Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ретроспектива лабинской церковной жизни в контексте общеисторических процессов развития Российского государства в советский период

Октябрьская революция 1917 года стала величайшим поворотным событием, не только в новейшей истории России, но и во всей мировой истории ХХ века. Революционные преобразования коснулись всех сфер человеческого миросуществования и особенно болезненно они отразились на его духовной жизни.

Революция превратила крупнейшую православную империю в страну тоталитарного атеистического режима. Начальный период республики Советов отметился восстановлением после двухсотлетней «синодальной» зависимости института патриаршества. Однако последующие далее ни с чем не сравнимые гонения на Церковь, свидетельствовали об истинных намерениях властей. Началось разграбление и уничтожение храмов, массовое истребление православных. Сонмы мучеников, исповедников веры Христовой, явило миру то роковое время... Отечественная война и разгром фашизма стали венцом славы русского оружия, торжества справедливости, единства советского народа, возращения его к духовным истокам... Но, к сожалению, период патриотического и духовного единения сменился новыми гонениями хрущевской «оттепели»… Завершался ХХ век крушением советской империи, возрождением России, возрождением Церкви…

Одним из важнейших уроков, вынесенных Россией из катастрофы уходящего столетия, стало подтверждение слов Господа о незыблемости и вечности Церкви.

Государства, которые казались вечными, пали, а Церковь, которая казалась умершей, воскресла. Во все времена бессмертная Церковь не отделяла себя от мира, как творения Божия, а старалась преобразовать окружающее физическое и культурное пространство для следования к главной цели – спасению человека, открытию для него Царствия Божия.

Советский период в жизни лабинской церковной общины – это одна из страничек общей истории РПЦ. История с ее общими механизмами протекания, тем не менее, в регионах имела свою специфику развития.

С утверждением коммунистической власти Церковь вступила в нелегкий период своей истории. Вовне выплеснулся внутрицерковный раскол, усугубляемый невиданным вмешательством большевистского правительства в церковные дела. Давление репрессивной машины, гонения и жертвы понесли на своих плечах рядовые верующие и духовенство Лабинского района. С 1918 г. всех священнослужителей сделали «лишенцами». Правда, местное духовенство, это варварское наказание в силу событий гражданской войны, затронуло только после 1920-го года.

Обновленческое движение, укрепившееся с подачи советской власти, уже в начале 1920-х гг., развернуло бурную раскольничью деятельность. Вскоре в среде местного духовенства и прицерковного актива нашлись адепты и сочувствовавшие идее создания «красной церкви». Реальной целью «обновленчества» было провоцирование искусственного церковного разделения, с последующим окончательным уничтожением церковной структуры в Советской России.

Лабинский район был образован в 1924 г., а несколькими годами ранее в результате церковного раскола, в Лабинской и станицах района появилось две религиозные юрисдикции: синодально-обновленческая и патриаршая, в народе более известная как «тихоновская».

Детали победного марша новой (еще её называли «живой») церкви по станицам района, к сожалению, не сохранилось.

А «Тихоновцы» перестали посещать богослужения в «обнавленческих» Николаевском и Успенском храмах и образовали отдельный приход со своим духовенством. Для церковной службы приобретались (или снимались) квартиры у частных лиц. Строения на скорую руку переоборудовали под молитвенные залы. Примечательно, что такие незатейливые храмы получали непременно имя Святителя Николая. С того времени Николаевская община не прекращала своего действия. Прямой преемницей «тихоновского» молитвенного дома является нынешняя Николаевская церковь, вновь построенная в 1988 г.

С первых лет существования Советская власть развернула массированную антирелигиозную пропаганду. Выходила масса атеистических изданий. Рупором государственной пропаганды стал журнал «Безбожник». Не отставала и пресса на местах. Армавирская окружная газета «Трудовой путь» активно включилась в антицерковную компанию. Приведу лишь несколько цитат из публикаций за 1923-24 годы:

«День свержения богов. Москва. 28 января 1923 г. ЦИК РКСМ установил ежегодное празднование 7-го января — день комсомольского рождества. Праздник будет называться «День свержения богов».

В сознание народа внедрялась новая идеология. Происходила замена традиционных ценностей на новые - советские - путем внедрения праздников и обычаев, утверждением «нового быта». Например, крестины ребенка заменяли «октябринами»:

Цитата: «Октябрины, станица Вознесенская.

26 октября в помещении сельскохозяйственной школы происходили октябрины, которые были обставлены очень торжественно.

Собрались представители профорганизаций и комсомола.

Под звуки марша вошли в залу матери с новорожденными младенцами.

Собрание открыл секретарь ячейки РЛКСМ, отметивший уход поповских крестин и замену их - Октябринами.

