Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа второго дня корпоративного тренинга 3 глава





[ 30 ] Эффективная мотивация персонала

начальником крупного отдела, она недолго была удовлетворена своим результатом.

Да, ее ожидания оправдались, но они вошли в противоречие с семейны­ми ценностями. Теперь ее рабочий день стал ненормированным: чтобы выполнить свои должностные обязанности, ей часто приходилось выхо­дить на работу раньше, а уходить позже. Возникли конфликты с мужем и детьми. Поскольку теперь результаты ее успешной работы не согласо­вывались с жизненными ценностями, ей пришлось специально решать эту проблему.

Что бы вы могли посоветовать этой сотруднице? Как совместить успехи на работе и семейные ценности?

Концепция справедливости

Концепция разработана J. Adams (9).

Многим руководителям известно, что при выполнении одинаковой работы сотрудники сравнивают, сколько денег получил каждый из них.

Когда два сотрудника выполнили одинаковый объем работы, но один из них получил большую заработную плату или другие поощ­рения, второй сочтет, что нарушен принцип справедливости, будет недоволен и заметно снизит свою мотивацию

Сравнение объемов работ и заработной платы происходит по такой схеме (рис. 2).

 

Собственные ]>езультаты И Результаты других
Собственные усилия Усилия других

Рис.2. Сравнение объемов работ и заработной платы

Если, размышляя так, сотрудник может поставить знак равенства, он будет считать систему вознаграждений справедливой и проявит вы-сокую мотивацию. Если сравнение работника окажется не в его поль­зу, мотивация будет снижаться.

Можно заранее прогнозировать реакцию сотрудников на неспра­ведливую оплату труда (табл. 1).


Глава 1. Что мы знаем о мотивации? [ 31 ]

Таблица 1

Прогноз реакции сотрудников на несправедливую оплату труда

  Недостаточная оплата Повышенная оплата
Почасовая оплата Работники, которым недоплачивают при почасовой оплате труда, будут рабо­тать с более низком мотивацией и произ­водительностью, чем те, которым платят справедливо Работники, которым переплачивают при по­часовой оплате труда, будут работать с более высокой мотивацией н производительно­стью, чем тс, которым платят справедливо
Сдельная оплата Работники, которым недоплачивают при сдельной оплате, будут производить большее количество продукции более низкого качества ио сравнению с теми, которым платят спра­ведливо Работники, которым переплачивают при сдельной оплате, будут производить меньшее количество продук­ции более высокого качества по сравнению с теми, которым пла­тят справедливо

Применяя концепцию справедливости в практике мотивации персонала, нужно помнить, что для российского персонала принцип справедливости очень важен, и многие конфликты и противоречия возникают именно в результате его нарушения.

Учитывая это обстоятельство, руководству необходимо специально разъяснять, почему одному работнику зарплата повышена, а друго­му — нет. При таком разъяснении руководителю рекомендуется при­водить объективные аргументы в защиту своею решения.

Если принцип справедливости все же нарушен, необходима посто­янная разъяснительная работа среди подчиненных, что в случае по­вышения заработной платы одному работнику другой сотрудник через определенное время тоже может рассчитывать на ее повышение при условии эффективной работы.

HR-менеджер, работающий в компании, должен приложить уси­лия к тому, чтобы изменить оценку сотрудником своей работы и труда своего коллеги. При наличии несправедливости в оплате у работника необходимо сформировать мнение, что его коллега имеет более зна-


[ 32 ] Эффективная мотивация персонала

чимый статус, нежели он (например, он старше, более квалифици­рованный ит.п.). Важно также ввести положение об опыте, стаже и продолжительности работы в компании в штатное расписание, что­бы эти объективные характеристики сотрудника влияли на получение им вознаграждений.

Следует иметь ввиду, что если при наличии дисбаланса в оплате и нарушения принципа справедливости работник не видит позитив­ных изменений и не получает объяснений от руководства, ом может уволиться по собственному желанию (в российской практике — до 25 % увольнений от общего количества недовольных несправедливой системой оплаты).

