Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика работы.




Теров Андрей Александрович

 

Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы

 

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

Москва – 2009


Работа выполнена при кафедре педагогики

ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

 

 

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Ковалева Татьяна Михайловна    
Официальные оппоненты доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Савенков Александр Ильич  
  кандидат педагогических наук, доцент Родичева Виолетта Ивановна    
Ведущая организация ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

 

 

Защита состоится 25 февраля 2010 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.21 при ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, г. Москва, улица Малая Пироговская, дом 1.

 

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991 г. Москва, улица Малая Пироговская, дом 1.

 

 

Автореферат разослан 20 января 2010 г.

 

 

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук, профессор

Е.Р.Черкасова

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Система образования в современных условиях призвана способствовать реализации основных задач развития общества, должна готовить человека к активной деятельности в духовной, социальной, экономической и политической сферах жизни общества. Поэтому роль общеобразовательной школы как базового звена образования трудно переоценить.

Способность образовательного учреждения гибко реагировать на запросы общества, на вызовы времени, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет громадное значение. В современном обществе имеется острая необходимость в создании условий для формирования и развития личности человека, являющегося гражданином правового демократического государства, усвоившего и применяющего на практике демократические принципы и ценности, толерантного, инициативного, способного осуществить правильный выбор своей жизненной траектории и нести ответственность за себя, своих близких, за судьбу общества и государства. Такой социальный и государственный образовательный заказ вступает в противоречие с традиционной образовательной практикой.

Образовательный процесс в массовой общеобразовательной школе в значительной степени по прежнему организован по принципу единообразия, большей частью предполагает минимальную социальную и иную активность обучающихся. При такой организации образования практически не предусматривается свобода выбора для обучающихся. В этой связи представляется весьма актуальным создание благоприятных условий для формирования навыков инициативной, самостоятельной, ответственной деятельности. Эти задачи эффективно решаются при индивидуализации образовательного процесса в массовой школе.

Для достижения стоящих перед сельской школой целей по подготовке конкурентоспособных выпускников, способных отвечать на любые вызовы времени, необходимо осуществить переход к парадигме активного приобретения и использования информации в условиях образования на протяжении всей жизни. При этом меняется само представление о сути образования в современном обществе. Под образованием будем понимать не только целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, но и процесс, результатом которого станет формирование собственного образа в мире культуры, усвоение культурных ценностей, норм, накопленных предыдущими поколениями и создание собственной, субъектной культуры. Результатом такого образования станет и успешная социализация ребенка. При этом под социализацией будем понимать процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта в ходе совместной деятельности и общения между людьми.

Результатом социализации во многом можно считать становление человека социальным существом. При этом не менее важную роль играет и другая сторона процесса социализации – обособление. Обособление есть процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – наличие у человека собственных взглядов, т.е. наличие ценностной автономии, а также наличие выраженной потребности в подобной автономии, потребности иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность в самостоятельном решении проблем, мешающих его саморазвитию, самоопределению (поведенческая автономия). Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что одним из важнейших результатов социализации в процессе образования является становление человеческой индивидуальности.

Индивидуализация образовательного процесса в современной школе представляется нам важной и актуальной в связи с тем, что человек обладает не только общественной, социальной сущностью, но и индивидуальной, собственной сущностью. И именно эта индивидуальная сущность характеризует его как субъекта жизни и деятельности. И эта индивидуальная сущность формируется у школьников благодаря особому механизму и способу личностного и социального развития – индивидуализации.

Методологические и концептуальные вопросы, а также общепедагогические аспекты индивидуализации образовательного процесса рассматривали в своих работах Ковалева Т.М., Прозументова Г.Н., Проскуровская И.А., Рыбалкина Н.В., Суханова Е.А., Тубельский А.Н., Фрумин И.Д., Щедровицкий П.Г., Эльконин Б. Д. и ряд других исследователей.

За последнее десятилетие проблематику индивидуализации обучения и общие методические вопросы, связанные с индивидуализацией, исследовали в своих трудах Ахаева Н.В., Врублевская Е.С., Деркач И.И., Зырянова Н.Д., Карданова Х.М., Пустовалов С.Б., Сагилян Э.М. и другие.

Значительное место среди научных работ, посвященных проблеме индивидуализации образования, занимают труды, посвященные индивидуализации профессионального образования, прежде всего высшего (Вольхина К.А., Громкова М.Т., Дорощук Е.С., Зимовина О.А., Квасюк Т.Я., Прокопенко В.В. и другие). Особенности индивидуализации в системе начального и среднего профессионального образования нашли отражение в трудах Воропаева Н.И., Кардановой Х.М., Смирновой Н.Г. и ряда других.

