Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности налоговых систем в развитых мировых странах




 

На сегодняшний момент, определяющим фактором для развития культуры, техники, образования, государственности, то есть всех сфер существования человечества стала тенденция глобализации мировых процессов, что не могло не затронуть и систему налогообложения. При современных возможностях межгосударственного сотрудничества, межнационального производства как никогда стали важны наиболее рациональные системы налогообложения, позволяющие поддерживать и развивать предприятия стран мира. Попытки не включаться в мировой процесс преобразования, стремление удержать систему в статичном состоянии может привести лишь к краху экономики страны, поэтому так важно на сегодняшний момент знать особенность систем налогообложения в различных странах мира.

Так во Франции налогообложение имеет ряд особенностей, которые непосредственно связаны с историческим развитием страны. Система налогообложения находится в компетенции парламента, который ежегодно при утверждении государственного бюджета пересматривает законодательные акты о налогах.

Все налоги делятся на местные и центральные сборы. К центральным относятся такие как налог на прибыль, на добавочную стоимость, на ученичество, на фонд зарплаты, на наследство и дарение, на освоение рудников, на транспорт, на озеленение, на установку электроосвещения. К местным относятся налог на жилье, на уборку территории, на содержание сельскохозяйственной и промышленной палаты.

Как и в других странах, во Франции налоги делятся на прямые и косвенные. Причем косвенные составляют 60% бюджета, что свидетельствует о низком уровне прямого налогообложения. Другими отличительными особенностями являются высокая доля взносов в фонды социального назначения, высокая доля поступлений от налогов на товары и услуг в общем объеме обязательных отчислений, наращивание доли налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти.

Основными налогами во Франции являются:

. Налог на доходы физических лиц, когда минимальной единицей при начислении данного налога является семья (если человек не состоит в браке, то он является единственным представителем семьи) и декларация подается от всей семьи.

Во Франции принята прогрессивная система, то есть, чем выше доход, тем выше налог. Если доход составляет ниже 5 614 Евро, то такой доход вообще не облагается налогом. Далее процентная ставка увеличивается с 5,5 и до 40% (14, 30). Работодатели уплачивают налог с дохода, выплаченного работнику, если не более 90% сделок в предыдущем году облагалось НДС. Иначе плательщики получают освобождение от выплат. Размер же уплаченного налога уменьшает налог на прибыль организаций.

. Налог на добавленную стоимость изымается в государственный бюджет, а затем его часть возвращается в местный. Данным налогом облагаются все деловые операции, осуществляемые организациями и частными лицами. Облагается цена покупки или услуга, включающая все затраты, НДС и прибыль, но исключаются расходы, на которые уже наложен НДС. Основная ставка составляет 19,6%, по отношению к продовольствию, продукции сельского хозяйства и книгам ставка снижена до 5,5%, а для некоторых периодических печатных изданий и лекарств предусмотрено понижение до 2,1%. НДС не облагаются лица и организации, занимающиеся просветительской, врачебной или творческой деятельностью, а также сфера сельского хозяйства.

. Налог на прибыль организаций определяется с учетом сальдо всех операций предприятия и равняется разнице между доходами и расходами. Стандартная ставка налога составляет 33,33%, однако, если оборот компании превышает 7 630 000 евро за год, то налагается дополнительно 3,3%. Для предприятий малого и среднего бизнеса ставка понижена до 15%.

. Взносы по внебюджетные фонды подразделяются на полные и частичные. Доля выплат с работника определяется по прогрессивной шкале от 18 до 24%, а с работодателя около 40% от суммы выплат работнику. Индивидуальные предприниматели уплачивают взносы на медицинское (13,55%) и пенсионное обеспечение (16,35%). Представители свободных профессий выплачивают фиксированную сумму (например, дантисты 2000 Евро).

Что касается налоговой системы Германии, то она представляет собой достаточно сложный и большой аппарат. Согласно Конституции в стране закреплены два уровня государственной власти: федеративная республика и земли. В соответствии с этим, все налоги подразделяются на общие (НДС, подоходный, с импорта), федеральные (акцизные, страховые, таможенные), земельные (с автомобилей, имущества, наследства) и налоги общин (промысловый, поземельный); и таких налогов насчитывается около 50 видов.

Особенностью системы налогообложения в Германии является многоступенчатое распределение поступлений между всеми звеньями бюджетной системы, что обеспечивает выравнивание экономического развития регионов.

