Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная иерархия источников.




 

Основной принцип: чем ближе к сути, тем лучше. Информация из первых рук, от очевидцев и непосредственных исполнителей всегда надежнее любого пересказа. Чем дальше от эпицентра события - тем больше искажений, испорченный телефон.

 

1. Журналист. Лучший источник, если он видел всё своими глазами и слышал собственными ушами. Редакция всегда сначала поверит журналисту, потом уже тем, кто оспаривает его рассказ, поскольку журналист рискует увольнением и хорошо обучен не врать. Однако если дело дойдет до суда, на доверии не выехать - нужны доказательства: запись в блокноте, на диктофоне, в видеокамере, копия документа, фотография и т. п.

 

2. Исполнитель. Человек, непосредственно совершивший то, о чем мы пишем. Информация из первых рук.

 

3. Очевидец. Человек, державший свечку и способный подтвердить это.

 

4. Документ. Лучше пересказа его содержания.

 

5. Заинтересованная сторона. Хуже независимой, потому что она склонна интерпретировать событие в свою пользу.

 

6. Экспертное мнение, слухи. Повод копать дальше. Догадки не являются событием.

 

7. Анонимный источник. Вся ответственность на вас, повод задуматься, не пытаются ли вами манипулировать.

 

8. Анонимный заинтересованный источник. Рассказ о проблемах компании А от анонимного источника из конкурирующей компании В - повод для расследования, но не новости.

 

 

* * *


Как написать хорошую статью

 

Идеальный текст требует хорошей подготовительной работы и критического осмысления уже после рождения. Судить собственные гениальные творения трудно и скучно - понятно, что лучше не напишешь, и хочется побыстрее забыть и взяться за новое. Потому придумали редакторов, они - первые читатели, свежие глаза, и к тому же, разделяют ответственность с авторами. Если им что-то не понятно, кажется скучным, предвзятым или невнятным - высока вероятность схожей реакции и у остальных читателей. Правило “второй пары глаз” в качественных изданиях обязательно: перед выпуском текста его должен прочитать кто-нибудь еще, желательно - редактор. В самых качественных есть еще факт-чеккеры и корректоры. До того, как текст попадет к ним, во избежание обид и психологических травм следует выполнить несколько простых действий, которые условно можно разделить на “до” и “после” написания статьи.

 

До.

 

1. Чем больше узнаешь, тем лучше напишешь.

Прикрыть смысловые и фактологические дыры в тексте красивым слогом не получится, придется узнавать, что же стряслось на самом деле. Цитаты должны быть записаны, факты - проверены, последовательность и суть событий установлены из первоисточников. Отсутствие белых пятен или понимание, что все попытки их заполнить содержанием тщетны, - главная предпосылка правдивого и интересного рассказа.

 

2. Чтобы убедиться, что белых пятен нет, стоит задать себе вопрос: а что мы знаем? чего не знаем? Репортер окончательно уступает место писателю только в том случае, если получены ответы на все вопросы:

- что?

- кто?

- где?

- когда?

- как?

- почему?

- зачем?

- в каком контексте всё это случилось?

- и что теперь?

 

3. Журналист должен уметь остановиться и подумать, прежде чем начать стучать по клавишам, думая, что само собой сейчас всё сложится в связный текст, ведь всё и так понятно. Прежде, чем садиться за статью, запишите десяток основных фактов, мыслей и контекст/бэкграунд.

 

4. Записанное или продуманное расставьте по значимости - от главного к второстепенному. Начните с главного. Поймите, что произошло, что нового, неожиданного? “Впервые за сто лет”, “крупнейший в мире”, “уже восьмой раз обещает” - кто подумал, у того и лид веселее, и взгляд шире. Попытайтесь рассказать историю коллеге или самому себе - “Сейчас я напишу про то, как....”. Представьте, что вы рассказываете её друзьям или дома - это избавит вас от скучных лидов и второстепенного, ведь за “Сегодня такое было!...” вряд ли последует “В Институте современного развития состоялся круглый стол, в котором приняли участие...”.

 

5. Ответьте на вопросы: “ Что же произошло?” “Почему это важно?” “Чем известны эти люди?” “Чем это может закончиться / заканчивалось раньше?” “В чем интрига / тренд / неожиданность?”. Это позволит вам рассказать историю красиво и интересно, что важно в условиях, когда информация доступна почти всем одновременно, и лишь умение её собрать, отобрать, обработать и преподать отличает одно издание от другого.

 

 

После.

