Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности обеспечения безопасности труда врачебного состава




Безопасность труда врачей можно обеспечить путем научно обоснованного совершенствования технологии лечебного процесса и строгого соблюдения технологической дисциплины.

Совершенствование технологии лечебного процесса предусматривает рационализацию устройства и оснащения помещений стоматологических подразделений, совершенствование конструкции стоматологического оборудования и инструментария, создание и производство безвредных пломбировочных и зуботехнических материалов, разработку инновационных методов и способов диагностики, лечения и протезирования, а также разработку безвредных для здоровья персонала режимов работы.

Технологическая дисциплина, в свою очередь, обеспечивается надлежащей теоретической и практической подготовкой специалистов, подбором и расстановкой кадров, финансированием, материально-техническим оснащением, организационно-методическим обеспечением и производственным контролем лечебно-диагностического процесса.

В этом комплексе мер по обеспечению охраны и безопасности труда, особенно в вопросах обеспечения технологической дисциплины, ведущую позицию занимает врач. Именно от его сознательности, образованности, принципиальности и требовательности зависит наличие или отсутствие факторов риска в процессе профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность врача должна осуществляться с минимальным ущербом для его здоровья.

Это может быть достигнуто, если:

- врач работает в помещениях устроенных и оснащенных в соответствии с санитарными нормами и правилами;

- в рабочих помещениях оптимальный микроклимат и чистый (безвредный) воздух;

- рабочие места рационально освещены;

- врач применяет способы и приемы защиты от патогенных факторов.

Для обеспечения безопасности своего труда врачу уже на стадии овладения профессией необходимо хорошо изучить наиболее часто возникающие патогенные ситуации и меры по их предупреждению и ликвидации.

1. Ряд медицинских аппаратов (турбины, бормашины и др.) создают неблагоприятный для органа слуха высокочастотный шум, который может привести через 3 года работы к профессиональной односторонней тугоухости.

Меры безопасности:

- звукоизоляция и размещение компрессора турбины вне кабинета;

- запрет на использование неисправных установок;

- использование мягких противошумных вкладышей ("Беруши");

- ограничение времени воздействия высокочастотного шума, чередование периодов шумовой нагрузки и отдыха слухового аппарата.

2. Работа с ультразвуковой аппаратурой (диагностической, физиотерапевтической, хирургической) создает условия воздействия ряда вредных факторов производственной среды: ультразвуковая вибрация при контактной передаче и передающаяся воздушным путем, статическое и динамическое напряжение мышц кисти и верхнего плечевого пояса при однотипных движениях, загрязнение рук контактными смазками, используемыми для улучшения акустического контакта с источником ультразвука. Ультразвуковая вибрация способствует возникновению вестибулярных нарушений, повышению тонуса и снижению интенсивности кровенаполнения сосудов головного мозга и других нежелательных изменений.

Для защиты рук от воздействия ультразвука при контактной передаче и от контактных смазок необходимо работать в перчатках, не пропускающих влагу и смазку. Важным для снижения опасного воздействия вибрации на организм человека является правильная организация режима труда и отдыха, теплые ванночки для рук, массаж, витаминизация и др.

3. Зрительно-мануальная работа врача без соблюдения правил зрительной работы может привести к перенапряжению зрения и снижению зрительной работоспособности. Особо высокие нагрузки на зрительный анализатор оказывает работа с малым операционным полем (около 1 кв. см) и объектами различения порядка 0,1-0,3 мм.

Профилактические меры:

подбор рабочей части стоматологического инструмента в наиболее освещенном месте кабинета;

раздельное хранение инструментов разных размеров и назначения;

использование цветной маркировки инструментария;

работа со светоотверждаемыми материалами только в 1-ю (утреннюю) смену;

соблюдение количественных нормативов установки пломб из композитных материалов в зависимости от сложности работы.

