Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ - МЫ ИЛИ МИР?




Самое главное глазами не увидишь — зорко одно лишь сердце.

Антуан де Сент-Экзюпери

Песочная терапия очень эффектна и привлекательна уже своим внешним видом. Привлекают и фигурки, и песок, и ожидание.

Ожидания оправдаются. Вот только со знаком плюс или минус — зависит от корректности психолога и настроя клиента. Психолог дол­жен быть очень внимателен. Не всякая правда — правда. Есть прав­да-матка и есть правда-отец. То, что лежит на поверхности, появи­лось из глубоких глубин, и задача двух встречающихся людей — разобраться в конфликте, а не навешивать ярлыки.

Констатация факта есть особое искусство пробуждения клиента, а не его наказания. Первое знакомство с клиентом предполагает, что он изложит какую-то проблему, и, может быть, совсем не ту, что ме­шает ему. Меняться-то опасно. Если вы изменитесь — изменится мир, а прежний привычней и ближе. Только мир все равно изменится, и как вы к нему приспособитесь или как мир к себе приспособите — зави­сит от вас самих. Заблудились? Свернули с тропинки? Крикните: «Ау!» Сначала откликнется ваша соседка, друг, а лучше все-таки решить вопрос профессионально, с психологом. Меняться не опасно и не страшно. Тенденция к изменению заложена естественным развити­ем природы.

Только нужно успевать догонять эти изменения. Давайте следо­вать за своим развитием. Сколько вам лет? Вы хорошо сохранились. И так же капризны, как в детстве. И дуете губки на мужа. А если вы муж — рычите на своих детей, как в детской песочнице, когда у вас отобрали игрушку. Посмотрите на историю, которую вы создали на песочном поле. Вы отбираете у себя гораздо больше, чем окружаю­щие отбирают у вас. Вы даже заметили, как повзрослели? Оставьте же детские привычки в детстве.


Что изменилось —- мы или мир? 41

Взрослый мир другой. Какой? Это мир ответственности за мир. Хотя бы в своей семье. Справились с задачей? Молодцы. Экзамен на взрослость сдан.

Человек опускает руки в песок и строит свою историю. Историю своего подсознания, которое он запрятал так, чтобы и самому не встречаться с ним. Но оно ноет внутри, как маленький ребенок, ос­тавшийся без родителей, саднит, как сочащаяся рана. Если вы раз­дражены, недовольны собой или своим окружением: семьей, друзья­ми, сослуживцами — развернитесь на 180 градусов, осмотрите себя с ног до головы и сделайте что-нибудь такое, чего вы никогда не дела­ли. Остерегайтесь подделок.

Слушайте свой внутренний голос. Свой скажет правду.

Год назад эта девушка выстроила морское дно, все в зарослях, а в морском дне она раскопала дополнительное озеро и в середине раз­местила себя. Созданная композиция наводила на нее ужас. Она си­дела в озере, вокруг которого затаились разные существа. Они на­правили свои клешни, клювы и жала прямо на фигурку посередине озера. Во время работы она все повторяла: «Вытащите меня отсюда! Вытащите меня отсюда!» Наверху ее ждали родители. Мы вытащили, и она расположилась рядом с родителями.

Прошел год. Мы пригласили ее на повторный сеанс. Начиная ра­боту, она произнесла: «До воды, пожалуй, не добраться, значит, не будет воды. Это у меня будет еловый лес на горе. Где-то у вас тут был домик маленький? Или мне приснилось? Я все равно его найду». Находит маленький розовый домик и размещает на поле. «Не могу я хозяйку найти. Они (фигурки) больше, чем домик. Ладно, хозяйка ушла по делам». Девушка продолжает — строит, ставит маленькую «штучку», другие домики, людей (свою семью), собачку. И вдруг вос­клицает: «Я себя нашла! Только она раздетая. Я бы ее одела. Какая маленькая, неужели я такая маленькая?» Через некоторое время на­ходит другую фигурку себя и размещает около домика. «Все, мне на­доело строить». Немного подумав, говорит: «Кое-что уберу еще. Лю­дишек, их слишком много». Убирает всю свою семью. «Все!»

