерах.

1) Тысячи и тысячи памятников, словно часовые, несут вечную, бессмертную Вахту памяти (Г.Алифанов, М.Борисенко). 2) Ты жизнь и надежду несешь миллионам, несешь негасимое пламя восхода, несешь непреложную правду народам, великое русское слово! (М.Танк). 3) На осуществление этого проекта потребуются миллиарды рублей. 4) И миллионом черных глаз // Смотрела ночи темнота... (М.Лермонтов). 5) Шла весна тысяча девятьсот сорок четвертого года (А.Вороненко). 6) Вчера я истратил последнюю тысячу (Н. Шанский). 7) Подсчитано, что только один гектар леса в течение года очищает 18 миллионов кубических метров воздуха ("Знамя юности").

6. Определите разряды имен числительных по значению и структуре.

1) В избе было четверо дверей, из которых только одна вела наружу (В.Короленко). 2) Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком (А.Пушкин). 3) Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад (Л.Толстой). 4) Весною тысяча восемьсот девятого года князь Андрей поехал в рязанские имения своего сына, которого он был опекуном (Л.Толстой). 5) Отъехав шагов триста, он остановил слегка запыхавшуюся лошадь и стал прислушиваться (Л.Толстой). 6) Вес златника – самой первой русской золотой монеты конца десятого – начала одиннадцатого века – около четырех целых и двух десятых грамма (И.Шпадарук). 7) Оба они были счастливы настоящим и мало думали о будущем (А.Пушкин). 8) В два часа ровно коляска домашней работы, запряженная шестью лошадьми, въехала на двор и покатилась около густозеленого дернового круга (А.Пушкин).

7. Определите синтаксическую роль слова один в данных предложениях. В значении каких частей речи оно выступает в указанных примерах?

1) Как ноги весело носили по сосняку, по пихтачу! Одно лишь легкое усилие, одно мгновение – и взлечу! (В.Казанцев). 2) Одни огоньки тихонько потрескивали (И.Тургенев). 3) Ни одной мысли, ни одного замечательного слова в течение трех часов (А.Пушкин). 4) Один, под финским небосклоном, он бродит, и душа его не слышит горя моего (А.Пушкин). 5) В картинах я не знаток, но одна привлекла мое внимание (А.Пушкин). 6) Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным (А.Пушкин). 7) Один охотник сумел справиться с медведем без оружия. 8) На один миг он как бы повис в пустоте неба (В.Катаев).

8. Соответствуют ли нормам литературного употребления выражения: по обоим сторонам, шестеро суток, восьмеро друзей, семеро медведей, в течение двоих суток, трое человек, пятеро детей, четверо студенток, с троими ножницами, двое котят?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...