Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретический лидер бихевиоризма  Джон Браадус Уотсон




Теоретическим лидером поведенческой психологии стал Джон Б.Уотсон (1878-1958 г.г.).Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом. Он обучался в Чикагском университете-главном центре функционализма. Его учителем по психологии был Энджелл. Именно к бихевиоризму перешли проблемы, которые в школе Энджелла остались нерешенными Уотсон увлекался экспериментальной психологией, но его испытуемыми были не люди, а животные. Он работал некоторое время с Робертом Иерксом (1876-1956). Совместно они изобретали средства определения способностей животных к различению зрительных раздражителей. По необходимости здесь использовался объективный метод.

Итак, научный микросоциум, в котором созревал Уотсон, представлял в лице Энджелла, Леба, Чериса различные направления сомкнувшиеся в мышлении Уотсона: функционализм, детерминизм, поиски объективных методов изучения психики животных. Так прозвучал девиз бихевиоризма, "стимул - реакция", основные идеи которого Уотсон изложил в своей статье "Психология. Какой ее видит бихевиорист". Эта статья, опубликованная в 1913 г. в "Психологическом обозрении", в дальнейшем была названа "бихевиористским манифестом". Программа бихевиоризма сводилась к нескольким четко сформированным пунктам: предмет психологии - поведение. Оно построено из секреторных и мышечных реакций без остаточно детерминированных внешними стимулами. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиться, как и во всех остальных естественных науках, внешне наблюдаемыми феноменами.

       Подобно тому, как астрономия разделалась с астрологией, нейрология с френологией, химия с алхимией, психологии, призывал Уотсон, надлежит отвергнуть представление о сознании, как бестелесном, причудливо действующем внутреннем агенте, о котором известно лишь из показаний интроспекции.

       Все традиционные понятия о внутренних, психических процессах необходимо перевести на новый, бихевиористский язык, а это значит свести к объективно-наблюдаемым стимул - реактивным отношениям. Первой попыткой представить психологию с точки зрения бихевиоризма была книга Уотсона "Поведение. Введение в сравнительную психологию " 1914 г. Резонанс его идей в американской психологии был очень велик. В 1915 г. в возрасте 37-и лет он был избран президентом Американской психологической ассоциации. К тому времени он уже воспринял основные положения учений И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Влияние этих учений на бихевиоризм бесспорно. Но в соответствии с позитивистской методологией Уотсон и его последователи устраняли из психологии какие бы то ни было представления о физиологических механизмах поведения.. Антифизиологизм и отрицание роли образа в регуляции поведения остались определяющими признаками программы Уотсона.Послужив в период первой мировой войны в военно-воздушных силах, Уотсон после демобилизации вновь занялся эксперементально-психологическими исследованиями, но уже не на белых крысах, а на людях, реализуя свою идею о том, что поведение всех живых существ подчинено одним и тем же законам, что поэтому человека также можно практиковать, как стимул-реактивную машину. Он приступил к изучению эмоций.

       Из этих экспериментов Уотсон сделал вывод о том, что страх, отвращение и др. эмоции взрослых людей возникают в детском возрасте на основе условно рефлекторных связей между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами. Подробно развито это положение в книге "Психология с точки зрения бихевиориста" 1919 г. Уотсон стал наиболее популярным лидером бихевиористского движения.

Но один исследователь, сколь бы ярким он ни был, бессилен создать научное направление. "Взрыв", произведенный Уотсоном, явился синтезом элементов, рассеянных в идейной атмосфере начала 20-х годов нашего века.

Что же может быть предметом изучения?

Ответ бихевиористов: поведение, активность. «Поток сознания мы заменяем потоком активности», – объявил Д.Уотсон.

Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами – сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность.

В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S—R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма,  характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона – научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.

Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и на человека. По Уотсону, законы научения (т.е. формирования реакции на определенные стимулы) универсальны; поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками или крысами, распространимы и на человеческое поведение.

Принцип "обусловливания" (условно-рефлекторной детерминации) Уотсон распространил также и на мышление, предложив "периферическую теорию", согласно которой мышление идентично субвокальному (неслышному) проговариванию звуков громкой речи, а если эти звуки являются условными сигналами обозначаемых ими объектов. Говоря его языком, мышление - это "навык гортани", и его органом служит не мозг, а гортань. В молодости Уотсона воодушевляла мысль о возможности превратить психологию в науку, способную контролировать и предсказывать поведение. Теперь, развивая эту мысль, он выдвинул план переустройства общества на основе бихевиористской программы. Согласно Уотсону, манипулируя внешними раздражителями, можно "изготовить" человека любого склада, с любыми константами поведения. Отрицалось значение не только прирожденных свойств,но и собственных убеждений личности, ее установок и отношений- всей многогранности ее внутренней жизни.

Дайте мне, обещал Уотсон, дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я гарантирую,что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить его в специалиста любого типа -доктора, юриста, артиста. купца или же нищего и вора - безотносительно к его таланту, склонностям, тенденциям, способностям, призванию, а также расе его предшественников.

Описание научения, данное Д. Уотсоном, достаточно просто в своей основе (что и  определило популярность бихевиоризма) и соотносимо с закономерностями условного рефлекса по И.П. Павлову на которого, к стати, бихевиористы широко ссылались. Принципы классического бихевиоризма выглядят упрощенно. В дальнейшем экспериментальная практика не подтвердила правомерность исходной схемы как универсальной: в ответ на воздействие одного и того же стимула могут следовать разные реакции, одна и та же реакция может побуждаться различными стимулами. Зависимость реакции от стимула не подвергалось сомнению; однако встал вопрос о том, что есть нечто, определяющее реакцию, помимо стимула, точнее – во взаимодействии с ним. Исследователи, развивавшие идеи Уотсона,предложили ввести в рассуждение еще одну инстанцию. Обозначаемую обычно понятием «промежуточные переменные», имея в виду некоторые события в организме, на который воздействует стимул и которые, не являясь в строгом смысле реакцией (т.к. их нельзя объективно зафиксировать) также определяют ответную реакцию. Схематично это выглядит так: S–O–R. В логике его бихевиоризма об этих переменных нельзя рассуждать в традиционной психологической терминологии; тем не менее необихевиористы., по сути, нарушили этот запрет, обсуждая проблемы цели, образа и т.п. Так экспериментально было доказано, что крысы, просто бегавшие по лабиринту, не получая подкрепления, в дальнейшем быстрее научаются проходить его при условии подкрепления, нежели крысы, не имевшие предварительного «опыта бегания»; это означает, что у крыс первой группы сформировался образ лабиринта, позволяющий ориентироваться в нем.

Итак, поведение человека как предмет бихевиоризма – это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то что люди делают от рождения и до смерти. Поведение – это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Но вследствии механицизма в трактовке поведения человек в бихевиоризме выступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется. И в то же время исторической заслугой Д. Уолтсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии. Также важной является выдвинутая им задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами. Далее, распад первоначальной бихевиористской программы говорил о слабости ее категориального "ядра". Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этой программе, не могла успешно разрабатываться при редукции образа и мотива. Без них само действие утрачивало свою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведенным до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к ее новому варианту – необихевиоризму.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...