В процессе задавания вопросов выяснилась одно удивительное обстоятельство. На вопрос, что это за трава, закопанная в центре сюжета, девушка сказала: «Да. Она такая колючая». «Что это за ко­лючая трава?» Медленно и напряженно размыкая губы, она произ­несла: «Насильственный выход из утробы». «У тебя действительно было насильственное рождение?» — «Конечно, все хотели, чтобы я родилась. Не в смысле рождения. Я родилась нормально. А в том,



Часть третья


чтобы я начала что-то делать. Жить». Я вспомнила предыдущий се­анс, который состоялся год назад. Она просила тогда, чтобы ее выта­щили. Тогда она вышла из озера и встала рядом с родителями, а посе­редине озера расправил крылья аист. Девушка тогда смотрела на свои заросли и просила, чтобы ее вытащили. А сейчас она уже третий раз за сеанс меняет сюжет. «Теперь бы я построила виллу с бассейном, — говорит девушка и начинает перестраивать свою композицию. — О! Теперь я ее уже вижу! Вот моя вилла». Она находит зеленый дом, вся ее композиция в зелено-красных тонах. Это классическое гармо­ничное сочетание. Размещает по периметру деревья. Они уже не рас­тут кучей на горе, а каждое в отдельности хорошо просматривается. «А где же бассейн с водой?» — «Мне и так хорошо, очень тепло». Она долго смотрит на свое произведение и наполняется теплым чувством. Хочется сказать, что это любовь к миру и к себе. Но это я так вижу.

Скорее всего, она испытывает что-то другое. Но по ее расслаб­ленному лицу, улыбке и теплому взгляду я могу быть уверенной, что сеанс завершен.


Что изменилосьмы или мир}



Мы либо принимаем мысли, которые проносятся в наших голо­вах, либо отвергаем их. Мысли, которые мы успели ухватить, мы со­относим с общепринятыми правилами, с теми, которые нам обозна­чили родители, учителя, законы. «В день, когда наше „я" и наше сознание оформятся в непрекращающемся движении порождения, установится отчетливый ритм естественного выбора, требующего, чтобы на поверхность сознания всплывали только наши собствен­ные мысли, а все остальные автоматически тонули. Нам мешает из­начальное навязанное представление о мире. Нам нужно время, что­бы высечь свое лицо из своих собственных ощущений» (Антонен Арто). Поэтому в общении с клиентом ббльшую часть слов, сентен­ций, рассуждений провозглашает клиент. То же относится к ощуще­ниям. Психолог опирается на эмоции и чувства клиента и не навязы­вает свои. Человек, пришедший на сеанс, благополучно забудет все, что сказал ему психотерапевт, но будет помнить, что говорил он сам. Вербализуя свои ощущения, человек проходит чувственный путь не­прожитых эмоций, высекая их них собственное лицо. Мы не можем изменить события, но можем изменить отношение к ним. Мы не Можем изменить мир и окружающих нас людей, но можем изменить себя. Меняя себя, мы меняем мир.


СТРУКТУРА СЕАНСА

Как бы ни адаптировал психотерапевт песочную терапию под свой опыт и знания, следует помнить, что в этой работе человек го­ворит со своим подсознанием, а не с подсознанием психотерапев­та. Поэтому психотерапевт не имеет права делать свои выводы, пред­лагать изменения, вставлять программы, которые он считает нужными. Нельзя отвечать за клиента, нельзя подталкивать его к ответу. Психотерапевт должен слышать только то, что говорит че­ловек, создавший песочную композицию, потому что в данной ис­тории автору сюжета важно познать собственный сюжет, свой мир, свое подсознание. Работа психотерапевта будет успешной, если он находится в данный момент в пространстве клиента, исключая соб­ственное пространство. Автор песочной композиции созерцает са­мого себя, и ему важно осознать, что с ним происходит на данном этапе развития: чего он боится, на что надеется, к чему стремится. Исходя из этих правил, основная работа психотерапевта состоит в том, чтобы спрашивать клиента о значении фигурок, выставленных на поле, и о взаимодействии этих фигурок. Все ответы человек оты­щет сам.