З АДА ЧА N— Я ч—hhj»*ii 1Ч-..И—Л—. —мд—.—1.д»-«1.—.-..л—14 -».'да,д/я».-)1> а —■». — м. ••«

После посещения немецкой фабрики руководство российской компании приняло решение выдавать своим рабочим заработную плату в конвер­тах, как это делают в Германии. Через некоторое время в цеху вспыхнул настоящий бунт. Рабочие открывали конверты и сравнивали свою зара­ботную плату. Поскольку некоторым молодым рабочим, только что пришед­шим в компанию, выдавали заработную плату неоправданно выше, чем остальным, сотрудники, которые работали в компании давно, посчитали, что нарушен принцип справедливости, и стали угрожать увольнением.

Как вы считаете, правильное ли решение приняло руководство по выда­че рабочим заработной платы в конвертах? Каким образом необходимо было объяснить рабочим введение новой формы оплаты их труда? Почему возник бунт ичто бы вы могли предпринять втакой ситуации, если бы были руководителем этой компании?

I J^'^fVi

ЗАДАЧА № 9

Российская компания возникла на основе семейного бизнеса. Руково­дителем компании стал средний брат, но все ключевые позиции в компа­нии занимали его родственники: родители, старшая сестра, младший брат, муж старшей сестры, жена младшего брата и т. п. Родственники обладали приоритетными правами в принятии решений, получали большую зара­ботную плату и бонусы. Все сотрудники знали, что войти в эту закрытую группу собственников практически невозможно. В компании также было известно, что усилия и активность мало отражаются на вознаграждении и поощрениях. В результате здесь наблюдалась высокая текучесть пер­сонала, а конкуренты между собой называли эту организацию «кузницей кадров».

Какие положения концепции справедливости не учитываются в данной компании? Какие рекомендации можно предложить руководителю, чтобы устранить имеющиеся ошибки в системе мотивации персонала?


Глава 1. Что мы знаем о мотивации? [ 33 ]

Комплексная теория мотивации

Теории разработана L. Porter, Е. Lawler (21).

Работник получает удовлетворение от результатов своего труда, которые зависят от таких факторов, как затраченные усилия, способ­ности, знания и опыт, характер и осознание своего места в общей ра­боте.

Применение комплексной теории мотивации в практике немате­риальной мотивации персонала предполагает, что удовлетворенность работника зависит не только от получения высоких результатов труда, но и от факта завершения собственных трудовых усилий.

Напротив, если в работе присутствует большое количество стратеги­ческих задач, завершение которых отсрочено по времени, что нередко характерно для работы руководителя высшего звена управления, это создает определенный стресс незавершенности. В данном случае не­обходимо воздействие специальных мотивирующих мер, снижающих этот стресс, — высокой заработной платы и дополнительных факторов нематериальной мотивации.

Трудности в применении комплексной теории мотивации заклю­чаются в том, что перед руководством стоит задача поиска способов представления завершенных крупных задач.

Например, это могут быть фотографии на стене в переговорной ком­нате, на которых представлены этапы строительства производственного комплекса — от стадии котлована идо работающих цехов. Таким же целям может служить музей компании, в котором хранятся документы и фотографии, на которых представлены этапы развития компании. В последнее время популярными становятся корпоративные книги, где в форме текстовых материалов и фотографий описана история компании от ее учреждения до настоящего времени.

Все эти мероприятия направлены на то, чтобы восполнить стресс не­завершенности управленческого персонала при помощи демонстра ции того, как были завершены ранее другие крупные задачи в компании.

В одной компании рабочие высказывали острую неудовлетворенность за­работной платой. Несмотря на то что их претензии были обоснованными, финансовые возможности компании в тот моментне позволяли увеличить заработную плату. Перед руководством встала задача мотивации рабочих при помощи нематериальных факторов. При этом следовало иметь в виду, что каждый рабочий трудился на своем участке и конечного результата своего труда видеть не мог.


