Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пословицы и поговорки о книгах и чтении

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга хороша, да начетчики плохи.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Книга – друг человека.

Кто много читает, тот много знает.

Одна книга тысячу людей учит.

Читай, книгочей, не жалей очей. Книга книгой, да и своим умом двигай. Книги читать – не в ладушки играть.

Хлеб питает тело, а книга –  разум.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Испокон века книга растит человека.

Прочел новую книгу – встретился с другом.

4. Тезаурус [7]

Апокрифы – (греч. apokryphos – тайный, сокровенный), соч., которые не принимаются церковью как из-за того, что их содержание (прежде всего богословское) вызывает у религиозных авторитетов подозрения, так и из-за того, что само их происхождение неясно. В самом широком смысле этот термин употребляется для обозначения всех книг, исключенных из Священного Писания.

«Апостол» – первая книга, отпечатанная Иваном Фёдоровым (1564), содержала часть Нового завета (Деяния и Послания апостолов) и Апокалипсис.

Берестяные грамоты – письма, записки, документы 11-15 вв.на березовой коре (бересте). Ее снимали со ствола ровной полоской, варили в соленой воде и клали под пресс. На влажной внутренней стороне коры писалом (острый костяной или металлический стержень с навершием в виде лопаточки для подправки или стирания текста) процарапывали или продавливали тексты. Возможность использования бересты в качестве материала для письма была известна многим народам. Первые берестяные грамоты найдены в Новгороде в 1951 археологической экспедицией под руководством А. В. Арциховского. В настоящее время дошло около тысячи берестяных грамот. Содержание их различно: это записи о хозяйственных делах, письма членов семьи друг другу и даже детские каракули и рисунки

Библия – (греч. biblia, букв. – книги) собрание разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (были записаны на протяжении XIIIв. до н. э. – II в. н. э), которые провозглашаются иудаизмом и христианством священными. Первый перевод Священного Писания на старославянский (церковнославянский) язык был выполнен в IX в. свв. Кириллом и Мефодием, «равноапостольными просветителями славян».

Глаголица –  (ст.-сл. глагол, «слово») – одна их двух слявянских азбук. Отличается от кириллицы формой букв, более сложных для написания. Предположительно создана Кириллом и Мефодием в IX в.. Была распространена в X-XI вв. в Болгарии и Моравии. В Хорватии существовала до конца XVIII в.

«Домострой» –  XVI в. Свод житейских правили наставлений на основе патриархальных порядков ис беспрекословным подчиненим главе семьи. Автор – духовник Ивана IV Сильвестр. «Домострой» состоит из четырех частей. Первая часть, 45 глав, посвящена нравственным основам семейной жизни (Как любить Господа, как чтить отца духовного, как врачевать, как в церкви молиться, как детей воспитывать, как дочерей замуж выдавать, как наказывать и пр.). Во второй части даются советы по хозяйству (как платье кроить, пиво варить, продукты хранить, за слугами следить, как двор строить и т.д.). В третьей части (кулинарной) – какие яства на стол подавать. Четвертая часть содержит предписания, что есть в Великий пост и в другие дни.

Евангелие (греч. evangelion- «благовествование», «добрая весть») – общее название первых 4 книг новозаветной части Библии, повествующих о земной жизни Иисуса Христа, его крестной смерти и воскресении). 

«Задонщина» («Слово Софония Рязанца о великом князе Дмитрии Ивановиче и брате его Владимире Андреевиче») – одно из крупнейших произведений, повествующих о Куликовской битве. Создано в конце XIV или начале XV в. Известны 6 списков произведения, большинство из которых неполные, и две редакции. Предполагаемый автор «Задонщины» –  Софоний – брянский боярин, ставший позднее священником в Рязани. При создании произведения Софоний использовал ряд исторических источников: летописную повесть, устные народные предания о Куликовской битве и «Слово о полку Игореве», особенно сильно повлиявшее на «Задонщину». Если «Слово о полку о полку Игореве» призывает к объединению князей со «степью», то «Задонщина» – к объединению для борьбы с монгольскими захватчиками. Произведение проникнуто радостным чувством освобождения, любви к Родине, пафосом победы.