«Многие люди не мыслят критически и не подвергают проверке логикой или соотнесением с фактами то, что им кажется или внуше­но. Человек как-то пытается объяснить себе мир. Но, не обладая дей­ствительными знаниями, не может отличить реальное от кажущего­ся. Более того, сочиняет и придумывает то, во что потом верит беспрекословно. Эту веру не может сломить даже практическая ре­альность. Человеческому мышлению свойственны предвзятость и некритичность. Имея какое-то объяснение, он уже не допускает мыс­ли о том, что это мнение может быть ошибочным. Ему присуща убеж­денность в собственной неправоте, как в правоте, и факты для него не доказательство» (Голан Ариэль). В связи с этим предвзятость пси­хотерапевта может не соотнести семантику песочной композиции с реальностью клиента. Поэтому все то, что будет сказано психотера­певтом, может быть не услышано или искажено. Из этого следует, что клиент должен слышать самого себя, а психотерапевт является в


C«tp? wyPa сеанса ________________________________________ Ц

данной ситуации проводником, наблюдателем, ведущим. Если провести аналогию между общением клиента с психотерапевтом и путешествием к вершине, то можно увидеть, что психотерапевт по­казывает путь, но человек идет САМ, а не восседает на загривке пси­хотерапевта. Непройденные пути порождают искаженные ощущения. Но даже если один путь прошли два человека, их впечатления о прой­денном будут различаться.

Песочная терапия является приложением к основной професси­ональной психологической подготовке. В некоторых случаях, преж­де чем произвести изменения на песочном поле, нужно осуществить дополнительный сеанс, применить гештальт-прием, трансперсональ­ный переход, экзистенциональную технику или использовать любую другую возможность, которой владеет специалист по психопракти­ке. Песочное поле можно использовать в качестве диагностической возможности или как дополнительное присоединение к клиенту, кон­такт, раппорт. Задавая как можно больше вопросов, психотерапевт настраивает человека на общение. Выслушав клиента, установив кон­такт, психотерапевт по мере надобности раскрывает карты, сообщая клиенту о значении пространства песочного поля, о семантике ми­ниатюрных фигурок. И через эти сообщения психотерапевт откры­вает человеку мир в нем самом. Учит ориентироваться в собственном мире — видеть, слышать его, чувствовать, понимать и принимать ре­шения.

Психотерапевт должен также обеспечить клиенту защиту и ресурс­ное состояние на выходе из кабинета. Важно также не торопить че­ловека, ведь у каждого — свой ритм, свое ощущение времени. Чело­веку, пришедшему на сеанс, важно понять самого себя. Если бы он понимал, что происходит с ним, он бы не пришел. Раз человек при­шел на сеанс, значит, ему необходимо разобраться с тем, что он пере­стал видеть, слышать, чувствовать изнутри. Он не замечает, что с ним делается, а ощущает только, что что-то не так, как ему хотелось бы, как если бы он ощущал комфорт и созвучие с самим собой.

Итак, вы объяснили клиенту, что перед ним песочное поле, что голубой цвет бортов — это небо, что слой песка можно разгрести и обнаружить под песком на дне голубой цвет, из которого можно сде­лать озеро, реку или океан, любое водное пространство. Можно сде­лать горы, дороги и все, что пожелает клиент, можно ничего не де­лать и оставить поле ровным. После того как ландшафт будет готов, Можно выбрать любые фигурки, которые привлекают внимание, и разместить их на песочном поле.



