Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологический аппарат исследования

Наиболее важным, ответственным и достаточно трудоемким этапом выполнения курсовой работы является первый, установочный этап. Именно он задает общие стратегические ориентиры исследования и ожидаемые результаты.

Этап начинается с выбора темы и заканчивается определением мето­дов, т.е. конкретных способов проведения исследования.

Тема и методы исследования – это начальное и конечное звено, на ос­нове которых осуществляется поиск. Кроме них, определяются проблема, объект и предмет, цель и задачи. Перечисленные элементы образуют мето­дологический аппарат исследования, который регулирует как процесс ис­следования, так и оформление полученных результатов.

Выбор темы – один из самых ответственных этапов исследовательской работы. В выборе темы студент и его научный руководитель исходят из акту­альности избираемой темы, ее теоретической и практической значимости. Немаловажное значение имеет также степень изученности избираемой для исследования темы, обеспеченность ее литературой и источниками в местных архивах и библиотеках. Наконец, тема научной работы должна вызывать жи­вой интерес студента, нравиться ему. В противном случае вместо увлекатель­ного творческого поиска работа над курсовой или дипломной работой стано­вится формальным выполнением поставленных руководителем задач.

В ходе работы формулировка темы может корректироваться и уточ­няться и в окончательном виде утверждается на заседании выпускающей кафедры.

Кафедра ежегодно разрабатывает примерный список тем курсовых работ отдельно для каждого курса (в соответствии с учебным планом) с указанием предполагаемых научных руководителей по каждой теме. При разработке тематики курсовых работ кафедры должны учитывать теорети­ческое и практическое значение включаемых в нее проблем, по возможно­сти предусматривать написание студентами работ по научным проблемам или вопросам. Тематика курсовых работ по специальности (направлению) доводится до сведения студентов до 15 марта текущего учебного года. Студентам предоставляется право свободного выбора темы из предложен­ного списка курсовых работ. Изменение темы курсовой работы допускается по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедрой. Выбор темы курсовой работы на текущий учебный год осуществляется студентами до 30 марта. Темы курсовых работ по специальности (направлению) и на­учные руководители утверждаются на заседании кафедры до 15 апреля.

Существенное изменение темы курсовой работы, а также замена научного руководителя допускается в случае уважительной причины по решению кафедры. Изменение темы оформляется в таком же порядке, как и выбор темы.

Не рекомендуется выполнять работу на одну и ту же тему нескольким студентам, прикрепленным к одной кафедре.

На выбор темы влияет ряд факторов. Прежде всего, это личные, про­фессиональные и научные интересы студента, выработавшиеся за время обу­чения, его склонности и увлечения, также наличие научных кадров соответ­ствующей тематики, материала, литературы. Главным критерием является актуальность темы, ее значимость и перспективность, как для студента, так и для кафедры.

При выборе темы курсовой работы можно учитывать материалы ранее написанных курсовых работ, опыт выступления на науч­ных студенческих конференциях и в научных кружках. В этих случаях студент обычно уже знаком в той или иной степени с имеющейся по теме литературой и другими источниками, в общих чертах имеет представле­ние о проблеме, которая подлежит исследованию в его научной работе.

Следует также помнить о том, что темы бывают узкие (конкретные) и широкие. Широко поставленная тема дает возможность охватить много­численные материалы, проявить свои способности к обобщению, но часто ведет к обилию общих декларативных рассуждений, студенту не хватает для ее решения знаний. Конкретная тема приучает к научной наблюда­тельности, к работе над фактами, но тут может возникнуть другая край­ность – такие темы ведут к неглубоким выводам, не позволяют выйти на уровень обобщений. Нужно определить характер своей темы и учесть и ее достоинства, и недостатки.

Одной из наиболее распространенных ошибок в связи с темой рабо­ты является неправильная ее формулировка – либо очень узко, либо слишком широко поставленная, либо несоответствие темы содержанию работы. Например, тема "Оценка воздействия нефтегазового комплекса на экологическую ситуаци" поставлена слишком широко, и вряд ли даже в рамках выпускной работы можно сделать всеобъемлющий охват данной темы. В то же время, если в названии работы на ту же тему указать конкретный регион по которому проведено исследование, то тема сразу станет уже – " Оценка воздействия нефтегазового комплекса на экологическую ситуацию Саратовской области". Реже случается обратное – тема оказывается уже исследования, проведенного в работе.

