Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции бюджетной системы РФ




1 – обеспечение своевременной и полной аккумуляции поступлений бюджетов всех национально-государственных и административно-государственных и территориальных образований РФ

2 – обеспечение своевременного и полного финансирования функций органов управления РФ

3 – обеспечение связи и эффективного взаимодействия бюджетов различных административно-территориальных образований

4 – перераспределение денежных средств между бюджетами разных уровней по горизонтали и по вертикали

5 – осуществление строгого контроля формирования и использования бюджетных средств

Бюджетная система РФ:

  • Блок I. Экономический

Объединяет экономические нормы всех звеньев бюджетной системы рф

  • Блок II. Юридический

Включает юридические положения федерации, субъектов и органов самоуправления

  • Блок III. Бюджетный

Совокупность всех бюджетов государства

Принципы бюджетной системы РФ Целевые установки, определяющие вектор развития бюджетных отношений.

ž В результате взаимодействия принципов бюджетной системы формируется определенная модель бюджетного устройства страны, обеспечивается ее равновесие на всех этапах бюджетного процесса

Принципы бюджетной системы РФ:

ž Построения бюджетной системы РФ

ž Организации бюджетов

ž Планирования и исполнения бюджетов

Принципы построения бюджетной системы РФ:

ž единства бюджетной системы РФ

ž разграничения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ

ž равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

ž самостоятельности бюджетов

Принципы бюджетной системы РФ:

единства бюджетной системы РФ означает:

ž единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ,

ž единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает

ž закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов гос. власти (местного самоуправления) и органов управления гос. внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

ž самостоятельности бюджетов означает

Право и обязанность органов гос. власти и местного самоуправления

ž обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

ž осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК

Право органов гос. власти и местного самоуправления

ž устанавливать в соответствии с законодательством РФ налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

ž в соответствии с БК определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финанс обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);

ž предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами гос. власти и местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов

Недопустимость

ž установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

ž изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает:

ž определение бюджетных полномочий органов гос. власти субъектов РФ и местного самоуправления,

ž установление и исполнение расходных обязательств,

ž формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов,

ž определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК.

 

Принципы организации бюджетов:

ž полноты отражения в бюджете доходов, расходов и источников финансирования дефицита

ž сбалансированности бюджета

ž общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

ž прозрачности (открытости)

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает

ž что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

сбалансированности бюджетов означает

ž что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

ž При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает

ž что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

ž субвенций и субсидий из других бюджетов бюджетной системы РФ;

ž средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

ž добровольных взносов, пожертвований;

ž расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ;

ž расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;

ž отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

прозрачности (открытости) означает

ž обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов гос. власти, муниципальных образований;

ž обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы гос. власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в т. ч.по вопросам, вызывающим разногласия;

ž стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, и обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

ž Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета

 

Принципы планирования и исполнения бюджетов

ž результативности и эффективности использования бюджетных средств

ž достоверности бюджета

ž адресности и целевого характера бюджетных средств

ž подведомственности расходов бюджета

ž единства кассы

 

Результативности и эффективности использования бюджетных средств означает что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Адресности и целевого характера бюджетных средств означает что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Подведомственности расходов бюджета означает:

ž что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

ž Главные распорядители бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств

ž Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного гл. распорядителя бюджетных средств.

Единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

Выводы:

Бюджетная система РФ основана на 13 принципах, среди которых 2 новых:

1. подведомственности расходов, введение которого обусловлено необходимостью усиления ответственности за исполнение бюджетных обязательств гл. распорядителями бюджетных средств

2. единства кассы, который необходим для обеспечения полной прозрачности при формировании и использовании бюджетных средств.

законодательно подтверждает требование осуществления всех бюджетных операций в рамках единого счета.

Бюджетная классификация

ž один из важнейших инструментов регулирования, стандартизации и интеграции бюджетной системы РФ в мировую финансовую систему.

ž ее совершенствование – одно из приоритетных направлений в рамках реформы государственных финансов РФ

ž ее основное назначение – обеспечение сопоставимости показателей различных бюджетов, сравнения их по годам, выявления динамики, тенденций

Единая бюджетная классификация – универсальный механизм, необходимый для ведения учета расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, а также для организации эффективного и четкого бюджетного планирования.

Бюджетная классификация обусловлена потребностями:

ž прогнозирования и планирования, формирования и исполнения бюджетов

ž ведения учета и составления отчетности

ž проведения контроля за полным и своевременным поступлением платежей по видам плательщиков и целевым использованием бюджетных средств

ž проведения аналитической работы по отдельным видам доходов и расходов и бюджета в целом

ž кодирования показателей бюджетов и отчетов при внедрении автоматизированной системы финансовых расчетов

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые в соответствии с БК являются едиными для всех бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляются Минфином России.

Бюджетная классификация включает:

ž классификацию доходов бюджетов;

ž классификацию расходов бюджетов;

ž классификацию источников

ž финансирования дефицитов бюджетов;

ž классификацию операций публично-правовых образований (т.е. классификация операций сектора государственного управления).

