Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы приобретения собственности




Способы приобретения собственности

В вопросе о способах приобретения собственности нормальным и дозволенным его видом у отцов церкви считается приобретение трудом; что же касается допустимых размеров ее, то обращается внимание на то, соответствуют ли они потребностям или же выше последних— излишек считается предосудительным. По «Учению 12 апостолов», от приходящих членов общины требуется обязательное занятие ремеслом, и они предостерегаются от праздного времяпрепровождения. Античное воззрение, с которым мы знакомимся у Платона и у Аристотеля, именно пренебрежительное отношение к физическому или «производительному» труду, здесь окончательно преодолевается. Целый ряд церковных писателей учит о том, как хорошо иметь заработок от собственного труда, как похвален труд и как предосудительна праздность. Василий Великий и Иоанн Златоуст в один голос повторяют это; последний сознательно борется с презрением античного мира к физическому труду и вместе с блаженным Августином восхваляет достоинства всех видов труда. При этом из разных видов труда или профессий, которые были доступны христианам, исключались лишь те, которые противоречили христианской нравственности, такой являлась, например, профессия актеров, гладиаторов и вообще бойцов в цирке. Что касается других общеполезных профессий, то они считаются дозволенными.

Отношение к росту на капитал

Одной из самых интересных сторон учения отцов церкви является их отношение к росту, к проценту на капитал. В этом вопросе объединяется целый ряд церковных писателей — и Киприан, и Тертуллиан, и Лактанций, и Иероним, и Афанасий Великий, и Василий Великий — все они проявляют одинаково отрицательное отношение к проценту на капитал. Традиция Аристотеля, который высказал столь решительное осуждение процента, здесь находит свое продолжение, хотя и опирается на иные, нежели у Аристотеля, основания, именно на мотивы характера религиозного. Порицавшие ростовщичество обыкновенно ссылались на то место Евангелия от Луки (гл. 6, ст. 35), где говорится о том, что нужно «давать взаймы, не ожидая ничего», и на некоторые места Ветхого Завета (из псалмов). На этом основании отцы церкви неумолимо строго осуждали рост на капитал. Чтобы показать характер этого отношения, приведу суждение Василия Великого по этому вопросу. В одной из своих проповедей он говорит так[161]:

«Для чего ты вступаешь в союз с многоплодным зверем? О зайцах говорят, что они в одно время и родят, и кормят, и зачинают детей. И у ростовщиков деньги в одно время и отдаются в заем, и родятся, и подрастают. Еще не взял ты их в руки, а уж требуют от тебя приращения за настоящий месяц. И это опять причтенное к долгу воспитывает новое зло, от которого родится еще новое, и так до бесконечности. Потому–то и наименованием таким почтен этот вид любостяжания; ибо называется ростом, как я думаю, по причине многоплодности зла. Да и отчего произойти иначе сему наименованию? Или, может быть, называется ростом по причине болезней и скорбей, какие обыкновенно производят в душах задолжавших? Что рождающей — болезни рождения, то должнику — наступающий срок. Рост на рост, это злое исчадие злых родителей. Такие приплодия роста да назовутся порождением ехидниным. Об ехиднах говорят, что они рождаются, прогрызая утробу матери, и рост отрождается, изъедая дом должника. Семена дают плод и животные приходят в зрелость с течением только времени, а рост сегодня рождается и сего же дня начинает рождать. Животные, скоро начинающие рождать, скоро и перестают, а деньги, получив начало скорого приумножения, до бесконечности более и более приращиваются. Все возрастающее, как скоро достигнет свойственной ему величины, перестает возрастать; но серебро лихоимцев во всякое время, по мере его продолжения, само возрастает. Животные, когда их дети делаются способными к рождению, сами перестают рождать; но серебряные монеты у заимодавцев и вновь прибывающие рождают, и старые остаются в полной силе. Лучше тебе не знать по опыту сего чудовищного зверя».

Обращаясь к ростовщикам, дающим капитал в ссуду бедным за проценты, Василий Великий говорит:

«Если берешь с бедного, то сие верх человеконенавистничества. Ты из чужих несчастий извлекаешь прибыль: со слез сбираешь деньги, душишь нагого, бьешь голодного. У тебя нет жалости, нет мысли о родстве со страдальцем, и ты называешь человеколюбивыми получаемые таким образом прибытки».

Эти воззрения на рост оставались не только теоретическими, но и переходили в практику. Церковь, начиная с IV века, рядом соборных постановлений запрещает взимание процентов на капитал и, как мы увидим дальше, такая практика продолжается до XV–XVI веков, до самой реформации. Уже Арльский собор 306 года определяет, что клирики, дающие деньги за проценты, должны быть отлучаемы от церкви: миряне же, дающие в первый раз, прощаются, если обещают прекратить это занятие: если же продолжают давать и впредь, то отлучаются также от церкви. Это же правило подтверждают постановления целого ряда других соборов — Никейского, Гиппонского, 4–го Карфагенского, — все они определяют в разной мере наказание клирикам за ростовщичество.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...