4. При пломбировании зубов гелиокомпозитами, светоотверждаемыми пластмассами и другими фотополимерами стоматологи применяют ультрафиолетовые фотополимеризаторы (гелиевые лампы и другие). Их излучение отрицательно влияет на остроту зрения и время ее восстановления, контрастную чувствительность, устойчивость цветового зрения и спектральную чувствительность глаз.

Для снижения зрительного утомления врача в процессе работы с гелиокомпозитами необходимо использовать защитные очки с желтым или оранжевым светофильтром и периодически переключаться на другую работу, не требующую напряжения зрения (после 16-20 засветов гелиевой лампы необходим отдых на 30 минут).

5. В современной стоматологической практике врачи лечение зубов и подготовку их к протезированию, как правило, осуществляют под рентгенологическим контролем. Простота управления дентальными рентгеновскими аппаратами позволяет врачу проводить рентгеностоматологические исследования самостоятельно.

Меры радиационной безопасности:

соблюдение принципа обоснования при назначении рентгеностоматологического исследования;

управление дентальными рентгеновскими аппаратами осуществлять с помощью выносного пульта управления на расстоянии не менее 2,5 м от рентгеновского излучателя;

выполнение требований по охране труда с рентгеновским излучением (наличие организационно-методических документов: приказ об отнесении работающих лиц к персоналу групп А и Б при проведении рентгеностоматологических исследований, приказ о допуске персонала к проведению рентгеностоматологических исследований, приказ о назначении лица, ответственного за радиационную безопасность, учет и хранение рентгеновских аппаратов, производственный радиационный контроль, инструкция по обеспечению радиационной безопасности при рентгеностоматологических исследованиях, приказ о перечне эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования, подлежащих контролю, карточки учета индивидуальных доз облучения персонала, контрольно-технический журнал на рентгеновский аппарат, инструкция по охране труда для персонала рентгеновских отделений, журнал учета инструктажей персонала по радиационной безопасности, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с рентгеновским аппаратом санитарным правилам, радиационно-гигиенический паспорт организации; предварительные и периодические медицинские осмотры; подготовка и аттестация по вопросам обеспечения радиационной безопасности руководителей и исполнителей работ, специалистов служб радиационной безопасности, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками излучения; инструктажи и проверка знаний персонала в области радиационной безопасности; применение индивидуальных средств защиты; ограничение времени работы с источниками излучения; систематический контроль радиационной обстановки на рабочих местах и в соседних помещениях; информирование персонала об уровнях излучения на рабочих местах и об индивидуальных дозах облучения).

6. В процессе лечения и протезирования зубов врачи-стоматологи вынуждены контактировать с медикаментами, стоматологическими и зуботехническими материалами, вызывающими аллергию у чувствительных лиц. Начальные проявления аллергической реакции - сухость кожи. Продолжительный контакт с аллергенами и частое мытье рук, способствующее сухости кожи, могут провоцировать развитие дерматитов, экземы, крапивницы, а также - бронхиальной астмы, хронических колитов, миокардитов и других изменений со стороны внутренних органов.

Меры безопасности:

абитуриентам, избирающим стоматологию своей специальностью, необходимо пройти аллергологическое обследование (чаще всего бывает повышенная чувствительность к антибиотикам, акрилатам, новокаин и гипсу) и осуществлять выбор профессии в соответствии с особенностями организма;

избегать контакта с возможным аллергеном, а если это невозможно, то исключить непосредственный контакт - использовать инструменты и защитные перчатки (возможны аллергические реакции при контакте с латексом!);

- выполнять правила ухода за кожей рук (мыть руки водой комнатной температуры, использовать нейтральные сорта мыла, после мытья тщательно просушивать руки индивидуальным или одноразовым полотенцем, не допускать химического и биологического загрязнения, после контакта рук с хлорсодержащими препаратами обрабатывают кожу 1% раствором гипосульфита, перед работой и на ночь втирать питательные кремы).

