Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогическое исследование




Нестерова, О. В.

Н56 Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных кон­спектах: учеб. пособие для вузов / О.В.Нестерова. — М.: Ай­рис-пресс, 2006.112 с. — (Высшее образование).


Содержание

Введение....................................................................................

Раздел I. Педагогическая психология как наука

Предмет и задачи педагогической психологии.......................

Психолого-педагогическое исследование...............................

Этапы становления педагогической психологии....................

Раздел II. Психология образовательной деятельности

Образование..............................................................................

Содержание образования..........................................................

Развитие.....................................................................................

Обучение.........:..........................................................................

Воспитание..................................................................................

Раздел III. Психология учебной деятельности

Познание.................................................................,.................

Учебная деятельность..............................................................

Компонентный состав учебной деятельности.........................

Учебная мотивация...................................................................

Учебная ситуация.....................................................................

Контроль в структуре учебной деятельности...................................

Оценка и самооценка учебной деятельности..........................

Психология усвоения знаний...................................................

Общая характеристика усвоения...............;.............................

Формирование и развитие навыков в процессе усвоения.......

Стратегии формирования новых знаний и способностей...................

Заучивание................................................................................

Обучаемость..............................................................................

Неуспеваемость.........................................................................

Раздел IV. Психология педагогической деятельности и личности преподавателя

Педагогическая деятельность...................................................

Педагогическая деятельность как организационно-управленческая

(как средство управления учебной деятельностью)................

Структура педагогической деятельности.........................................

Прогнозирование в педагогической деятельности.............................

Контроль в педагогической деятельности...............................

Педагогическая оценка....................«,......................................

Стиль педагогической деятельности.../....*.............................

Личность педагога.....................................................................

Педагогические способности...................... *..... !.:.....,.................

Профессиональная Я-концепция педагога...............................

Раздел V. Социальная педагогическая психология

Педагогическое общение.......... '..............................................

Стили педагогического общения..............................................

Оптимизация педагогического общения..................................

Конфликты между учителем и учениками..............................

Педагогическая социальная перцепция....................................

Психология педагогического коллектива................................


Раздел I

Педагогическая психология

Как наука

П редмет и задачи педагогической психологии


Педагогическая психология — пограничная, комплексная область знания, которая занимает определенное место между психологией и педагогикой.


 


Педагогика исследует сущность обучения и воспитания, разрабатывает теории и технологии обучения и воспитания, определяет их принципы, содержание, формы и методы.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и зако­номерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпо­сылкой для определения способов и средств обучения и воспитания.

Предмет педагогической,психологии определяется различными исследователя­ми по-разному.

/ Закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, индивидуаль­ные различия в этих процессах; закономерности формирования творческого мышления [25, с. 7]*.

• Закономерности присвоения общественно выработанных способов действий и используемых в них знаний той или иной стадии развития, а также взаи­мосвязь процессов учения и развития [13, с. б].

/ Закономерности развития в условиях обучения и воспитания [9, с. 124].

/ Психологические закономерности обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны педагога [15, с. 13].

/ Факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта че­ловека, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса [21, с. 30].


Задачи педагогической психологии (И. А. Зимняя)

су Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.

су Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социо­культурного опыта, его структурирования в индивидуальном сознании обу­чаемого и использования в различных ситуациях.

су Определение связи между уровнями интеллектуального и личностного раз­вития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воз­действия (сотрудничество, активные формы обучения и т. д.).

су Определение особенностей организации и управления учебной деятельнос­тью обучаемых и влияния этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность.

су Изучение психологических основ деятельности педагога.

су Определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения.

су Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, форми­рование операционального состава деятельности на основе процесса решения задач.

су Определение психологических основ диагностики уровня и качества усвое­ния и соотнесения с образовательными стандартами.

су Разработка психологических основ совершенствования образовательного про­цесса на всех уровнях образовательной системы.

Структура педагогической психологии

Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе трех разде­лов:

>- психология обучения; >- психология воспитания; >- психология учителя.

И. А. Зимняя в структуру педагогической психологии включает следующие компоненты [21, с. 35]:

• психология образовательной деятельности (как единства учебной и педаго­
гической деятельности);

• психология учебной деятельности и ее субъекта — обучающегося (ученика,
студента);

• психология педагогической деятельности (в единстве обучающего и воспи­
тывающего воздействия) и ее субъекта (учителя, преподавателя);

• психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.

На современном этапе педагогическая психология все более дифференцируется и представлена тремя направлениями:

□ психология высшей школы (высшего образования);

□ педагогическая психология школьного обучения;

□ психология профессионального образования.


Психолого-педагогическое исследование


Метод — это те приемы и средства, с помощью которых оказывается воз­можным получить достаточные данные об исследуемом объекте.


J


Основываясь на таких методологических принципах психологии, как систем­ность, комплексность, принцип развития, принцип единства сознания и дея­тельности, педагогическая психология в каждом конкретном исследовании при­меняет комплекс методов. Однако один из методов всегда выступает в качестве основного, а другие — дополнительных.