Определение проблемы исследования - достаточно сложная задача. В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоре­чие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим ос­мыслением. В курсовой работе проблема, как правило, также выражает основное противоречие, которое будет разрешаться автором в ходе исследования. Обычно если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.

С проблемой связан объект и предмет исследования. Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. Понятие предмет исследования значительно уже и кон­кретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отно­шения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться в данной работе. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и опре­деляет предмет исследования.

Таким образом, объект и предмет связаны как целое и часть. Предмет указывает, какая сторона объекта будет исследоваться автором работы. Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее за­главие. Так же, как и проблема, объект и предмет исследования первона­чально формулируются совместно с руководителем.

Следующий элемент, который необходимо сформулировать, – цель исследования. Существенная особенность цели как элемента методологи­ческого аппарата состоит в том, что она объединяет и концентрированно выражает основной смысл проблемы и предмета исследования в их взаимо­связи. Иначе говоря, цель выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены. Таким образом, цель – это общая формулировка конечного результата, который предпола­гается получить при выполнении курсовой работы.

В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследо­вания. Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают дости­жение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаи­мосвязаны, и отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения: первая задача связа­на с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности про­блемы, теоретическим обоснованием путей ее решения; вторая – имеет тео­ретико-преобразовательный характер и нацелена на раскрытие общих спо­собов решения проблемы, на анализ условий ее решения; третья – имеет рекомендательный, прикладной характер, указывает конкретные способы реализации теоретической модели исследования, предполагает описание конкретных методик исследования, практических рекомендаций.

Решаемые задачи должны быть выстроены в логически правильном порядке, что определит верную структуру выполняемой научной работы.

Первый этап работы над курсовой работой завершается выбором методов исследования как способов решения исследовательской задачи, изучения явления, получения необходимой информации.

Успех исследования находится в прямой зависимости от методов: ре­зультаты тем достовернее, чем богаче арсенал используемых методов. Ме­тоды должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.

Исследования в области природопользования часто используют карто­графический, дистанционный, статистические и математические методы, при которых применяются компьютерные расчеты. Современные методы количественного анализа позволяют решать масштабные задачи. Но количе­ственный анализ должен не заменять качественного, а дополнять его. Во многих случаях "традиционный" анализ информации остается главным.

Для каждого этапа исследования продумывается такая совокуп­ность методов, которая обеспечит полное и правильное решение по­ставленных задач.

3.2. Предварительный план исследования

 

Исследовательская работа должна быть четко организованной, сис­тематичной. Чтобы правильно распределить время и усилия, нужно соста­вить предварительный план работы, в котором определяются сроки всех этапов подготовки курсовой работы (например, изучение ли­тературных источников с 1 октября по 1 ноября, сбор материала с 1 де­кабря по 15 января, и т.д.).

Благодаря такому плану не будет спешки на последних ответствен­ных этапах, особенно при оформлении работы. Целесообразно вести ра­бочий дневник, в который записываются новые мысли, пришедшие в го­лову по ходу работы, новые предложения, термины, которые необходимо проверить, то, что нужно доделать и исправить. С этих записей нужно на­чинать работу каждый день.

Далее составляется предварительный план исследования. Созданный даже в очень общей форме, план помогает организовать работу, опреде­лить круг необходимых проблем, последовательность их решения, то, как соответствует содержание работы ее теме, все ли аспекты темы будут за­тронуты в работе, как вся работа связана в единое целое и т.п. Если тема определена четко, то план составить легче. Работа над планом – это выра­ботка идеи научного сочинения.

Для составления плана знакомятся с общей литературой по теме, на­чиная с энциклопедий, обобщающих трудов и учебных пособий. Немало­важную роль при этом могут сыграть обзорные статьи, разнообразные справочники, словари, архивные материалы.

Поможет составить план научный руководитель. В логической по­следовательности формулируются вопросы, на которые нужно ответить в рамках темы, каждый пункт постепенно подразделяется на подпункты, предусматривается место для введения, заключения и выводов. На после­дующих стадиях план, конечно, будет уточняться.

