Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Курортное дело в системе здравоохранения и лечебно-оздоровительном туризме 6 глава




Отсутствие финансирования привело к сворачиванию на курортах гидрогеологических режимно-эксплуатационных служб, почти полному прекращению ремонтно-восстановительных и проектно-изы-скательских работ. На курортах практически не выполняются природоохранные и санитарные мероприятия, предусмотренные горно-санитарной охраной. На курортах и в целом по стране прекращены специальные поисково-разведочные работы на минеральные воды, резко упал прирост балансовых запасов, разрушается единая сеть государственного мониторинга за состоянием и использованием гидроминеральной базы.

 

С прекращением бюджетного финансирования геологоразведочных работ на минеральные воды и введением нового механизма предоставления недр в пользование для добычи минеральных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, приоритетным спросом стали пользоваться минеральные воды для целей розлива. В последние годы для этих целей выдается наибольшее количество лицензий на право пользования недрами на условиях предпринимательского риска. При этом разведывается и осваивается лишь небольшое количество предоставленных в пользование участков недр, как правило, из-за недостаточности или отсутствия инвестиций.

 

В России большое количество разведанных месторождений очень ценных минеральных вод для промышленного розлива. Однако по объему разливаемых вод (в расчете на одного человека) Россия значительно отстает от многих европейских стран. Розлив, как правило, осуществляется маломощными предприятиями, всего 30% из которых являются специализированными заводами розлива. В 1990 г, в целом по России разливалось пять-шесть бутылок на одного человека в год, тогда как во Франции -100, Германии - около 200, Италии - 45 бутылок. Все это создает предпосылки для импорта минеральных вод из европейских стран в Россию, который осуществляется в значительных объемах, при этом достаточно часто качество ввозимой воды оставляет желать лучшего Нередко применяют и искусственно приготовленные воды.

Лечебные грязи являются вторым по значимости природным лечебным фактором, широко используемым в России, как на курортах, так и во внекурортной сфере. На территории нашей страны выявлены и применяются с хорошим клиническим эффектом лечебные грязи (пелоиды) всех четырех известных типов' иловые минеральные сульфидные грязи морского и континентального генезиса, торфяные и сапропелевые грязи, а также наиболее редкие грязи вулканического типа (глинистые выбросы грязевых сопок в районах нефтегазоносных проявлений).

Лечебные грязи имеют также длительную историю бальнеологического использования в России Первым грязевым курортом страны была Старая Русса. В настоящее время в России действуют 49 курортов, использующих лечебные грязи; количество внекурортных учреждений исчисляется сотнями.

Широкое использование лечебных грязей в России, как и в бывшем СССР, обусловлено большим объемом грязеразведочных работ По состоянию на 1995г. в России выявлено 261 грязевое месторождение, из них разрабатываются 87

Известными месторождениями высокоэффективных в лечебном отношении иловых сульфидных грязей являются-

• ** озеро Тамбукан, расположенное на границе Ставропольского края и Кабардино-Балкарской Республики и являющееся грязевой базой сразу двух федеральных курортов (КМВ и Нальчик); грязь также широко используется для вывоза в другие регионы страны и пакетирования;

• ** Кизилташский лиман, расположенный в пределах федерального курортного региона Анапа, обеспечивающий грязями также и курорты Сочи, Геленджик, Туапсе и др., грязи этого лимана также используются для пакетирования с вывозом в другие регионы страны и даже за ее рубежи.

Торфяные лечебные грязи, широко распространенные во многих частях Российской Федерации, имеют давнюю традицию и хорошие показатели использования - как на курортах, так и в различных физиолечебницах за юс пределами. Типичными месторождениями торфяных лечебных грязей являютс

• Горелое в Калининградской области (курорты Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск);

• Рябцевское в Тверской области (курорт Кашин);

• Двуреченское в Липецкой области (курорт Липецк и др).

Сапропелевые лечебные грязи формируются обычно в пресноводных озерах и встречаются во всех регионах страны. Их применение в последние годы заметно возросло Традиционными территориями их применения в санаторно-курортной практике считаются Свердловская, Челябинская, Ярославская, Смоленская, Новгородская, Тюменская и некоторые другие области Наиболее известными и широко используемыми месторождениями сапропелевых грязей являются:

• озеро Молтаево в Свердловской области (курорт Самоцвет и Др.);

• озеро Подборное в Челябинской области (курорты области);

• озеро Мутное Смоленской области (курорт имени Пржевальского).

Довулканические (сопочные) лечебные грязи имеют локальное распространение, очень ограниченные запасы и малое практическое применение (курорт Анапа).