«Изборник» – вторая по времени точно датированной древнерусская книга Она написана на пергамене кириллицей. По-видимому, книга задумывалась как государственная реликвия. Закончен во время княжения Святослава в 1073 г. Изборник одна из самых больших по величине древнерусских книг, высокохудожественный памятник книжного искусства. Изборник имеет энциклопедическое содержание. В нем обсуждаются проблемы христианского богословия, разъясняются положения Библии применительно к событиям повседневной жизни, приводятся сведения по астрономии и астрологии, математике и физике, зоологии и ботанике, истории и философии, грамматике, этике и логике. Книга написана двумя писцами, имя одного известно – дьяк Иоанн. Очевидно, он занимал в великокняжеской книгописной мастерской высокое положение, имел доступ к государевой библиотеке для чтения и изучения интересующих его материалов. В результате этой работы (кроме Иоанна, в ней участвовал еще один писец) появилась третья точно датированная рукопись –   Изборник 1076 г. В конце книги Иоанн сделал приписку, что она составлена «из многих книг княжьих». По внешнему виду Изборник 1076 г. резко отличается от торжественного, парадного Изборника 1073 г. Он относится к типу обиходной книги небольшого размера, без цветных иллюстраций. Изборник 1076 г. в отличие от Изборника Святослава, текст которого приближен к греческим и болгарским оригиналам, является в определенной степени переложением, включающим стилистическую и лингвистическую правку древнерусского составителя. Иоанн русифицировал текст, вводя в него отдельные слова и выражения, отражающие древнерусский быт.

Киево-Печерской патерик – памятник древнерусской литературы, сборник рассказов о монахах Киево-Печерского монастыря и его истории. Основу сборника составили послания, написанные в 20-х гг. 13 в. суздальским епископом Симоном и печерским монахом Поликарпом. В дальнейшем, вплоть до 17 в., сборник неоднократно пополнялся в различных его списках. В 1661 был напечатан в типографии Киево-Печерской лавры. Многие сюжеты и образы сборника восходят к византийским источникам, однако в целом он отличается художественной оригинальностью, живо и реалистично рисуя быт и нравы монастырской братии, сообщая ценные исторические факты.

Кириллица – одна их двух славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла. Создана в конце IX – начале X в. на основе греческого уставного письма с добавление нескольких букв. Была распространена у южных, восточных и вероятно западных славян. Включала 43 буквы (от «ФЗ», «буки» до «ижицы»). Буквы кириллицы по своему начертанию не совсем походили на современные. От названия «аз» – а и «буки» – произошло слово «азбука». При Петре I кириллица была реформирована и легла в основу русского алфавита

Летопись – вид повествовательной литературы на Руси в XI-XVII вв. Состояла из погодных записей («лето» –  год), либо представляла собой свод, включавший летописные записи, повести, сказания, поучения, родословные, предания и др. Первые фрагментарные летописные записи появились вскоре после изобретения славянской письменности Кириллом и Мефодием. Они относятся ко времени княжения Аскольда (867-875гг.). Обнаруженная вторичная языческая летопись, описывающая княжение Игоря и Ольги, относится к 912-946 гг. Последний период языческой летописи охватывает 946-980 гг. и в основном относится к княжению Святослава и Ярополка Святославича. В нем отмечались основные события того времени: приезд посольство, отношения с печенегами, необычные природные явления и др. При Ярославе Мудром по его и инициативе был создан летописный свод 1039 г. Содержание свода постепенно разрасталось и к началу XII в. составило обширный систематический рассказ. Летописи были общерусскими (например, «Повесть Временных лет») и местными (например, новгородские).