Последовательность следующих двух этапов в работе над темой опреде­ляется самим исследователем – здесь нет окончательного мнения. Скорее всего, работу по сбору материала и изучению научной литературы нужно вести парал­лельно. Чтение научной литературы до самостоятельного изучения материала может привести к тому, что неопытный исследователь некритически воспримет чью-то точку зрения, попадет под влияние той работы, которая была прочитана первой. При обращении же к первоисточникам без знания того, что нужно ис­кать, можно не увидеть необходимых для работы фактов, не определить свой, самостоятельный аспект исследования – ведь для этого нужно смотреть на ма­териал через призму какой-либо идеи, хотя бы гипотетически сформулирован­ной. При чтении источников до изучения научной литературы у исследователя складывается свое первоначальное мнение, впоследствии он может сопоставить конкретные данные с чужой концепцией и выявить ее пробелы и ошибки. Та­ким образом, то, с чего начинать работу, каждый исследователь решает сам и помнит при этом об опасностях каждого из указанных путей.

 

3.3. Содержание и структура курсовой работы

 

Содержание и структура курсовой работы определяется ее целями и задачами. Содержание научного сочинения должно иметь четкую структуру, которую отражает оглавление. Кроме титульного листа (Прило­жение 2) и оглавления (Приложение 3), работа включает введение, две или три главы, которые делятся на разделы (параграфы), заключение, библиогра­фический список (Приложение 6), а также приложения, которые оформляет­ся по желанию. Кратко рассмотрим их особенности.

Введение

Введение - это достаточно краткий, вступительный раздел научного исследования, в котором обосновывается актуальность и своевремен­ность изучения выбранной темы. Исследование считается актуальным, если оно направлено на решение важных проблем, которые имеют место в практике научных исследований. Считается, что если проблема будет ре­шена, а полученные в исследовании результаты будут внедрены в практи­ку, то эффективность практики возрастет. В самом общем виде актуаль­ность показывает степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации, с одной стороны, и предложениями, которые в настоящее время может дать наука и практика – с другой.

Наиболее убедительно актуальность темы показывает проблема ис­следования. Обычно для выделения и обоснования проблемы проводится краткий анализ истории ее возникновения и направлений исследования проблемы в науке. Во введении нужно показать, что решение проблемы научными средствами представляет существенный теоретический и прак­тический интерес. Следует раскрыть, какое значение будет иметь решение этой проблемы. Затем указываются все остальные элементы методологи­ческого аппарата (цели и задачи исследования, объект и предмет). Закан­чивается введение указанием методов, на основе которых и будет прово­диться исследование.

В основной части работы излагается материал по теме, приводится анализ информационных источников, решаются задачи, сформулирован­ные во введении.

В 1-й главе работы проводится историческая справка об образовании нефтегазоносной провинции, приводится описание и дается оценка физико-географического и положения и природного потенциала указанной территории.

Во 2-й главе работы приводится структура экономического комплекса округа, дан анализ изменения статистических показателей по основным отраслям промышленности и сельского хозяйства. Здесь дается оценка ресурсного потенциала с учетом демографических и экологических процессов, происходящих в регионе.

В 3-й главе приводятся мнения специалистов относительно первоочередных задач по улучшению хозяйственной деятельности в округе, а также дается прогноз экономического развития округа в перспективе до 2020 года.

Оформление глав научной работы также имеет свою специфику. Ра­бота должна строиться так, чтобы переход от первой главы к другой был необходимым, чтобы сделанное предшествующее вело к последующему.

Каждая глава представляет собой самостоятельную, достаточно большую по объему и логически завершенную часть научного изыскания. Поэтому она имеет собственное название, которое должно полностью соот­ветствовать общей теме исследования и не выходить за ее рамки. При де­лении главы на разделы, название и содержание последних подчиняются общему названию главы и должны быть связаны с задачами исследования.

Содержание работы должно раскрывать тему исследования. Тек­сты глав заканчиваются выводами по проведенной части исследования, которые должны подтверждать или опровергать положения гипотезы и соответствовать задачам данной главы. Поэтому выводы кратко, в обобщенной форме указывают, какие результаты получены автором при написании данной главы. Выводы могут также давать конкретные ответы на вопрос о том, как решена каждая из поставленных задач. Ре­зультаты решения поставленных задач и составляют основное содер­жание выводов. Если же поставленную задачу решить не удалось или она решена не до конца, то об этом следует написать в заключении на­учного исследования. Из этого вовсе не следует, что данная работа вы­полнена плохо или не завершена, просто таково одно из правил науч­ной этики.