В целом проблемы использования месторождений лечебных грязей примерно те же, что и для месторождений минеральных вод. Для их решения принимаются следующие меры

• ** ревизионная разведка с переоценкой запасов многих месторождений, по которым срок проведения последних разведочных работ достиг 20 - 30 и более лет (по месторождению озеро Утичье-3 на курорте Шира в Хакасии разведка была выполнена в 1950 г., т.е. более 50 лет назад),

• ** паспортизация и составление кадастра месторождений минеральных вод и лечебных грязей Российской Федерации,

• ** оздоровление экологической обстановки в пределах округов горно-санитарной охраны месторождений, упорядочение их эксплуатации;

• ** организация мониторинга на всех месторождениях и создание единой оперативной системы учета запасов и использования лечебных грязей на федеральном уровне.

В целях оценки состояния курортного фонда страны, получения информации о гидроминералъной базе курортов, современного использования природных лечебных ресурсов в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие курортов федерального значения» ведется работа по составлению реестров (кадастров) природных лечебных ресурсов и организации его ведения.

 

Основные положения разработки месторождений минеральных вод и лечебных грязей и использования других природных лечебных ресурсов в Российской Федерации:

• 1. Месторождения природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с лицензией. На курортах и в курортных регионах разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.

• 2. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы эксплуатации природных лечебных ресурсов основываются на технологических схемах их разработки. Их качество регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.

• 3. Технология добычи, подготовки, использования природных лечебных ресурсов должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.

• 4. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.

• 5. В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено.

 

6.3. Охрана природных лечебных ресурсов

Необходимо отметить, что проблемы природопользования и охраны окружающей среды были актуальны с момента возникновения курортов. В 1898г. министр земледелия и государственного имущества России Ермолов представил в Госдуму проект о горно-санитарной охране лечебных местностей, который в 1915 г. приобрел силу закона. Многие положения этого закона нашли свое развитие в директивных документах начального периода СССР.

В последние годы существования СССР было предпринято много усилий для упорядочения условий разработки и охраны гидроминеральных ресурсов и улучшения их практического использования. В 1973 г. впервые утвержден Государственный стандарт на воды минеральные питьевые, лечебные и лечебно-столовые (ГОСТ 13273 - 73), впоследствии переработанный и дополненный (ГОСТ 3273 - 88).

 

Санитарной охране (определению округов охраны курортов) был посвящен целый раздел Положения о курортах 1973 г. В 1976г. утверждены Правила разработки месторождений минеральных лечебных вод СССР, а в 1978г. - Положение о порядке составления и содержания технологических схем разработки месторождений минеральных вод. В 1975г. впервые были опубликованы методические рекомендации по изучению месторождений лечебных грязей. Наконец, в 1979г. была утверждена новая инструкция по применению классификации эксплуатационных запасов подземных вод к месторождениям минеральных вод, которая изменила методы оценки их запасов.

 

В постсоветский период, в связи с коренной перестройкой экономической политики страны и реорганизацией системы ее управления, возникла необходимость пересмотра сложившегося механизма функционирования санаторно-курортного дела, совершенствования правового положения курортов, охраны их ресурсов и территорий. В связи с этим в 1995г. был разработан и вступил в силу Закон о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, а с 1996г. действует Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях.

С целью сохранения и развития курортов и лечебно-оздоровительных местностей и их природных лечебных факторов постановлением Правительства РФ в 1996г. была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения», которая определила не только приоритетные направления развития курортной отрасли и ее основы - природных лечебных ресурсов, но и мероприятия по сохранению и развитию гидроминеральной базы и подготовку нормативно-правовых документов, регламентирующих природопользование.

 

В 1996 г. были утверждены Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения. В 1997г. выходит постановление об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов. В апреле 1998г. разработаны и утверждены межведомственные Правила разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей.

 

Претворение в жизнь этих и других нормативных документов, федеральных программ развития курортов и лечебно-оздоровительных местностей должны остановить не только имеющие место негативные процессы, но и придать развитию курортного дела качественно новое направление. Главной особенностью этих документов является их природоохранная направленность, а основными требованиями - рациональное использование и охрана природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Ведь без кондиционных лечебных факторов, необходимых ресурсов, экологически чистой лечебной местности не может быть и курорта

 

Основные природоохранные требования

 

• 1. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

• 2. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, устанавливается режим особой охраны лечебно-оздоровительных мест и курортов и организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.

• 3. Если природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горносанитарной охраны, в остальных случаях - округа санитарной охраны. Внешний контур округа является границей лечебно-оздоровительных мест или курортов.