Часть треть»


Пока человек выбирает фигурки и располагает их на песке, пси­хотерапевт внимательно наблюдает за ним и записывает слова, фра­зы, комментарии, произнесенные человеком во время работы, пото­му что главные программы могут прозвучать именно в процессе создания песочной композиции. Также здесь видны решительность или нерешительность, интерес или наоборот, видна пластика рабо­тающего человека, его уверенность или сосредоточенность.

Завершая работу по созданию сюжета, человек обычно произно­сит какую-нибудь фразу. Например: «Кажется, все», или: «Наверное, все», «Ну, вот, по всей вероятности, это все», или: «Пожалуй, все». Во всех этих фразах оттенок сомнения, следовательно, работу нужно продолжить. Скажите человеку, чтобы он еще раз посмотрел на пе­сочное поле, на ряд фигурок, может быть, еще чего-то не хватает, может, нужно что-то добавить, действительно ли человек чувствует, что работа завершена.

И только когда прозвучит уверенный тон человека: «Все!», «Это все», «Ну, все» — можно согласиться с тем, что это действительно все, и уже не предлагать продолжить выбирать фигурки. Человек замира­ет перед своим произведением, его уже не притягивают полки с фи­гурками, он созерцает свою страну, и это действительно законченная композиция.

После того как завершится работа по созданию композиции, пси­хотерапевт спрашивает, как называется эта страна или какое название человек дает своей работе. Заголовок или название является квинт­эссенцией, объединяющей точкой, зерном, которое заключает в себе «генофонд» развития данного клиента. Выбирая названия, человек обо­значает свой предыдущий опыт и свою потребность в будущем. Имен­но название является отправной точкой для дальнейшей работы. При­думывая название, человек глубже погружается в свое подсознание. Он обобщает то, что только что создал, а следовательно, заключает в название предыдущее движение, как бы ставит точку, чтобы дви­гаться дальше. И на этом этапе часть терапии уже проведена.

После совместного всматривания в сюжет, созданный на песоч­ном поле, психотерапевт спрашивает у клиента, что значит для него каждая выставленная на поле фигурка. Слушая собственные ответы, которые чаще всего возникают спонтанно и которые раньше не при­ходили человеку в голову, автор композиции начинает слышать себя изнутри, тем самым включается в осознание своего подсознания. Начинают звучать его внутренний голос, его потребности и, погру­зившись в свои глубины, осознав проблему, человек сам находит ее


Стру ктура сеанса ______________________________________________________ 47^

лешение. Просто раньше он отодвигал решение подальше, так дале­ко, что перестал вообще слышать и видеть, что ему следует делать на данном этапе развития.

Узнав значение персонажей песочного поля, психотерапевт спра­шивает у клиента, с какой фигуркой он себя ассоциирует. Хотя, ко­нечно, психотерапевт знает, что каждая фигурка — это сам человек, его метафорическое значение предыдущего опыта, включая не толь­ко личный опыт, но также и исторический, и религиозный, и веко­вой неосознанный, и биоперинатальный, и натальный, и книжный, и семейный — все, что могла проявить на данный момент его память. Выбрав на поле фигурку, с которой он ассоциируется, клиент знако­мится со своим образом. Психотерапевт задает вопросы о взаимоот­ношениях с полем, с другими персонажами и с той самой фигуркой, которую выбрал клиент как себя самого.

В процессе ответов на вопросы складывается информация, с ко­торой в дальнейшем и работает психотерапевт.

Во время работы психотерапевту ни в коем случае нельзя трогать фигурки, которые выставил на поле клиент. Нельзя поправлять или вынимать их, чтобы рассмотреть получше. Чувствительные люди ре­агируют на это очень сильно. Человек может ощутить боль от бесце­ремонного вторжения в свое поле, может даже отказаться от продол­жения сеанса. Фигурок, выставленных на поле, может касаться или брать их в руки только автор песочного произведения.