Заключение заслуживает особого внимания при оформлении курсовой работы. По содержанию оно должно соответствовать сво­ему предназначению – быть итоговой, обобщающей, заключительной ча­стью проведенного исследования. В заключении обычно отмечается, как выполнены задачи и достигнута ли цель, поставленная во введении. Здесь следует четко и ясно указать, какие главные результаты были получены при выполнении данной работы, обосновать их правильность, достовер­ность и полезность. Важно показать минимум обязательных условий, обеспечивающих получение этих результатов, т.к. воспроизводимость ре­зультатов подтверждает их правильность.

Следует раскрыть теоретическое и практическое значение получен­ных результатов, а также попытаться оценить полученные выводы. В ценностно-оценочном плане их можно разделить на три группы: бесспор­но доказанные, предварительные, требующие дальнейшей проверки, и выводы, связанные с прояснением перспектив дальнейшей работы над темой исследования. Присутствие в заключении собственных суждений автора о том, что из первоначальных предположений в ходе исследования не подтвердилось, от чего пришлось отказаться, что изменить, какие трудности и почему возникли в ходе исследования и как они преодолева­лись, показывает методологическую грамотность исследователя, его спо­собность к самоанализу и самооценке.

В приложение (-я) выносятся вспомогательные или дополнительные материалы, которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст.

3.4. Работа с научной литературой

 

Наибольшие сложности у молодых исследователей вызывает необхо­димость оценить чужую научную работу. Особенно важно это бывает тогда, когда одна и та же проблема или материал рассматриваются разными иссле­дователями с диаметрально противоположных точек зрения. Не оценивая прочитанные исследования, можно оказаться в плену чужой идеи, а если на­чинающий исследователь попадет под влияние нескольких авторов, то такая работа будет полна противоречий и несогласованностей. Для выработки са­мостоятельной точки зрения следует постоянно сопоставлять прочитанное с первоисточниками, проверять систему доказательств и материал, использо­ванный исследователем, следить за логичностью изложения.

Научная этика требует знания возможно большего числа исследований по данной теме. Незнание работ предшественников, во-первых, некрасиво, и может вызвать заслуженные упреки на защите и привести к снижению оценки за работу, во-вторых, есть риск провести напрасное исследование вопроса, уже хорошо изученного, и потратить зря много времени. Запомнить все эти иссле­дования невозможно, а работу над ними надо как-то зафиксировать.

Освоение научной литературы предполагает ведение записей несколь­ких типов, укажем наиболее важные из них.

Составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором при написании курсовой работы.

Важный момент при работе с литературой – использование библиогра­фического списка в тексте работы: источник, внесенный в список, хотя бы один раз должен быть назван в тексте. И, наоборот, любой источник, на ко­торый автор ссылается в тексте своей работы, должен быть вынесен в биб­лиографический список.

Для составления библиографического списка литературы целесооб­разно прибегнуть к изучению:

- каталогов в библиотеке (алфавитный, систематический, новых поступлений);

- прикнижной и пристатейной библиографии;

- реферативных журналов;

- библиографических указателей – универсальных и отраслевых;

основных журналов: "Экономика природопользования ", "Проблемы региональной экологии", "Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем", «Экос-информ», «На пути к устойчивому развитию России», «Энергия», «Охрана дикой природы» и др.

Поиск научной литературы рекомендуется начинать с просмотра из­даний (книг и журналов) последних 5-10 лет, потом переходить к более ранним. Это поможет выявить наиболее важные работы. Затем обратитесь к рекомендательным указателям, к литературе, указанной в энциклопедиях и справочниках. Лишь затем нужно расширять круг изданий, обращаясь к са­мым полным и научным библиографическим указателям с целью не про­пустить ничего важного для темы работы. Исследователь обязан знать всю специальную литературу по теме, независимо от года ее издания. Так, часто в "старых" исследованиях содержатся материалы и выводы, которые, каза­лось бы, были отвергнуты более поздними исследователями, но время дока­зало их правоту. Изучать нужно не только узкоспециальную литературу, т.е. литературу изучаемой теме или проблеме, но и такую, которая помогла бы понять научное направление, в котором ведется работа и использовать мето­ды и опыт исследований по смежным отраслям.

Реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей теме.

