Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы развития национальных систем специального образования ( по Н.Н. Малофееву )

Москва, МГППУ, 2002 год

 

 


 

 

Содержание

От автора

Опорная таблица 1. Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н.Малофееву).

· Периоды эволюции

· Ценности и цели периода

· Достижения в области развития гражданских прав и свобод

Опорная таблица 2. Этапы развития национальных систем специального образования (по Н.Н. Малофееву)

· Периоды эволюции

· Этапы развития систем

· Хронология по Западной Европе

· Россия

Опорная таблица 3. Особенности отечественной истории эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н. Малофееву)

· Хронологические особенности

· Содержательные особенности

Опорная таблица 4. Ключевые вопросы этапов эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии

· Ключевые вопросы этапа

· Специалисты, предпринимающие попытки отвечать на эти вопросы.

· Терминология

Опорная таблица 5. Психология между прошлым и будущим специального образования

· Предмет внимания по преимуществу.

· Задачи психологии.

· Психологические специализации и, специальности и службы.

· «Инструменты» и методы изучения и психологической помощи

 


От автора

 

Это пособие адресовано студентам факультета психологического консультирования, осваивающим курс «Специальная психология». Отечественная специальная психология рассматриваетсяв курсекак область психологии, становление которой происходило в рамках развития дефектологии, в контексте развития отечественной системы специального образования, в тесной связи с эволюцией отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии.

Так уж получилось, что ваше знакомство со специальной психологией как учебным предметом по времени совпало с кризисным периодом в развитии специальной психологии как области научных исследований. В этот период, сложный, но продуктивный как для науки, так и для зарождающейся практики, пересматривается понятийный аппарат, переосмысливаются достижения прошлых лет, меняется характер взаимосвязей со смежными областями знаний, перестраивается взаимодействие науки и практики, пересматриваются исследовательские приоритеты и методология научных исследований. Работая в смежных со специальной психологией областях, вы обязательно столкнетесь с разнообразными проявлениями этого кризиса. Чтобы научиться ориентироваться в возникающих в связи с этим проблемных ситуациях, необходимо овладеть профессиональными «инструментами» их анализа. К таким «инструментам», безусловно, можно отнести разработанные доктором педагогических наук, членом-корреспондентом РАО Н.Н. Малофеевым периодизацию эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии и периодизацию развития национальных систем специального образования (Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.-М.1996, а также –производная от них периодизация развития специальной психологии.

Пособие в виде опорных таблиц поможет вам освоить данные «инструменты» анализа и осмыслить социо-культурную обусловленность целей, задач, технологий, терминологии специальной психологии, а также ее связь со смежными дисциплинами

Это необходимо для становления и развития профессиональной культуры мышления психолога.

Опорная таблица 1

«В эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии все западноевропейские страны прошли выделенные нами периоды эволюции и пережили их в соотносимые исторические сроки: сначала избавлялись от неполноценных уродов, затем защищали себя от ущербных, потом начали опекать и обучать аномальных, наконец, поднялись до признания лиц с нарушениями в развитии такими же гражданами, как все. А сегодня готовы признать право людей с проблемами быть не такими как все, отличными от большинства».

(Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.-М.1996)

 

Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии

(по Н.Н. Малофееву)

Периоды эволюции Отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии I.От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. II. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых. III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых. IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех V. От изоляции к интеграции
Хронология по ЗЕ VIII в. д.н.э. – XIII в. XIII – XVIII вв. XVIII – нач. XX в. нач. XX в.– 70–е г.г. 70-е гг. ХХ в. -?
Россия X – XVIII вв. XVIII – XIX вв. 1801-1930 1930 - 1991 1991 -?
Ценности и цели периода эволюции   Опасливое отторжение калеки как чужого. Игнорирование.   Зарождение христианского милосердия, церковного призрения.   Отторжение инвалида ради блага общества.   Христианское милосердие и благотворительность при отказе инвалидам в гражданских правах.   Обеспечить призрение, изолировав инвалидов от общества.   Свобода, равенство, право на труд.   Филантропия, общественное и государственное призрение.   «Исправление» инвалида, его обучение. Цель: сделать его способным прокормиться своим трудом. Формальное распространение на инвалидов гражданских прав и свобод. Признание их права на социальную помощь, общее и профессиональное образование. Приспособление инвалида к жизни в обществе «культуры полезности». Реабилитация и социальная адаптация   Политкорректность, толерантность. Приспособление общества «культуры достоинства» к проблемам граждан с ограниченными возможностями. Ценность развития и максимально возможной самореализации для всех. Социальная и педагогическая интеграция.

 

Достижения в области развития гражданских прав и свобод   Признание за ребенком-инвалидом права на жизнь.   Признание гражданина, ставшего инвалидом, частично дееспособным.     Рост числа категорий населения, наделенных гражданскими правами и свободами, провоцирует внимание законодателя к инвалидам.   Светское призрение становится нормой.   Складываются предпосылки к формированию социальной политики.   Городские власти, бюргерство открывают приюты и убежища, защищая себя от «опасного меньшинства».   Частичное признание гражданских прав и свобод, в т.ч. права на медицинскую помощь, обучение грамоте, ремеслу.     Признание права на образование некоторых групп детей-инвалидов на школьное обучение.   Принятие законов о правах инвалидов на социальную и медицинскую помощь, образование.   Инвалид формально обретает большую часть гражданских прав, многими из которых, правда, не может воспользоваться в силу предубеждения общества, например, организаторов образования, работодателей и т.п.   Подавляющее большинство детей с отклонениями в развитии («обучаемые») получают право на школьное образовании.   Равные права на образование.   Право на выбор форм обучения, включая интеграцию.   Курс не ранее выявление, диагностику и помощь делает родителей особого ребенка полноправными участниками процесса воспитания и обучения.   Гарантии реализации особых образовательных потребностей в различных условиях обучения и воспитания.

Опорная таблица 2

«Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии;

Социо-культурные факторы детерминируют качественные преобразования и переходы от одного этапа становления государственной системы специального образования к другому, а также преобразования внутри каждого из этапов»

(Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.-М.1996)

Этапы развития национальных систем специального образования (по Н.Н. Малофееву)

Периоды эволюции Отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии I.От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения II. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых. IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех V. От изоляции к интеграции
Этапы развития системы специального образования (ССО)   Попытки индивидуального обучения глухих и слепых детей 1.Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии 2.Дифференциация ССО. Ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали 3.Перестройка организационных основ ССО на основе идей педагогической интеграции.   Раннее начало обучения (с первых месяцев жизни). Включение родителей. Индивидуализация  
Хронология по ЗЕ VIII в. д.н.э. – XIII в. XIII – XVIII вв. XVIII – нач. XX в. нач. XX в.– 70–е г.г. 70-е гг. ХХ в. -?
Хронология по России X – XVIII вв. XVIII – XIX вв. 1801-1930 1930 - 1991 1991 -?

Опорная таблица 3.

«Россия проходит все те же содержательные периоды в становлении отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, что и Западная Европа, однако в более поздние исторические сроки и в принципиально иных социо-культурных и экономических условиях…»

(Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.-М.1996)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...