• 4. Порядок организации округов и особенности режима их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются особо охраняемыми территориями и природными объектами. Их охрана осуществляется посредством установления округов.

• 5. Границы и режим округов, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством РФ, для курортов регионального значения - исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

• 6. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

- Зона I - строго санитарный режим. На территории запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

- Зона II - ограничений. На территории запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящие к их истощению.

- Зона III - наблюдения. Здесь вводятся ограничения на размещение промышленных и

сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождаемой загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

• 7 Обеспечение установленного режима санитарной и горносанитарной охраны осуществляется в зоне - пользователями; в зонах II и III - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

• 8. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах осуществляется за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

• 9. Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют органы исполнительной власти.

 

6.4.Рекреационное районирование, рекреационные зоны, особенности и возможности использования

 

Рекреационное районирование - членение территории по принципу однородности признаков, характеру рекреационного использования. Применяется для прогноза тенденций развития рекреационной сети, использования местностей не только с комфортными условиями отдыха, но и менее благоприятных территорий.

Для решения рекреационных задач необходима целостная территориальная рекреационная система (ТРС) - пространство, включающее природные и культурно-инфраструктурные комплексы. ТРС характеризуется морфологической структурой, территориальной неоднородностью, разной специализацией, уровнем освоенности, степенью удовлетворения потребностей.

1 В данном разделе использованы материалы профессора Т А. Ирисовой, за что авторы выражают ей свою глубокую благодарность

 

Основными функциями ТРС являются в социальная; и медико-биологическая

В ТРС курортные зоны воздействуют на человека природно-лечебными факторами Различают следующие типы ТРС

1. 1) лечебный;

2. 2) оздоровительный,

3. 3)спортивный;

4. 4) познавательный

ТРС первого (лечебного) типа направлены на оказание реабилитационных услуг, связанных с лечением, первичной и вторичной профилактикой (предотвращение прогрессирования хронических заболеваний), улучшением обмена веществ, функций кровообращения и дыхания, подавления активности воспалительных процессов. Лечебно-восстановительные меры предусматривают использование минеральных вод, лечебных грязей, климата, преформированных физических факторов.

ТРС второго (оздоровительного) и третьего (спортивного) типов направлены на укрепление здоровья людей и проведение первичной профилактики, при этом основное внимание уделяется рекреационным воздействиям, рациональному чередованию труда и отдыха, использованию активных видов отдыха, походов, экскурсий, воздушных и солнечных ванн, гидротерапии, климата.

ТРС четвертого (познавательного) типа подчинены познавательным аспектам человеческой деятельности, помогают раскрытию новых процессов, определяющих сущность жизни, могут быть использованы в комплексе оздоровительных мер с целью первичной профилактики, способствуют осмыслению механизма действия этих мер на организм, эстетическому воспитанию, восстановлению духовного и психического здоровья.

Целевой функцией ТРС является наиболее полное удовлетворение рекреационных потребностей субъектов курортной отрасли и туризма, с упором на социальное содержание.

 

Для рекреационного районирования необходимо изучение структуры и объема рекреационных потребностей и характера рекреационных ресурсов, определение особенностей территориального разделения труда в рекреационном хозяйстве, а также характера пространственной концентрации и специализации рекреационных функций в том или ином районе.

Сущность рекреационного районирования как комплексного явления можно рассматривать в четырех аспектах:

• 1) социальном,

• 2) экономическом;

• 3) географическом,

• 4) экологическом

Социальный аспект состоит в том, что рекреационное районирование проводится с целью обеспечения эффективного функционирования ТРС и выполнения ее целевой функции - наиболее полного удовлетворения рекреационных потребностей населения.

Экономический аспект связан с комплексом задач по координации развития рекреационного обслуживания с другими отраслями народного хозяйства

Географический аспект предполагает выявление особенностей территориального развития труда в сфере туризма, прогнозирование перспективных функций районов, изучение направлений прибытий. Он связан с тенденциями рекреационного освоения.

Экологический аспект проявляется в том, что рекреационное районирование создает предпосылки для рационального использования и охраны рекреационных ресурсов и окружающей человека природной среды.

Принципы рекреационного районирования как исходные положения деления рекреационного хозяйства страны и ее регионов на территориальные части являются основой практических разработок. Один из главных - принцип объективности - предполагает выделение районов на основе объективного процесса районообразования, проявляющегося в формировании целостных территориальных динамичных систем - рекреационных районов

Важным принципом рекреационного районирования является также генетический принцип -выделение районов на основе исторического анализа территориальной организации рекреационного хозяйства и прогноза его развития.