[ 34 ] Эффективная мотивация персонала

Для того чтобы нейтрализовать неудовлетворенность персонала или сни­зить ее уровень, в цеху была организована выставка лучших работ {све­тильников) наиболее квалифицированных рабочих с указанием, на какой выставке эта продукция была представлена. Кроме того, в цеху были вы­вешены фотографии крупных компаний, которые купили эти светильни­ки. При помощи таких, в общем-то, не дорогостоящих мер неудовлетво­ренность рабочих своей заработной платой на некоторый период была снижена.

Какие мероприятия вы еще могли бы предложить в данной ситуации, что­бы снизить неудовлетворенность рабочих низким уровнем заработной платы, если повысить ее компания пока не может?

Мотивация при помощи заработной платы

Несмотря нато что заработная плата — доминирующий фактор воз­награждения за труд, ее мотивирующее значение можно либо повы­сить, либо понизить. Для того чтобы заработная плата стала реальным мотиватором, необходимо учитывать следующие условия (с), 21, 2(d).

Так, зарплата становится фактором повышения мотивации труда в том случае, если она непосредственно связана с результатами дея­тельности.

Зарплата являегся мотиватором, если работник придает ей реша­ющее значение.

аботная плата повышает мотивацию, если работник считает, что в оценке его труда и труда сотрудника, выполняющего такую же рабо­ту, присутствует принцип справедливости.

И, наконец, зарплата должна соответствовать объективным харак­теристикам работника (образованию, квалификации, должности, об­щему стажу и опыту работы в данной компании).

Если перечисленные выше условия не выполняются, мотивирующее значение заработной платы снижается и результаты труда работника становятся ниже при одинаковой заработной плате.

Применяя фактор заработной платы в практике мотивации пер­сонала, нужно учитывать, что в России сохраняется высокое значение зарплаты. Считается, что примерно для 70 % работников заработная плата имеет первостепенное значение.

Необходимо разрабатывать три ее компонента: стабильную часть зарплаты работникам определенной категории за выполнение данного труда и данных должностных обязанностей; ежегодно меняющуюся часть зарплаты за выслугу лет, опыт и стаж, содержание социального «пакета» и индексацию вследствие удорожания жизни; а также ежеме-

Зар


Глава 1. Что мы знаем о мотивации? [ 35 ]

сячно варьируемую часть зарплаты за конкретные результаты (преми­альные) — индивидуально, к праздникам, юбилеям и т. п.

Основная трудность в применении фактора заработной платы в практике мотивации персонала заключается в том, что обычно ему придается слишком большое значение, а другие факторы мотивации, при помощи которых можно снизить неудовлетворенность заработной платой на определенный период и даже полностью ее нейтрализовать, недооцениваются. В любом случае, необходимо иметь информацию о том, какое значение заработная плата имеет для конкретного работ­ника.

Например, значение заработной платы повышается для низко­оплачиваемых исполнителей и снижается для высокооплачиваемых топ-менеджеров. Для последних на первый план выступает фактор власти, общественной значимости труда, творчества и удовлетворен­ности. Кроме того, значение заработной платы может не быть доми­нирующим для зрелого персонала, для которого первостепенными факторами начинают выступать уважение со стороны руководства, стабильность работы компании, отсутствие угрозы внезапного уволь­нения.

• u J.< о ш! I i.-.j"' _i 1й. /ла^л*—а i'_(;* i _*ипж». *.*.-

ЗАДАЧА № 11

Молодая женщина была принята на работу в компанию на испытательный срок после договоренности с руководством о том, что каждый месяц будет получать месячный оклад. Официально договор с компанией на работу в течение испытательного срока оформлен не был. Прошло два месяца, а заработная плата ей еще не была выплачена. При разговоре с руково­дителем она каждый раз слышала его обещания, что оплата будет произ­ведена, но деньги задерживались.

