Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этнополитические конфликты

Политический конфликт – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения.

Этнополитический конфликт – форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности.

Этнополитический конфликт может развиваться, когда этничность является основой конфликта. Второй вариант – формирование конфликта на экономической, социально-политической основе, который в последующем приобретает этнический, национальный характер. Этнонациональный фактор влияет на различные стороны жизни, заостряет «наболевшие» социально-экономические и иные проблемы. Если государство многонационально, любая проблема может перерасти в этническую. Иначе говоря, сформировавшись как социальный и пройдя далее стадию этнополитического созревания, конфликт может вылиться в межнациональные столкновения.

Основные типы этнополитических конфликтов:

– конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера, обусловленные традициями многолетней национально-освободительной борьбы;

– территориальные конфликты, часто связанные с воссоединением разъединенных в прошлом этносов;

– конфликты, источниками которых служат последствия произвольных территориальных изменений;

– конфликты, порожденные стремлением этнической группы реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государства;

– конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства;

– конфликты, в которых за культурно-лингвистическими проблемами (о государственном языке в многонациональном государстве, статусе языков и культур национальных меньшинств и др.) скрываются глубокие разногласия и острые противоречия между различными национальными общинами.

Управление этнополитическим конфликтом

предполагает всесторонний анализ причин его возникновения и механизмов развития, стадий и фаз, состава участников и их ролевых функций. В зависимости от результатов этого анализа выбирается стратегия воздействия на конфликт и наиболее адекватная технология, определяется роль посредника, других эффективных и привлекательных сторон воздействия на конфликтную ситуацию.

Для эффективного управления этнополитическим конфликтом необходимо выполнение двух следующих условий:

1) существование и эффективное функционирование институциональных образований, стремящихся к консультациям и переговорам, изучению интересов, поиску взаимоприемлемых решений, – комитетов, согласительных комиссий, союзов;

2) позитивная и объективная осведомленность граждан в отношении как результатов мирного разрешения предыдущих этнополитических конфликтов, так и о процессе развития текущего конфликта.

Теория политической модернизации

В политологии переход от одного типа политической системы к другому обозначается терминами «политическое развитие» или «политическая модернизация».

Политическая модернизация – возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Модернизация обусловлена объективными (социально-экономическими и культурными) и субъективными (способность политического руководства осуществить эффективное изменение политической системы) факторами.

Политическая модернизация – это часть социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных сферах социальной системы: экономике, социальной сфере, культуре, образовании и т. д. Выбор варианта модернизации начинается в сфере политики – с проявления политической воли к изменениям. Последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором, гарантом обеспечения последовательности модернизации других сфер общественной жизни.

Цели модернизации направлены на достижение таких социальных ценностей, как экономический рост, равенство, демократия, стабильность, благосостояние, справедливость, порядок.

Выделяют следующие цели политической модернизации:

– создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем;

– изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу;

– формирование рациональной бюрократии.

Основные направления модернизации в современном мире:

– процессы индустриализации и информатизации общества;

– формирование экологического общества, внедрение природосберегающих технологий;

– демократизация общества, расширение участия населения в управлении общественными делами, ответственность власти перед обществом;

– направленность социальной сферы в сторону повышения благосостояния основной массы населения, преодоления социального разрыва между членами общества;

– обеспечение доступности образования и его высокого качества, гарантирующего возможность активной деятельности и успеха в новой, меняющейся системе социальных отношений;

– расширение сферы свободы человека, рост возможности выбора и независимости от давления традиций, среды, места проживания.

Выделяется два исторических типа модернизации.

Первый тип, так называемая оригинальная модернизация, характерен для США и стран Западной Европы, которые осуществляли переход к рациональному общественному устройству в результате длительного естественного внутреннего развития. Второй тип – вторичная модернизация – был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые ускоренными темпами за счет использования опыта развитых стран. К этой группе относятся развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости (страны Южной Америки, Юго-Восточной Азии), а также страны Восточной Европы, СНГ. Основное внимание современные исследователи политической модернизации сосредоточивают на трудностях политического развития, кризисных явлениях.

Политический маркетинг

Политический маркетинг (англ. market – рынок, сбыт) – совокупность теоретических подходов и практических методов, основанных на представлениях и принципах экономических концепций исследования рынка и направленных на изучение социально-политических процессов с целью управления ими в интересах тех или иных субъектов политики. С помощью методов политического маркетинга властные органы и политические партии формулируют свои цели и добиваются их поддержки со стороны общества. Следовательно, политический маркетинг представляет собой технологию любой политической кампании (избирательная кампания, выдвижение кандидата, формирование политической партии и т. д.).

В качестве направления прикладной политологии политический маркетинг первоначально возник и утвердился после Второй мировой войны в США, затем получил широкое распространение и в других странах. На формирование его концепций и стратегических моделей оказали существенное влияние теория игр и экономического поведения Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна, экономическая теория демократии Э. Даунса, теория рационального выбора Г. Беккера, теоретические представления школы общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, К. Эрроу) и др.

Основу политического маркетинга составляют изучение политических потребностей социальных групп и общностей на арене политических сил, превращение этих потребностей в реальную политическую программу определенного политика.

Объект политического маркетинга – социально-политическая среда. Данная среда рассматривается как рынок возможностей, на котором имеют хождение свои особые товары – потенциальные выгоды, связанные с тем или иным политическим решением. «Продавцами» на этом рынке выступают как действительные, так и возможные носители политической власти, а «покупателями» – избиратели, учет мнения которых, а также возможностей его изменения кладется в основу стратегии продвижения того или иного «политического товара».

Методы политического маркетинга:

– сбор, систематизация и обобщение сведений о предпочтениях избирателей и конкурентах;

– мониторинг общественного мнения, предполагающий анализ настроений и позиций населения во времени;

– опросы, направленные как на выявление позиций, так и на придание определенной направленности настроениям различных групп населения по тем или иным проблемам как политического, так и неполитического характера.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.