Мальчика назвали Кимом, а девочку — Кларой и секретарь РЛКСМ торжественно надел юным ленинцам красные галстуки и портреты дедушки Ильича.

Собрание было очень довольно и выражало свой восторг.

В заключение новорожденным были преподнесены подарки.

Так отходят в область предания поповские выдумки, уступая дорогу новому быту»

 

Чтобы у населения не было возможности участвовать в богослужениях и христианских обрядах, на время их проведения планировались «советские обряды». Цитата: «Субботник вместо поповской пасхи. (Ст. Владимирская)

Пасхальный праздник. 1-й день, вся организация РКП(б) явилась на субботник и дружно приступила к работе по приведению в порядок сада и огорода при клубе и избе-читальне. К ним присоединяются сотрудники Исполкома и охотно принимают участие в работе. Проходящие по улицам граждане останавливаются и смотрят на работающих. К концу работы примыкают два старика - бывших казака. По окончании работы пригласили фотографа и сняли всех присутствующих на субботнике. Некоторые товарищи продолжили работу дома до вечера и этим показали, что пасха для них не является праздником, а трудовым днем».

В 1929 г. партия взяла резкий курс на искоренение религии и Церкви. Условия жизни религиозных обществ, их деятельность подпадали под тотальный контроль.

К борьбе с церковью власти стали активно привлекать комсомольские организации. С особым рвением в антирелигиозную компанию включились «синеблузники». Театрализовано-агитационное молодежное движение «Синяя блуза» было проводником идей коллективизма и патетики великих общественных целей.

Комсомольский вожак тех лет Василий Козлов вспоминал: «В канун религиозных праздников мы устраивали факельные шествия мимо церквей с пением революционных песен и антирелигиозных частушек. И молодежь шла не в церковь, а вместе с нами…»

Жительница Лабинска Тамара Григорьевна Фирсова вспоминала, как в один из Пасхальных праздников «синеблузники» устроила балаганную похоронную процессию: в гробу лежала Тая Полетаева, и все они громко распевая «мы богов не призанем и попам не верим», подошли к Николаевской церкви, где шла пасхальная служба, и было много верующих. Молодые люди не удержали гроб, Тая вывалилась из него – все они дружно смеялись…

В начале тридцатых годов в Лабинской была частично разграблена старая Николаевская церковь, находившаяся на территории современного городского парка. После закрытия в 1932-33 гг. в ней было устроено зернохранилище, а в 1934 храм был разобран. А на этом месте установлена скульптура Сталина.

Погромы и закрытие храмов, оголтелые атеистические кампании и внешнее замирание церковной жизни середины тридцатых годов не принесли ожидаемых результатов. К 1938-39 гг. государственные карательные акции в отношении «религиозников» сменились незначительной оттепелью.

В этой связи показательна история Успенской церкви: закрытая местными властями в 1933 г., пережившая разгром, она была вновь открыта перед войной. Но в 1941 г. её решили взорвать.

До фашистской оккупации на Кубани, по статистике, функционировало 7 церквей: 3 «тихоновские» и 4 «обновленческие»: из этого числа 2 церкви в самом Краснодаре, и всего 5 храмов по краю. На таком фоне Лабинская была настоящим островком благополучия. Здесь церковная жизнь полулегально, но теплилась.

В годину тяжелых испытаний Отечественной войны руководство страны обращается к духовно-патриотическим истокам православия: массовое религиозное воодушевление охватывает многих наших соотечественников. В Лабинском районе, как и по всей стране, открывается большинство закрытых храмов. Местная церковная община активно участвует в патриотической работе, сборе денег, вещей для нужд фронта. С помощью верующих были собраны средства на строительство танковой колонны «Лабинский колхозник».

Война и послевоенный период – стали временем ослабления религиозных гонений, сближением государства и Церкви.

В 1943 г. на Кубани было воссоздано патриаршее епархальное управление во главе с епископом Фотием (Топиро).

К январю 1945 г. в Лабинском районе действовали 6 церквей патриаршей ориентации – и ни одной обновленческой или пустующей. Таков результат усилий по искоренению самим же государством созданного двадцатилетнего церковного раскола.

В начале 1950-х годов, стараниями старосты и прихожан Николаевского молитвенного дома и, прежде всего, благодаря энергии и воле настоятеля отца Андрея Руссова, на перекрестке ул. Турчанинова и Комсомольской был построен новый - старый Николаевский молитвенный дом. Впереди к храму были пристроены маленькая колокольня, над центральным молитвенным залом - барабан и купол с крестом.

С приходом к власти Н.С. Хрущева, антирелигиозная компания получила новый виток развития. Полунезависимая общественная организация, которой являлось Церковь, становится подозрительной и нежелательной на просторах могущественного Советского Союза. Н.С. Хрущев объявляет, что к 1980 г. в стране будет построен коммунизм, а по телевизору он покажет «последнего попа». Страну накрыла последняя в светской истории волна религиозных гонений.

