Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инфраструктура и ценностные ориентации самосохранительного поведения




Самосохранительное поведение – это система действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, на продление сроков жизни в пределах этого цикла.

В понятии «самосохранительное поведение» следует различать позитивную и негативную стороны. Позитивная сторона связана с действиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья, на реализацию стремления прожить долгую и здоровую жизнь. Примерами позитивных форм самосохранительного поведения являются получающие все большее распространение занятия физической культурой и спортом, отказ от злоупотребления пищей, курения, алкоголя, наркотиков и т.п. - вообще все виды поведения, ассоциируемые с так называемым здоровым образом жизни. Негативные формы самосохранительного поведения связаны с сознательным или неосознаваемым предпочтением смерти возможной или условной перспективе неполноценной с точки зрения индивида жизни, неполноценной в физиологическом, психологическом, социальном или ином отношениях. Наиболее ярким примером негативного самосохранительного поведения является самоубийство, совершая которое, человек стремится сохранить свою «Я-концепцию», т.е. свое представление о самом себе. Однако в любом случае и позитивное, и негативное самосохранительное поведение в конечном итоге выражается в движении показателей уровня здоровья, заболеваемости, смертности и их структуры по причинам. Именно с этой стороны самосохранительное поведение и интересует демографию.

Понятие самосохранительного поведения было введено в демографию именно в связи с осознанием того, что в современных условиях все большую роль в детерминации заболеваемости и смертности начинает играть поведенческий фактор, отношение людей к собственному здоровью и продолжительности собственной жизни.

Структура самосохранительного поведения:

Потребность личности в самосохранении;

Самосохранительные установки;

Самосохранительные мотивы;

Решения;
Действия.
Ядром структуры самосохранительного поведения является потребность личности в самосохранении. Эта потребность выражается чрезвычайно сложной структурой, включающей в себя практически все уровни пирамиды потребностей А. Маслоу, вплоть до потребности в самоактуализации. Верхним уровнем потребности в самосохранении является потребность личности в сохранении своего Я, своего социального статуса и лица. Средний уровень потребности в самосохранении образует потребность личности в психологическом самосохранении, сохранении определенности своего Я в коммуникациях с другими. Это потребность в уважении к себе со стороны других людей, потребность в общении и принадлежности к себе подобным. Нижний уровень потребности в самосохранении - это потребность в сохранении себя как физического, телесного существа. Это потребность в сохранении самой жизни и здоровья на всех стадиях жизненного цикла.

Весь комплекс потребностей третьего уровня фокусируется в потребности в конкретных сроках жизни, что позволяет ставить вопрос об измерении установок самосохранительного поведения.

Исследования самосохранительных установок начались с выявления идеальной продолжительности жизни, с измерения желаемого и ожидаемого числа лет собственной жизни.

Средняя идеальная продолжительность жизни – характеризует представление индивида о наилучшем числе лет жизни вообще, не обязательно своей.
Средняя желаемая продолжительность жизни – это показатель, характеризующий представление индивида о длительности своей жизни при самых благоприятных условиях.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни – характеризует реальные намерения индивида прожить определенное число лет с учетом конкретных обстоятельств его жизни.

Как и в случае с репродуктивным поведением, самосохранительные мотивы можно разделить на экономические, социальные и психологические. Такое разделение обусловлено средствами достижения индивидуальных целей.

Экономические мотивы – это мотивы, которые побуждают выбирать такую стратегию самосохранительного поведения (стремиться жить дольше или отказываться от этого стремления), которая способствует достижению ряда экономических целей, т.е. целей, связанных с повышением (сохранением) достигнутого экономического статуса, с желанием получить определенные материальные блага или избежать их потери. Например, выбор человеком опасной профессии, связанной с повышенным риском, может мотивироваться желанием получения высокого дохода и разного рода льгот и привилегий, которые в данном случае являются определенной компенсацией риска.

Социальные мотивы - это мотивы, которые побуждают выбирать такую стратегию самосохранительного поведения, которая способствует достижению определенных социальных целей, т.е. целей, связанных с повышением (сохранением) достигнутого социального статуса. Они являются реакцией на бытующие в культуре социальные нормы отношения к ценности человеческой жизни и ее продолжительности, к полноте и завершенности индивидуального цикла жизни и т.д. Социальные мотивы действуют там и тогда, где и когда действуют стимулы, символизирующие повышение социального статуса и престижа человека, прожившего долгую жизнь, прошедшего через все социально значимые стадии жизненного цикла (вступление в брак, приобретение статуса родительства и прародительства), отметившего все «положенные» юбилеи, отпраздновавшего все мыслимые символические события типа серебряных или золотых свадеб, выхода на пенсию и т.п. Там же, где нет таких стимулов, там нет и желания жить долго.

Психологические мотивы - это мотивы, которые побуждают стремиться выбирать такую стратегию самосохранительного поведения, которая способствует достижению определенных сугубо личностных, социально-психологических внутренних целей личности. Они отражают исключительно личностную заинтересованность прожить тот или иной срок жизни. Например, наличие у человека того или иного числа детей формирует у него стремление и желание пожить подольше, чтобы увидеть, кем и чем станут его дети. И ясно, что чем больше детей имеет человек, тем сильнее это желание.

Институциональная инфраструктура

Институционализм

«Институты имеют значение» – заметил как-то Дуглас Норт, нобелевский лауреат 1993 г. В этих словах – вся институциональная экономика. Однако для того, чтобы использовать теорию, одного понимания того, что институты имеют значение, явно недостаточно – нужно еще знать, какие институты и какое именно значение.