 

  V Классификация методов психолого-педагогического исследования  
  МЕТОДЫ  
    /   ч    
  Основные ■Наблюдение ■ Эксперимент   Вспомогательные ■Анализ результатов деятельности ■ Опрос ■ Тестирование ■ Профессиография  
         
             

Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психолого-педагогические явления в различных условиях обуче­ния и воспитания без вмешательства в их течение. Представляет собой планомерное, целенаправленное восприятие объекта наблюдения с после­дующей систематизацией фактов и осуществлением выводов.

Виды наблюдения


Житейское наблюдение Научное наблюдение


Включенное наблюдение Невключенное наблюдение


О Включенное наблюдение предусмат­ривает участие исследователя в де­ятельности, которую он изучает. О Невключенное наблюдение не пре­дусматривает участие исследовате­ля в деятельности, которую он изу­чает.

Житейское наблюдение ограничи­
вается регистрацией фактов, носит
случайный, неорганизованный ха­
рактер.

Научное наблюдение является орга­
низованным, предполагает четкий
план, фиксацию результатов в специ­
альном дневнике, построение гипоте- '
зы, объясняющее наблюдаемые явле­
ния и проверку правильности гипо­
тезы в последующих наблюдениях.

Педагогическая наблюдательность учителя предполагает два взаимосвязанных компонента: перцептивный и эмпатийный.

Основные требования к психолого-педагогическому наблюдению

1. Наблюдение должно иметь конкретную цель. Чем уже и точнее цели наблю­
дения, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану.

3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны
быть точно определены.

4. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в естественных усло­
виях.

5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравни­
ваемыми: с применением одинаковых критериев; с сопоставлением данных, по­
лученных через равные промежутки времени; в одних и тех же оценках и т. д.

6. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут иметь место при
наблюдении, и предупреждать их [29, с. 76-88].

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство иссле­дователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших усло­вий для изучения конкретных психолого-педагогических явлений.


Виды эксперимента

Лабораторный вид протекает в спе­
циально организованных условиях,
а действия испытуемого определя­
ются инструкцией.

Естественный вид предполагает
изучение, осуществляемое в обыч­
ных условиях.


О Констатирующий вид предполага­ет изучение необходимых психоло­го-педагогических явлений, опреде­ляет факты.

О Формирующий вид предусматрива­ет, что в процессе эксперимента раз­виваются определенные качества обучаемых.

О Контрольный вид предусматривает, что по результатам эксперимента оп­ределяются изменения, свидетель­ствующие об эффективности предло­женной развивающей программы.


Основные требования к организации психолого-педагогического эксперимента

1. Заманчивость деятельности, выполняемой ребенком.

2. Кратковременность экспериментальной процедуры.

3. Постоянство стимульного материала по содержанию на протяжении несколь­
ких возрастных периодов.

4. Легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в
эксперименте деятельности.

5. Возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для
испытуемого или хотя бы видимостью удачи [40, с. 2-19, 35-74].

Вспомогательные методы психолого-педагогического исследования

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ (ПРОДУКТОВ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Метод опосредованного изучения психолого-педагогических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности обучающихся.

Целенаправленный, систематический анализ сочинений, изложений, текстов, уст­ных и письменных сообщений (ответов) учащихся. Анализ содержания, формы этих сообщений способствуют пониманию педагогом личностной и учебной направ­ленности обучающихся, глубины и точности освоения ими учебного предмета, их отношения к учебе, школе, институту, самому учебному предмету и педагогу.

ОПРОС

Метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы ис­следователя.

Опрос бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге, и устным (интервью/беседа), во время которого устанавливается личный кон­такт с испытуемым.

ТЕСТИРОВАНИЕ

Метод психологической диагностики, использующий стандартизирован­ные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уро­вень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характе­ристик. Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определен­ных психических качеств человека.

МЕТОД ПРОФЕССИОГРА^ФИИ

Широко используется среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека, и является описательно-технической и психофизи­ологической характеристиками профессиональной деятельности человека. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о педагогической деятельности и ее организации с различных сторон. Результа­том профессиограммирования являются профессиограммы или сводки данных о процессе труда учителя и его организации, а также психограммы. В состав по­следних входят профессионально важные качества (ПВК) и психологические и психофизиологические составляющие, актуализируемые педагогической деятель­ностью и обеспечивающие ее исполнение.


  Этапы психолого-педагогического исследования  
  Подготовительный (знакомство с литературой, постановка целей, выдвижение гипотез на основе изучения литературы по проблеме исследования, планирование)  
  >    
  Собственно исследовательский (например, экспериментальный)  
       
  Этап качественного и количественного анализа (обработки) полученных данных  
       
  Этап интерпретации, собственно обобщения, установления причин, факторов, обусловливающих характеристики протекания исследуемого явления  
     

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...