Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приступ бронхиальной астмы




КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИКО – ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ

В ПЕДИАТРИИ

КРАСНОЯРСК

 

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ В ПЕДИАТРИИ.

Сборник составлен преподавателями отделения «Сестринское дело»

Н.В.Фукаловой

 

Рассмотрен на заседании ЦМК «Сестринское дело» № 1

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности ………… 3 – 6

2. Анафилактический шок…………………………………………………… 7

3. Коллапс ……………………………………………………………………. 8

4. Обморок …………………………………………………………………… 9

5. Стенозирующий ларингит ………………………………………………… 10

6. Ларингоспазм ……………………………………………………………… 11

7. Приступ бронхиальной астмы ……………………………………………. 12

8. Инородное тело верхних дыхательных путей …………………………... 13

9. Судорожный синдром …………………………………………………….. 14

10. Носовое кровотечение …………………………………………………… 15

11. Красная гипертермия ……………………………………………………... 16

12. Бледная гипертермия ……………………………………………………. 17

13. Рвота ………………………………………………………………………. 18

14. Метеоризм …………………………………………………………………. 19

15. Диабетическая кома ………………………………………………………. 20

16. Гипогликемическая кома ………………………………………………… 21

17. При заболеваниях почек ……………………………………………………22

 

 

ПОМОЩЬ

ПРИ ОСТАНОВКЕ ДЫХАНИЯ И СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Международно-признанная схема реанимации состоит из четырёх частей. Данная схема названа:

«Азбука элементарной реанимации»:

«А» - проверить, есть ли дальнейшая опасность для вас или

ребёнка?

«В» - проверить воздухоносные пути (свободны ли они)

 

«С» - проверить дыхание (дышит ли ребёнок?)

- ищите движения грудной клетки

- слушайте звуки дыхания

- чувствуйте дыхание ребёнка на своём лице

 

«Д» - проверить циркуляцию (бьётся ли сердце)

- ищите пульс (на плечевой или сонной артерии)

 

Внимание!

- если вы не улавливаете дыхание –

Надо провести «искусственное дыхание»

- если вы не чувствуете пульс – «непрямой массаж сердца»

 

ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ МЕТОДОМ «РОТ В РОТ»

Когда вы дышите за младенца, соблюдайте три условия:

 

1. Вдувайте воздух в рот и нос одновременно

2. Не забудьте, что у «грудничка» шея короче, толще и более хрупкая,

будьте осторожны, запрокидывая голову

3. Вдувайте не полный свой объём воздуха в дыхательные пути младенца,

так как возможен разрыв альвеол

 

Проведение искусственной вентиляции ребёнку до года

Этапы Обоснование
1. Уложить ребёнка спиной на ровную твердую поверхность   Улучшается проходимость дыхательных путей
2. Под плечи подложить валик   Выпрямляются дыхательные пути
3. Осторожно запрокинуть голову младенца назад, приподнять подбородок Шея младенца короткая, хрупкая. Профилактика западения языка.
4. Освободить верхние дыхательные пути от слизи, инородных тел.   Обеспечение проходимости дыхательных путей
5. На рот и нос малышу положить салфетку Обеспечение инфекционной безопасности
6. Сделать вдох и расположить свой рот над носом и ртом ребёнка, образовав плотное соединение   Обеспечение герметичности и эффективности проводимых мероприятий
7. Вдохнуть воздух в дыхательные пути малыша в количестве, достаточном для того, чтобы грудная клетка осторожно поднялась Примечание: чем меньше ребёнок, тем меньший объём воздуха необходимо вдыхать ему в лёгкие Наполнение лёгких ребёнка воздухом. Профилактика разрыва альвеол.
8. Сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша Обеспечение пассивного выдоха
9. Повторять пункты 6 – 8 до появления самостоятельного дыхания или приезда «скорой помощи», или до появления трупных пятен Обеспечение пассивного поступления кислорода в лёгкие

 

Проведение искусственной вентиляции ребёнку старше года

 

 