Конспектирование – детальное изложение главных положений и кон­цептуальных идей работы. Конспект ведется в виде записей на отдельных лис­тах с полями, вначале дается полное библиографическое описание, затем на каждой странице фамилия автора, чтобы при необходимости найти место вы­павшим листам. Конспект не должен быть просто переписанной чьей-то статьей или книгой, случайно вырванными фразами или абзацами, но конспект малоэффективен без точных цитат. Он должен отражать логику и структуру работы, ее фактический материал (с оценкой его полноты и достоверности) и систему доказательств, полемику с другими исследователями, концепцию ав­тора, цели и задачи исследования, достоверность и значимость основных вы­водов и т.п., т.е. в нем должен быть элемент анализа. Цитаты в конспекте должны быть точными, обязательно "с адресом", должны относиться к вы­бранной теме на уровне выводов, аргументации, логики размышлений и но­визны материала, концепции автора. На полях конспекта даются пометки, соб­ственные комментарии, отмечаются наиболее интересные места, параллели с другими исследованиями. Конспект должен быть "говорящим", т.е. удобным для работы, в нем должна быть четкая структура, можно использовать ручки разных цветов и т.п. Хороший конспект можно составить только при повтор­ном чтении работы (часто студенты сразу, при первом же знакомстве с книгой, приступают к ее "переписыванию").

Аннотирование – краткое, предельное сжатое изложение основного содержания литературных источников.

Цитирование –дословная запись высказываний, выражений автора, а также приведение в тексте работы фактических и статистических дан­ных, содержащихся в литературных источниках. Включенную в текст ци­тату следует оформить обязательным указанием на автора и источник, из которого производится цитирование. В своей работе студент может ис­пользовать любой вариант цитирования, но нельзя использовать цитаты без ссылки на автора. Если приводится не цитата, а излагается мысль ав­тора, высказанная им идея, то в тексте также делают ссылку на источник.

Пропуски слов, предложений допускаются, если они не искажают смысла цитируемого текста, и обозначаются многоточием внутри скобок. Не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест источника.

Цитирование должно быть логически оправданным, неразрывно связанным с текстом исследования, убедительным и корректным. Цитата должна подкреплять или иллюстрировать оригинальные мысли исследо­вателя. Злоупотребление цитатами опасно тем, что они часто прикрыва­ют отсутствие собственных мыслей. Сократить количество цитат можно за счет передачи своими словами бесспорных, очевидных положений (в таком случае можно просто обзорно перечислить работы и авторов, вы­сказывавших эти положения). Некрасиво, если цитаты из источника или научных работ занимают более половины страницы.

Каждая цитата должна быть "введена" предварительным замечани­ем о ее необходимости в тексте (например: Особенно ценной является мысль такого-то... – и далее цитата), следует избегать "выставки" цитат, когда они просто нанизываются без каких-либо комментариев друг на друга. Автору нужно каждый раз отмечать, согласен он с процитирован­ной мыслью или нет.

При непрямом цитировании, т.е. пересказе, изложении мыслей дру­гих авторов своими словами, следует быть предельно точным и коррект­ным при оценке излагаемого, давать ссылки на источник. Кавычки при непрямом, косвенном, цитировании не используются.

В работе могут присутствовать элементы и реферирования, и кон­спектирования, и компиляции и др. Хотя компиляция и не претендует на самостоятельность, но уже систематизация источников, а тем более их критический анализ, рассмотрение новых примеров, новых данных и до­водов, неизбежно несут авторскую самостоятельность.

Во время поиска и обработки научной литературы делаются вы­писки. Их оформляют на отдельных листах или в тетради. При этом пе­ред каждой выпиской указывается названия каждой отдельной книги, статьи, даже короткой рецензии и заметки в соответствии с правилами библиографического описания произведений печати, на том языке, на котором издана книга. Рядом с выпиской пишется раздел работы, к ко­торому она относится, указание на номер страницы. Если выписки не имеют ссылки, то позже придется потратить много времени на поиски потерянной цитаты.

Аккуратно оформленные таким образом выписки позже сэкономят мно­го ценного времени. В тетради должно быть оставлено место для заметок: на каких источниках построено исследование, насколько оно полно и т.д. Такие замечания очень удобны при составлении библиографических обзоров по те­ме, которые должны стать важной частью научного исследования.

 Заполняемые выписки желательно привести в определенную систему, которая приспособлена к проблематике выполняемого исследования. Ин­формация может располагаться по степени интереса к работе, по алфавиту, по хронологии. За основу систематизации можно принять план проводимого исследования, если он, конечно, уже принял почти законченный вид.

У начинающего исследователя возникает вопрос о достаточности ма­териала - все зависит от темы, целей и задач работы. Объективный критерий – повторяемость материала, незначительный остаток материала, который не подвергнут осмыслению под углом зрения выбранной темы.