Проблематика индивидуализации в системе общего образования, включая индивидуализацию в условиях сельской школы, рассматривалась в последние годы в работах Ахаевой Н.В., Блинкова А.Н., Иванова Ю.С., Ивасюк О.С., Ковровой С.Е., Пинского А.А., Родионова В.А., Фещенко Т.С.. Черновой А.А. и других.

Широкий круг вопросов индивидуализации физической и психологической подготовки и обучения в сфере физической культуры и спорта нашли свое отражение в работах Бажановой С.В., Белоуско Д.В., Годлевского В.Е., Гомонова В.Н., Заборского Г.А., Салимзянова Р.Р., Стародубцева В.В., Талибова А.Х. и многих других.

Вопросы индивидуализации обучения предметам гуманитарного цикла в условиях образовательных учреждений общего и профессионального образования различных уровней рассматривали в своих работах Асташкина Н.В., Ефремова О.А., Монина Г.Б. и другие исследователи. Особенности индивидуализации при организации обучения школьников и студентов предметам естественнонаучного цикла исследовали Вольхин К.А., Кизилов А.С., Фещенко Т.С. и другие.

Особое место занимают работы по проблеме индивидуализации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникационных компьютерных технологий (Иванова Ю.С., Коврова С.Е., Миндорова Н.И., Нестерцова С.Г., Родионова И.А., Стародумова Л.Л., Чернова А.А. и другие).

Специфику индивидуализации образования людей с ограниченными возможностями (с нарушением слуха, зрения, умственного развития), а также лиц с девиантным поведением отразили в своих работах Варфоломеева З.С., Третьяков В.В., Яровая Е.А. и другие ученые.

Выявлением и описанием педагогических условий индивидуализации занимались такие исследователи, как Белогорцева И.Е., Королькова Е.В., Кошелев В.Ф., Семина Л.В., Черкасс О.М., Юрловская И.А..

В работах перечисленных выше авторов, так или иначе, рассматривались вопросы индивидуализации образовательного процесса. Однако в большей части работ произошло отождествление понятий «индивидуализация» и «индивидуальный подход к обучению», что значительно затруднило определение философской, методологической и общепедагогической сущности индивидуализации образовательного процесса. В работах не были четко выделены и описаны педагогические условия индивидуализации образовательного процесса. Практически не рассматривалась проблема выявления и описания педагогических условий образовательного процесса в широком контексте, выходящем за рамки лишь обучения, усвоения и последующего использования знаний, умений и навыков. В работах не рассматривался в качестве одного из важнейших условий индивидуализации образовательного процесса особый тип педагогического сопровождения образования – тьюторское сопровождение. Данное исследование представляется актуальным в условиях повсеместной практики реализации «Концепции организации профильного обучения на старшей ступени общего образования». При этом, один из основных авторов-разработчиков Концепции Ан.А. Пинский рассматривал индивидуализацию образовательного процесса как базовую, ключевую характеристику, далеко выходящую за рамки обучения.

Сравнительно-сопоставительный анализ теории вопроса позволяет нам сделать вывод, что в отечественной науке исторически сложились два основных подхода к определению понятия «индивидуализация» применительно к образовательной сфере. С одной стороны, традиционная педагогическая наука советского периода трактует индивидуализацию как особую организацию образовательного процесса, «при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей». С другой стороны, исследователи более позднего периода (Ковалева Т.М., Прозументова Г.Н., Суханова Е.А., Тубельский А.Н., Фрумин И.Д., Щедровицкий П.Г. и другие) дифференцируют понятия «индивидуализация» и «индивидуальный подход в образовании». Так Т.М. Ковалева фиксирует принципиальное различие процесса индивидуализации и индивидуального подхода в образовании. Индивидуальный подход в обучении осуществляется в школьной практике в поддержку эффективности самого обучения, направленного на социализацию человека. У индивидуализации более широкая задача – «вывести» ученика в процесс образования как управления своей образовательной траекторией. При таком подходе педагог, взрослый помогает ребёнку нарабатывать собственные техники, приёмы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы.

Таким образом, под индивидуализацией образовательного процесса в широком контексте мы будем понимать способ обеспечения каждому школьнику права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему образованию, видения своих учебных и образовательных перспектив.

При рассмотрении вопросов индивидуализации образовательного процесса в сельской школе необходимо учитывать ее специфичность, ее уникальность как образовательного феномена. Сельская общеобразовательная школа занимает особое место в системе российского общего образования и в Российском обществе в целом. Причём это особое место определяется как её преимуществами перед аналогичными городскими учебными заведениями, так и недостатками.