Месяцеслов — церковный календарь с указанием праздников, постов и дней памяти святых в порядке чисел каждого месяца. Православный Мемяцеслов начинается 1 сентября по юлианскому календарю (церковное новолетие) и заканчивается 31 августа, охватывая неподвижный (иначе –  месяцесловный) литургический годовой цикл (отсюда и его название).

Моление Даниила Заточника – памятник древнерусской литературы 13 в. Написан в форме послания к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу. Автор, попавший в нужду, просит князя о помощи, изображает его как защитника подданных. Некоторые исследователи считают «Моление...» первым опытом древнерусской дворянской публицистики. Для стиля «Моления...» характерны сочетание цитат из библейских книг, летописи и других литературных сочинений с образами живой речи, элементы сатиры, направленной против бояр и духовенства.

Октоих – (греч. восемь глас) – богослужебная гимнографическая книга, содержащая церковные песнопения.Песнопения каждого из дней недели (седмицы) посвящены важнейшим аспектам Священной истории. Служба воскресенья посвящена Воскресению Господа. В понедельник – служба в честь небесных чинов бесплотных (ангелов). Во вторник – в честь Иоанна Предтечи. В среду воспоминается предание Господа на смерть. Четверг посвящен св. апостолам и святителю Николаю. В пятницу – воспоминание страданий и смерти Господа. В субботу – воспоминаются преподобные, мученики и все святые, совершается поминовение усопших.

«Остромирово Евангелие» – самая древняя рукописная книга, написанная дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1056-1057 гг. (первая датированная древнерусская книга). Состоит из 294 листов большого формата, написана на пергамене, крупным уставом, украшена миниатюрами, заставками. Хранилась в Новгородском Софийском Соборе

Палеография – (греч palaios – древний и grafo - пишу) – наука, изучающая историю письма, изменение его графики, материалы и орудия письма. Палеографический анализ старинных рукописей позволяет установить дату событий, о которых рассказывается в них

Панегирик – (греческое panēgyrikós, - всенародное торжество) – похвальная речь, произносимая публично при каком-либо торжеств, случае (похвала царям, богам, городам), речи приветственные, поздравительные, утешительные и др.Выделяют различные мотивы панегириков. (например, в восхваляемом человеке отдельно разбирались качества телесные и духовные, врожденные и благоприобретенные, действия на войне и в мире, в суде и в совете и т. д.).

«Повесть временных лет» – летописный свод, составленный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1112-1115 гг. В основу «Повести временных лет» легли летописные своды XI в., русско-византийские договоры X в., византийские хроники, тексты Священного писания, «Сказание о грамоте словенской», предания о восточнославянских племенах, их взаимоотношениях с соседями, о первых русских князьях и т.д. В своем труде Нестор связал историю восточных славян с историей соседних народов. Труд Нестора дошел до нас с переделками и дополнениями других летописцев. Вторую редакцию «ПВЛ» составил монах Сильвестр (1116 г.) и включен в Лаврентьевскую летопись(XIV в.). Первоначальный текст «ПВЛ» Сильвестр дополнил легендой о посещении Корсуня апостолом Андреем. Третья редакция «ПВЛ» создана в 118 г. в Костроме при сыне Владимира Мономаха Мстиславе и содержится в Ипатьевской летописи (XVв.). В ней впервые появилась вставка о призвании варягов на княжение.

«Повесть о новгородском белом клобуке» –  новгородская повесть. В основе этой повести лежит легендарное, религиозно-мифологическое осмысление реального исторического события. Дело в том, что в середине XIV века новгородскому архиепископу Василию Калике константинопольский патриарх прислал монашеский головной убор - белый клобук. Постепенно вокруг этого факта сложилось легендарное предание о том, что своим происхождением белый клобук обязан императору Константину (306–337), который почитается как первый римский император, придавший христианству государственный статус. Константин вручил белый клобук римскому папе Сильвестру как символ высшей церковной власти. Через несколько столетий, один из римских пап, побужденный чудесным явлением, переслал белый клобук в Константинополь. Константинопольский патриарх Филофей, опять же под влиянием чудесного откровения, отослал его в Новгород. В «Повести о белом клобуке» Россия названа «Третьим Римом». В ней говорится, что после падения «ветхого» Рима и «нового» Рима (Константинополя) «только в третьем Риме, то есть на Русской земле, Благодать Святого Духа воссияет». Более того, «все христианские царства придут к своему концу, и сойдутся в едином царствеРусском на благо всему православию».

