Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические особенности исследования




текстов и аудитории массовой коммуникации................................ 217

Концептуальные основания метода контент-анализа....................... 218

Практика контент-аналитических исследований............................... 220

Прикладные исследования аудитории

массовой коммуникации..................................................................... 223


8 Содержание

Особенности измерения коммуникативного

и потребительского поведения.......................................................... 224

Примеры представления результатов: показатели, индексы........... 227

 

ОТ АВТОРА

Жизнь современного человека невозможно представить вне контактов со средствами массовой коммуникации. Телевидение, радио, пресса и другие медиа оказывают влияние на формирование социального опыта людей во все большем масштабе. Параллельно происходят постоянные изменения в технологиях медиа, что с неизбежностью приводит к новым формам использования материалов средств массовой коммуникации. Предметная область массовой коммуникации привлекает все большее внимание социологов, политологов, культурологов, исследователей журналистики, равно как и представителей других научных дисциплин.

В предлагаемом вниманию читателя тексте акцент делается на социологическом рассмотрении массовой коммуникации. Массовая коммуникация изучается как социальное явление во всем многообразии его связей и отношении в социальной системе в целом. Работа построена таким образом, чтобы познакомить читателя с ведущими теоретико-методологическими подходами к исследованию массовой коммуникации. Вместе с тем, в тексте прослеживается влияние смежных исследовательских дисциплин, что отражает современную тенденцию к междисциплинарному анализу массово-коммуникативных процессов.

Наряду с различными концептуальными подходами к анализу массовой коммуникации, книга знакомит читателя с актуальными на сегодня практическими вопросами взаимоотношений "медиа — общество". Здесь мы исходили из того, что рассмотрение таких вопросов как, например, общественное представительство в медиа, влияние рыночных императивов на содержание материалов массовой коммуникации и других помогают на практике понять ту роль, которую они играют в современном обществе. По возможности, мы стремились предложить читателю некоторое "панорамное" видение массовой коммуникации, отражающие как глобальные тенденции, так и специфику современных российских медиа.


От автора 11


Несколько слов о потенциальной аудитории издания. Прежде всего, это студенты и аспиранты, владеющие необходимым уровнем общесоциологических знаний. Кроме того, книга может быть полезна преподавателям, в качестве методического пособия при организации и проведении соответствующего специализированного курса.

Адрес данной работы определяет и ее структуру. Книга состоит из курса лекций, хрестоматии по курсу, учебной программы, методического пособия для преподавателей.

Курс лекций состоит из трех разделов. Во введении дается определение массовой коммуникации, рассматривается специфика массовой коммуникации как предмета научного анализа. В первом разделе рассматривается становление и современное состояние ведущих теоретических концепций, в рамках которых происходит осмысление социальной роли в массовой коммуникации. Во втором разделе исследуются место и роль массовой коммуникации как элемента гражданского общества, изучается роль медиа в системе отношений "рынок — государство — общество", обсуждаются особенности проявления тенденции глобализации применительно к сфере СМК. В третьем разделе анализируются эффекты массовой коммуникации, а также особенности прикладных исследований текстов и аудитории массовой коммуникации.

В хрестоматии представлены выдержки из статей ведущих зарубежных авторов. Содержание хрестоматии непосредственно соотносится с тематикой лекционного курса. Таким образом, у читателя появляется возможность получить более полное представление относительно той или иной области изучения массовой коммуникации, реально ощутить практику исследовательского анализа.

В учебной программе курса содержится распределение учебных часов по отдельным темам, примерный план рассмотрения темы, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, рекомендуемая литература. Учебная программа содержит также методические указания к курсовой работе и примерные темы курсовых работ.

Методическое пособие для преподавателей ориентировано на обсуждение ключевых моментов отдельных тем курса. Здесь рассматриваются цели лекции, даются основные понятия учеб-


12 От автора


ного материала, рекомендации в связи с изложением основных вопросов темы. Также приводятся формы отчетности, которые могут быть использованы в ходе учебного процесса.

Основой книги является содержание спецкурса "Социология массовой коммуникации", читавшегося автором в течение последних восьми лет в Центре социологического образования Института социологии РАН. Созданные в Центре условия способствовали плодотворному обмену мнениями и опытом с коллегами, представляющими образовательные и исследовательские центры Москвы, С. Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Саратова, Ульяновска, Екатеринбурга, Омска, Томска, Новосибирска, Иркутска, Краснодара, Орла, Барнаула, Сыктывкара и других городов. Автор признателен слушателям курса, которые своими вопросами, дискуссиями, исследованиями способствовали совершенствованию содержания книги.

Серьезную помощь автору в процессе подготовки текста к изданию оказали проф. X. Дэвис, проф. Дж. Каррэн, проф. С. Кларк, к. псих.н. СЕ. Кухтерин.

Выражаю признательность рецензентам книги. Я особенно благодарен профессору В.О. Рукавишникову. Доработка текста в значительной степени связана с его доброжелательными и в то же время весьма критическими замечаниями.

М. Назаров. Май, 2003 г.


Массовая коммуникацияиобщество,

Введение в теорию и исследования

Лекции по курсу

 


ЛЕКЦИЯ 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...