Индивидуализация образовательного процесса особенно необходима и целесообразна в старших классах общеобразовательной школы. Это связано с возрастными особенностями старших школьников. Согласно возрастной периодизации обучающихся старших классов можно отнести к старшим подросткам или к юношам. Как известно, среди психологов нет единства по поводу определения ведущего вида деятельности старшего подростка – это и интимно-личностное общение, и проектная деятельность, и общественно-полезная деятельность. Но практически все психологи и педагоги сходятся во мнении, что базовым психолого-педагогическим процессом в старшем подростковом возрасте является становление идентичности, становление целостного «Я», формирование «Я-концепции». Таким образом, самоопределение выполняет структурообразующую роль в понимании особенностей старшего подросткового возраста. В условиях индивидуализации образовательного процесса потребность в самоидентификации реализуется в школе, в образовательном пространстве. При этом саморазвитие, самостроительство и образование старшего подростка будут однонаправленными, а значит, образование станет пространством удовлетворения основной возрастной потребности.

Организация обучения юношей требует существенно более сложно устроенного образовательного пространства. Это усложнение связано с решением главной задачи юношеского возраста – профессионального и жизненного самоопределения. Общевозрастные тенденции свидетельствуют о дифференциации интересов старшеклассников, о нарастании многообразия стихийно и целенаправленно формирующихся стилей образовательной деятельности. Поэтому так актуальна задача по предоставлению возможности каждому старшекласснику выбора собственной индивидуальной образовательной программы и индивидуальной образовательной траектории. Объективно нарастает потребность в формировании у старшеклассников способности принимать ответственные самостоятельные решения. Юноши не просто приобретают опыт разрешения проблем, но опыт самостоятельного действия в нестандартных ситуациях, когда путь от исходного затруднения к разрешению проблемы не задан извне. Им необходимо делать самостоятельный осознанный выбор. Таким образом, старшая школа в условиях индивидуализации образовательного процесса будет предоставлять каждому старшекласснику широкий набор мест и ситуаций, в которых обучающемуся будет предоставлена возможность самостоятельно планировать, организовывать свою деятельность и прогнозировать ее последствия. Старшеклассник постепенно учится нести ответственность за собственные поступки, за собственное образование, за собственную жизнь и судьбу.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что актуальность данного исследования обусловлена наличием ряда противоречий, выявленных в ходе изучения научной литературы по проблеме, а также при анализе и обобщении опыта ряда инновационных образовательных учреждений. Это противоречия:

· между общественной потребностью в формировании активной и инициативной, высокообразованной личности, способной нести ответственность за свою судьбу и судьбу своей страны и недостаточной научно-теоретической и практической проработанностью проблемы организации образовательного процесса, направленного на формирование и развитие такой личности;

· между потребностью сельского социума в формировании и развитии инициативных и ответственных граждан и образовательной практикой сельской школы, не ориентированной на развитие у обучающихся способности самостоятельно делать выбор и прогнозировать последствия своего выбора;

· между общественным характером организации образования в сельской школе и индивидуальным характером человеческих потребностей высшего порядка, связанных с образованием и развитием личности сельского школьника, включая потребность в самоактуализации;

· между стихийной интегративностью сельской школы, проявляющейся в разнообразии социального, этнического, конфессионального и иного состава сельских школьников и однообразием, инвариантностью образовательного процесса в сельской школе;

· между необходимостью для каждого современного человека совершать повседневный осознанный выбор содержания, целей и задач, методов, форм и приемов и недостатком педагогических условий для приобретения опыта подобного выбора в сфере образования;

· между потребностью сельских образовательных учреждений в индивидуализации образовательного процесса в условиях реализации Концепции профильного обучения и недостаточной разработанностью научных оснований, обеспечивающих эффективное протекание данного процесса в условиях сельской школы;

· между стремлением сельских старшеклассников к построению и реализации индивидуальных образовательных программ и профессиональной неподготовленностью сельских педагогов к осуществлению особого педагогического сопровождения в таком образовании.

В связи с этим мы отмечаем, что необходимость индивидуализации современного образования с одной стороны, неразработанность этой проблемы с учетом ее специфики в старших классах сельской школы – с другой, задают актуальность данного исследования. Выявление и описание педагогических условий, необходимых для индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы является актуальной задачей, которая позволит решить ряд проблем современной сельской школы, а также является основной целью данной работы.

Таким образом, перечисленные выше противоречия позволили нам определить проблему данного исследования: разработка, выявление и описание педагогических условий индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы.

Рассматриваемая в данной работе проблема обусловила выбор темы настоящего исследования – «Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы».