Этапы Обоснование
1. Уложить ребёнка спиной на ровную твердую поверхность   Улучшается проходимость дыхательных путей
2. Под плечи подложить валик   Выпрямляются дыхательные пути
3. Осторожно запрокинуть голову младенца назад, приподнять подбородок Шея младенца короткая, хрупкая. Профилактика западения языка.
4. Освободить верхние дыхательные пути от слизи, инородных тел   Обеспечение проходимости дыхательных путей
5. Положить салфетку на рот ребёнка Обеспечение инфекционной безопасности
6. Зажать нос ребёнку   Предупреждение выхода вдыхаемого воздуха через нос
7. Сделать вдох и расположить свой рот над носом и ртом ребёнка, образовав плотное соединение   Обеспечение герметичности и эффективности проводимых мероприятий
8. Вдохнуть воздух в дыхательные пути ребёнка в количестве, достаточном для того, чтобы грудная клетка осторожно поднялась   Наполнение лёгких ребёнка воздухом
9. Сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша   Обеспечение пассивного выдоха
10. Повторять пункты 6 – 8 до появления самостоятельного дыхания или приезда «скорой помощи», или до появления трупных пятен Обеспечение пассивного поступления кислорода в лёгкие

 

ПРОВЕДЕНИЕ НЕПРЯМОГО МАССАЖА СЕРДЦА

ДЕТЯМ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА

Этапы Обоснование
1. Уложить ребёнка спиной на ровную, твёрдую поверхность. Расположиться справа от него Условие, необходимое для достижения максимального эффекта реанимационных мероприятий
2. Поместить соответствующую часть руки (или обеих рук) на нижнюю треть грудины (но не на мечевидный отросток) а) новорожденному – ладонную поверхность первой фаланги большого пальца (или больших пальцев обеих рук), остальные поместить под спину малыша; б) грудному ребёнку – указательный и средний пальцы; в) ребёнку 1 – 7 лет – проксимальную часть кисти, а не пальцы; г) ребёнку старше 7 лет – обе руки, сложенные крест – накрест в виде бабочки. Обеспечение необходимой площади давления. Мечевидный отросток можно легко сломать.
3. Надавить на грудную клетку вниз так, чтобы она переместилась вглубь на: а) 1 – 1,5см. у новорождённого; б) 1 – 2,5 см. у грудного ребёнка; в) 3 – 3,5 см. у ребёнка старшего возраста Слабое давление на грудную клетку не обеспечивает полного прохождения крови по кругам кровообращения в фазу искусственной систолы, сильное давление может привести к переломам рёбер грудины
4. Уменьшить давление на грудную клетку, позволяя ей вернуться в исходное положение Обеспечение искусственной диастолы
5. При проведении непрямого массажа сердца в сочетании с проведением искусственного дыхания – вдох и нажатия на грудную клетку проводить в соотношении 1 6 5 – если помощь оказывают 2 человека или 2: 10; 3: 15 – если реаниматор один Обеспечение оптимального соотношения ЧДД и числа сердечных сокращений
6. Через минуту после начала поведения реанимационных мероприятий проверить, восстановились ли жизненные функции (провести АЗБУКУ элементарной реанимации) Контроль эффективности мероприятий
7. Реанимационные мероприятия проводить до восстановления жизнедеятельности, либо до приезда «скорой помощи», либо до появления трупных пятен Трупные пятна свидетельствуют о наступлении биологической смерти

 

 

АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК

 

Анафилактический шок – аллергическая реакция немедленного типа, развивающаяся через несколько минут после воздействия аллергена

Симптомы:

- падение АД, следствием чего является потеря сознания, бледность кожных покровов, тахикардия, нитевидный пульс

- бронхоспазм (затруднение дыхания, экспираторная одышка, цианоз, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры)

 

 

