Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность и факторы ее формирующие




Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных. Со­циологический подход выделяет в личности социально-типическое. Социологические теории личности связаны с процессом формирования личности и развития ее потребно­сти в неразрывной связи с функционированием и развитием социальны общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Личность - это особое качество человека, которое формируется, видоизменяется в процессе всей жизни человека. Человек на свет рождается уже человеком. В понятии «индивид» воплощена его родовая принадлежность. Индивидом можно считать и ново­рожденного, и взрослого, и высокообразованного жителя цивилизованной страны. Го­воря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он по­тенциальный человек. Появившись на свет, как индивид, человек постепенно приобре­тает особое социальное качество, становится личностью.

Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то, впер­вые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение кото­рых имеет всегда общественно-исторический характер.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется авто­номностью, определенной степенью независимости от общества, способной противо­поставлять себя обществу.

На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.

Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т.е. они отмечают в людях социально типическое).

Таким образом, можно сказать, что, как правило, в цепочке человек – личность – индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая свое) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.

В философии «личность» (читай: человек) в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:

1) произведение (Природы, Бога или Общества), продукт условий существования, который может лишь познать себя и не должен пытаться изменить (человек адаптирующийся, приспосабливающийся);

2) творец, беспредельно активный, либо медитирующий, изменяющий свои собственные условия, либо управляющий своим воображением об условиях своей жизни и о себе (человек, создающий себя сам, самопроизводящийся);

3) деятель, преобразующий сам себя посредством инструментальной, предметной активности, связывающей его развитие с внешним объективным миром (человек, производящий новые предметы, совершенствующийся посредством деятельности и передающий в предметах свой опыт).

В психологии «личность» (читай: индивид) – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным áктором (действующей единицей) некой группы или общности.

И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.

Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека.

В современной социологии личность, как и субъект (который, напомним, может быть индивидуальным – тождественным «личности» и групповым – тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эволюцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и в обществе. Можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого».

В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной субстанцией его особой (общественной) природы.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются оди­наковыми понятиями. Все определения личности, так или иначе, обуславливаются про­тивоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способно­стями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. А сточки зрения других - полностью отвергаются врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность полностью формируется в ходе социального опыта.

Факторы, влияющие на формирование личности:

1.Биологическая наследственность.

2.Физическое окружение.

3.Групповой опыт.

4.Индивидуальный опыт.

Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые отличия уже нельзя объяснить биологической наследственностью. Биологическая наследствен­ность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Но необходимо учитывать биологический фактор, так как он создает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность. Физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на фор­мирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность группового или индивидуального опыта.

Культура. Культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Вместе с тем каждое общество дает всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут.

Каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, кото­рые соответствуют культуре этого общества.

Групповой опыт. Выполняя различные социальные функции, человек является чле­ном многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния.

Индивидуальный опыт. Каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то ин­дивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно оди­наковых личностей.

Социализация личности

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и

усвоения индивидом социальных норм, ценностей, установок, образной поведения, присущих

данному обществу.

Социализация выполняет и обществе три основные задачи: интегрирует индивида в общество, а также различные тины социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм иценностей; способствует взаимодействию людей между собой посредством принятия ими социальных ролей; сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и соответствующие образцы поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации: имитацию —

копирование детьми поведения взрослых; игровую — детское поведение как исполнение роли со

значением; групповые игры — роль как ожидаемое от нее поведение.

Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Поскольку на про­тяжении жизни нам приходится осваивать не одно, а целое множество социальных ро­лей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продол­жается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, при­вычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким обра­зом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Этапы социализации:

Детство. Социализация должна начинаться с детства, когда примерно на 70% фор­мируется человеческая личность. В детстве закладывается социализация. Дети, изоли­рованные от общества, в социальном плане погибают.

Дети - единственна категория населения, не имеющая социальных статусов и соци­альны ролей, если не считать статусов «ребенка», «мужской/женский пол», «сын/дочь» и т. п., которые они еще не осмысляют.

Значение детства в социализации человека, т.е. превращение его из биологического существа в общественное, подтверждают феральные люди - существа, выросшие в изо­ляции от людей и воспитанные в обществе животных.

Феральные люди не могут стать полноценными членами общества потому, что со­циализация у них слишком поздно.

Юность. Завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения, которые влекут за собой определенные психоло­гические сдвиги.

В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние мировоззренческие этажи. Трудностью социализации в период юности является ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков.

Зрелый возраст. В зрелом возрасте ролевой конфликт (ролевое бесправие) преодо­левается. Зрелый возраст характеризуется расцветом человеческой личности. Наступ­ление зрелого возраста может затянуться вследствие продолжения обучения, а может и ускориться по причине начала трудовой деятельности. Если нижняя граница зрелого возраста точно не определена и зависит от конкретных обстоятельств, то его верхняя граница обозначена выходом на пенсию.

Социологи разработали критерий, по которому определяется соответствие молодого человека статусу взрослого. Он должен: сам себя обеспечивать средствами существо­вания; распоряжаться деньгами независимо от других; быть самостоятельным в выборе образа жизни; проживать независимо от родителей. Наряду с этими критериями социо­логи пользуются и другими, в частности: способность отвечать перед законом; допуск к голосованию на выборах; вступление в брак.

Взрослая жизнь - самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реальной ситуации.

Старость. С выходом на пенсию завершается активный период социализации. По­жилой человек перестал выполнять главную функцию - быть производителем матери­альных ценностей. Из производителя он превратился в потребителя.

Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений трудового статуса, содержания работы, мотивации и отношения к жизни. Специалисты обнаружили зако­номерность: с возрастом снижается способность людей адаптироваться к социальным изменениям. Чем старше человек, тем больше он неудовлетворен различными сторо­нами жизни.

В процессе социализации различают се первичные и вторичные формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях его жизнедеятельности. Происходит это через социальную идентификацию - осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа,

сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации. Вторичная социализация — интериоризация — означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека.

В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным образцам и установкам со стороны' общественной системы. Это представляет собой жизненный опыт, способность оценки норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

Процесс социализации проходит при чьей -то посторонней помощи. Помощники - это люди и учреждения. Они то есть и агенты социализации. К ним относят: агентов пер­вичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лиде­ров молодежных группировок; агентов вторичной социализации - представителей ад­министрации школы, университета, предприятия, государства, сотрудников телевиде­ния, радио, печати, суда и т.д.

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение его в более сложные структуры общества.

Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный

уровень комфорта. Но этот уровень будет обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий

бесконфликтного включения человека в группу — при соответствии личностных ожиданий и требований группы к ее возможностям.

Основными определяющими факторами на неличностном (групповом уровне) будут выступать понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж должность и: т.д.

Наследующем — межличностном (внутригрупповом) — уровне важнейшими факторами

социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных

взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.

На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через

самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне

определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются

личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий. В результате

социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные

потребности, ценностные ориентации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...