Увольняться без оплаты сотрудница не хотела, но и получить деньги за свой труд не могла. Конечно, своими действиями руководитель снизил мотивирующее значение заработной платы для новой сотрудницы. Что можно рекомендовать ему сделать, чтобы восстановить статус заработной платы в качестве мотиватора для этой сотрудницы, если он хочет принять ее на работу после испытательного срока?

Как вы посоветовали бы поступить сотруднице, чтобы получить свои де­ньги в данной ситуации?

bk#jeti"-v\ >•■*-* -at шчаа т/\ в -щ«

ЗАДАЧА №12

Полгода назад сотрудник получил новую должность, которой добивал­ся в течение длительного времени, и'повышение заработной платы. Но мотивация к получению высоких результатов была недолгой. Возникли


[ 36 ] Эффективная мотивация персонала

нежелание идти утром на работу, апатия, попытки «дотянуть» до выходных или праздничных дней.

Что произошло? Почему деньги перестали быть для сотрудника достаточ­ным стимулом? О каких еще неудовлетворенных потребностях можно го­ворить в отношении этого сотрудника?

Постановка целей и достижение результата как мотивирующий фактор

Автор данной концепции Е. Locke (21).

Многие сотрудники говорят, что им нравится работать» компании, если в ней присутствуют порядок и дисциплина, и многие хо1ят уйти из организации, если в ней царят хаос и непредсказуемость.

оме всего прочего, порядок в компании складывается из способ­ности руководства к четкой постановке задач и обеспечения сотрудни­ков ресурсами для их выполнения.

Целенаправленное поведение, которое проявляется в постанов­ке задач и стремлении к их решению, вообще характерно для любого нормального человека. Замечено, что чем выше цели, которые ставит перед собой работник, тем больше усилий он прикладывает к их до­стижению и, вследствие этого, работает более эффективно.

Известно, что цель должна иметь следующие характеристики.

Она должна выражаться в конкретной формулировке. Например, это может быть четко описанное количество действий в определенный период времени.

Уровень сложности поставленной задачи должен находиться в диа­пазоне от среднего до высокого. Если задача окажется слишком легкой для сотрудника, ее мотивирующее значение будет невелико. Слишком сложная задача также не будет мотивировать сотрудника на ее выпол­нение. Степень сложности оценивает не только руководитель, ной сам сотрудник. Руководитель может считать, что данный сотрудник спо­собен выполнить конкретную задачу, но если он сам оценивает ее как слишком сложную для себя, мотивация будет низкой.

Чтобы мотивирующее значение задачи присутствовало для работ­ника, он должен понять и принять цель и стремиться к ее достижению. Принятие цели зависит от авторитета руководителя, сформулировавшего задачу, влияния группового мнения в команде, стремления к конкурен­ции, а также веры в свои силы и возможности достижения цели и др.

Постановка задачи (цели) должна быть обеспечена обратной связью. Другими словами, сотрудник должен иметь информацию о критериях оценки руководителем степени успешности решения поставленной им

Ко


Глава 1. Что мы знаем о мотивации? [ 37 j

задачи. Ьсли эти критерии непонятны или сформулированы нечетко и, принимая работу, руководитель просто хмуро кивнул, мотивиру­ющее значение цели окажется снижено и сотрудник будет продолжать работать, что называется, спустя рукава.

Для квалифицированных специалистов цель выступает эффектив­ным мотиватором, если имеются условия для того, чтобы они само­стоятельно формулировали задания. Многие успешные сотрудники говорят о том, что самостоятельность, доверие к их компетентности и отсутствие излишнего контроля со стороны руководства — важные ус­ловия их эффективной работы. Если же руководитель постоянно «дерга­ет» их по пустякам, то мотивация к получению высоких результатов снижается и «опускаются руки».

Применение концепции Е. Locke в практике мотивации персо­нала связано с хорошей организацией работы и эффективным тайм-менеджментом в компании.

оме того, мотивация персонала при помощи четко поставленных задач и хорошей организации трудового процесса будет работать еще и тогда, когда в компанию принимаются компетентные и ответствен­ны''сотрудники, принимающие трудовую дисциплшгу и любящие по­рядок в работе.