7. Ртуть и мышьяк, относящиеся соответственно к 1-у и 2-у классам опасности, являются неотъемлемыми элементами некоторых стоматологических технологий.

Работа с ними и другими химическими веществами требует осторожности, внимания и соблюдения мер безопасности. Химические вещества следует хранить в специально отведенных вентилируемых местах, при контакте с ними необходимо использовать соответствующие средства индивидуальной защиты и мыть руки после контакта, не курить и не принимать пищу на рабочем месте. При работе с амальгамами особенно тщательно выполнять правила безопасности (применять амальгамосмеситель, амальгамосмеситель и запасы ртути хранить в вытяжном шкафу, при разливе ртути ее немедленно собирать с помощью медной проволочной кисточки в сосуд с водой или подкисленным раствором перманганата калия, загрязненное место подвергать демеркуризации подкисленным раствором перманганата калия или 20%-м раствором хлорного железа, еженедельно проводить контроль воздуха стоматологического кабинета на содержание паров ртути с помощью индикаторных бумажек Полежаева).

8. На прием к врачу-стоматологу обращаются пациенты с хроническими инфекционными болезнями (туберкулез легких, венерические заболевания и др.), носители патогенных бактерий и вирусов, пациенты в скрытой фазе острого инфекционного заболевания. Поэтому стоматологи должны рассматривать любого пациента как потенциально инфицированного и соблюдать все меры предосторожности для недопущения передачи патогенных микробов от пациента к врачу:

использовать санитарно-гигиеническую одежду и индивидуальные средства защиты (перчатки, маски, респираторы, очки, фартук);

целенаправленно опросить пациента (собрать эпидемиологический анамнез, определить степень биологической опасности пациента);

выполнять правила личной гигиены (все нарушения целостности кожи рук заклеить лейкопластырем, непосредственно перед контактом с пациентом провести гигиеническую дезинфекцию рук и надеть перчатки, после приема пациента вымыть руки мылом, после проведения гнойной операции или лечения биологически опасного пациента провести обработать кожу рук антисептиком);

повышать сопротивляемость своего организма (вакцинация, прием химиопрепаратов, общеукрепляющие меры).

9. Полость рта здорового человека содержит огромное количество микроорганизмов, являясь как бы естественным термостатом для их выращивания. В кариозных же полостях и при заболеваниях пародонта число видов и количество микроорганизмов возрастает во много раз. При обработке кариозной полости зуба с помощью бормашин образуется аэрозоль, который рассеивается не только в зоне дыхания врача, но и по всему помещению. Аэрозоль, создаваемый турбинными бормашинами, содержит патогенные микроорганизмы причинных зубов, ротовую жидкость, микроорганизмы - нормальные обитатели полости рта, мельчайшие частицы твердых тканей зуба, применяемые для смачивания наконечников масла и используемую для охлаждения воду. Мелкодисперсная фаза аэрозоля особенно биологически опасна, так как находится в воздухе продолжительное время, может распространяться на большие расстояния (до 30 м) и проникать в нижние отделы легких при попадании в организм присутствующих. Крупнодисперсная фаза аэрозоля менее опасна, поскольку, попадая в органы дыхания, оседает в верхних отделах бронхов. Обсемененность воздушной среды стоматологических кабинетов патогенными микроорганизмами способствует возникновению заболеваний органов дыхания, изменению иммунного статуса организма и повышению микробной обсемененности кожных покровов.

Меры безопасности:

общие (использование санитарно-гигиенической одежды и индивидуальных средств защиты, сбор эпидемиологического анамнеза и определение степени биологической опасности пациента, выполнение правил личной гигиены, повышение сопротивляемости организма);

обеззараживание воздуха стоматологического кабинета (ультрафиолетовое облучение, сквозное проветривание, приточно-вытяжная вентиляция);

немедленная дезинфекция и стерилизация инструментов и оборудования;

текущая, заключительная и генеральная уборка помещения с применением дезинфицирующих препаратов и ультрафиолетового облучения.