К основные налогам в Германии относятся:

. Подоходный налог с физических лиц, который взимается в соответствии с фактическим проживанием и не зависит от гражданства. Если человек проживает на территории страны более 6 месяцев, то он считается резидентом и выплачивает налоги со всех источников дохода. Нерезиденты облагаются налогами с доходов из Германии. Базой обложения выступает совокупный общая сумма доходов, уменьшенная на необлагаемые суммы и вычеты. Для налогоплательщиков старше 64 лет существует скидка по возрасту.

Существенным отличием налогообложения нерезидентов является то, что если издержки превышают поступления, то данная деятельность не облагается налогом, а полученный убыток, можно вычесть из доходов от прочих видов деятельности.

В Германии принято прогрессивное налогообложение: для резидентов составляет от 0 до 45%, для нерезидентов минимум 25%.

Как и во Франции, в Германии существует система семейного налогообложения, однако она не допустима для нерезидентов.

. Взносы во внебюджетные фонды делятся на пенсионное и медицинское страхование (19,5% и 13,3%), взносы на поддержание безработных (4,5%) и страхование по нетрудоспособности (1,7%). В основных отраслях социального страхования взносы взимаются поровну с предпринимателей и работников. Взносы не взимаются, если работник проработал менее 50 дней в году.

. Церковный налог выступает как дополнение к подоходному и поступает в доход церкви. Налогоплательщиками являются все члены данной религиозной организации, и составляет 8-9%.

. Налог на прибыль организаций, особенностью которого является то, что формирование освобождаемых от обложения многочисленных резервных фондов: для компенсации инфляционного роста цен; для изменения оценочной стоимости имущества.

. Налог на добавленную стоимость уплачивается при приобретении товаров и услуг, необходимых для производства, то есть налагается постепенно на каждой стадии переработки.

Основная ставка составляет 19%, на продукты питания, пассажирский транспорт, книги и газеты ставка снижена до 7%. Медицинские услуги, квартплата, благотворительные организации, культурные и образовательные учреждения налогом не облагаются.

А вот налоги в Великобритании делятся на центральные и местные. Особенностью является сниженная ставка по обязательным социальным выплатам, они не превышают 12,8%. Однако вся система налогообложения достаточно сложна. Так, подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям - шедулам: от собственности на землю, от лесных владений, от ценных бумаг, от коммерческой деятельности, с зарплаты, с дивидендов. Налог уплачивается в течение года четыре раза.

Также как в большинстве европейских стран, действует семейное налогообложение. Все налоги выплачивает работодатель. Данный налог также прогрессивный: от 20 до 40%.

Налог с наследства не взимается с большей части даров, осуществляемых при жизни владельцев, если даритель остается после этого живым в течение последующих 7 лет.

Налог на добавленную стоимость делится на 3 ставки: для продуктов питания, книг, газет составляет 0%, на топливо, электроэнергия, гигиенические товары 5%, а на все остальное 20% (по состоянию на март 2011 года).

Итак, в системах налогообложения стран Европы наблюдается достаточное количество схожих черт.

В настоящее время, в связи с грозящим кризисом в Еврозоне, в ряде стран принимаются законы о введении новых видов налогов. Например, во Франции введен налог на газированную воду, что объясняется борьбой с увеличением случаев ожирения, также разрабатывается законопроект, позволяющий взымать налоги с доходов интернет-порталов.

В Германии в 2010 году был введен налог на банки для создания эффективного риск-менеджмента; если банк окажется виновником кризиса, то будет обязан платить налог в течение последующих 10 лет. Следом за Германией эту идею поддержали Великобритания и Франция. Также в разработке находится законопроект, позволяющий налагать дополнительный доход на богатство. А в Великобритании появилась идея об отмене налоговых льгот для молодых пар.

Также большой интерес представляют налоговые системы Скандинавских стран. Для них характерной чертой является высокий уровень перераспределения налоговых поступлений через бюджет, что приводит к высоким ставкам.

Систему налогообложения Скандинавских стран можно рассмотреть на примере Финляндии. Здесь 77,2% центрального бюджета составляют поступления от налогов с доходов населения и НДС. Помимо этого действуют 14 акцизов. Также значительная часть направляется в страховые и пенсионные фонды.

Сбор налоговых выплат осуществляет налоговая администрация, которые затем распределяются между центральным правительством, муниципалитетом, социальными фондами, церковными приходами и лесными ассоциациями. При этом муниципалитеты и церковные общины имеют право на свое усмотрение корректировать ставки по некоторым видам налогов, однако главенствующее положение по основным видам налоговых сборов занимает финский парламент.