Трудности применения концепции Е. Locke в практике моти­вации персонала зозникают в тех компаниях, которые не могут поз­волить себе нанимать высококлассных специалистов, не имея финан­совых средств для их достойной оплаты и стабилизации. В качестве таких специалистов могут выступать не только исполнители, эффек­тивно работающие в условиях самостоятельности, но и руководители, умеющие четко формулировать производственные задачи и знакомые с технологией тайм-менеджмента. Если в компании наблюдается де­фицит тех и других, необходимо продумывать другие способы моти­вации ценного для компании персонала.

Мотивация сотрудников при помощи четкой постановки задач и хорошей организации работы может быть также затруднена в тех сферах бизнеса, где доля непредсказуемых результатов очень велика, например в сфере туристического бизнеса или образовательного кон­салтинга.

Руководитель отдела спешит на встречу к клиенту и нервно отдает поруче­ние своему сотруднику: «Яоченьспешу! Видите, у входа стоит машина? Уже через 40 минут я должен быть на переговорах! А вы знаете, какие везде

Кр


[ 38 ] Эффективная мотивация персонала

пробки?! Быстро запоминайте, что нужно сделать! Пойдете на четвертый этаж, в комнату 411, там сидит симпатичная девушка Юля. Возьмете у нее текст моего отчета, в нем семнадцать страниц, проверьте все цуфры, опе­чатки и неточности, если они там есть. Все исправьте! Подготовьте мне отчет, я выступаю на расширенном Совете' Очень ответственное выступле­ние! Будут акционеры! Все! Времени больше нет! Выполняйте! Зто срочное задание!»

Какие ошибки сделал руководитель, формулируя задание своему подчи­ненному? Что бы вы могли ему посоветовать, учитывая положения кон­цепции E.Locke?

Итак, сделаем выводы.

1. Персонал мотивирует наличие прямой связи мсжлу результатами труда и вознаграждением (модель вознаграждения или позитивного подкрепления).

2. С целью эффективной мотивации ценных сотрудников необхо­димо учитывать, какие потребности для них являются доминирующи­ми, а какие — фоновыми. Кроме того, важно знать, что для некоторых сотрудников потребность в профессиональном самовыражении может быть главенствующей.

3. Кроме потребностей, которые описал A. Maslow, для многих лю­дей важны также потребность во власти, успехе и причастности к делу.

4. Не все условия работы можно отнести к мотивирующим. Если налажены лишь такие факторы, как политика компании, условия и ре­жим работы, заработная плата, отношения между коллегами, система контроля и оценки, то они скорее не мотивируют, а снижают неудов­летворенность персонала. Мотивируют возможности достижения ус­пеха и построения карьеры, признание и одобрение высоких резуль­татов со стороны руководства, наличие персональной ответственности, возможность творчества.

5. Для сотрудников имеют значение условия, при которых реализу­ются их ожидания в том, что, если они затратят определенные усилия и время на выполнение задачи и получат хороший результат, их ждет вознаграждение.

6. Мотивирующим выступает принцип справедливости, всоответ-ствии с которым за одинаковый объем работы и затраченные усилия * ia ее выполнение работники должны получать одинаковое вознаграждение.

7. Мотивирует завершенность, получение результата. Сотрудники, выполняющие работу, связанную с незавершенными задачами, долж­ны быть мотивироианы дополнительно.


Глава 1. Что мы знаем о мотивации? [ 39 ]

8. Для того чтобы заработная плата стала реальным мотиватором, необходимо учитывать такие условия, как ее связь с результатами тру­да, значимость для сотрудника, применение принципа справедливости и соответствие ее образованию, квалификации, должности, общему стажу работника и опыту его работы в данной компании.

9. Нередко факторами мотивации в копании выступают четкая формулировка задач и оценка эффективности их выполнения, хоро­шая организация труда.