Полуустав — второй из 3-х последовательно сменявших друг друга почерков кириллического письма, представленных в русских средневековых. рукописях. Полуустав приходит на смену уставу во 2-й половине. XIV в., параллельно со сменой пергамена бумагой. Возникновение полуустава было связано с ускорением письма: буквы полуустава мельче уставных, допускается кривизна прямых линий, появляется наклон, выносные буквы (над строкой), слитные написания. В целом полуустав. по сравнению с уставом –  письмо менее торжественное, отчетливое, более беглое. Уже в XIV в. в рукописях, писанных полууставом, начинают появляться особенности, характерные для скорописи, которая к XVI в. сменяет полуустав в деловой письменности. Однако в книжной письменности XVI в. развивается особая разновидность полуустава –  каллиграфический полуустав.

«Поучение Владимира Мономаха» – литературное произведение, принадлежащее перу Владимира Мономаха. Найдено в составе Лаврентьевского списка «Повесть Временных лет» под 1096 год. Его можно разделить на три части: 1) собственно поучение детям; 2) автобиография; 3) письмо Олегу Святославичу. Содержание «Поучения» –  нравственное политическое завещание умудренного долгим и трудным, жизненным и государственным опытом великого князя детям. Мономах создает образ идеального правителя, борющегося против княжеских усобиц, за единство родной земли, смелого в военных походах и на охоте человека, радушного и рачительного хозяина, не полагающегося на воевод и тиунов, а вникающего во все лично. В первой части автор учит своих детей не лениться и самим трудиться, не полагаться на слуг, быть добрыми и гостеприимными, любить мир, не гордиться, защищать слабых, веровать в бога и проявлять веру добрыми делами: покаянием, слезами, милостынею. На войне не лениться, быть бдительными, всегда при оружии. Во второй части Владимир Мономах рассказывает о т рудах своих и походах протии вятичей, половцев и в другие земли. В третьей части содержится письмо князю Олегу Святославичу, после гибели в битве с ним сына Владимира Мономаха –  Изяслава. Потрясенный гибелью сына, Мономах обращается к Олегу со словами мира и страдания, предлагая не губить Русскую землю, положить конец кровопролитию и договориться о всех взаимных обидах

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» – написана русским писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом в второй половине XVI в. В повести рассказывается история любви князя и крестьянки. Автор сочувствует героине, восхищается ее умом и благородством в борьбе против бояр и вельмож. В каждой конфликтной ситуации высокое человеческое достоинство крестьянки противопоставляется низкому, корыстному поведению ее высокородных противников. В произведении с необычайной силой прославляется сила и красота женской любви, которая способна преодолеть все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью. В повести отсутствуют описания благочестивого происхождения героев, их детства, подвигов благочестия, ореолом святости окружается не аскетическое монашество, а идеальная супружеская жизнь в миру и мудрое единодержавное управление своим княжеством. После канонизации Петра и Февронии на соборе 1547 это произведение получило распространение как Житие.

Псалтирь – одна из книг Ветхого Завета, причисляемая к разряду учительных. Называется так, потому что большая часть содержащихся в ней псалмов содержит в себе хваление, благодарение Богу.