Использование респираторов вместо обычных тканевых масок и антисептическая обработка открытых участков кожи (рук, лица, шеи, груди) особенно необходимы при высокой биологической опасности пациента и сниженной сопротивляемости организма врача.

10. Врачи-стоматологи подвергаются риску профессионального инфицирования (инфекционного производственного травматизма) наряду с персоналом гематологических, реанимационных, хирургических отделений и отделений гемодиализа, процедурных кабинетов и заготовочных крови и ее компонентов. При случайных контактах с кровью и тканевыми жидкостями возможно заражение вирусами имуннодефицита человека (ВИЧ), гепатитов В и С, онковирусами. Вероятность заражения увеличивается при нарушении целостности кожных покровов врача при проведении манипуляций и при контакте с мелким режуще-колющем стоматологическим и хирургическим инструментарием, отсутствии искусственного иммунитета, игнорировании мер профилактики и защиты, также при несвоевременном оказанием первой помощи при контакте с кровью и тканевыми жидкостями пациентов.

Меры безопасности:

общие (использование санитарно-гигиенической одежды и индивидуальных средств защиты, сбор эпидемиологического анамнеза и определение степени биологической опасности пациента, выполнение правил личной гигиены, повышение сопротивляемости организма);

первая помощь при повреждениях кожи рук врача в условиях контакта с кровью, тканевыми жидкостями, тканями и экскрементами пациента (не снимая перчаток вымыть руки проточной водой с мылом, снять перчатки, выдавить из ранки кровь, вымыть руки с мылом и обработать ранку 5 % спиртовой настойкой йода, обратиться к врачу-специалисту за консультацией).

11. В процессе работы врачи-стоматологи подвергаются воздействию физических нагрузок в основном из-за вынужденных нерациональных поз и позиций. Поза стоя приводит к постоянной и значительной статической нагрузке на нижние конечности и позвоночник, что способствует возникновению застойных явлений и тромбофлебитов в венозном русле нижних конечностей, органах брюшной полости, малого таза, нарушению осанки в виде кифоза, сколиоза, кифосколиоза. Положение сидя является более рациональным, однако удовлетворительным можно считать динамическое положение тела врача-стоматолога во время работы, когда около 60% рабочего времени врач находится в положении сидя, выполняя кропотливые длительные манипуляции, требующие точности движений, а остальное время - стоит или передвигается по кабинету. Наиболее благоприятным является прямое положение спины врача с опорой на спинку стула, ступни ног плотно прилегают к полу, ноги расслаблены, бедра располагаются параллельно полу, руки, по возможности, располагаются в естественном положении и слегка согнуты в локтях. Однако рабочие позы с наклоном и изгибом позвоночника занимают у стоматологов более 80% рабочего времени. В результате развивается быстрое утомление мышц спины, рук и ног, усугубляются негативные изменения в позвоночнике и внутренних органах.

Меры безопасности:

применять наиболее рациональные рабочие позиции (принцип "расположения часовой стрелки");

использовать мебель, соответствующую гигиеническим требованиям (например, стул должен иметь спинку для опоры спины, высота сиденья должна быть регулируемой, стул должен иметь подставку для ног и ролики, свободно передвигаться и прочно фиксироваться на определенном месте под действием силы тяжести тела врача);

использовать рабочую обувь, соответствующую гигиеническим требованиям (должна быть сменной, свободной, с широким устойчивым каблуком высотой 2-3 см, недопустимо работать в обуви на высоком каблуке или в тапочках без каблука);

применять способы снятия утомления и стимуляции мышечного и нервно-мышечного аппарата (грелка-аппликатор, самомассаж, вибромассажные установки и электромассажные аппараты, биокорректоры, электрические нейростимуляторы, гимнастические упражнения).

Для сохранения и поддержания физической работоспособности целесообразно проводить корректировку режима труда и отдыха врачей-стоматологов.