Глава 2

Корпоративные мотиваторы

Деньги еще не все. В работе находишь больше счастья,

чем в чем бы то ни было.

Чарли Чаплин, киноактер

Мотивация руководителя компании

Отношение к делу основателя или топ-менеджера компании, рабо­тающего по контракту, выступает примером для подчиненных. По­этому неудивительно, что мотиваторы высшего руководителя стано­вятся значимыми для ключевых сотрудников, которые давно работают в компании.

Какие же мотивы лежат в основе деятельности первых лиц органи­зации?

В Европе по критерию мотивации управленческой деятельности выделили два типа руководителей (13). Если руководитель стремится обеспечить процветание компании и осознает себя в качестве носителя корпоративных ценностей, он определяется в сфере консалтинга как стратегический руководитель. Мотивация стратегического руководи­теля — это ответственность за процветание и стабильность компании, профессиональное самопожертвование и отказ от индивидуальных целей, если они идут вразрез с корпоративными.

Такой руководитель принимает решения и действует с расчетом на долгосрочную перспективу развития компании. Он проявляет личную скромность и не стремится к дорогостоящим атрибутам власти. Неред­ко он может снизить собственную заработную плату, если финансовые ресурсы направляются на развитие компании.

В практике российского консалтинга появилась формула «макси­мальный вход — минимальный выход». Она означает, что ведущий


Глава 2. Корпоративные мотиваторы [ 41 ]

лидер компании (основатель или собственник), затрачивая основную часть своего жизненного времени на работу л получая высокие при­были, физически не успевает тратить большие деньги на самого себя. Довольно часто интенсивно работающие люди в личной жизни непри­хотливы. Подъем духа, удовольствие и азарт в их жизни — это работа. Только правила делового имиджа заставляют их заботиться о внешних атрибутах благосостояния.

ВыделястО! также другая направленность управленческой деятельнос­ти, при которой ведущим мотивом руководителя выступает стремление к персональному самоутверждению. Такой руководитель стремится к личному благополучию и обогащению. Он покупает престижную машину, строит для себя и своей семьи дорогой и затратный по экс­плуатации коттедж в элитном поселке.

Нередко он стремится к личной власти над другими людьми. Его мотивация — самоутверждение посредством подавления воли и само­стоятельности своих подчиненных.

Если такой руководитель обладает харизмой и хорошими менед­жерскими способностями, организация процветает- При стремлении к персональному самоутверждению он вытягивает и компанию. Но если у такого руководителя нет выдающихся талантов, то в компании возникает тяжелая атмосфера, растут текучесть персонала, борьба груп­пировок и сценарные конфликты.

Известно, что сотрудники относятся к стратегическому руководите­лю с уважением и идут за ним, поскольку с ним интересно работать. Развиваясь сам, такой руководитель создает условия для профессио­нального роста способных сотрудников. Он не считает их подчинен­ными, но видит в них единомышленников и партнеров.

В конфликтной ситуации стратегический руководитель и начальник, направленный на личное самоутверждение, ведут себя по-разному. В работе стратегического руководителя присутствуют конфликты, но они, как правило, объективны и имеют профессиональное содержа­ние. Резко проявляя себя в конфликте, он может быть критичным к ошибкам подчиненных, но не затрагивает их человеческое достоин­ство. Если же конфликтует руководитель, ориентированный на личное самоутверждение, конфликтное поведение имеет индивидуальную мо­тивацию, связанную с неразрешенностью его собственных психоло­гических проблем (34).

В последнем случае, имея низкую самооценку и испытывая напря­жение из-за неуверенности в себе, руководитель с персональной мо-


[ 42 ] Эффективная мотивация персонала

шпацией на самоутверждение сознательно или неосознанно борется против тех, кто может быть успешнее его. Конкурентные мотивы в его работе — на псрпом месте. Если кто-нибудь предлагает новый проект, он будет искать ошибки; если у кого-либо появилась новая идея про-диижения компании на рынке, он будет показывать ее несостоятель­ность и т. п.