Цель исследования: выявить, описать и разработать наиболее значимые педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы.

Объект исследования: образовательный процесс в старших классах сельской школы.

Предмет исследования: индивидуализация образовательного процесса в сельской школе.

Исследуемая проблема, тема работы, поставленная и реализуемая цель, а также объект и предмет исследования послужили основанием для выдвижения гипотезы исследования. Если в старших классах сельской школы создать перечисленные ниже педагогические условия, то будет возможной и эффективной индивидуализация образовательного процесса:

· привлечение обучающихся к формированию учебного плана школы,

· обеспечение вариативности образования,

· обеспечение открытости образования за счет взаимодействия сельского образовательного учреждения с организациями-партнерами,

· тьюторское сопровождение продвижения сельских старшеклассников по индивидуальным образовательным траекториям и другие.

Эффективность и результативность педагогических условий индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы может быть определена по уровню сформированности качеств личности старшеклассника, являющихся результатом индивидуализации: самостоятельности, самоопределения и самоактуализации.

В соответствии с поставленной целью исследования и выдвинутой гипотезой определены и конкретизированы следующие задачи:

1. на основе анализа научной литературы по философии, педагогике, психологии и других смежных областей знаний уточнить понятие «индивидуализация образовательного процесса» в старших классах сельской школы;

2. определить цель, задачи и предполагаемые результаты индивидуализации образовательного процесса в старших классах школы;

3. выявить и описать специфику сельской школы в контексте индивидуализации образовательного процесса;

4. выявить и описать психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста в контексте индивидуализации образовательного процесса;

5. разработать педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской общеобразовательной школы и описать наиболее значимые из них.

Теоретико-методологической основой исследования стали представления по:

· экзистенциальной философии Кьеркегора С., Сартра Ж-П., Хайдеггера М., Ясперса К. и других;

· философии прагматизма Дьюи Д., Джемса У., Пирса С., философии синергетизма Моисеева Н.И., Пригожина И., Хаккена Г. и других;

· общим вопросам методологии педагогической науки Загвязинский В.И., Лернер И.Я., Скаткин М.Н. и другие;

· вопросам гуманистической психологии и педагогики Маслоу А., Олпорта Г., Роджерса К., Фромма Э. и других;

· проблеме деятельностного подхода в образовании Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. и других;

· концепции и идеи индивидуализации образования и тьюторского сопровождения в образовании (Ковалева Т.М., Прозументова Г.Н., Суханова Е.А., Тубельский А.Н., Фрумин И.Д. и другие);

· представления о самоопределении в контексте социализации личности (Абульханова-Славская К.А., Бернс Р., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Гребенюк Т.Б., Гребенюк О.С., Петровский В.А.и другие);

· исследования содержания и принципов деятельности инновационных образовательных учреждений (Адамский А.И., Поташник М.М., Ушакова К.М., Шамова Т.И., Ямбург Е.А. и другие).

Методы исследования. В соответствии с логикой данного исследования, поставленными целями и задачами, в соответствии с выдвинутой гипотезой использовался комплекс взаимодополняющих методов:

· теоретические методы: теоретический анализ и синтез научной литературы, нормативно-правовых документов, обобщение опыта функционирования и развития инновационных образовательных учреждений в условиях индивидуализации образовательного процесса на старшей ступени обучения;

· эмпирические методы: анкетирование, опрос, тестирование, изучение документации общеобразовательных учреждений и их образовательной практики, результатов их деятельности (праксиметрический метод), наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент;

· статистические методы: количественная и качественная обработка данных, полученных в результате исследования, множественное сравнение.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись семь сельских общеобразовательных учреждений Верхнекетского и Молчановского районов Томской области: МОУ «Клюквинская СОШ», МОУ «Белоярская СОШ №1», МОУ «Белоярская СОШ №2», МОУ «Молчановская СОШ №2», МОУ «Степановская СОШ», МОУ «Сайгинская СОШ», МОУ «Катайгинская СОШ».

Исследование проводилось в три этапа иосуществлялось в период с 2003 по 2009 годы:

Первый этап (2003-2004 гг.) – поисково-теоретический. На данном этапе проводился анализ теоретических источников по проблеме исследования в работах отечественных и зарубежных ученых, изучались теоретические основы проведения педагогического исследования и педагогического эксперимента.

Второй этап (2005-2007 гг.) – экспериментально-аналитический. На данном этапе исследования осуществлялась опытно-экспериментальная работа, внедрялась программа индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской общеобразовательной школы в 7 общеобразовательных школах Верхнекетского района Томской области. Разворачивался констатирующий этап эксперимента, а затем и формирующий этап.