 

3.5. Поиск и обработка фактического материала

 

Материалами для анализа могут быть: данные полевых исследова­ний, статистические сведения, материалы научных публикаций, архивные данные, социологические опросы и опросы экспертов, географические карты, данные дистанционного зондирования и т.п. Статистические мате­риалы собираются, как правило, за последние 4-5 лет. Но возможна и бо­лее длительная ретроспектива (в зависимости от темы). Допускается ис­пользование студентом материалов из фондов кафедры, которые ему представляет для работы научный руководитель.

Период первоначального накопления материалов – период длитель­ный, требующий много сил. Достоверные факты – основа исследования, потому что все собранные факты нуждаются в проверке достоверности, оп­ределении их значимости для решения поставленных вопросов. У читателя уже выполненной работы не должно возникнуть впечатления, что факты выбраны произвольно, потому необходимо оговорить в работе методы и приемы отбора материала. Ошибкой многих молодых исследователей явля­ется стихийное, а не планомерное собирание фактов. Нужно составить для себя "программу" сбора фактов, систематически просмотреть все необхо­димые источники. На начальном этапе следует постараться собрать и опи­сать весь необходимый материал, и от анализа отдельных фактов перехо­дить к обобщениям. В то же время индуктивный подход к собиранию мате­риала тоже не желателен – можно запутаться в обилии фактов, наблюде­ний. Некоторые исследователи рекомендуют такой прием: на первом этапе можно использовать быстрый просмотр источников, выявить основные за­кономерности. Когда определится общая концепция, материалы просмат­риваются второй раз особенно тщательно, факты анализируются в контек­сте.

Собранный материал необходимо систематизировать и осмыслить. Конечно, и в дальнейшем придется собирать недостающие факты, пере­проверять их. На определенном этапе нужно остановиться для обдумыва­ния темы, собранные факты должны дать толчок к анализу, создать "эври­стическую" (направленную на поиск) ситуацию. Необходимо отсечь не­нужные сведения, установить внутреннюю связь между фактами. Следует помнить: нельзя подчинять факты заранее заданной идее, только сами факты, проверенные и установленные, могут стать основой обобщения.

На этом этапе уточняются план и тема работы, а также цели и задачи работы, об особенностях формулировки которых уже говорилось выше, здесь хотелось лишь отметить, что у каждого конкретного исследования есть своя цель, это смысл обращения к данному предмету исследования в связи с развитием научной дисциплины, научного направления. Начи­нающие исследователи обычно ставят перед собой конкретные цели – уточнить, установить, классифицировать факты, выявить проявление за­конов и теорий на конкретных примерах и т.д. Задачи исследования – это промежуточные звенья, которые необходимо осуществить по пути движе­ния к цели. Один и тот же предмет может исследоваться с разными целя­ми. Разными могут быть и задачи при одной цели исследования.

На этом этапе нужно избегать двух крайностей: описательности, ко­гда работа строится на перечислении отдельных фактов, и компиляции чужих работ.

3.6. Заключительный этап научного исследования

Законченная работа кажется простой и стройной, ибо остается неви­димой огромная работа по поиску материала и его переработке. Значение черновой работы становится ясным только тогда, когда возникает опреде­ленная закономерность, обобщение фактов, когда гипотеза превращается в четкую, систематически изложенную и разработанную концепцию.

Заключительный этап работы – это оформление научного исследо­вания в курсовую работу. Работа над тек­стом исследования – это не механический, а творческий процесс, при ко­тором окончательно формулируется тема, идея, проблема, цели и задачи работы, тезисы и выводы находят отточенную формулировку, согласовы­ваются отдельные части концепции, дорабатываются несовершенные фрагменты исследования, отбрасывается все лишнее и обнаруживаются разделы, которые ранее не предполагались в работе, но которые оказались для нее необходимыми.

При работе над текстом следует иметь в виду его желаемый объем. Части работы должны быть соразмерными. Те или иные главы, введение и заключение не должны занимать неоправданно много места. Если не помнить об объеме, то можете потерять много нужного времени (на­пример, написана слишком большая глава, которую потом все равно придется сокращать).