Код классификации доходов бюджетов состоит из:

1) кода главного администратора доходов бюджета;

2) кода вида доходов;

3) кода подвида доходов;

4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

Единые группы доходов:

1) налоговые и неналоговые доходы:

ž налоги на прибыль, доходы;

ž налоги и взносы на социальные нужды;

ž налоги на товары реализуемые в России

ž доходы от внешнеэкономической деятельности

ž административные платежи, сборы и штрафы

2) безвозмездные поступления:

ž безвозмездные поступления от нерезидентов

Код классификации расходов состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) кода классификации операций сектора

государственного управления, относящихся к

расходам бюджетов.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Едиными разделами классификации расходов являются (до 2010 г.):

1) общегосударственные вопросы:

2) национальная оборона:

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

4) национальная экономика:

5) жилищно-коммунальное хозяйство:

6) охрана окружающей среды:

7) образование:

8) культура, кинематография, средства массовой информации:

9) здравоохранение, физическая культура и спорт:

10) социальная политика:

11) межбюджетные трансферты:

В рамках реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года

1) для подготовки к переходу на программную классификацию расходов бюджета были выделены разделы:

ž «Обслуживание госуд. и муниципального долга»

ž «Физическая культура и спорт»

ž «Средства массовой информации»

ž Расходы по разделу «Межбюджетные трансферты» были распределены по другим разделам в зависимости от отраслевой принадлежности.

2) В составе материалов, предоставляемых одновременно с проектом федерального бюджета в Государственную Думу, внесено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из:

1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;

2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Группы источников финансирования дефицитов бюджетов:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

ž государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;

ž кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

ž бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

ž кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;

ž изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

ž иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

ž гос. ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

ž кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

ž кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

ž иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов

Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления.

Едиными для бюджетов бюджетной системы группами и статьями операций сектора государственного управления являются:

1) доходы:

2) расходы:

3) поступление нефинансовых активов:

4) выбытие нефинансовых активов:

5) поступление финансовых активов:

6) выбытие финансовых активов:

7) увеличение обязательств:

8) уменьшение обязательств

 

 

Лекции 4, 5

Политика формирования доходов бюджета РФ

Доходы бюджета- финансовые отношения, возникающие между государством (органами местного самоуправления), хозяйствующими субъектами и гражданами в процессе формирования и исполнения соответствующего бюджета

Форма проявления- различные виды налоговых и неналоговых платежей юридических и физических лиц в бюджеты бюджетной системы РФ

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА:

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от его продажи, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями

денежные взыскания (штрафы), конфискации, компенсации и средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от его продажи, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями

денежные взыскания (штрафы), конфискации, компенсации и средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ- зачисляемые в доходы бюджетов – дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ, а также безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольные пожертвования.

СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ РФ:

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ:

· Налог на добавленную стоимость

· Акцизы

· Налог на доходы физических лиц

· Налог на прибыль организаций

· Налог на добычу полезных ископаемых

· Государственная пошлина

· Водный налог

· Сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ:

· Налог на имущество организаций

· Транспортный налог

· Налог на игорный бизнес

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ:

· Земельный налог

· Налог на имущество физических лиц

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ:

· Упрощенная система налогообложения

· Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

· Система налогообложения для с/х предприятия

· Система налогообложения при разделе продукции

Основные цели налоговой политики РФ

Отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы

Повышение эффективности и нейтральности налоговой системы

Методология планирования доходов бюджета РФ

Бюджетное планирование – это

1. макроэкономическое планирование, которое отражает весь комплекс сложных взаимосвязей субъектов национальной экономики

2. комплекс мероприятий, осуществляемых государственными органами для формирования, экономического обоснования и сопоставления показателей доходов и расходов бюджетов всех уровней

Задачи бюджетного планирования:

1. определение оптимального объема бюджетных поступлений

2. определение направлений и приоритетов их расходования

3. повышение эффективности бюджетных расходов

4. целевое использование бюджетных средств и др.

Бюджетный план:

a. является инструментом адаптации государства к постоянно изменяющимся экономическим условиям

b. определяет вектор социально-экономического развития страны / количественные и качественные параметры социально-экономической политики

с. направлен на максимизацию положительного и минимизацию негативного воздействия на эффективность функционирования субъектов национальной экономики

d. носит целевой и директивный характер, характеризуется конкретностью и адресностью показателей

е. представляет собой роспись доходов и расходов органа государственной власти / местного самоуправления

Бюджет:

1. основной финансовый план

2. утверждается в установленном порядке

3. подлежит обязательному исполнению

ОБЪЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ: экономические отношения в процессе определения объема и структуры бюджетных показателей

УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ:

1. структуры, обладающие бюджетными полномочиями, каждая из которых выполняет собственные задачи и действует в пределах закрепленных полномочий

2. участники бюджетного процесса, выполняющие обязанности формирования централизованных фондов денежных средств

Этапы бюджетного планирования

Бюджетное планирование – это длительный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов (3)

1-й этап: анализ выполнения плана за предыдущий период

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...