Этапы Мотивация Дозы
1. Вызвать врача через помощника Для оказания квалифицированной помощи  
2. Прекратить введение аллергена Анафилактический шок – аллергическая реакция  
3. Уложить больного: - на спину, на твёрдую поверхность - с приподнятым ножным концом   - голову повернуть на бок Могут потребоваться: - реанимационные мероприятия в случае остановки дыхания и сердца; - для максимального кровоснабжения головного мозга - для предотвращения аспирации в случае рвоты  
4. Положить холод на место инъекции (если позволяет локализация – наложить жгут выше места введения) Уменьшение поступления попавшего в организм аллергена в кровь  
5. Расстегнуть стесняющую одежду Обеспечение экскурсии лёгких  
6. Обеспечить доступ свежего воздуха, дать кислород ребёнку Развивается гипоксия  
7. Измерить пульс, АД   Для контроля состояния  
8. Обложить ребёнка грелками Для улучшения периферического кровообращения  
9. Ввести по назначению врача, в\венно: - преднизолон   - адреналин 0,1%   - димедрол 1% - эуфиллин 2,4% - глюконат кальция 10%         Преднизолон обладает мощным противоаллергическим действием; - повышает АД (сосудосуживающий эффект); - Антигистаминный препарат; - бронхолитический препарат; - уменьшает проницаемость сосудистых мембран, оказывает антиаллергическое действие     3 – 5 мг/кг (1мл- 30мг.) 0,1 мл/год   0,1мл/год 1,0 мл/год 1,0 мл/год
10. Быть готовым к проведению сердечно – лёгочной реанимации    

КОЛЛАПС

Коллапс – тяжелая форма сосудистой недостаточности, развивающееся при значительной кровопотере или перераспределении крови в сосудистом русле (скопление большей части крови в периферических сосудах)

 

Симптомы:

- внезапное ухудшение сознания;

- бледность кожных покровов;

- холодный липкий пот;

- нитевидный пульс;

- низкое АД.

 

 

Этапы Мотивация Дозы
1. Уложить ребёнка на ровную поверхность с опущенным головным концом   Обеспечение притока крови в голову  
2. Расстегнуть стесняющую одежду   Обеспечение экскурсии лёгких  
3. Обеспечить доступ свежего воздуха   При коллапсе в организме развивается гипоксия  
4. Обложить ребёнка грелками (согреть)   Для улучшения периферического кровообращения  
5. Подкожно по назначению врача ввести одно из сосудосуживающих средств: - р-р адреналина 1% - р - р норадреналина 1% - р-р мезатона 1% Для уменьшения объёма кровяного русла за счёт сужения сосудов и как результат – повышение АД   0,1мл/год 0,1мл/год 0,1мл/год  
6. Проводить в/венное капельное введение кровезаменителей под контролем АД   Восполнение кровяного русла и повышение АД  

 

 

ОБМОРОК

Обморок – проявление сосудистой недостаточности, сопровождающееся ишемией мозга.

 

Симптомы:

- головокружение, слабость;

- кратковременная потеря сознания.

 

Этапы Мотивация Дозы
1. Уложить ребёнка на ровную поверхность с приподнятым ножным концом (или усадить и резко опустить голову вниз) Обеспечение притока крови в голову  
2.. Обеспечить доступ свежего воздуха   Развивается кислородная недостаточность мозга  
3. Расстегнуть стесняющую одежду   Обеспечение экскурсии лёгких  
4. Обтереть (взбрызнуть) лицо и грудь холодной водой, дать вдохнуть пары нашатырного спирта (уксусной кислоты) Раздражение большого количества рецепторов оказывает возбуждающее действие на дыхательный и сосудодвигательный центры    
5. Подкожно по назначению врача ввести одно из средств: - кордиамин - р-р кофеина 10% - р-р мезатона 1%   Возбуждающее действие на ЦНС     0,1%мл/год 0,1%мл/год 0,1%мл/год

 

СТЕНОЗИРУЮЩИЙ ЛАРИНГИТ

Стенозирующий ларингит – острое заболевание, характеризующееся нарушением проходимости дыхательных путей в области гортани и развитием явлений дыхательной недостаточности.

 

Симптомы:

- осиплость голоса;

- грубый «лающий» кашель;

- инспираторная одышка (развитие дыхательной недостаточности –

участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, цианоз)

 

