Формы научного знания

 


Уровни научного познания

Традиционно принято выделять два основных таких уровня: 1) эмпирический; 2) теоретический.

Эмпирический уровень исследований вырастает непосредственно из практики. Он базируется на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом и опирается, прежде всего, на чувственное познание (хотя элементы рационального познания здесь, несомненно, присутствуют), отражающее действительность преимущественно со стороны внешних проявлений изучаемых объектов. Его основная задача – сбор и первичный отбор и систематизация научных фактов.

Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности научного познания




 

Критерии различения 1. Предмет познания 2. Средства познания   3. Методы познания   4. Субъект познания     5. Продукт познания Обыденное познание Научное познание
Включает только ту действительность, ко-торая может быть полезна в конкретных исторических условиях. Включает в себя всю действительность, в том числе те ее области, которые могут быть открыты и освоены практикой лишь в далеком будущем.
Обыденный язык и «подручные» средства. Понятийно-категориальный язык и специально создаваемые приборы и др. оборудование.
Рождаются из опыта и не осознаются в ка-честве таковых. Специально разрабатываются и осмысливаются.
Любой человек, включенный в систему общественных связей и отношений. Ученые – люди, способные к исследовательской деятельности и прошедшие для этого специальную подготовку.
Простая сумма сведений, чаще всего имеющая рецептурный характер. Систематизированное и концептуализированное знание, отражающее объективные законы действительности.

Теоретический уровень исследований связан с практикой опосредованно. Он характеризуется преобладанием рационального (логического) познания, способного отражать изучаемый объект со стороны его внутренних связей и закономерностей, недоступных непосредственному наблюдению. В теоретическом исследовании почти отсутствует непосредственное взаимодействие с изучаемым объектом. В качестве основного средства познания здесь выступают так называемые теоретические объекты (абстрактные схемы, мысленные модели и др.), которые наделены не только признаками, обнаруживаемыми у реальных объектов, но и такими, которыми последние не обладают (примерами могут служить идеальный газ, абсолютно твердое тело и т. д.).

Методы научного познания.

Метод – исторически определенный и обусловленный объектом способ деятельности субъекта (система принципов, приемов и операций) какой-либо деятельности, позволяющих получить искомый результат. В научно-познавательной деятельности таким результатом является объективно-истинное знание.

Методы, применяемые в науке, могут быть классифицированы по разным основаниям (показателям):

по широте применения они делятся на 1) дисциплинарные, применяемые в той или иной дисциплине, входящей в определенную отрасль науки или на стыке наук; 2) частнонаучные, применяемые в разных разделах той или иной науки; 3) общенаучные, применяемые в большинстве или даже во всех науках; философские, представляющие собой исходные принципы всякого научного познания, среди которых особое место занимают принципы и законы диалектики.

по уровням применения они делятся на 1) методы эмпирического исследования, используемые для получения исходных опытных данных или для опытной проверки полученных в теоретическом исследовании результатов – наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент; 2) методы теоретического исследования, используемые с целью рациональной обработки опытных данных и получения логически обоснованных выводов из них – формализация, идеализация, обобщение,моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы в их взаимообуслволивании и др.

Анализ и синтез

Анализ мысленное разложение сложного целостного объекта на составляющие его стороны или части с целью их более глубокого изучения. Анализ фиксирует и изучает то специфическое, чем отличаются элементы объекта друг от друга.

Синтез мысленное объединение в единое целое расчлененных и рассмотренных в процессе анализа сторон и частей объекта. Синтез вскрывает в объекте то общее и существенное, что связывает его в единое целое (систему).

Как видно из приведенных определений, ни анализ, ни синтез не могут в научном исследовании применяться независимо друг от друга, поскольку невозможно познать глубокую суть изучаемого объекта, только разлагая его на составные элементы, и, напротив, целостный объект не может быть познан без углубленного изучения его составляющих и взаимосвязей между ними.

Неверно также полагать, что сначала должен проводиться анализ, а потом синтез, поскольку анализ не может быть проведен достаточно глубоко без понимания того, что выделяемые и изучаемые в нем стороны и части есть элементы целого, а синтез, проведенный без анализа элементов системы также не способен дать глубокого постижения ее сущности.

Индукция и дедукция

Индукция (лат. «индуктио» - наведение) – метод познания, построенный на строгом учете, анализе и систематизации фактов с дальнейшим движением мысли от частного (опытного) знания ко все более общим выводам. Результат индуктивного умозаключения, как правило, носит вероятностный характер, кроме, пожалуй, редких случаев полной индукции, когда общее положение строится на основе знания обо всех случаях данного класса явлений, но в этом случае результат индукции тривиален С целью сделать индукцию более достоверной, т.е научной, логики и методологи науки, начиная еще с Нового времени, стремились найти соответствующие способы, в основе которых лежал бы отбор фактов на основе определения причинной связи между ними.

Дедукция (лат. «дедуктио» – выведение) – научный метод, представляющий собой движения мысли от принятых за истинные общих, т.е. относящихся ко всему классу изучаемых предметов, положений, к выводам о части предметов или даже об единичных предметах данного класса. Дедуктивный вывод при выполнении ряда условий (правил) дает достоверное знание, однако результаты такого выводы зачастую не дает значительного прироста знания.

Преодолеть указанные недостатки можно, только отказавшись от применения указанных методов в качестве самостоятельных, независимых друг от друга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...