Продолжающееся развитие институтов человеческого общества и природы человека, как и достигнутый в этом плане прогресс, можно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее приспособленного образа мысли и процессу вынужденного приспособления индивидов к окружению, постепенно изменяющемуся с развитием общества и социальных институтов, в условиях которых протекает человеческая жизнь.

Социальные институты не только сами есть результат процесса отбора и приспособления, формирующего преобладающие или господствующие типы отношений и духовную позицию; они в то же время являются особыми способами существования общества, которые образуют особую систему общественных отношений и, следовательно, в свою очередь выступают действенным фактором отбора" (Торстейн Бунде Веблен. Теория праздного класса). По мнению Веблена основой деятельности человека или организации в экономике являются правила. При покупке картошки на рынке мы руководствуемся заданным раз и навсегда для самих себя правилом, которое можно сформулировать примерно так: поскольку покупка картошки – это далеко не самое судьбоносное решение в нашей жизни и продукт это не слишком дорогой, то максимум, что мы можем сделать для минимизации альтернативных издержек покупки картошки (т.е. потерь из-за того, что мы купили картошку дороже, хотя на соседнем прилавке она была дешевле) – это сравнить цены у двух-трех соседних продавцов. Новаторство Веблена состоит именно в том, что он первым обратил внимание экономистов на изучение не соотношения спроса и предложения, а именно правил, по которым ведется игра. Свою книгу он посвятил правилам, которые руководят людьми, так сказать, изнутри (он называл их инстинктами): любопытство, забота о детях, привычки, желание получить нечто полезное, что-то приобрести и т.д.

Сейчас, конечно, этот набор очень сильно расширен, однако суть остается одна и та же: для того, чтобы правильно понимать экономику, нужно изучать правила, по которым она функционирует. Сейчас институционализм как теория популярен в экономической науке. С лова Дугласа Норта «институты имеют значение», стали своего рода манифестом институционализма. В свое время еще Альфред Маршалл указывал на культурную определенность поведения экономических агентов, а экономисты новой немецкой исторической школы — на роль национальной правовой системы и обычаев. Проблема заключалась в невозможности измерить воздействие конкретных институтов и тем самым сделать теорию считаемой. Институционализм рассматривает человека как актора, но пытается исследовать те факторы, которые определяют его выбор в условиях нестабильной среды, неполной информации. Актор — человек, сознательно действующий, принимающий значимые для себя и других решения.

В последние годы кардинально меняется инструментальная картина экономиста. Экономическая теория из царства непрерывных кривых спроса-предложения превращается в дерево возможностей (или, точнее, в пучок возможностей). Институты перестают быть непреодолимыми, раз и навсегда заданными препятствиями для инвестора или политика: на институты теперь можно целенаправленно воздействовать и оценивать эффективность такой стратегии по сравнению со стратегией следования действующим институтам. Институционализм позволяет выделить «скелет» экономического выбора многих людей: это структуры, внешние по отношению к акторам (институты, сети, контракты), а также экономическая культура, которая существует в виде их ментальных конструкций (знаний и ценностей) и соглашений (таких, например, как язык общения или общее знание, ограничивающее возможности вступления в сделку).

Институты

Стремясь компенсировать собственное несовершенство, люди вырабатывают стереотипы поведения на основе прошлого успешного опыта и тем самым экономят на издержках принятия решений. Устойчивые стереотипы (рутины) и ценности, свойственные людям, образуют их ментальные модели — модели восприятия окружающего мира, который слишком сложен для восприятия во всем его многообразии. В процессе взаимодействия людям приходится корректировать эти модели, вырабатывая общие представления о базовых вещах (общие ментальные модели). Из них складывается культура общества, и в ее рамках формируются нормы поведения. Последние находят свое отражение в структурах и правилах, упорядочивающих человеческую деятельность. Итак, первое определение. Институты – это правила, которые дополнены механизмами принуждения к их исполнению.

Ограниченная рациональность, рутины и институты

 

Формирование институтов

Институты, существующие в обществе, создают стимулы, которые влияют на поведение людей. Они снижают издержки выбора в условиях неопределенности, позволяют структурировать затраты на функционирование в рамках системы. Формирование этих институтов — процесс не экзогенный, а эндогенный. Он связан с опытом взаимодействия людей и их общей историей.

Попытки извне внедрить чуждые правила будут неудачны, если они идут вразрез с культурой общества и существующими неформальными практиками. Напротив, формальное закрепление существующих практик, как показывает опыт англосаксонской системы права, может быть очень удачным. Институты крайне инертны в силу культурных и исторических факторов, но все-таки они меняются. Происходит это по мере накопления опыта теми агентами, которые принимают решения. Опыт позволяет им корректировать существующие ментальные модели, открывает новые возможности для инновационного поведения, которое способствует возникновению новых практик и формированию новых институтов. Важным фактором здесь могут оказаться изменения в относительных ценах на политическом и экономическом рынках.

Определение института

Институт - (от лат institutum - установление, учреждение), - это совокупность норм права, охватывающих определённый круг общественных установлений. Рассмотренное нами ранее понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» - нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Институты - это формы и границы деятельности людей. Они представляют собой политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательство, организация хозяйственного обеспечения и многое другое, связанное с хозяйственной практикой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...