Набело не пишут даже признанные гении. Компьютеры часто бесследно уничтожают почти завершенные тексты, и авторы признают, что вторая версия далась им легче и в целом вышла лучше. Потому, написав, полезно отвлечься на секунду, а затем:

 

1. Вернуться к лиду, переписать его, если нужно - так, чтобы он отражал смысл и тему всего текста.

 

2. Посмотреть на заголовок. Есть ли в нем глагол? Сильный ли он? Отражает ли заголовок суть текста? Яркий ли? Короткий ли? Ясно ли из заголовка, в какой стране это случилось? Переписать, если нужно.

 

3. Проверить, передают ли первые четыре абзаца суть случившегося, способен ли читатель, не углубляясь, получить представление обо всём, что вы хотели донести до него, хоть и без подробностей, есть ли в первых абзацах анонс того, о чем вы скажете ниже.

 

4. Проверить, отвечает ли текст на вопросы: кто? что? где? когда? как? почему? зачем мы об этом пишем / читаем? и чем всё это может обернуться? Представили ли мы широкий взгляд на случившееся в контексте современной истории?

 

5. Есть ли в тексте цитаты? Красивы ли они? Не повторяют ли изложенное в косвенной речи? Дополняют ли текст, украшают ли?

 

6. Проверить орфографию и пунктуацию. Грамматические ошибки отвлекают читателя от текста и подрывают доверие к автору.

 

7. Проверить во всем тексте: имена, даты, названия, должности, место действия. Есть ли они? Верны ли?

 

8. Убрать все повторения: названный единожды по должности и имени-фамилии дальше обойдется фамилией, в комментариях достаточно собственно комментария, без указания на то, что комментатор комментировал именно вот то самое событие, о котором весь ваш текст.

 

9. Проверить, нет ли в тексте “хвостов” - упоминаний о фактах и событиях без описания их или ссылки на сообщение о них. “Через год после страшной трагедии на Фиджи” - не понятно, что там стряслось, лучше описать вкратце, что тряслась земля: “Через год после землетрясения на Фиджи, унесшего более 30.000 жизней”.

 

10. Краткость - сестра таланта. Подумайте, чем можно пожертвовать, и избавьтесь от этого, сократите сами, прежде чем вас порежет бездушный редактор. Длинные пассажи часто заменяются кратким оборотом без потери смысла.

 

11. Проверьте, везде ли понятно, кто источник информации? Журналист - посредник, а не источник.

 

12. Оцените длину вашего текста и подумайте, не разбить ли его на части с подзаголовками.

 

13. Проверьте все мнения и обвинения. У каждого мнения должен быть автор - не вы. Каждому обвинению помимо названного по имени источника требуется ответ обвиняемого - или четко описанная причина отсутствия такого ответа. “Недоступен для комментариев” значительно слабее, чем точное указание на то, что “Пресс-служба N не ответила на три запроса,.. пресс-секретарь N не подходил к мобильному телефону, а его секретарша в течение всего дня отвечала, что он на совещании”.

 

14. Найдите в тексте бюрократизмы и непонятные нормальному человеку слова - и избавьтесь от них. Недомолвки и умные фразы скрывают смысл не только от вас, но и от читателя. Называйте вещи своими именами, предварительно сверившись со словарем: любое красивое выражение вроде “комплекс мер по перемещению отдельных групп населения в целях гармонизации социально-экономической и демографической структуры региона” зачастую имеет в человеческом языке четкое определение. В данном случае - “депортация” или “высылка”.

 

15. Избавьтесь от аббревиатур, а если некуда деваться - расшифруйте их.

 

16. Напомним: следует отметить, что нужно сказать, разумеется, что как уже сообщалось ранее, лишние слова надо из текста удалить. Следует отметить - отмечайте, нужно сказать - говорите, не загружайте текст вводными конструкциями.

 

17. Замените пассивные залоги активными, где возможно. “Указ был подписан президентом” скучнее и длиннее, чем “Президент подписал указ”.

 

18. Объясните все пробелы в повествовании. Если мы не знаем чего-то, но оно явно напрашивается в текст - объясните, что мы всё понимаем, лакуна, но выяснить не удалось, как мы ни пытались.

 

19. Разбейте длинные предложения на несколько коротких. Лучше подражайте Набокову в его ненависти к последовательности родительных падежей в одном предложении.

 

20. Прочитайте свой текст еще раз. Он войдет в историю русской беллетристики как пример плавного письма и ясного изложения мысли? Если есть сомнения - перепишите, вам же стыдно будет, всё ищется по фамилии в интернете.

 

*** Конец ***

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...