Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нейрофизиологические основы механизмов обучения и воспитания

ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕВРОПАТОЛОГИИ И ДЕФЕКТОЛОГИИ

Невропатология и дефектология — тесно связанные между со­бой науки. Обе они изучают особенности людей с теми или иными физическими и психическими недостатками (глухие, слабослы­шащие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые дети и др.). Дефектология изучает психофизиологические особенности разви­тия аномальных детей, закономерности их воспитания, образова­ния и обучения.

Будучи отраслью общей педагогики, дефектология опирается на ее теоретические положения и методы исследования, а также на ряд медицинских дисциплин, поскольку изучает людей с теми или иными отклонениями в развитии и нарушениями нервной системы. Среди этих дисциплин важнейшее место принадлежит невропатологии, которая изучает причины, проявления, течение болезней нервной системы, разрабатывает методы их лечения, диагностики и профилактики.

В повседневной практике невропатолог или психоневролог со­вместно с дефектологом устанавливают характер дефекта, степень его выраженности, влияние на развитие ребенка той или иной функции нервной системы. Врач и дефектолог совместно прогно-шруют вопросы развития аномального ребенка, выбирают наи­более оптимальные методы его обучения и воспитания, опреде­ляют методы коррекции нарушенных функций.

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Дефектология, как и педагогика в целом, строит теорию обуче­ния и воспитания аномальных детей на знании строения нервной системы, ее функций и особенностей развития. Кроме того, дефек­тология опирается на знание закономерностей становления и раз­вития психики.

Научное познание вопросов психической деятельности чело-пека началось, по существу, со второй половины XIX в. В 1863 г. И.М.Сеченов опубликовал работу «Рефлексы головного мозга», в которой привел убедительные доказательства рефлекторной при­роды психической деятельности мозга. Он подчеркивал, что ни одно впечатление, ни одна мысль не возникают сами по себе, а всегда в результате какой-нибудь причины. Самые разнообразные переживания, чувства, мысли в конечном итоге ведут к тем или иным ответным действиям.

Богатейший материал был получен И. М. Сеченовым в результа­те тщательных наблюдений за развитием поведения и сознания ребенка. В процессе этих наблюдений он установил, что простые врож­денные рефлексы с возрастом постепенно усложняются. Огромное влияние на этот процесс усложнения рефлексов оказывают обу­чение и воспитание. Под их воздействием рефлексы по объектив­ным законам мозговой деятельности входят во все новые отноше­ния друг с другом. В результате человек овладевает сложными фор­мами поведения.

Работа И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» имела ог­ромное значение для развития нейрофизиологии и педагогики, так как сконцентрировала внимание исследователей на матери­альной основе психических процессов.

С нейрофизиологической точки зрения обучение и воспитание есть изменение ответных реакций по мере приобретения и накоп­ления личного опыта. Процесс обучения тесно связан с восприя­тием сенсорной (входящей, чувствительной) информации и ана-литико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Ана­лиз означает как бы расслоение, разделение поступающей в мозг информации на отдельные части, синтез представляет собой их соединение в единый образ. В основе восприятия предмета или явления лежат механизмы связи между отдельными анализаторами и различными отделами мозга, а также механизмы памяти.

Поступающая через анализаторы информация достигает первич­ных полей коры головного мозга. Именно там формируются образы предметов и явлений. Однако тот или иной образ может быть сфор­мирован при наличии необходимой связи между отдельными анали­заторами. Так, серия взаимосвязанных различений может быть выра­ботана при условии сохранности прилежащих к зрительному полю участков коры височной доли. Усвоение навыков поведения более высокого типа, чем простое различение, предполагает сохранность расположенных вблизи первичных полей ассоциативных областей.

Одной из самых важных ассоциативных областей считаются лоб­ные доли. Поражение этих долей на самых ранних этапах онтогене­тического развития (сразу после рождения или несколько позже) значительно задерживает и нарушает психическое развитие ребенка.

Сохранность лобной ассоциативной области — важная предпо­сылка успешного усвоения знаний в процессе обучения. Напри­мер, благодаря участию лобных долей можно осуществлять сопоiтавление наличного раздражителя со следами прошлых впечат­лений. Такое сопоставление является, в частности, важным ком­понентом мнемической деятельности (запоминание, воспроизве-лсние и т.д.).

Лобные доли тесно связаны с теми отделами мозга, которые имеют непосредственное отношение к сфере эмоций. Можно ска-1лть, что весь процесс обучения и воспитания в существенной мере i вязан с эмоциональной сферой. В процессе обучения и воспитания >моции не только формируются, но и проявляются. Эмоции спо­собствуют концентрации внимания на том или ином объекте изу­чения. В конечном счете без них оказалось бы невозможным решать истающие перед человеком практические и теоретические задачи.

Таким образом, кора головного мозга выполняет анализ и синтез поступающих через анализаторы (зрительный, обонятельный и др.) раздражений. В коре головного мозга происходит замыкание нерв-пых связей. Кора обеспечивает сохранность поступающей извне информации, сопоставление сигналов с ответными реакциями, исправление допущенных ошибок. Поступающие в кору головного мозга сигналы предварительно перерабатываются (дробятся и объе­диняются) в других отделах нервной системы.

Ни один вид психической деятельности не может совершаться без одновременного участия трех функциональных блоков, трех основных аппаратов мозга.

Первый блок (энергетический, или блок регуляции тонуса и бодр­ствования) анатомически представляет собой сетчатое образова­ние ствола головного мозга. Он располагается в глубинных отделах мозга. В процессе эволюции эти отделы сформировались первыми. Первый блок принимает сигналы возбуждения, приходящие из внутренних органов и от органов чувств, улавливающих инфор­мацию о происходящих во внешнем мире событиях. Затем он пере­рабатывает эти сигналы в поток импульсов и постоянно посылает их в кору головного мозга. Импульсы тонизируют кору, без них она «засыпает».

Второй блок (блок приема, переработки и хранения информа­ции) находится в задних отделах больших полушарий и состоит из трех подблоков — зрительного (затылочного), слухового (височ­ного) и общечувствительного (теменного). Каждый подблок имеет иерархическое строение. Условно в них выделяют первичные, вто­ричные и третичные отделы. Первые дробят воспринимаемый об­раз мира (слуховой, зрительный, осязательный) на мельчайшие признаки: округлость и угловатость, высоту и звонкость, яркость и контрастность. Вторые синтезируют из этих признаков целые образы. Третьи объединяют информацию, полученную от разных подблоков, т.е. от зрения, слуха, обоняния, осязания.

Третий блок (блок программирования, регуляции и контроля) расположен преимущественно в лобных долях мозга. Человек, у которого этот участок нарушен, лишается возможности поэтапно организовать свое поведение, не умеет перейти от одной опера­ции к другой. В связи с этим личность такого человека как бы «распадается».

Итогом анализа и синтеза поступающей информации является программа действий, которая должна отвечать заданным услови­ям. Если с помощью этой программы «задача» не решается, то в мозгу вновь и вновь создаются новые программы, которые в итоге должны привести к адекватной реакции организма на поступаю­щие сигналы. Таким образом, сложный процесс выработки реше­ния рассматривается как циклический круг возбуждения. Этот круг составляет основу деятельности мозга и его различных отделов.

Неограниченные возможности ассоциативных связей в нервной системе, отсутствие узкой специализации нейронов коры создают условия для возникновения самых разнообразных межнейронных связей, формирования сложных «ансамблей нейронов», охваты­вающих различные функции. В этом состоит важнейшая основа способности к обучению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...