Третий этап исследования (2008-2009 гг.) – обобщающий (итоговый). На данном этапе осуществлялись анализ и обобщение результатов педагогической деятельности, осуществлялась проверка достоверности полученных в ходе формирующего эксперимента данных.

Научная новизна исследования: состоит в том, что были выявлены и описаны педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах массовой сельской общеобразовательной школы, выявлена значимость и актуальность индивидуализации для инновационного преобразования школы в соответствии с требованиями времени. Кроме того, при проведении исследования:

· было уточнено понятие «педагогические условия индивидуализации образовательного процесса», которое в общем виде определяется как условия, обстоятельства, благоприятствующие формированию и развитию личности в образовании, стремлению к самовыражению через творческую образовательную деятельность;

· были определены цели и задачи индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской общеобразовательной школы, выявлены и описаны предполагаемые результаты индивидуализации;

· выявлены и описаны педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы, способствующие более качественному удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.

Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что:

- Данное исследование позволило расширить и уточнить толкование понятия «индивидуализация образовательного процесса» в новых социальных условиях, определены оптимальные педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы.

- Уточненные в ходе исследования понятия могут быть использованы при моделировании инновационных процессов в общеобразовательной школе, при разработке образовательными учреждениями программ инновационного развития и в дальнейших научных исследованиях.

- Научные результаты заметно пополняют представления об особенностях индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы и могут служить основой для проведения дальнейших научных исследований образовательного процесса теоретической и практико-ориентированной направленности в рамках рассматриваемой в данной диссертации проблемы.

Практическая значимость исследования: связана с возможностью широкого использования результатов исследования в массовой образовательной практике функционирования и развития сельских общеобразовательных учреждений, что позволит значительно повысить эффективность образовательной деятельности сельских образовательных учреждений и эффективность реализации Концепции профильного обучения. Полученные результаты могут быть использованы при формировании образовательной политики, а также при планировании и организации инновационной деятельности в сельских образовательных учреждениях.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов данного диссертационного исследования обеспечена опорой на совокупность методологических и теоретических позиций, связанных с целостным подходом к исследуемой проблеме, использованием теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих логике, целям, задачам и уровню проведенного исследования. Выводы исследования непротиворечивы, доказательны и логичны, результаты исследования были широко апробированы.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Индивидуализация образовательного процесса в старших классах сельской школы есть способ обеспечения каждому школьнику права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив. Индивидуализация образовательного процесса в старших классах сельской школы будет возможной и эффективной при условии:

· привлечение обучающихся к формированию учебного плана школы;

· вариативности образования в сельской школе;

· открытости образования в сельской школе за счет взаимодействия образовательного учреждения с организациями-партнерами, т.е образовательными учреждениями общего и профессионального образования из других населенных пунктов, с учреждениями культуры и иными учреждениями, способными выполнять образовательные функции;

· тьюторского сопровождения продвижения сельских старшеклассников по индивидуальным образовательным траекториям и при ряде других условий.

2. Индивидуализация образовательного процесса в старших классах сельской школы включает в себя:

- инновационный опыт взаимодействия педагогов со старшеклассниками в образовательной практике для формулирования обучающимися своих образовательных целей, задач, планов и ожидаемых результатов;

- создание условий для порождения старшеклассниками инициатив, направленных на реализацию собственных образовательных планов;

- овладение и использование тьюторского сопровождения образовательной деятельности старшеклассников;

Целью и задачами индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы являются: обеспечение каждому сельскому старшекласснику права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, содержания образовательной деятельности, формирование инициативной, самостоятельной личности, формирование субъектной позиции у сельских обучающихся, предоставление возможности сельскому старшекласснику реализовать потребность в самоактуализации через образовательную деятельность, приобретение опыта взаимодействия сельского школьника с различными проблемными ситуации и опыт успешного их разрешения, удовлетворение индивидуальных образовательных запросов и потребностей сельских старшеклассников.

Наиболее значимыми результатами индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы являются сформированные у сельских старшеклассников самостоятельность, профессиональное и личностное самоопределение и самоактуализация.

3.На индивидуализацию образовательного процесса в старших классах сельской, на её эффективность будут влиять такие характерные черты сельской школы, как стихийная интегративность, малочисленность, невысокая доля обучающихся на одного педагога, особая психологическая атмосфера, знание сельским педагогом своих подопечных и членов их семей и другие.

4.Индивидуализация образовательного процесса в старших классах соответствует особенностям старшего школьного возраста и создает условия для развития школьников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...