Схема проведения сеанса песочной терапии такова.

1. Установление раппорта с клиентом, общение, чашечка кофе или чая.

2. Знакомство с песочным полем, объяснение, что «голубые борта — небо, песок — земля, под слоем песка — голубое дно, из которого можно создавать реки, моря, озера».

3. Выбор поля с сухим или с мокрым песком.

4. Построение ландшафта.

5. Выбор из множества фигурок тех, которые нравятся, при­тягивают, влекут, манят, подходят к полю.

6. Поиск названия композиции.

7. Созерцание построенной картины.

8. Выяснение того, что значит для человека выставленная им на поле фигурка.

9. Выяснение того, что означает цвет, который более всего присутствует на поле.

10. Выяснение того, какая из фигурок — сам клиент.



Часть третья


11. Знакомство клиента со значением пространства поля.

12. Знакомство с семантикой фигурок (всех или наиболее зна­чимых).

13. Выяснение того, почему фигурки оказались именно в этой части поля.

14. Осознание барьеров и преград.

15. Созерцание полученной информации.

16. «Это твое поле, и ты можешь изменить в нем все, что счита­ешь нужным. Можно ничего не менять и на этом этапе за­вершить работу».

17. Наблюдение за изменениями.

18. Гармонизация поля.

19. Принятие решения о названии — меняется на новое или остается прежнее.

20. Предложение взять с собой энергетику картины.


СТРАТЕГИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА

Стратегия психолога или психотерапевта заключается в том, что он наблюдает, как человек работает над композицией. Затем он пред­лагает дать сюжету название. Называние — важная часть работы над песочной композицией. В названии концентрируется суть данного состояния. Заголовок словно собирает в себя всю энергию проделан­ной работы и в то же время становится ключом или якорем, точкой отсчета. Кроме того, название еще больше концентрирует внимание человека, притягивает автора к собственному произведению. Назва­ние есть зерно, из которого произрастает суть. После того как ком­позиция будет озаглавлена, психотерапевт спрашивает клиента о зна­чении фигурок и об их взаимодействии. Через простой вопрос: «Что значит для вас эта фигурка, расположенная в прошлом?», можно по­лучить ответ, который расставит все акценты. По мере рассказыва-



Часть третья


ния о символических фигурках человек получает информацию из­нутри себя, слушает себя, чувствует свои ответы и познает свое серд­це или волю, узнает свои слабые и сильные стороны.

В работе, которая называется: «Движение», или «Действие», дви­жение происходит из будущего в прошлое.

В центре огонь, как символ растрачиваемой энергии вхолостую. По углам (а мы помним, что в углах — «задвинутые в угол» пробле­мы), как выяснилось в процессе задавания вопроса «Что это за фи­гурка?», размещены мудрость, мысли и управление движением. Ког­да девушка, создавшая эту композицию, брала с полки головастую куклу, она долго заводила ей голову (ключик у игрушки прямо в го­лове) и смотрела, как та хлопает глазами, при этом девушка несколь­ко раз повторила: «Голова мешает, мысли мешают». Наигравшись, поставила куклу в угол в синее пространство подсознания. За барье­ром оказалась также обезьянка. В процессе разговора выяснилось еще, что лошадки везут в повозке золотой колокольчик. В колокольчике находится внутренний мир. А лошадки-то неуправляемы. «Они сво­бодны», — сказала девушка. И вдруг увидела, что не так-то и свобод­ны. Они запряжены, тащат повозку, запрячь-то их запрягли, а возни­чего нет, никто не позаботится о них. Самим им трудно с такой поклажей и пастись и купаться, никто их не накормит и не напоит. Мудрость, принимающая решения, стоит в углу. «Это то, на что я могу положиться, кому могу верить», — говорит девушка. После того как она проговорила о каждой фигурке свои мысли и чувства, она спро­сила: «Что же делать?» — «Это твое поле. Ты можешь менять то, что хочешь».