Доходы физических лиц подразделяются на трудовые (зарплата, пенсия, социальные выплаты) и капитальные (сдача в аренду, доход от продажи имущества, дивиденды). Ставка налога на капитальные доходы фиксированная, а трудовые доходы облагаются налогами по прогрессивной шкале. Все трудовые доходы облагаются несколькими видами налогов: государственным (от 6,5% и до 30%), муниципальным(16,5-21,5%) и церковным (1-2%). Также жители Финляндии обязаны выплачивать взносы за здравоохранение (1,19%) и взносы на суточные пособия (0,82%). Для муниципальных налогов существует система налогового кредита, что делает их немного "прогрессивными", несмотря на их фиксированную ставку. Стоит отметить, что в Швеции минимальная ставка по подоходному налогу составляет 30%, а максимальная достигает 55%.

Кроме того, существуют обязательные социальные и страховые взносы, уплачиваемые работодателем. Взносы по социальному обеспечению составляют 2,12% от общего дохода работника. Пенсионные взносы и взносы в фонд занятости обычно составляют 18,3% и 3,2% от его общего дохода соответственно.

Доходы от дивидендов, сдачи в аренду и прироста капитала облагаются налогом на инвестиционную прибыль по фиксированной ставке 28%.

Система налога на добавленную стоимость в Финляндии гармонизирована с законодательством Европейского союза. Стандартная ставка установлена на уровне 23% (по состоянию на июль 2010 года). Существуют две пониженные ставки - 13% на продукты питания и рестораны и 9% на транспортные услуги и проживание.

Акцизами облагаются этиловый спирт, алкогольные напитки и безалкогольные напитки, нефтепродукты, табак, сигаретные продукты, уголь, электричество, природный газ, хвойное масло, некоторые смазочные материалы, отходы, а также тара для напитков.

В налоговой системе Финляндии существует несколько специфических налогов: передаточный налог, выплачиваемый при покупки недвижимости и ценных бумаг; на фармацевтические сборы и сборы на спасение моряков, налог на почетные титулы и другие.

При изучении налоговой системы в условиях рыночной экономики невозможно обойти стороной систему Соединенных Штатов Америки.

США - федеративное государство, поэтому исторически сложились самостоятельные уровни налоговой системы: федеральный, уровень штатов, местный.

В настоящее время для американской налоговой системы характерно преобладание прямых налогов над косвенными (прямые налоги составляют более 70% всех поступлений, из которых более 50% - подоходные). Также особенностью является параллельное использование основных видов налоговых платежей. Например, население платит 3 вида подоходного налога (федеральный, штатный и местный), 2 вида имущественного налога и акциза (штатный и местный), а в цене некоторых видов товаров (горючее, табачные и винно-водочные изделия) содержится 5 видов акциза (федеральный, штатный, смежные универсальные и специфические акцизы).

Как уже отмечалось, одним из главных налогов является налог на доходы физических лиц.

Плательщиками налога являются резиденты и нерезиденты США. Резиденты уплачивают налог из всех источников получения доходов, а нерезиденты из источников только в США.

Плательщики, которые являются резидентами, могут выбрать определенную категорию, по которой им наиболее выгодно платить налоги: одинокий, супруги с одной декларацией, супруги с отдельными декларациями, глава хозяйства, вдовец. Ставки налога составляют от 10 до 35%. Однако, в связи с вероятность наступления кризиса, правительство планирует снижение процентной ставки.

Также важен налог на прибыль корпораций, которые подразделяются на местные и иностранные. Налогообложение местных корпораций осуществляется в отношении всех полученных доходов, уменьшенных на величину расходов по ставкам от 15 до 35%. При этом налог на прибыль корпораций имеет большое количество льгот: на амортизацию, на инвестиции, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. По материалам на январь 2012 года, все больше организаций начали освобождаться от данного налога: налоги выплачивают акционеры и совладельцы, что позволяет не платить налоги дважды.

Налог c продаж уплачивают потребители при покупке товаров. Величина налоговых ставок в разных штатах различная. Максимальная ставка составляет 8%, средняя по штатам - 4-5%. Данным видом налога облагается большинство потребительских товаров, в том числе медицинские товары.

Взносы во внебюджетные фонды делятся на 3 категории: программа страхования по старости и нетрудоспособности (12,4%); медикэр (2,9%); программа поддержания безработных (6,2%).