12. Ежедневно в течение своей профессиональной деятельности врачи-стоматологи контактируют с пациентами, возбужденными острой зубной болью и боязнью предстоящих болезненных манипуляций в полости рта. Эмоциональное возбуждение пациента, как правило, передается врачу. Некоторые пациенты не только ведут себя беспокойно, но и мешают врачу выполнять необходимые манипуляции, что, естественно, вызывает раздражение. По данным научных исследований у врачей-стоматологов еще до начала рабочей смены развивается нервно-эмоциональное напряжение, которое проявляется в учащении пульса до верхней границы нормы и повышении артериального давления повышается.

Действенными мерами снижения влияния этого фактора на здоровье стоматолога являются хороший психологический контакт с пациентом, а также применение современных средств анестезии и (в случае необходимости) назначение пациенту транквилизатора до начала процесса лечения.

В целях создания оптимальных условий для быстрого и эффективного снятия эмоционального перенапряжения, восстановления работоспособности, проведения психотерапевтических и психогигиенических мероприятий в стоматологических поликлиниках рекомендуется создание кабинетов психологической разгрузки, основной задачей которых является восстановление психической работоспособности в стадии развивающегося утомления.

Для сохранения и поддержания психической работоспособности врачей любого профиля целесообразно проводить корректировку режима труда и отдыха.

 

Заключение

Таким образом, безопасность, охрана труда медицинских работников создается и поддерживается систематическим проведением мероприятий по предотвращению влияния на человека неблагоприятных факторов медицинской среды и постоянным выполнением правил безопасности всеми должностными лицами и пациентами без исключения. Данное положение включено в должностные инструкции и является первейшей обязанностью каждого работника. Никто не может быть принят на работу без предварительной проверки знаний техники безопасности и соответствующего инструктажа.

Каждый работник медицинской организации обязан избегать контактов с вредными факторами, а администрация обязана организационно и материально обеспечить выполнение работниками правил личной гигиены и безопасности, создать условия для оказания в аварийных ситуациях первой и первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме.

Тестовые задания

Выберите один или несколько правильных ответов

1. ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ПРАВИЛО, ЯВЛЯЮТСЯ

1) управление охраной труда

2) обучение и профессиональная подготовка работников в области охраны труда

3) предупреждение несчастных случаев и нарушения здоровья работников

4) контроль соблюдения нормативных требований охраны труда

5) привлечение к административной и уголовной ответственности нарушителей требований охраны труда

2. ИНСТРУКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ (ИНСТРУКТАЖИ) ПО ОБУЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫМ СПОСОБАМ И ПРИЕМАМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ МОГУТ БЫТЬ

1) заключительными

2) вводными

3) первичными

4) повторным

5) внезапными

 

3. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПРОВОДИТСЯ

1)лицам, принимаемым на временную работу

2) студентам и стажерам, обучающимся в медицинской организации

3) с высшим профессиональным образованием по специальности

4) со стажем работы в такой же должности более 25 лет

5) лично знакомым главному врачу

 

4. РАБОТНИКОВ, ОТКАЗЫВАЮЩИХСЯ ОТ ПРОХОЖДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ

1) штрафуют

2) подвергают аресту

3) не допускают к работе

4) не пускают в очередной отпуск

5) направляют на принудительное обследование

 

5. ПРИ УКОЛАХ И ПОРЕЗАХ ВО ВРЕМЯ МЕДИЦИНСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ НЕОБХОДИМО СРОЧНО

1) обратиться к врачу

2) снять перчатки, вымыть руки с мылом, выдавить из ранки кровь и обработать ранку 5 % спиртовой настойкой йода

3) снять перчатки, вымыть руки проточной водой с мылом, выдавить из ранки кровь и обработать ранку 5 % спиртовой настойкой йода

4) не снимая перчаток вымыть руки проточной водой с мылом, снять печатки, выдавить из ранки кровь, вымыть руки с мылом и обработать ранку 5% спиртовой настойкой йода