Скоропись –  третий по времени появления почерк (вид) кириллического письма, который в XV в. пришел на смену уставу и полууставу. Представляет собой еще более быстрое и значительно менее отчетливое письмо, чем полуустав. По сравнению с последним в скорописи увеличивается количество выносных букв и слитных написаний, появляются многообразные начертания одной и той же буквы в зависимости от удобства пера. Отличается от полуустава и устава не только начертанием букв, но также составом букв и орфографией. Скоропись начала XVIII в. в несколько переработанном виде была положена при Петре I в основу русcкого гражданского шрифта.

«Слово о Законе и Благодати» – было произнесено, по-видимому, в Киевском Софийском соборе в присутствии князя Ярослава Мудрого и его семьи. «Слово» –  образец жанра торжественного красноречия, пришедшего на Русь через византийскую традицию. «Слово» отвечает на вопрос, в чем исторический смысл Крещения Руси. Приняв христианство позже многих других народов, Русь становилась равноправной им, и ее история т. о. оказывалась частью истории мировой. «Закон» –  это символ иудейской религии, исповедуемой одним богоизбранным народом –  древними евреями, «Благодать» же — символ христианства, в котором равны все народы, принявшие его, поэтому оно является новой, высшей ступенью познания истины. Христианство не навязано Руси греками, но добровольно выбрано ею.

«Слово о полку Игореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова») – самый известный памятник древнерусской литературы В основе сюжета – неудачный поход 1185 года русских князй на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII века вскоре после описываемого события (часто тем же 1185 годом реже одним-двумя годами позже). Проникнутое мотивами славянской народной поэзии и языческой мифологии, по своему художественному языку «Слово» резко выделяется на фоне древнерусской литературы и стоит в ряду крупнейших достижений европейского средневекового эпоса.

Служебник – церковная книга, содержащая главные церковные службы - литургии и руководство к совершению богослужений.

«Степенная книга» – систематическое изложение русской истории от Владимира I Святославича до Ивана IV включительно по материалам летописей, хронографов, родословных книг и др. Составлена в 1560-1563 гг. духовником царя Ивана IV Васильевича Андреем (позднее –  митрополит Афанасий).

«Стоглав» – сборник решений Стоглавого собора 1551 г. Состоит из 100 глав, отсюда название. Кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством.

Столбец – форма приказного делопроизводства в государственных учреждениях России XVI-XVII вв., при которой документы хранились в виде склеенных свитков. Текст на них писался поперек по узкой стороне, оборот листа оставался чистым (для помет, адресов и т.п.). Документы, формировавшиеся в одну единицу хранения по какому-либо признаку, подклеивались друг за другом и образовывали длинную ленту, которая затем сворачивалась в рулон – столбец. Подписи подьячих, скреплявших дела, состоящие из нескольких листов, делались на оборотной стороне по склейкам. В тех случаях, когда в состав одного столбца входило несколько обособленных дел, каждое из них называлось столбиком или столпиком.

Типография – заведение для книгопечатания Типографское дело слагается из двух главнейших операций: набора и печатания. Шрифт раскладывается в кассах (ящики, разгороженные на клетки по числу литер и родам типографских материалов), из которых наборщик выбирает нужные литеры, составляя из них слова, строки, гранки и страницы. С набора оттискивают на ручных печатных станках пробные листы для корректуры. Выправленные гранки верстаются в страницы, после чего готовы для печатания. Для ускорения набора изобретены наборные машины, в которых при помощи сложных клавишных механизмов литеры собираются в строки, или же тотчас отливается целая строка. Печатание производится с самого набора.

Титулярник – справочная книга, содержащая перечни титулов русских и иностранных царствующих лиц, которые составлялись с конца 15 до начала XIX вв. в качестве пособия в дипломатической переписке. В 1672 составлен Царский титулярник – «Большая государева книга, или Корень российских государей», который включал краткие сведения по русской истории, портреты князей и царей, а также изображения гербов и печатей (над оформлением работали лучшие художники Оружейной палаты и Посольского приказа).

Требник – богослужебная книга, по которой отправляются требы, т.е. богослужебный обряд, совершаемый по нужде одного или нескольких верующих (например: Таинство Крещения, Таинство венчания, освящение помещения, отпевание и т. п.).