Также налогом облагается любое имущество, переходящее в порядке наследования. Однако в 2011 году был принят законопроект, снижающий с 45% до 35% налог на наследство умерших стоимостью более 5 млн долл. и освобождает от налогов, если имущество стоит менее 5 млн долл. (до этого налог был прогрессивный от 18% до 45%).

Практический и теоретический интерес представляют системы налогообложения стран СНГ. Существенным фактором, воздействующим на становление налоговой системы, являются то, что страны постсоветского пространства находятся в тесных экономических отношениях и у всех в основе лежат единые предпосылки, т.к. до распада СССР везде была единая система.

Если учитывать, что экономики данных стран находятся во взаимозависимом положении, то на сегодняшний момент прилагаются усилия для создания интеграционных процессов между ними, однако из-за различия в национальных законодательствах пока не удается создать единое рыночное пространство.

Существенным шагом к этому стало создание Евразийского экономического сообщества и на его базе Таможенного союза, в состав которого входят Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российская Федерация. При осуществлении торговли в пределах СНГ это позволило избегать двойного налогообложения, налог на добавленную стоимость взимается по принципу страны происхождения товара, то есть налогом облагаются экспортируемые и не облагаются импортируемые товары. Однако в данной сфере предстоит решить еще множество проблем. На сегодняшний момент имеются различия в перечнях подакцизных товаров, их ставках, что препятствует оформлению таможенных пошлин. В каждой стране установлены на большинство товаров специфические ставки акцизов, причем в национальных валютах, что усложняет процесс выравнивания этих ставок.

Налоговые системы стран СНГ имеют множество общих черт. В частности, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизные сборы, подоходный налог с физических лиц, земельный налог, налог на недвижимость имеют место в налоговых ставках. Во всех странах система налогообложения имеет двухуровневый характер: существуют общегосударственные налоги, направляемые в бюджет государства, и местные налоги и сборы, формирующие местные бюджеты. Количество и состав налогов, входящих в ту или иную категорию в каждой стране существенно разняться.

Так, в Украине существуют налоговые сборы за участие в бегах на ипподроме, за использование местной символики, с владельцев собак, в Государственный инновационный фонд, за геолого-разведывательные работы. В Республике Беларусь существуют налоги в фонд содействия занятости населения, в фонд социальной защиты населения. В Молдове к местным налогам примыкают сборы на благоустройство территории, за проведение кино и телесъемок, за право продажи в таможенной зоне. В Кыргызстане сборы за парковку автотранспорта, с граждан, выращивающих цветы в тепличных условиях и реализующих их населению, налог с туристов, выезжающих в дальнее зарубежье, с казино, на неиспользуемые производственные и торгово-бытовые площади.

Для налоговых систем стран СНГ свойственно повышенное значение косвенных налогов, основным из которых выступает налог на добавленную стоимость. В некоторых странах он един (в Казахстане 12%, в Украине 20%) в других же процентная ставка изменяется в зависимости от облагаемого товара, так, товары первой необходимости (продовольствие, детское питание) облагаются по сниженной ставке (В Молдове вместо основных 20%, ставка снижается в зависимости от товара до 8 и 6 %). Однако стоит отметить: если ставка унифицирована, то для избегания подъема цены на товары жизнеобеспечения, существует ряд льгот (такая система действует в Украине).

Также неотъемлемой частью налоговых систем всех стран постсоветского пространства являются налоги на прибыль и подоходный налог. Почти везде плательщиками выступают все юридические лица, в том числе и иностранные, но в Республике Беларусь плательщиками выступают участники договоров о совместной деятельности, в Кыргызстане только лица, прожирающие на территории государства. В налоговых ставках также наблюдаются значительные различия. Так, в Республике Беларусь в конце 2011 года налог на прибыль был снижен с 24 до 18%, а если предприятие занимается торговлей инновационной и высокотехнологичной продукции собственного производства, то налог снижается до 10% или отменяется вовсе.

Таким образом, можно сделать выводы.

Во всех системах налогообложения различных стран мира существуют общие и особенные черты, однако в условиях глобализации появилась тенденция к унифицированию некоторых аспектов, что объясняется необходимостью выгодного товарообмена, а отчасти стимулируется Евросоюзом.

Не смотря на единое историческое наследие СССР, в каждой стане СНГ наблюдаются значительные отличия в системе налогообложения. На сегодняшний день налоговая система терпит преобразования, вызванные необходимостью интеграции экономического пространства.

В следующем вопросе рассмотрим систему налогообложения Российский Федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...