Таким образом, в основе рекреационного районирования лежит социально-экономический подход Районирование должно способствовать наиболее полному удовлетворению рекреационных потребностей общества, рациональному использованию природных ресурсов.

Впервые применительно к курортно-туристской сфере районирование было осуществлено еще в 60-х гг. прошлого столетия. Тогда оно в основном решало частичные проблемы, характеризующие развитие конкретных областей туризма. Например, постоянно в разных масштабах делалось курортологическое районирование; существовало районирование по видам спортивного туризма, Большая часть подобных вариантов районирования базировалась на распределении по территории природных рекреационных ресурсов и выявлении зон с наиболее благоприятными условиями развития рассматриваемых видов туризма.

 

В 70-е гг. XX в., т.е. в годы развития комплексной географии и системного подхода, важное значение в развитии туризма приобрел социально-экономический аспект. Впервые было разработано комплексное рекреационное районирование СССР применительно ко всем видам туризма, которое отражало состояние туризма на тот период и перспективы его развития 1. Это районирование было осуществлено группой ученых Института географии АН СССР под руководством известного географа, основоположника рекреационной географии и рекреалогии профессора B.C. Преображенского.

В этой работе район определялся как территория, однородная по характеру рекреационного использования, отличающаяся комплексом признаков. Были приняты следующие районообразующие признаки:

• ** функциональная структура, показывающая, на какой вид туризма ориентирована данная территория;

• ** степень рекреационной освоенности (развитости) района;

• ** степень открытости района;

• ** перспективность района.

Функциональная структура района связана с рекреационными ресурсами, определяющими доминирующее направление туризма (лечебно-оздоровительное, спортивное, экологическое, культурно-познавательное). Различают районы монофункциональные, с ярко выраженной одной функцией (например, Северо-Кавказский район с лечебной функцией), и полифункциональные, в которых представлено несколько функций (например, Уральский район, где одинаково хорошо могут развиваться спортивный, лечебно-оздоровительный, экологический и многие разновидности познавательного туризма).

Степень рекреационной освоенности (развитости) района характеризуется абсолютной рекреационной освоенностью территории, определяемой как отношение общего количества мест в предприятиях отдыха к площади района. По степени освоенности рекреационные районы делятся на развитые, средне-и слаборазвитые. Этот признак может со временем меняться.

 

Степень открытости района отражает процентное соотношение приезжих туристов и местных отдыхающих в учреждениях отдыха. По этому признаку районы делятся на открытые (число приезжих более 5,1%) и закрытые (число приезжих менее 49%), Важно понимать, что данный признак не связан со степенью освоенности района. Например, Кавказский регион, который весь относится к открытым территориям, несмотря на то что в его состав входят слаборазвитые Каспийский и Азовский районы, среднеразвитые Северокавказский и Горно-Кавказский и развитый Кавказско-Черноморский. Большая часть промышленных густонаселенных территорий являются закрытыми, так как предприятия отдыха в них обслуживают собственное многочисленное население, например, Московская или Ленинградская области.

Перспективность района в советский период, в условиях планового ведения хозяйства, определялась пятилетними планами, в которых устанавливались бюджетные ассигнования на развитие туризма и курортного дела для той или иной территории. В условиях рыночных отношений содержание этого признака изменилось. В настоящее время перспективность территории для развития туризма определяют следующие факторы:

• ** безопасность территории (политическая стабильность и экологическое благополучие);

• ** богатство рекреационных ресурсов;

• ** уровень развития инфраструктуры;

• ** степень известности на отечественном и мировом туристских рынках.

Понятно, что при такой изменчивости районообразующих факторов рекреационное районирование может отражать только определенный конкретный исторический момент в развитии туризма и курортного дела. Изменение условий требует нового районирования, что и происходило последние тридцать лет. С начала 70-х гг. XX в. было сделано четыре варианта рекреационного районирования.

По первому, упомянутому выше, рекреационному районированию СССР под редакцией B.C. Преображенского страна была разделена на четыре рекреационные зоны и 20 районов.

 

Бурное развитие туризма в середине 70-х и первой половине 80-х гг, привело к изменению оценки степени развитости районов и потребовало коррекции районирования, что и было выполнено одним из авторов первоначального варианта И.В; Зориным, который выделил пять зон и 31 район1. В этот период туризм в СССР приобрел формы крупной отрасли экономики, актуальными стали вопросы планирования и контроля за развитием отрасли, а следовательно, требовался более полный региональный анализ условий развития туризма.

 

Третье районирование выполнили И.В. Зорин и В.А. Квартальной в начале 90-х гг. сразу после распада СССР, когда изменились не только административные границы страны, но и границы рекреационных районов. Было проведено районирование стран СИГ. Именно тогда и появился термин «рекреационное районирование»1.