Триодь постная – богослужебные тексты представлены в русском переводе и на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.

Устав – древнейший из трех последовательно сменявших друг друга почерков (полуустав, скоропись) или видов кириллического письма. Устав. XI-XIII вв., представленный в пергаментных рукописях, –  это медленное, торжественное письмо в границах двух параллельных линеек, причем буквы писались прямо, перпендикулярно строке. В XI в. буквы устава более квадратные, чем в XIII в., когда они вытягиваются вверх. Устав со 2-й половины XIV в. сменяется полууставом, сохраняясь, однако, до XVI в. в торжественно оформленных богослужебных рукописях.

«Хождение за три моря» –  памятник древнерусской литературы XV в., записки тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию (1466 – 1472). Первое произведение русской литературы, запечатлевшее путешествие, имевшее не религиозные, а торговые цели. Путешественник описывал природу Индии, ее политическое устройство, торговлю, сельское хозяйство, обычаи, обряды; автор — горячий патриот своей родины; для своего времени был хорошо образован. Произведение насыщено лирическими отступлениями и автобиографическими зарисовками; язык его близок к разговорной и деловой московской речи. Памятник переведён на многие языки мира.

Хронографы – средневековые исторические сочинения, в которых систематически от «сотворения мира» излагались основные этапы всемирной истории. Источниками были библейские книги, сочинения античных авторов и отцов церкви, церковные истории, жития и апокрифы, хроники и т.п. Включали сведения исторического, литературного, географического характера. В Западной Европе сочинения типа Хронографов известны с VII в., в Византии –  с VI по XV вв. В последней, кроме обычных, существовали краткие, так называемые пасхальные Хронографы, предназначенные для учебных заведений, и др.

Часослов (Часовник) – богослужебная книга, содержащая неизменяемые молитвословия суточного круга богослужения. Свое название получила от служб суточного круга – часов. Состав Часослова складывался постепенно, и говорить о конкретном составителе этой книги мы не можем, хотя традиция приписывает его составление св. Савве. На Руси первые Часословы появились, вероятно, вместе с полным комплектом богослужебных книг, переведенных с греческого. Русских списков Часослова XI и XII вв. не сохранилось. Самые ранние русcкие списки относятся к XIII в.

Четьи-Минеи – сборник житий святых православной церкви. В XVI в. митрополит Макарий составил Великие Четьи-Минеи расположенные по дням церковного чествования святых с приложением торжественных, похвальных и поучительных слов, извлечений из светских сочинений; в них собраны почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней. Руси

 


5. Именной указатель [8]

Афанасий Никитин (?-1474/75 гг.) – тверской купец, русский путешественник. Совершил путешествие в Персию, Индию (1471 -1474 гг.). На обратном пути посетил Африку (Сомали), Маскат в Аравии, Турцию. Путевые заметки «Хождение за три моря» - ценный историко-литературный памятник.

Боян (Баян) – древнерусский. поэт-певец, семь раз упоминаемый в «Слове о полку Игореве». «Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы...» Личности Бояна и характеристике его творчества посвящена обширная исследовательская литература. Большинство исследователей признает историческую реальность Бояна. Характер его творчества реконструируется на основе тех фрагментов «Слова», которые рассматриваются как цитаты из произведений Бояна.

Владимир I Святой (980-1015 гг.) – великий князь киевский. Младший сын Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов, воевал с печенегами, Волжской Булгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи на южных и юго-западных границах. Около 988 г. ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах его называли Красное Солнышко. Канонизирован Русской православной церковью.

Владимир Мономах (1113-1125 гг.) – князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий князь киевский (с 1113 г.). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Боролся против княжеских междоусобиц. Разработал устав, ограничивавший произвол ростовщиков. Написал «Поучение детям», в котором призывал сыновей укреплять единство Руси. Содержит список военных походов Владимира Мономаха, сведения о политической ситуации на Руси, о семейной и частной жизни князей.

