Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинарское занятие 7. Социальная психология личности (2 ч.)

Семинарское занятие 1. Предмет, задачи и методы социальной психологии (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии. Прикладные проблемы и практические приложения социальной психологии.

История социальной психологии. Первые исторические формы социально-психологического знания. Первые социально-психологические исследования. Этапы развития социальной психологии.

Основные методологические подходы к объяснению социально-психологических феноменов. Общая характеристика социально-психологических методов

Терминологический тезаурус: социально-психологические явления; эмпирические методы социально-психологического исследования, наблюдение, опрос, анкетирование, интервью, изучение документов, анализ продуктов деятельности, контент-анализ; экспериментальные методы, лабораторный эксперимент, естественный эксперимент; психодиагностические методы, тест, социометрия, референтометрия; методы активного социально-психологического обучения, деловая игра, групповая дискуссия, социально-психологический тренинг.

Контрольные вопросы:

1. Назовите предмет социальной психологии в определении двух авторов – отечественного и зарубежного.

2. Что входит в структуру социальной психологии?

3. Перечислите отрасли социальной психологии.

4. С чем связано требование выработки корректного отношения к данным зарубежной социальной психологии?

5. Приведите аргументы в пользу утверждения о том, что наблюдение – основной эмпирический метод социальной психологии.

 

Семинарское занятие 2. Закономерности общения и взаимодействия людей.

Общение как обмен информацией. (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

Природа и структура общения. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.

Структура и уровни коммуникативного акта.

Средства коммуникации.

Массовая коммуникация. Функции, модели.

Терминологический тезаурус: коммуникация, обратная связь, барьеры общения, уровни коммуникации, вербальные и невербальные средства коммуникации, коммуникативная компетентность, социально-психологический тренинг коммуникативной компетентности.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте теоретические подходы к определению феномена «общение».

2. Взаимосвязь общения и деятельности.

3. Трехкомпонентная структура общения.

4. Структура коммуникации по Лассуэллу.

5. Вербальная и невербальная коммуникация.

Семинарское занятие 3. Закономерности общения и взаимодействия людей.

Общение как взаимодействие. (4 ч.)

Вопросы для обсуждения:

Структура и типы взаимодействия. Типология взаимодействия.

Символический интеракционизм. Транзактный анализ. Роли.

Конфликт: функции, структура, динамика, типология.

Кооперативное взаимодействие.

 

Терминологический тезаурус: интеракция, позиция, отношения, сотрудничество, содружество, доминирование, компромисс, конфликт, кооперация, роль, транзактный анализ.

Контрольные вопросы:

1. Психологическая культура в различных формах взаимодействия людей.

2. Феномены взаимодействия: совместная деятельность, конгруэнтность, обратная связь, совместимость, отношение.

3. Взаимоотношения как смысловая основа взаимодействия.

4. Социальные установки в межличностном взаимодействии: альтруизм.

Семинарское занятие 4. Закономерности общения и взаимодействия людей. Общение как социальная перцепция. (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

Понятие и типы социальной перцепции.

Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия.

Каузальная аттрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции.

Формирование первого впечатления. Точность межличностного восприятия.

Тренинг сензитивности.

Терминологический тезаурус: социальная перцепция, точность восприятия, идентификация, стереотипизация, эмпатия, каузальная атрибуция, самопрезентация, сензитивность, тренинг сензитивности.

 

Контрольные вопросы:

Понятие и специфика социальной перцепции.

Назовите и охарактеризуйте механизмы межличностного восприятия.

Проблема точности межличностного восприятия.

Каузальная атрибуция как механизм социальной перцепции.

Семинарское занятие 5. Социальная психология групп (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

Проблема группы в социальной психологии. Определения группы. Типология групп.

Функции группы. Референтные группы.

Формально-структурные и социально-психологические характеристики групп.

Групповая психотерапия.

Терминологический тезаурус: малая группа, большая группа, референтная группа, стихийная группа, этническая группа, границы группы, композиция, коллектив, стратометрическая концепция.

Контрольные вопросы:

1. Укажите основание классификации больших и малых групп. Чем отличаются малые группы от больших?

2. Расскажите о феноменах устойчивых организованных больших групп.

3. Дайте классификацию малых групп. Назовите основания классификации.

 

Семинарское занятие 6. Динамические процессы в малой группе (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

Общая характеристика групповых процессов.

Формирование и развитие малых групп. Стадии и уровни группового развития. Двухфакторная модель развития группы.

Групповая сплоченность. Уровни сплоченности. Социометрия Стратометрическая концепция групповой организации.

Групповое давление. Экспериментальные исследования конформности. Условия, определяющие конформность. 5. Принятие группового решения. "Сдвиг риска" и групповая поляризация. Феномен "сдвига к риску". Эффективность групповой деятельности. Продуктивность и удовлетворенность.

 

Терминологический тезаурус: сплоченность, совместимость, срабатываемость, социометрия, референтометрия, групповые нормы, групповое давление, конформизм, руководство, лидерство, суггестия, суггестивность, социальная власть, аттракция.

Контрольные вопросы:

1. Укажите особенности в изучении малой группы в подходах отечественной и зарубежной социальной психологии.

2. Дайте определение групповой динамики.

3. Раскройте, как связано развитие группы с феноменами групповой динамики.

4. Укажите авторов, изучающих динамические процессы малой группы.

5. Перечислите основные различия между лидерством и руководством.

Семинарское занятие 7. Социальная психология личности (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика социально-психологической проблематики личности.

2. Социально-психологические концепции личности. Структура личности.

3. Социально-психологические характеристики личности. Биографические характеристики.

4. Личность в общении. Коммуникативная компетентность.

5. Социальная сензитивность. Стремление к власти.

6. Когнитивная сложность. Ценностные ориентации.

7. Межличностная аттракция.

Терминологический тезаурус: личность, социальная установка, аттитюд, диспозиция, Я-концепция, статус, роль, экспектация, ролевой конфликт, адаптация, индивидуализация, интеграция.

Контрольные вопросы:

Назовите основные социально-психологические концепции личности.

Охарактеризуйте проблему личности в общении.

Ценностные ориентации личности и групповые ценности.

Раскройте понятие социальной сензитивности.

Назовите психологические основания межличностной атракции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...