5) продолжать выполнять свои должностные обязанности

 

6. ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ПАЦИЕНТОВ ВРАЧУ НЕОБХОДИМО ПРОЯВЛЯТЬ ПОСТОЯННУЮ БДИТЕЛЬНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ

1) радиационной опасности

2) биологической опасности

3) химической опасности

4) опасности вооруженного нападения

5) проявлений неадекватных психических реакций пациента

7. СТИРКУ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОДЕЖДЫ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА НЕОБХОДИМО ПРОВОДИТЬ

1) индивидуально в специально выделенных помещениях лечебно-диагностических отделений

2) централизовано в прачечных отдельно от белья пациентов

3) индивидуально в домашних условиях

4) по усмотрению медицинских работников

5) в строгом соответствии с указаниями руководителя медицинской организации

 

8. В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ГЕЛИОКОМПОЗИТАМИ ДЛЯ ПРЕДУАРЕЖДЕНИЯ УТОМЛЕНИЯ ГЛАЗ ВРАЧУ-СТОМАТОЛОГУ ДОСТАТОЧНО

1) периодически переключаться на другую работу (после 16-20 засветов гелиевой лампы необходим отдых на 30 минут)

2) использовать обычные очки

3) использовать защитные очки с желтым (оранжевым) светофильтром

4) использовать защитные очки с желтым (оранжевым) светофильтром и периодически переключаться на другую работу, не требующую напряжения зрения

5) делать массаж век

9. ВРАЧУ-СТОМАТОЛОГУ ВО ВРЕМЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ТУРБИННЫХ БОРМАШИН НАДЕЖНУЮ ЗАЩИТУ ОТ ВДЫХАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНОГО АЭРОЗОЛЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ

1) кратковременная задержка дыхания

2) четырехслойная марлевая маска

3) респиратор

4) ультрафиолетовое облучение помещения

5) проветривание кабинета

10. В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ФАКТОРАМИ РИСКА АЛЛЕРГИИ СЛУЖАТ

1) антибиотики

2) акрилаты

3) новокаин

4) гипс

5) латекс

Список рекомендуемой литературы

1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 г. № 68-ФЗ.

2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 12 января 2002 г. № 7-ФЗ.

3. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

5. Постановление Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 24 июля 1995 г. №738.

6. Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 мая 2007 г. № 304.

7. Государственный доклад Министерства РФ по делам ГО и РСЧС «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2003 г.». – М., 2004.

8. Государственный доклад Министерства РФ по делам ГО и РСЧС «О состоянии защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2004 году». // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2005. № 4.

9. Приказ Министерства просвещения СССР от 10 июля 1987 г. № 127 «Об утверждении правил по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ» // Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. 1987. № 34.

10. Приказ Министерства образования РФ от 16 марта 1993 г. № 2414 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений».

11. СанПиН 2.2.4.1191–03. Электромагнитные поля в производственных условиях. Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 февраля 2003 г. № 10.

12. СанПиН 2.2.2./2ЛЛ340– 03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118.

13. Акимов В. А. Надежность технических систем и техногенный риск. – М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2002.

14. Безопасность жизнедеятельности: сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций / под ред. M. M. Дзыбова. – М.: ДиК: ACT-ЛТД, 1998.

15. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. С. В. Белова. – М.: Высшая школа, 1999.

16. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. Э. А. Арустамова. – М.: ИД «ДАШКОВ и К°», 2001.

17. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / под ред. Л. А. Муравья. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

18. Александров Д. А. Наука и безопасность: историко-научные, методологические, историко-технические аспекты. – М.: Наука, 2001.

19. Бобок С. А. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территории: учеб. пособие для вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». – М., 2002.

20. Васильев П. П. Безопасность жизнедеятельности. Экология и охрана труда. Количественная оценка и примеры: «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. – М.: ЮНИТИ, 2003.

21. Девисилов В. Шум и вибрация // Основы безопасности жизнедеятельности. 2005. № 8.