После того как была вытащена из угла мудрость, принимающая решения, девушка некоторые фигурки совсем убрала, развернула в сторону будущего повозку, поставила на нее возничего, сначала с кнутом в мужском образе, затем вытащила из угла маленькую фигур­ку девушки и посадила за управление. Долго размышляла, прежде чем убрать барьеры от обезьянки. В центре вдруг появился ребенок. Ко­локольчик переместился поближе к костру. «Я сейчас принимаю ре­шение. Я его уже приняла», — сказала девушка. «И эта композиция по-прежнему будет называться „Движение, действие"?» «Нет, — от­ветила девушка. — Это „Жизнь"».


ГАМНИЕ НАПОДСОЗНАНИИ

Бросим карты и погадаем на любовь. Где же мой крестовый ко­роль? А не сама ли я его отпугиваю? Не сама. Но в подсознании про­исходит нечто такое, что провоцирует на отторжение или на преда­тельство, или что еще есть у вас там. И какие бы вы ни меняли платья и туфли, как бы вы ни причесывались, и будь вы скромницей или наоборот, если в вашем подсознании не закодирована встреча или вы понаставили барьеров, то встреча не состоится или будет не та­кой, о какой вы мечтали. И вот тут песок расскажет вам о том, что у вас происходит внутри, и что вы ожидаете на самом деле, и что меша­ет исполнению вашей мечты. По предпоследним исследованиям, в определенной зоне человеческого мозга происходит обработка и фик­сация информации, по последним исследованиям информация хра­нится в информационном поле вокруг человека. На песочном поле отражается и то, и другое. Распределение квадратов поля с их семан­тическим значением соответствует гаданию на картах и на картах Таро, а также народным заговорам и современным психотерапевтическим форматам. Человеческий опыт велик. Лучше бы гадать по звездам, чем на кофейной гуще.

Потому что в звездах любовь. А любовь нас не обманывает. Она помогает увидеть себя и с лучшей, и не с лучшей стороны. Почему меня не замечают или почему меня бросили? Можно задать себе этот вопрос и можно ответить на него. Ответить так, чтобы себя утешить или оправдать. Но можно ответить и по-другому. Почему, если этому человеку со мной нехорошо, я все-таки хочу с ним быть? Чтобы окон­чательно испортить ему жизнь? Или себе? Остановлюсь. Поплачу, впаду в депрессию, можно даже в меланхолию, и все равно будет так, как будет. И пойду я другим путем, потому что на прежнем пути толь­ко потеряю время — посмотрите на опыт своих соседей и знакомых. Если дали нам возможность жить получше (даже если на первом эта­пе пришлось пострадать), так и давайте жить лучше. Не попрекайте, а благодарите. Ведь будет еще то, чего вы не знаете. Ваше подсозна­ние знает. Пообщайтесь с ним. Не знаете как? Просто спросите: как Жить дальше? Чего вы хотите на самом деле? Страдать? Всегда най-



Часть третья


дется повод. Быть счастливой? И такая возможность есть всегда. Пе­сочные игры — увлекательное действо. Собственный театр, в кото­ром вы — режиссер. Собственный спектакль прожитого жизненного пути и сценарий своего будущего. А кому же составлять собственный сценарий? Кому определять путь, по которому продлится жизнь? Я сделаю это сам.


ФИЛОСОФИЯ РУК

Часто руки выражают чувства раньше слов. Человеческие руки могут быть добрыми и созидательными. Они могут приласкать, под­держать, подарить, погладить, похлопать. Руки могут шлепнуть, стук­нуть. Можно махнуть рукой или отмахнуться. Руки, сложенные на груди, помогают закрыться, отгородиться. Руки идут за нашими чув­ствами и реагируют адекватно.