Если мотивация на личное самоутверждение проявляется у основа­теля компании, в некоторых ситуациях он может увольнять способных сотрудников, даже теряя при этом прибыль.

Мотивация управленческой деятельности нередко меняется у од­ного и того же руководителя в зависимости от его опыта и возраста. Молодой руководитель может начать свою карьеру с индивидуально­го самоутверждения, но с накоплением профессиональных знаний и управленческою опыта становится стратегическим руководителем. В конце карьеры, подходя к «черте» пенсионного возрасга, в борьбе за свое «кресло», испытывая страх оказаться невостребованным, он может снова перейти в разряд руководителей, стремящихся к индиви­дуальному самоутверждению.

Политические мотивы в деятельности менеджера, работающего по контракту, проявляются в его борьбе за власть и влияние в компа­нии.

Если выделять две группы мотиваторов, профессиональные и поли­тические, то политические мотивы становятся наиболее актуальными в периоды смены собственников, слияния с другой компанией, инно­ваций или смены профиля деятельности. Актуальность политических мотивов повышается в работе как стратегического руководителя, так и руководителя, имеющего мотивацию на персональное самоутверж­дение.

Сохраняя влияние, руководитель борется за свое направление в ра­боте, за сотрудников, находящихся у него в подчинении, клиентов и партнеров, с которыми он сотрудничал многие годы.

В динамично развивающейся компании всегда присутствует конку­рентная борьба за появляющиеся вакансии. Поэтому в такой органи­зации политические мотивы в работе руководителя связаны с эффек­тивным управлением деловой конкуренцией.

Руководители как высшего, так и среднего звена управления заин­тересованы в поддержании и расширении своего влияния на сотруд­ников. От мнений, позиций и решений руководителя, обладающего высоким уровнем влиятельности, зависят успешность и развитие ком-


(лава 2. Корпоративные мотиваторы [ 43 ]

пании в целом или отдельного направления ее деятельности. Авто­ритет руководителя отражается п его рейтинге внутри компании или подразделения — оценке его популярности, а также в соотношении количества единомышленников и конкурентов или врагов.

Динамика развития компании и мотивация персонала

Известно, что в споем развитии компания проходит этапы такти­ческого и стратегического бизнеса («тусовки» и регламентации, ме­ханизации).

Тактический этап нередко характеризуется позитивной атмо­сферой, демократизмом и неформальностью в отношениях основате­лей и сотрудников компании, взаимозаменяемостью, взаимопомощью и взаимоподдержкой.

В компании небольшой штат сотрудников (до 35-40 человек), все друг друга знают, на работу идут как на праздник. Все объединены мотивацией развития и утверждения компании на рынке (мотивация «Давай-давай!»). Отсутствует бюрократизм, принятие решений от­личается высокой оперативностью.

Например, в небольшой торгующей компании с линейной системой управления собственник и директор часто сам выгружает товар в мага­зине, а его жена стоит за прилавком и занимается бухгалтерией.

Основателями компании часто становятся друзья или родственники. Дружеский или семейный бизнес обеспечивает высокую мотивацию и сплоченность. Люди хорошо знают друг друга и испытывают вза­имное доверие.

Общие интересы тоже сплачивают людей для ведения совместного бизнеса. В качестве общих интересов выступают совместные занятия спортом, общие увлечения или общие факты биографии (совместная работа на предприятии или приезд в столицу из провинциального го­рода одного из лидеров, который, основав собственную компанию, постепенно «перетаскивает» в Москву своих друзей).

Водной московской компании мне встретился руководитель, приехавший из небольшого провинциального городка, средний сын в многодетной се­мье. Стоит ли говорить, что в его организации, которую он основал в Моск­ве, работают его родители, а также старший и младшие братья!


[ 44 ] Эффективная мотивация персонала

В другой московской компании, основатель которой тоже приехал из про­винции, работают его сыновья, жена и младший брат.

В третьей компании, которой руководит младшая дочь, работают ее отец и близкие родственники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...