Этапы Мотивация Доза
1. Ребёнка уложить в кроватку с приподнятым головным концом Уменьшение отёка подсвязочного пространства  
2. Обеспечить доступ свежего воздуха Развивается кислородная недостаточность  
3. Расстегнуть стесняющую одежду Облегчение экскурсии легких  
4. Создать спокойную обстановку Возбуждение усиливает дыхательную недостаточность  
5. Дать теплое щелочное питьё Уменьшает отёк и разжижает мокроту  
6. Провести отвлекающую терапию (поставить горчичники на грудь или на икроножные мышцы или горчичные ножные ванны) Происходит отток крови к нижней половине туловища, уменьшается отёк, образование экссудата  
7. Провести паровые ингаляции с добавлением эуфиллина, соды, отхаркивающих трав (чередуя их) Тепло и эуфиллин снимают отёк в области голосовой щели. Сода разжижает мокроту. Травы способствуют отхождению мокроты  
8. В нос или на корень языка закапать 1 – 2 капли 0,05% раствора нафтизина Сосудосуживающее средство уменьшает отек слизистой  
9. В/м ввести: - 5% р-р эфедрина - 2% р-р супрастина Обладают: - бронхолитическим действием - противоаллергическим действием   0,01 0,02мл/кг 0,1 мл/кг
10. В/м или В/в ввести лазикс Уменьшает отёк подсвязочного пространства 1- 2 мг/кг (1мл = 10мг)
11. в тяжёлых случаях ввести Преднизолон в/в или в/м «Терапия отчаяния» - обладает выраженным противовоспалительным, противоаллергическим действием 3 – 5 мг/кг (1мл =30мг)
12. Провести кислородотерапию Ликвидация кислородной недостаточности  

 

 

ЛАРИНГОСПАЗМ

Ларингоспазм – одна из форм спазмофилии, спазм голосовой щели.

 

Симптомы:

- беспокойство, плач, испуг, предшествующие приступы

- звучный, хриплый вдох с последующей остановкой дыхания

- бледность, затем цианоз кожи

- потеря сознания

- заканчивается приступ глубоким, звучным вдохом, напоминающий «петушиный крик», плачем и последующим сном

 

Этапы Мотивация Доза
1. Ребёнка уложить на твердую ровную поверхность Возможна остановка сердца, требующая реанимационных мероприятий  
2. Обеспечить доступ свежего воздуха Развивается кислородная недостаточность  
3. Расстегнуть стесняющую одежду Облегчение экскурсии легких  
4. Лицо и шею обрызнуть холодной водой или нажать на корень языка шпателем, или вызвать раздражение слизистой оболочки носа (пощекотать ватным жгутиком)   Попытаться снять спазм рефлекторно  
5. При восстановлении дыхания дать ребёнку увлажненный кислород Развивается кислородная недостаточность  
6. По назначению врача ввести реланиум в/в или в/м Противосудорожное средство 0,1мг/кг
7. Ввести в/в 10% р-р глюконата кальция Причина спазмофилии - гипокальциемия 1,0 мл/год
8. При отсутствии эффекта в течение 15 – 30 сек приступить к ИВЛ Восстановить проходимость дыхательных путей с помощью интубационной трубки или трахеостомы и провести реанимационные мероприятия  

 

ПРИСТУП БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

Информация позволяющая заподозрить медицинской сестре неотложное состояние:

- наличие в анамнезе бронхиальной астмы

- вынужденное положение сидя

- одышка с затруднённым удлиненным выдохом

- одутловатое лицо

- шумное свистящее дыхание

Примечание: у детей младшего возраста возможно развитие обструктивного синдрома при бронхите. В этом случае могут отсутствовать анамнестические данные и вынужденное положение сидя. В клинике преобладают симптомы: экспираторная одышка (удлиненный, свистящий выдох), цианоз, участие вспомогательной мускулатуры.

 

Этапы Мотивация Доза
1. Ребёнка уложить в кроватку с приподнятым головным концом (под спину положить валик, подушку) Уменьшение отека, улучшение дыхания  
2. Вызвать врача через помощника Для оказания квалифицированной помощи  
3. По возможности выявить аллерген и разобщить с нм ребёнка Для уменьшения аллергической реакции    
4. Обеспечить доступ свежего воздуха Развивается кислородная недостаточность  
5. Расстегнуть стесняющую одежду Облегчение экскурсии легких  
6. Создать спокойную обстановку Возбуждение усиливает дыхательную недостаточность  
7. Сделать ингаляцию карманным ингалятором (беротек, сальбутамол, вентолин) Уменьшение бронхоспазма 1 – 2 нажатия
8. Дать теплое щелочное питье Уменьшает отек и разжижает мокроту  
9. В тяжелых случаях ввести преднизолон в/в или в/м «Терапия отчаяния» - обладает выраженным противовоспалительным, противоаллергическим действием 3 – 5 мг/кг (1мл = 30мг)
12. Провести кислородотерапию Ликвидация кислородной недостаточности  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...