Соприкоснувшись с песком, руки вынимают из подсознания то, что на данном этапе является самым актуальным и важным. Идти вслед за руками — значит идти за чувствами. Руки реально покажут то, чего не хотят видеть глаза. Песок между пальцев проходит легко. И вода проходит сквозь песок. Песчаный слой заносит города и до­роги, и царство Урарту покоится под вековым песком. Велика тайна песка. В действе с песком заключена мистика песка, его воздействие на человека, как волхование, как волшебное плацебо, как древнее гадание. Словно всесильный бог помогает человеку увидеть, что про­исходит с ним в данную минуту. «Доверься рукам», — говорит психо­терапевт клиенту. Руки знают, что делать. То, что не в силах понять разум, разгребают руки. Песочное поле в кабинете психотерапевта и множество фигурок дают человеку возможность заглянуть в свое внут­реннее пространство. Проходя между тысяч фигурок, человек возьмет в руки только те, что находятся у него в подсознании. Он выстроит свой мир и удивится. Взглянув на подсознание и познакомившись с ним, что-нибудь изменит в себе, чтобы стать чуточку счастливее, что­бы стать увереннее в своей правоте и выборе своего пути, а возмож­но, выберет другой путь. Пропуская песок между пальцев, человек отдает ему свой накопившийся затор или находит решение задачи, потому что, стоя перед резервуаром с песком, он видит себя со сто­роны, а это и есть самое важное. Увидеть себя, свои соломинки и брев­на, свои заросшие дороги и заболоченные реки и, увидев, расчистить путь. Однажды человек осознает себя взрослым. Он видит себя в зер­кале большим. А что делать, если быть взрослым его забыли научить, Или некому было это сделать? Сыграем в песок. На полотне собствен­ной души мы увидим свои заблуждения и свои находки. Мы взлетим



Часть третья


над собственным миром, и с высоты птичьего полета распознаем в нем покой или непокой, битвы, заброшенные мечты, забытые жела­ния, оставленные мысли и чувства. Что строим мы: песочные замки или реальный мир, чудесную страну или ничего не делаем, а просто сидим и ждем, когда что-нибудь изменится в нашу пользу? Мы про­ходим через мир, не оглядываясь и не думая, что мы делаем в данный момент времени. А если чуть-чуть задуматься, — нет, не о смысле жизни, не о количестве заработанных денег, а о себе? О себе в этом мире под звездами и в солнечном потоке. О своем общении и соеди­нении с другими, себе подобными и не подобными, о своих реакци­ях, о своем здоровье, которое поддерживает здоровый дух, о предках и потомках, и о середине между двумя пропастями, и о том, что сере­диной являемся мы.


ИСЦЕЛЕНИЕ

—Дайте же мне таблетку, а то я умру.

—Мы все умрем, друг мой.

Зиновий Кратов

Когда мы заболеваем, то сначала не обращаем на это внимания, маленькие болезни проходят сами. А вот если уж совсем плохо, идем к врачу, и получаем серьезный диагноз и много медицинских рецеп­тов на лекарства. А что было до того, как вы заболели? Просто спот­кнулись? Или простудились? Расстроились? Разозлились? Прибави­ли в талии несколько сантиметров?