Лабинские партийные и советские функционеры немедленно подключились к очередной антирелигиозной кампании. Уже к 1957 г. активизировалась атеистическая пропаганда. В газете «Ленинское знамя» одна за другой публиковались разоблачительные статьи. Ниоткуда появились предложения «от молодежных и трудовых коллективов» о закрытии в Лабинске Успенской церкви, а также - молитвенных домов в станицах района. Пресса сетовала, что комсомольцам района нет места для культурного времяпровождения. Под аккомпанемент подобных лозунгов разворачивалась местная, а, по сути, государственная кампания по закрытию храмов.

В результате массированного атеистического налета, к началу 1960-х гг. в Лабинске поставлено под вопрос существование Успенского прихода. Повторно произошедшее закрытие и разорение храма, после памятного предвоенного, стало целой эпопеей местного масштаба. Только в отличие от атеистических кампаний 30-х, это событие не прошло незамеченным, и православный народ уже не безмолвствовал. В Лабинске закрытие Успенской церкви принято считать самым позорным и скандальным эпизодом хрущевской эпохи.

В первое время после закрытия помещение храма пустовало. В 1967 году к годовщине Октября его переоборудовали под клуб. Позднее, вплоть до начала 1990-х гг. в бывшем церковном здании размещался спортивный зал ДСО «Урожай». В течение 10 лет после закрытия церковный совет Успенского храма, многократно обращался в партийные и советские органы с ходатайством об открытии церкви. Было собрано около 9000 подписей. Верующие обращались с письмами и телеграммами в различные инстанции: Верховный Совет, Совет Министров СССР, Совет по делам Русской Православной церкви при Крайисполкоме. И даже лично к Н. С. Хрущеву. Все старания православных встречали только раздражение властей.

С закрытием Успенского храма активная церковная жизнь района концентрировалась при Николаевском молитвенном доме. В него влились приход и духовенство закрытой церкви.

В ходе хрущевских гонений на религию в Лабинском районе осталось всего 3 церкви. Можно сказать невиданный погром!.., даже в суровые сталинские годы храмов сохранилось больше. Печальная религиозная статистика констатирует: одно «полноценное» церковное здание в ст. Вознесенской и два молитвенных дома: один в г. Лабинске - Николаевский, а второй - Покровский в ст. Владимирской.

В брежневские годы духовенство и миряне почувствовали себя немного свободнее. Изменился тон общения государственных функционеров и церковных властей. Из приказного и безапелляционного он сменился на сдерживающий и увещевательный. При этом все зависело от авторитета и лояльности приходского священника или старосты: степени его сотрудничества с органами партийной или советской власти, с органами безопасности.

Однако идеологический надзор не прекращался и тогда. Он стал казенным, формальным, не шедшим ни в какое сравнение с массовыми антирелигиозными компаниями 1920-30-х и 60-х гг.

В то время, благодаря мудрости церковного советов, старосты, настоятеля Николаевского молитвенного дома отца Михаила Донца и супруги его – матушки Веры, удалось построить новый храм. Удивительное дело для времени 1960-70-х гг. с большим трудом удалось начать, а к концу 1980-х гг. благополучно завершить.

В 1988 г. Русская Православная Церковь готовилась торжественно отпраздновать 1000-летие Крещения Руси. К юбилею над городом вознеслись купола отстроенной кирпичной Николаевской церкви, освещенной 5 октября того же года.

На исходе ХХ столетия близилась к закату великая советская эпоха, рушился ее тоталитарный атеистический режим…

Новые времена возрождения России, возрождения Православной Церкви ознаменовались в Лабинске восстановлением Успенского храма. Можно сказать, что с его открытием в начале девяностых годов духовная жизнь района вступила в период своей новейшей истории - период возрождения.

Россия, прошедшая через горнило ХХ века, не смотря на все выпавшие испытания, выжила, укрепилась и вернулась к своим корням, от которых когда-то была оторвана. Уходящее столетие явилось ярким примером действия Божия в истории, возвращения народа промыслом Божием от богоотступничества ко Христу.

Завершить свое выступление я хотела бы словами Святейшего Патриарха Кирилла. Рассуждая о трагических событиях ХХ века, Святейший Владыка сказал: «Не нужно исключать из исторической памяти ни один из периодов, но нужно воспринимать их здравым смыслом и незамутненным нравственным чувством, и тогда правда будет отделена от лжи, а добро - от зла».

Якубов В.В., научный сотрудник,

Кисленко Ю.Б., старший научный сотрудник

Лабинского музея истории и краеведения им. Ф.И. Моисеенко

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...