Этапы развития национальных систем специального образования ( по Н.Н. Малофееву )
Москва, МГППУ, 2002 год
Содержание От автора Опорная таблица 1. Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н.Малофееву). · Периоды эволюции · Ценности и цели периода · Достижения в области развития гражданских прав и свобод Опорная таблица 2. Этапы развития национальных систем специального образования (по Н.Н. Малофееву) · Периоды эволюции · Этапы развития систем · Хронология по Западной Европе · Россия Опорная таблица 3. Особенности отечественной истории эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н. Малофееву) · Хронологические особенности · Содержательные особенности Опорная таблица 4. Ключевые вопросы этапов эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии · Ключевые вопросы этапа · Специалисты, предпринимающие попытки отвечать на эти вопросы. · Терминология Опорная таблица 5. Психология между прошлым и будущим специального образования · Предмет внимания по преимуществу. · Задачи психологии. · Психологические специализации и, специальности и службы. · «Инструменты» и методы изучения и психологической помощи
От автора
Это пособие адресовано студентам факультета психологического консультирования, осваивающим курс «Специальная психология». Отечественная специальная психология рассматриваетсяв курсекак область психологии, становление которой происходило в рамках развития дефектологии, в контексте развития отечественной системы специального образования, в тесной связи с эволюцией отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии.
Так уж получилось, что ваше знакомство со специальной психологией как учебным предметом по времени совпало с кризисным периодом в развитии специальной психологии как области научных исследований. В этот период, сложный, но продуктивный как для науки, так и для зарождающейся практики, пересматривается понятийный аппарат, переосмысливаются достижения прошлых лет, меняется характер взаимосвязей со смежными областями знаний, перестраивается взаимодействие науки и практики, пересматриваются исследовательские приоритеты и методология научных исследований. Работая в смежных со специальной психологией областях, вы обязательно столкнетесь с разнообразными проявлениями этого кризиса. Чтобы научиться ориентироваться в возникающих в связи с этим проблемных ситуациях, необходимо овладеть профессиональными «инструментами» их анализа. К таким «инструментам», безусловно, можно отнести разработанные доктором педагогических наук, членом-корреспондентом РАО Н.Н. Малофеевым периодизацию эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии и периодизацию развития национальных систем специального образования (Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.-М.1996, а также –производная от них периодизация развития специальной психологии. Пособие в виде опорных таблиц поможет вам освоить данные «инструменты» анализа и осмыслить социо-культурную обусловленность целей, задач, технологий, терминологии специальной психологии, а также ее связь со смежными дисциплинами Это необходимо для становления и развития профессиональной культуры мышления психолога. Опорная таблица 1 «В эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии все западноевропейские страны прошли выделенные нами периоды эволюции и пережили их в соотносимые исторические сроки: сначала избавлялись от неполноценных уродов, затем защищали себя от ущербных, потом начали опекать и обучать аномальных, наконец, поднялись до признания лиц с нарушениями в развитии такими же гражданами, как все. А сегодня готовы признать право людей с проблемами быть не такими как все, отличными от большинства».
(Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.-М.1996)
Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н. Малофееву)
Опорная таблица 2 «Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии;
Социо-культурные факторы детерминируют качественные преобразования и переходы от одного этапа становления государственной системы специального образования к другому, а также преобразования внутри каждого из этапов» (Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.-М.1996) Этапы развития национальных систем специального образования (по Н.Н. Малофееву)
Опорная таблица 3. «Россия проходит все те же содержательные периоды в становлении отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, что и Западная Европа, однако в более поздние исторические сроки и в принципиально иных социо-культурных и экономических условиях…» (Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.-М.1996)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|