22. Девисилов В. Электромагнитная безопасность // Основы безопасности жизнедеятельности. 2006. № 1.

23. Еремин M. H. Прогноз, оценка и управление авариями на трубопроводном транспорте. – Оренбург, 2000.

24. Еремин M. H. Оценка риска и управление безопасностью территорий региона. – Екатеринбург: УрО РАН, 2003.

25. Загребин В. Защита от электромагнитных излучений: методические материалы // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2005. № 1.

26. Кукин П. П. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: учеб. пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2002.

27. Крючек Η. Α., Кузнецов М. П., Латчук В. Н. Петров С. В. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях. – М.: ЭНАС, 2008.

28. Макашев В. А. Чрезвычайные и опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. 4-е изд., испр. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006.

29. Мироненко С. Профилактика пожаров в школе // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2003. № 7–8.

30. Межотраслевые правила по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации элетроустановок в вопросах и ответах: пособие для изучения и подготовки к проверке знаний. – М.: ЭНАС, 2008.

31. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций в вопросах и ответах: пособие для изучения и подготовки к проверке знаний. – М.: ЭНАС, 2008.

32. Петров С. О концепции безопасности образовательных учреждений // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2003. № 8.

33. Петров С. В. Концепция безопасности образовательного учреждения // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. №10.

34. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. – М.: ЭНАС, 2006.

35. Петров С. В. Актуальные задачи развития преподавания БЖ // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности. Материалы Всероссийской научно-практ. конф. – Ярославль, 2004.

36. Петров С. В., Бубнов В. Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практ. пособие. – М.: ЭНАС, 2008.

37. Петров С. В. Действия при дорожно-транспортных происшествиях: практ. пособие. – М.: ЭНАС, 2008.

38. Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий: ВППБ 01–02–95. 3-е изд. с изм. и доп. – М.: ЭНАС, 2008.

39. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). – М.: ЭНАС, 2008.

40. Репин Ю. В. Безопасность и защита человека в ЧС: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Дрофа, 2005.

41. Старостенко А. Безопасность техногенного характера: конспект лекций для педагогических вузов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2003. № 9–12.

42. Сергеев В. Когда рак на горе свистнет: насколько вредны и опасны «мобильники» // Основы безопасности жизнедеятельности. 2005. № 6.

43. Фролов М. П., Литвинов Е. П., А. Т. Смирнов, Ю. Ю. Корнейчук, Н. П. Красинская, Б. Н. Мишин, С. В. Петров. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ACT., 2003.

44. Форштат М. Дети на дорогах // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. № 6.

45. Форштат М. Детский дорожно-транспортный травматизм // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2006. № 3–4.

46. Хван Т. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-н/Д: Феникс, 2002.

47. Ястребов Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учеб. пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по медицинским специальностям. – Ростов-н/Д: Феникс, 2002.

Примечания

Ранее действовавшая классификация (введенная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1094) подразделяла чрезвычайные ситуации на локальную, местную, территориальную, региональную, федеральную и трансграничную.

Эпидемия – массовое распространение инфекционного заболевания людей в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости этой болезнью.

Эпизоотия – массовое распространение инфекционного заболевания животных в какой-либо местности, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости.

Эпифитотия – поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями.

LC50 – концентрация, вызывающая гибель 50% животных, подвергнутых воздействию. Первая буква в обозначении происходит от лат. letalis – летальный, смертельный исход.

Адиабатический процесс – термодинамический процесс, при котором система не получает извне теплоты и не отдает ее, т. е. имеет теплоизоляционную (адиабатную) оболочку.

Паскаль (1 Па = 1 Н/м2 – ньютон на квадратный метр) – единица давления и механического напряжения в системе СИ, названная в честь Блеза Паскаля, французского философа, физика, математика. Часто используется и другая единица давления – 1 кгс/см2 – килограмм-сила на квадратный см, 1 кгс/см2 = 100 кПа (килопаскалей).