Помимо распада единой рекреационной системы страны на развитие туризма и курортного дела повлиял переход от планового административно-командного управления к рыночным отношениям, поставившим эти отрасли перед задачей самовыживания. В соответствии с этим изменилось содержание перспективности развития туризма и курортов на различных территориях, основополагающими факторами их развития стали:

• рекреационные потребности и финансовые возможности населения регионов (генерирующий фактор);

• качество и разнообразие рекреационных ресурсов (реализующий фактор);

• концентрация рекреационных ресурсов в конкретных местностях, создающая возможность

 

формирования туристских центров (локализующий фактор); • отношение администраций регионов к туризму, в том числе лечебному.

Кроме того, в связи с национальными конфликтами на Кавказе на первый план вышла политическая стабильность на той или иной территории.

Появилась необходимость в разработке нового районирования России для рыночных условий. В Российской международной академии туризма была сделана попытка создать новую схему рекреационного районирования России2, которая в последующие годы постоянно анализировалась- и уточнялась.

Последний вариант рекреационного районирования выглядит следующим образом: территория России разделена на пять четко отличающихся друг от друга рекреационных зон, включающих 23 рекреационных района (см. таблицу).

Главное в данном районировании не количество зон и районов или их названия (ряд рекреационных районов не изменились - преемственность в районировании необходима), а иной подход к перспективности территорий, в их ориентации на внутренний или въездной туризм.

Зона I. Европейский Север России. Зона Европейского Севера России разделена на два рекреационных полифункциональных района: среднеразвитый открытый Кольско-Карельский (Ij), включающий Мурманскую область и Республику Карелия, и слаборазвитый закрытый, но с тенденцией перехода на открытость район Русский Север (12), включающий Архангельскую, Вологодскую области, Республику Коми.

Зона характеризуется полифункциональной рекреационной структурой, так как обладает разнообразными рекреационными ресурсами для развития природоориентированных видов туризма (спортивного, экологического и лечебно-оздоровительного) и различных форм культурного туризма (экскурсионно-познавательного, религиозного, этнографического, научного).

 

Ряд объектов природного и культурного наследия отнесен к уникальным и вошел в фонд мирового наследия ЮНЕСКО, благодаря чему территория получила известность на мировом туристском рынке Территория относительно освоена в транспортном отношении и доступна как российским, так и иностранным туристам Имеет небольшую рекреационную сеть (санаторно-курортные и спортивные комплексы), активно развивающуюся сеть объектов размещения и питания Занимает активную позицию

 

по отношению к туризму, входит в международную программу «Баренцрегион», готовит специалистов по туризму, внедряет инновационные программы (круизы на атомных ледоколах по Северному Ледовитому океану, анимационные фестивально-событийные туры «Эпический туризм - Калевала», «Великий Устюг - родина Деда Мороза» и др)

Курортологическая характеристика зоны. Зона Европейский Север - относительно благоприятная территория для развития санаторно-курортного дела, ограничения связаны в основном с ландшафтно-климатическими условиями

Гидроминеральные ресурсы зоны разнообразны и достаточны для обеспечения развития курортной отрасли По территории широко распространены сульфатные и сульфатно-хлоридные воды различного катионного состава и уровня минерализации и хлоридные натриевые воды также с различной минерализацией (часто рассольные) и возможным содержанием йода и брома В юго-восточной части выявлены сероводородные воды (Сольвычегодск), а на юге Карелии - железистые воды, на базе которых функционирует старейший отечественный курорт Марциальные Воды, который включен в список уникальных курортов России. В пределах Кольско-Карельской и Горно-Уральской территорий распространены радоновые воды, пока не используемые в курортной практике. Зона богата различными типами лечебных грязей: торфяными, сапропелевыми и иловыми минеральными грязями морского (заливы Белого моря: Кандалакшская губа, Палкина губа) и озерно-ключевого происхождения (озера Кубенское, Опогра и др.

Гидроминеральные ресурсы зоны известны давно, на них еще до революции были организованы курорты Марциальные Воды, Солониха, Сольвычегодск и Серегово. В советский период к ним добавились санатории «Мурмаши» в Мурманской области, «Новый источник» и «Бобровниково» - в Вологодской области, а также ряд санаториев-профилакториев. В настоящее время все здравницы, кроме Марциальных Вод, имеют региональное значение.

Зона II. Центр России. Зона Центр России - самая развитая и перспективная туристская территория России. Она включает центральные, западные и северо-западные области России, Верхнее и Среднее Поволжье, Средний и Южный Урал.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...