Накричали на кого-то или набросились? Что конкретно было с вами? Забыли. Давайте вспоминать. Вспоминать глобально. Ибо од­нажды научившись чему-то, мы применяем это и тогда, когда уже даже себе не нравимся. Кто вас научил плакать, смеяться, ругаться, грус­тить, злиться? Не помним. Проще вспомнить, кто нас научил геогра­фии. Если вы сами научились реакциям на события, значит, вы легко научитесь той реакции, которая вам нравится больше. Кто научил вас толстеть, милые женщины? Мама, бабушка или тетя? Кто научил вас болеть? А кто приучил вас к таблеткам? И заметьте, что вы употреб­ляете одни и те же таблетки, от одних и тех же болезней. Значит ли это, что они вам помогают? Голова заболела — значит, о чем-то подумать хочет. А вы ей таблетку: нечего, мол, думать, и так все ясно. Вы уже взрослый. И вы уже впадали в депрессию? Да! Депрессия — великое дело. Она сообщает вам о том, что пора остановиться, чтобы что-то изменить в себе или своей жизни, а вы что сделали? Заменили телеви­зор или с новой девушкой познакомились? А ведь это совсем не то, что просила душа. А вы думаете, что душа только у философов и актеров? А ведь и у вас она есть. И как бы вы ее ни прятали, она будет прояв­ляться и требовать к себе человеческого отношения. А кто же специа­лист по болезням души? Конечно, это психотерапевт. И время от времени (один раз в полгода, как стоматолога) нужно посещать пси­хологический кабинет. Исцеление — это возвращение, восстановле­ние целостности. Чувствуете ли вы себя цельным человеком?


СОЗЕРЦАНИЕ

И поведен был духом в пустыню.

Евангелие от Луки, гл. 4

Фигурки, выбранные на поле, символизируют то, что человек имеет на сегодняшний день. Значения метафорического опыта пре­дыдущих поколений зафиксированы в миниатюрных фигурках. Но самым главным, основным считается то, что сам автор думает по это­му поводу. Птица — метафора свободы и полета. Но если ваша птич­ка сидит, сложив крылья, то речь здесь идет о несвободе. А если ваша птичка — попугай или пеликан, то легенда расскажет нам об отсут­ствии выбора. Попугай болтлив и самонадеян, а пеликан жертвенен. Но, может быть, в данное время у человека пропал домашний попу­гай, и он грустит об этом?

Птица может быть певуньей, а может — Фениксом. Птица ли, ку­рица или петух? Альбатрос — предвестник бури. Какую птицу вы­брать? Все птицы свободны. Сколько людей — столько импровиза­ций. Хищник может олицетворять агрессию, а может — силу.

Лань может быть символом грации и красоты, а может символи­зировать страх и беспомощность. Рыба — образец молчания, но так­же это символ Христа и любви. Рыбы также знак Зодиака. Рыбка мо­жет быть «золотой»», как исполнительница желаний. Символы рассматриваются не отдельно, а в контексте.

Фрукты — принадлежность к райскому саду, но, возможно, чело­век просто голоден, также фрукты, орехи и вообще плоды — это до­стижения в социальном плане. Змея — мудрость и одновременно страх, перекрывающий путь. Дороги и соединяют и разъединяют, ведь соединять нужно то, что уже разделено. И если уложить клиента в прокрустово ложе песочных схем, можно лишить его ног или голо­вы. Горы — препятствия, из-за которых не видно, что впереди и, од­новременно, — желание достичь вершин.

Деревья — социум и взаимоотношения с ним, но также и Миро­вое древо. Кувшин — сосуд, содержащий знания, и вместе с тем, кув­шин — это женское начало, формой он похож на матку. А матка —


эхо олицетворение всякого творчества и созидания, именно в ней начинается жизнь. Битвы на песочном поле, свойственные мальчи­кам, вовсе не обязательно означают агрессивность, возможно, это желание самоутверждения. Камни являются препятствиями в виде болезней и душевных переживаний, но могут быть и амулетами. Что нужно защитить амулетом? Вглядитесь внимательно вместе со своим проводником — психологом в то, что вы создали на песочном поле, и убедитесь в своей правоте и в своих тайных помыслах. Что ведет вас по жизни, и что препятствует вам в достижении цели, и есть ли у вас цель? Окинув взглядом свой выстроенный мир, прислушавшись к нему и прочувствовав каждый элемент композиции, вы убедитесь в том, что не все потеряно, что жизнь стоит того, чтобы ее жить.


ЧАСТЬ 4,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...