Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные признаки и структура культуры




Структурными элементами культуры выступают: язык, ценности, нормы и т.д. Язык

рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают

языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для

осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как

смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и

многообразными отношениями человека к миру. Как важнейший элемент культуры язык представляет собой систему знаков и символов, наделенных определенным значением.

Понятия содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным

упорядочить опыт людей. Культуры не только выделяют те или иные части мира с по­мощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой.

Ценность - это свойство того или иного общественного предмета, явления удовле­творять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осозна­ния социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окру­жающего мира. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

• смысложизненные

• универсальные

• партикулярные: привязанность к малой родине, семье.

• терминальные (ценности цели)

• инструментальные (ценности средства)

Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).

Правила - это элементы (в том числе и нормы) которые регулируют поведение лю­дей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие

круг допустимых действий).

 

Функции культуры

Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура является как бы некоторым средством для хранения и передачи опы­та и знаний человечества. Эта роль культуры реализуется через ряд функций.

а) образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именной культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью, по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества;

б) коммуникативная функция, культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает ее целостность. Осуществляя эту функцию, культура осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных;

в) регулирующая функция. В ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д. потому, что она содержит систему предписаний и запретов.

г) рекреативная функция. Данная функция культуры проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния.

д) интегрирующая раскрывает систему значений, ценностей и норм, выступая как важнейшее условие стабильности социальных систем. ж) нормативная функция, благодаря которой общество существует как слаженная иерархия коллективов.

Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-

нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства

социальной системы.

Культурные универсалии являются теми общими характеристиками, которые свойственны

любой культуре. Дж. Мердок относит к ним:

− совместный труд

− спорт

− образование

− наличие ритуалов

− системы родства

− правила взаимодействия полов

− язык и т.д.

Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих

общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры.

Их можно сравнивать в связи с существованием супер систем "восток"-"запад", национальной

культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие

культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм. Культуры можно сравнивать по

элементам культуры; по проявлению культурных универсалий.

Так, элементы элитарной культуры, как правило, создаются профессионалами,

ориентированными на определенную подготовленную аудиторию. Народная культура создается

анонимными творцами и базируется на универсальных стандартах. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни. Массовая культура – феномен общества XX века. Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. В основе её возникновения лежат следующие предпосылки:

− прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение или размывание границ

сословий);

− индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов);

− прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха).

Любая культура развивается посредством определённых процессов. Так, группа процессов,

связанных с саморазвитием культуры включает в себя:

− стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков);

− развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление);

− планомерное развитие.

Данные процессы могут действовать одновременно, но и вариант доминирования той или иной тенденции не исключён. Изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными

контактами основывается на:

− заимствовании. Оно бывает добровольным (торговля), вынужденным (миграция) и

насильственным (завоевание).

− процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы,

часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст широких

социальных изменений.

Контрольные вопросы:

  1. Культура как социальная система.
  2. Признаки культуры.
  3. Что из себя представляет структура культуры?
  4. Что такое «субкультура» и «контркультура»?
  5. Дайте характеристику молодежной субкультуры.
  6. Раскройте сущность массовой культуры.
  7. Какова роль культуры в развитии общества?
  8. Раскройте сущность саморазвития культуры и его основные формы.
  9. Что такое заимствование в культуре?
  10. Раскройте сущность этноцентризма и культурного релятивизма,
  11. Дайте характеристику культурным тенденциям «Запад» и «Восток».

Литература

Основная: 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Дополнительная: 14, 28, 30, 37, 50.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...