Даниил Заточник (XII или XIII век) – уроженец Переяславля, писатель, биографические данные о нём отсутствуют. Предполагают, что ему принадлежат два близких по тексту произведения, именуемых редакциями, или же одно из них. Первая редакция –  «Слово Даниила Заточника», вторая – «Моление Даниила Заточника». Даниил Заточник упоминается в Симеоновской летописи (1387), где рассказывается о некоем попе, пришедшем из Орды «с мешком зелия» и сосланном Юрием Долгоруким на озеро Лача (Архангельская область), «идеже бе Данило Заточник». Само слово «Заточник», возможно, было прозвищем и могло означать заключенного, сосланного человека (в таком случае можно предположить и его «заточение» на Лаче-озере, тем более что это озеро также упоминается в тексте «Моления…») или человека «заложившегося» –  согласившегося на подневольную работу.

Иван IV Грозный (1530-1584 гг.) – сын Василия III, с 1533 г. великий князь «всея Руси», с 1547 г. первый русский царь. С конца 40-х гг. XVI в. правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 г. Проведены реформы управления, суда и другие реформы. В 1565 г. им была введена опричнина. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553 г.), создана первая типография в Москве (1553 г.). Покорены Казанское (1552 г.) и Астраханское (1556 г.) ханства. В 1558-1583гг. велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1581 г.). Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян. В то же время он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он был автором многочисленных посланий (например, к А. Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу.

Иван Федоров (Иван Феодорович, Иван Феодорович Москвитин, Иоанн Федорович друкарь Москвитин, Иван Федоров сын Москвитин, Иоанн Феодорович печатник из Москвы) (ок. 1520 – 5 (15) декабря 1583, Львов) –  первый известный русский (московский) книгопечатник, выходец из белорусских земель Великого княжества Литовского; считается также основателем книгопечатания на Украине (в городах Львов и Острог).

Илларион, митрополит –  биографических сведений об Илларионе сохранилось немного. В летописном сказании о начале Печерского монастыря сообщается, что Илларион, родом «русин», «муж благ и книжен и постник», до поставления в митрополиты был священником церкви св. Апостолов в с. Берестове под Киевом (в этом селе находился великокняжеский дворец): из Берестова он ходил молиться к Днепру на холм, покрытый лесом, где выкопал небольшую пещеру и сделался на Руси родоначальником пещерного иноческого подвига. Сочетая незаурядный ум, широкую образованность с обретенными в подвигах поста и молитвы христианскими добродетелями, Илларион выделялся среди современного ему духовенства. В 1051 г. Ярослав Мудрый, собрав епископов, возвел его в Софии Киевской на митрополичий престол. О деятельности Иллариона как митрополита достоверно известно следующее: во-первых, он был соавтором Ярослава Мудрого в составлении церковного Устава, во-вторых, как сообщается в проложном «Сказании об освящении церкви Георгия в Киеве пред вратами св. Софии», освящение было совершено митрополитом Илларионом. Сопоставление «Слова о законе и благодати» с Начальной летописью показывает, что митрополит Илларион принимал участие в летописании, но мера и характер этого участия пока не выяснены.

Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 –  14 сентября 407 г.) – архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя Словенские – славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (до принятия монашества в начале 869 –  Константин) (около 827 – 14.2.869 гг.) и его старший брат Мефодий (около 815 – 6.4.885 гг.) родились в г. Фессалоники (Солунь) в семье военачальника. Кирилл получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе, где одним из его учителей был Фотий. Хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором адмиральской карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию (получил прозвище «Философ»). Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем удалился в монастырь. В 60-х гг., отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. В 863 г. Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказанию помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких феодалов. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь и др.). В науке нет единого мнения по вопросу о том, какую азбуку создал Кирилл –  глаголицу или кириллицу (большинство учёных считают, что глаголицу). Проповедь братьев на понятном моравскому населению славянском языке заложила основу национальной церкви, но вызвала недовольство немецкого католического духовенства. Кирилл и Мефодий были обвинены в ереси. В 866 (или 867) Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим, по дороге побывали в Блатенском княжестве (Паннония), где также распространяли славянскую грамоту и славянский богослужебный обряд. Папа Адриан II в специальном послании разрешил им распространение славянских книг и славянского богослужения. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии и в 870 г. возвратился из Рима в Паннонию. Немецкое духовенство, стремившееся расправиться с Мефодием, путем интриг добилось его заключения в темницу; после освобождения из тюрьмы Мефодий продолжал свою деятельность в Моравии. В 882 – 884 гг. жил в Византии. В середине 884 г. Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык. Своей деятельностью святые равноапостольные Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы.

Курбский Андрей Михайлович (1528–1583 гг.) – русский князь, государственный деятель, писатель, переводчик. Участник Казанских походов, член Избранной рады, воевода в Ливонской войне. Опасаясь «неправедной» опалы Ивана IV Грозного, бежал в Литву в 1564 г.; член рады Речи Посполитой; участник войны с Россией. Написал мемуарный памфлет «История о великом князе Московском» (1573 г.) и 3 обличительных послания «лютому самодержцу» (составивших вместе с 2 ответами Ивана IV уникальный литературный памятник, исполненный страстной полемики о пределах царской власти и о ее верности «пресветлому православию»).

Логофет Пахомий (Пахомий Серб) (?1480-е гг.) – русский ученый, монах, писатель XV века. Автор жизнеописаний московских и новгородских святых.

Макарий (1482-1563 гг.) – русский митрополит, писатель. Глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. В 1551 г. добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Руководил церковными соборами 1553-1554 гг. против еретиков. Редактор «Четей-Миней» и «Степенной книги».

Максим Грек (настоящие имя и фамилия Михаил Триволис) (около 1475 г., Арта, Греция, –  1556 г., Троице-Сергиев монастырь, ныне Сергиев Посад Московской области), публицист, писатель, переводчик. Долгое время учился в Италии, где слушал проповеди Савонаролы. Около 10 лет жил в Ватопедском монастыре на Афоне, откуда по приглашению великого князя Василия III Ивановича в 1518 прибыл в Русское государство для перевода церковных книг. В Москве принял деятельное участие в спорах между нестяжателями и иосифлянами. Будучи аскетом по убеждениям, резко критиковал быт русского духовенства, выступал против эксплуатации крестьянства духовными феодалами, против системы местного управления –  так называемых «кормлений». Оставил обширное литературное наследство (свыше 150 названий): проповеди, публицистические статьи, философские и богословские рассуждения, переводы и т.д.

Мстиславец Петр Тимофеевич (XVI в.) – типограф. По некоторым данным родился в белорусском г. Мстиславле. Первое время работал совместно с первопечатником Иваном Федоровым, напечатав с ним в Москве «Апостол» (1564) и два издания «Часовника» (1565). После переезда в Литву Федоров и Мстиславец основали типографию в Заблудове, в которой напечатали «Учительное Евангелие» (1568–69). После этого они разошлись, и началась самостоятельная, независимая от Федорова работа Мстиславца. Переехав в Вильно в 1570 г., он встретил там поддержку со стороны богатых и просвещенных православных горожан –  Мамоничей, которые помогли ему организовать типографию. В ней были напечатаны «Четвероевангелие» (1575) и «Псалтирь» (1576) и недатированный «Часовник». В 1576 г. Мстиславец разорвал отношения с Мамоничами, и по приговору городского суда в Вильне книги, напечатанные им, были переданы Мамоничам, а типографкое оборудование оставлено Мстиславцу. По некоторым сведениям, он увез свое типографское имущество из Вильны в Острог, большая часть его материала обнаруживается в двух острожских изданиях –  «Книге о постн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...