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

 Глава 1 Научные основы безопасности жизнедеятельности человека

 1.1. Наука о безопасности жизнедеятельности

 1.2. Образование в области безопасности жизнедеятельности

 1.3. Перспективы развития систем обеспечения жизнедеятельности

 Контрольные вопросы и задания

 Глава 2 Последствия воздействия техносферы на природную среду

 2.1. Техногенное загрязнение биосферы

 2.2. Техногенное загрязнение природной среды

 2.3. Техногенные опасности в экономике России

 Контрольные вопросы и задания

 Глава 3 Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера

 3.1. Понятие об опасных и чрезвычайных ситуациях в техносфере

 3.2. Виды опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера

 Контрольные вопросы и задания

 Глава 4 Происшествия с выбросом химически опасных веществ

 4.1. Химически опасные вещества

 4.2. Химически опасные объекты и аварии на них

 4.3. Аварийно-спасательные работы на химически опасных объектах

 4.4. Мероприятия по снижению последствий аварий на химически опасных объектах

 4.5. Состояние химически опасных объектов в России

 Контрольные вопросы и задания

 Глава 5 Происшествия с выбросом радиоактивных веществ

 5.1. Ионизирующее излучение

 5.2. Радиационно опасные объекты и аварии на них

 5.3. Уровень радиации и предельно допустимые дозы облучения

 5.4. Мероприятия по предотвращению радиационных аварий, снижению потерь и ущерба

 5.5. Защита населения от ионизирующих излучений

 5.6. Радиационные происшествия в России

 Контрольные вопросы и задания

 Глава 6 Взрывы на производственных объектах

 6.1. Взрывы и их поражающее действие

 6.2. Взрывоопасные вещества

 6.3. Взрывоопасные объекты и аварии на них

 6.4. Взрывозащита систем повышенного давления

 6.5. Государственный надзор за взрывоопасными объектами

 6.6. Состояние взрывоопасных объектов в России

 Контрольные вопросы и задания

 Глава 7 Пожары

 7.1. Пожар и горение

 7.2. Горючие вещества

 7.3. Пожаро– и взрывоопасные объекты

 7.4. Меры противопожарной безопасности

 7.5. Локализация и тушение пожаров

 7.6. Эвакуация из зоны пожара

 7.7. Пожарная обстановка в России

 Контрольные вопросы и задания

 Глава 8 Опасные и чрезвычайные ситуации на транспорте

 8.1. Железнодорожный транспорт

 8.2. Автомобильный транспорт

 8.3. Воздушный транспорт

 8.4. Водный транспорт

 8.5. Метрополитен

 8.6. Аварийность на российском транспорте

 Контрольные вопросы и задания

 Глава 9 Гидродинамические аварии

 9.1. Гидротехнические сооружения

 9.2. Гидродинамические аварии

 9.3. Защита населения от последствий гидродинамических аварий

 9.4. Состояние гидротехнических сооружений в России

 Контрольные вопросы и задания

 Глава 10 Опасности техногенного характера в быту и жилищно-коммунальном хозяйстве

 10.1. Системы жизнеобеспечения

 10.2. Безопасность при использовании газа

 10.3. Электрическая безопасность

 10.4. Электромагнитная безопасность

 10.5. Компьютер и здоровье

 10.6. Опасные вещества и средства бытовой химии

 10.7. Шум и его воздействие на человека

 10.8. Состояние систем жизнеобеспечения в России

 Контрольные вопросы и задания

 Глава 11 Устойчивость производственных объектов в чрезвычайных ситуациях

 11.1. Функционирование производственных объектов в условиях чрезвычайной ситуации

 11.2. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования производственных объектов

 Контрольные вопросы и задания

 Глава 12 Способы коллективной и индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях техногенного происхождения

 12.1. Защита населения в чрезвычайных ситуациях

 12.2. Организация <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...