После систематизации материала и рабочих записей, сделанных по ходу изучения материала, и его первоначального осмысления пишется первый черновой вариант работы. Начинать проще всего с того, что пер­воначальный и уточненный план расписывается на отдельные листы, ко­торые получают соответствующие подзаголовки, и по этим листам рас­пределяется собранный материал, сопровождаемый комментариями и предварительными выводами. Так легче преодолеть начинающему иссле­дователю страх перед необходимостью сразу написать большую по объе­му работу. Затем эти листы редактируются, компонуются, соединяются в целое – параграф, главу. Возможен и иной путь – сначала пишется цель­ный, последовательный, хотя и краткий вариант работы, напоминающий автореферат, который потом дорабатывается за счет развития отдельных фрагментов, деталей, примеров.

Черновой вариант аккуратно переписывается и представляется науч­ному руководителю. После исправления в соответствии с пожеланиями и замечаниями научного руководителя, данная часть или работа целиком подвергается литературной правке и оформляется для окончательного представления.

Работа над текстом, т.е. литературное изложение полученных ре­зультатов, – это важная, самостоятельная часть исследования. Ее главное назначение состоит в том, чтобы полно, точно, доступно, правильно, взаи­мосвязано и логично изложить основные идеи, мысли, выводы, полученные в результате проведенного поиска. Безусловно, логика изложения связана с логикой исследования, но не копирует и не воспроизводит ее.

Текст выпускной/курсовой работы должен отвечать требованиям дос­тупности, выразительности. Изложение его может быть кратким, лаконич­ным или развернутым. По характеру изложения тексты бывают описатель­ными, объяснительными, критико-аналитическими, полемическими и т.д.

Немаловажный момент в написании научного текста – стилевая ма­нера его изложения. Ведь грамотность, соблюдение норм современного литературного языка, представление о речевой культуре в научном и учебном общении есть основной показатель квалифицированности, под­готовленности студента к профессиональной деятельности. В связи с этим уместно сказать несколько слов об особенностях научного стиля.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями сооб­щения, которые состоят в том, чтобы по возможности полно и точно объ­яснить факты действительности, выявить и показать причинно ­следственные связи между явлениями, установить закономерности исто­рического развития определенного явления. Каждый исследователь, неза­висимо от объекта исследования, облекает результаты своей деятельности в форму научного изложения, которое имеет повествовательно ­объяснительный характер. Поэтому нужно использовать формально ­логический способ рассуждения, цель которого – доказать истины, выяв­ленные в процессе изучения выбранного объекта. Чтобы рассуждение бы­ло убедительным, мысли должны излагаться в такой последовательности, при которой одно положение вытекает из предыдущего, при этом образ­ность и эмоциональность исключаются. Большую сложность составляет описание логики исследования – работа должна строиться как рассужде­ние, доказательство, а не просто перечисление, как оценка результатов, материал должен соединяться промежуточными выводами и т. п. Целесо­образно использовать такие слова и выражения, которые объясняли бы читателю логику текста, направление хода мысли (исходя из вышесказан­ного считаем необходимым обратиться к..., в дальнейшем будет необхо­димо специально остановиться на этом вопросе..., перейдем к рассмот­рению самой важной проблемы, такой как., приведем примеры., сум­мируем наблюдения., что касается.). Каждая часть текста должна быть продуманной в логическом отношении. Изложение должно быть связным, без повторений, без пестроты и клочковатости.

В то же время простая связность текста не обеспечивает его цельно­сти. Цельность научного текста имеет, прежде всего, смысловой характер и обеспечивается его проблемой, идеей, целями и задачами, текст должен быть целенаправленным. Выполняющий научную работу должен всегда помнить о главной своей идее и постоянно проверять, соотносится ли то, о чем он пишет в данный момент, с главной мыслью работы.

Логический центр абзаца, параграфа или главы должен быть под­черкнут лексическими, синтаксическими средствами. Особенно четкими должны быть формулировки исходных тезисов и выводов. Причиной не­понимания работы читателями может стать неточность и приблизитель­ность формулировок, затемняющих содержание работы. Нужно найти та­кую форму своим мыслям, чтобы она исключала возможность двоякого их понимания. Умение задержать внимание читателя на особенно важных смысловых фрагментах работы – настоящее искусство, к овладению кото­рым должен стремиться каждый студент, выполняющий научную работу. Вместе с тем не следует прибегать к искусственному усложнению текста, ложной наукообразности, за которой часто скрывается поверхностное со­держание работы. Длинноты и манерность можно устранить, если, напи­сав работу, отложить ее на некоторое время (потому не стоит писать рабо­ту наспех к назн<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...