Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегии формирования новых знаний и способностей




В педагогической психологии выделяется несколько стратегий формированияновых знаний, умений, развития способностей, которые могут применяться в учебном процессе:

/ стратегия интериоризации; / стратегия экстериоризации; / стратегия проблематизации и рефлексии.

Стратегия интериоризации — это процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов социальной дея­тельности.

В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в ин-трапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой).

Стадии интериоризации
  Взрослые словом действуют на ребенка, побуждая что-то сделать.  
   
  Ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого.  
   
  Ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.  
     
         

В теории деятельности интериоризация — это перенос соответствующих дей­ствий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний план. Теория такого перехода (интериоризации) наиболее полно разработана в уче­нии П. Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий, понятий и образов.

Стратегия экстериоризации — это объективизация мысли, т. е. представление мысли в форме социально воспроизводимой структуры. Таким образом, мысль становится не только собственным достоянием, но и достоянием других. Мысль объективируется и становится доступной для рефлексии и критики (сначала со стороны другого, а затем со стороны самого субъекта). Это та же самая мысль, только изменяющая свою форму (а в ходе критики и содержание). Экстериори-зация является не только механизмом развития, но и началом мышления.

Стратегия проблематизации и рефлексии предполагает осуществление обуче­ния и развития по следующей схеме: практическая деятельность — затрудне­ния, фиксируемые через проблемные ситуации, — акты осознавания затрудне­ний и проблемных ситуаций — последующая рефлексия, критика действий — проектирование новых действий и реализация (выполнение) их. В проблемной ситуации привычные способы действий не позволяют решить задачу, в результате чего осознается необходимость рефлексии, осмысление не­удач. Рефлексия направлена на поиск причины неудач и затруднений, в ходе чего осознается, что используемые средства не соответствуют задаче. Таким образом, формируется критическое отношение к собственным средствам. Затем к условиям задачи применяется более широкий круг средств, выдвигаются до­гадки, гипотезы, происходит интуитивное решение (на неосознаваемом уровне) данной проблемы (т. е. находится решение в принципе), а затем уже происхо­дит логическое обоснование и реализация решений.


ЗАУЧИВАНИЕ

Результаты учения определяются не только субъективными факторами (отно­шение к предмету, установка на заучивание и др.). но и объективными (свой­ствами самого заучиваемого материала).

Свойства учебного материала

СОДЕРЖАНИЕ

Определяется предметом заучивания (фактические сведения, понятия, умения и навыки). Характер и методы обучения зависят от того, какой тип материала является предметом заучивания.

ФОРМА

♦ жизненная, когда обучение осуществляют на ♦» предметная;
реальных предметах или видах деятельности; ♦ образная;

♦ дидактическая, когда обучение осуществля- ♦ речевая;

ется на специально препарированных и схе- ♦ символическая,
матизированных учебных объектах и задачах;

ТРУДНОСТЬ

При прочих равных условиях зависит от его связи с имеющимися у уче­ника опытом, знаниями и умениями.

ЗНАЧЕНИЕ

♦ гностическое (познавательное); ♦ эстетическое (художественное);

♦ практическое (деловое); ♦ социальное (общественное);

♦ этическое (нравственное); ♦ воспитательное (педагогическое).
Материал должен обрести значимость для самого учащегося, т. е. отве­
чать его потребностям и интересам.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ

Зависит от того, имеются ли в арсенале обучающегося понятия и дей­ствия, необходимые, для того чтобы понять элементы учебного материа­ла и установить связи между ними.

СТРУКТУРНОСТЬ

Предполагает наличие логических, семантических и синтаксических связей его частей, облегчающих заучивание.

ОБЪЕМ

Можно измерить только косвенным числом понятий или действий, ко­торые требуется усвоить, связей, которые в нем устанавливаются, или числом суждений, которые он содержит.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

♦ привлекательность;

♦ способность вызывать определенные чувства и переживания.


Обучаемость

Обучаемость человека является одним из основных показателей его го­товности к учению, к усвоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы.

Обучаемость в широком смысле слова можно трактовать как потенциаль­ную возможность овладения новыми знаниями в содружественной со «взрослыми» работе (Б. В. Зейгарник), как «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

Обучаемость — это совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств че­ловека, от которых при наличии и относительном равенстве других необхо­димых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.) зависит продуктивность учебной деятельности (3. И. Кал­мыкова) [23]. В данном определении обучаемость поставлена в связь с про­дуктивностью. Под последней понимается, прежде всего, качество, темп ра­боты, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в те­чение длительного периода, удовлетворенность результатом труда.

Обучаемость соотносится с понятием обученность как той совокупностью всех характеристик психического развития, которые суть результат преды­дущего обучения. Обучаемость — это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новые уровни умственного раз­вития (А. К. Маркова).

Основные показатели

Темп продвижения в освоении знаний и формировании умений.

Легкость этого освоения знаний (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения).

Гибкость в переключении на новые способы и приемы работы.

Прочность сохранения освоенного материала.

Суммарными показателями обучаемости, по мнению 3. И. Калмыковой, явля­ются: о экономичность и темп мышления; о способность к самообучению; О работоспособность и выносливость.

Существенны показатели обучаемости, предложенные А. К. Марковой:

активность ориентировки в новых условиях;

инициатива в выборе необязательных решений, самостоятельное обращение к более трудным заданиям могут быть соотнесены с понятием интеллекту­альной инициативы как единицы творческой активности (Д. Б. Богоявленская);

настойчивость в достижении поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях отвлечения, препятствий; восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопро­тивления.

Обучаемость — это динамическая характеристика. В разных возрастных пе­риодах обучаемость одного и того же человека может меняться: возрастать или ослабевать. Тем не менее четко выделяются группы учащихся с различ­ной степенью обучаемости: от высокой к средней до заниженной и низкой.


Неуспеваемость

Понятие «неуспеваемость» по-разному трактуется в педагогической и пси­хологической литературе. По мнению Л. А. Регуш, в психологии, говоря о неуспеваемости, имеют в виду ее психологические причины, которыми являются, как правило, свойства самого ученика, его способности, моти­вы, интересы и т. д. Педагогика рассматривает как источник неуспевае­мости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом.

Причины неуспеваемости

П. П. Борисов предлагает объединить все возможные причины неуспеваемости в четыре крупных блока.

Педагогические причины * недостатки преподавания отдельных пред­метов * пробелы в знаниях за предыдущие годы * неправильный перевод в следующий класс
Социально-бытовые причины ♦ неблагополучные условия жизни ♦ недостойное поведение родителей ♦ низкая материальная обеспеченность семьи ♦ отсутствие домашнего режима * безнадзорность ребенка
Физиологические причины ♦ болезни ♦ общая слабость здоровья * нарушения двигательных функций цент­ральной нервной системы * болезни нервной системы
Психологические причины ♦ особенности развития внимания, памяти * медленность понимания * недостаточный уровень развития речи * несформированность познавательных ин­тересов ♦ узость кругозора

Л. С. Славина среди причин неуспеваемости называет следующие:

• неправильное отношение к учению;

• трудности усвоения учебного материала;

• неумение трудиться;

• отсутствие познавательных учебных интересов;

• отсутствие навыков и способов учебной деятельности или неправильно сфор­
мированные навыки и способы учебной деятельности.

А. Л. Венгер и Г. А. Цукерман в качестве причин, вызывающих неуспеваемость, выделяют:

О проблемы, связанные с умственным развитием;

О поведенческие проблемы;

О эмоциональные и личностные проблемы;

О проблемы общения;

О невротические проявления (тики, энурез).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...