Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Персонал как объект управления, его роль в управлении производством




1.1.ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ [6].

Организация:

§ это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей[7];

§ представляет собой специфическую систему, объединяющую людей для реализации определенных устойчивых целей[8];

§ это социотехническая система, где люди работают совместно для достижения общих целей[9];

§ внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением[10].

Организация как социотехническая система обладает следующими специфическими свойствами и признаками:

§ представляет социальную общность;

§ предполагает встречную спонтанную активность социальных групп и отдельных работников, имеющих собственные интересы, не всегда совпадающие с целями организации;

§ обладает целевой природой, поскольку создается для реализации определенных целей, что предполагает в ней элементы рациональности;

§ имеет иерархическую систему, включающую как минимум субъекта и объекта управления;

§ опирается на горизонтальные структуры – разделение и специализация труда по функциональному, квалификационному признаку;

§ построена по вертикальному признаку, что обусловлено необходимостью координировать разнонаправленную деятельность горизонтальных структур, их спонтанную активность;

§ предполагает совокупность статусов и ролей, правила регулирования поведения и отношений между ними;

§ выполняет определенные функции по отношению к микросоциуму (личности и трудовой группе) и макросоциуму (обществу)[11].

Типология хозяйственных организаций по М.Веберу такова:

· собственно «экономические организации», регулируемые материальным интересом;

· неэкономические организации, выполняющие экономические функции («экономически активные»), например, государство и церковь;

· экономические организации, регулируемые неэкономическими способами («экономически регулятивные»), наподобие земельных общин, профессиональных цехов и гильдий;

· организации, «утверждающие формальный порядок», осуществляющие неэкономический контроль за условиями экономической деятельности, например правоохранительные органы.

Организация представляет собой систему, т.е. образование, состоящее из взаимозависимых и взаимообусловленных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристики всей организации.

Внутренняя среда организации как системы состоит из трех основных подсистем: технической, управленческой и человеческой (личностно-культурной).

Техническая подсистема включает определенную последовательность работ, принятую технологию и ряд других переменных технического характера. Техническая подсистема является жесткой, поскольку ее действия (т.е. реакция объекта управления на получаемые от органа управления приказы, программы по реализации цели) являются предсказуемыми и в высшей степени контролируемыми.

Управленческая подсистема включает организационную структуру, политику, процедуры и правила, систему вознаграждения и наказания, способы принятия решений и другие элементы, специально разработанные для эффективного содействия процессу управления.

Личностно-культурная подсистема включает всех лиц, работающих в определенной организации, группирующихся по производственным участкам и функциональным операциям, такие как административно-коммуникативные, распорядительно-исполнительские, экономические, юридические, сугубо личностные, этические и психологические формы связей. Эта подсистема связана с удовлетворением потребностей личности, с культурой, ценностями и нормами, действующими на предприятии.

Поскольку организация – это социотехническая система, постольку взаимодействие этих подсистем порождает соответствующее поведение работников, которое оказывает влияние на конечные результаты деятельности предприятия (Рис.1.1.).

 


Рис.1.1. Характер воздействия подсистем организации на эффективность производственно-коммерческой деятельности.

 

1.1.1.Внешнее окружение организации – это все разнородные факторы, влияющие на процессы развития и функционирования организации:

- расширительная трактовка предполагает рассмотрение внешней среды в виде макро- и микроокружения. В макроокружение включают характеристики культуры (ценности, нормы, институциональные образцы, языковую среду и др.). Микросреда включает их носителей – общности, группы, социальные институты, др. организации[12];

узкая трактовка внешней среды организации рассматривает ту часть микроокружения, с которой данная организация находится в непосредственном взаимодействии, взаимозависимости или конкуренции и от которой зависит эффективность и выживание организации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...