Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поражение спинного мозга на уровне шейного утолщения




СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧИ №12

Тактика студента.

1.Студент начинает проверять силу больного в конечностях. Обследование начинается с рук, затем переходит на ноги. Студент просит больного оказать сопротивление ему.

2. Производит сгибание и разгибание рук в локтевых суставах и ног в коленных суставах.

Тактика студента.

3.Далее студент начинает обследовать мышечный тонус в руках и ногах больного-(практические навыки).

Больной продолжает лежать.

Студент берет руку больного при и этом правой рукой держит больного за область кисти, а левой рукой за область плеча и начинает определять тонус мышц по сопротивлению пассивных движений. В ногах правой рукой держит больного за икроножную мышцу, а левой рукой за за область бедра-(при исследовании правых кончностей). При исследовании левых конечностей наоборот- правая рука студента держит область плеча, а левая рука студента удерживаеткисть больного. В ногах также левая рука студента держитобласть бедра больного, а левая рука икроножную мышцу. Для исследования тонуса мышц студент осуществляет путем сгибания -разгибания, приведение -отведение, супинация-пронация. Анализ проводится на основании усилий, затрачиваемых на сопротивления, равномерность пассивных движений на всем протяжении, плавность, объем движения, соотношение тонуса агонистов и антогонисов мышц, тоническая реакция на прекращение пассивных движений. Студент при обследовании мышечного тонуса больного вслух коментирует результаты исследования- говорит высокий или низкий тонус.

Задача№13

В отделение неврологии поступил больной с нижней параплегией периферического характера.

Задание: Проведите обследование мышечный силы конечностей, мышечный тонус конечностей. Определите уровень поражения спинного мозга.

Поражение спинного мозга на уровне поясничного утолщения

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧИ №13

Тактика студента. 1. Студент начинает проверять силу больного в конечностях. Просит больного оказывать сопротивление ему при этом производит сгибание и разгибание рук в локтевых суставах и ног в коленных суставах-(практические навыки).

2. Производит сгибание и разгибание рук в локтевых суставах и ног в коленных суставах.

3. Определить рефлексы.

Тактика студента.

3. Далее студент начинает обследовать мышечный тонус в руках и ногах больного.

Больной продолжает лежать.

Студент берет руку больного при и этом правой рукой держит больного за область кисти, а левой рукой за область плеча и начинает определять тонус мышц по сопротивлению пассивных движений. В ногах правой рукой держит больного за икроножную мышцу, а левой рукой за за область бедра-(при исследовании правых кончностей). При исследовании левых конечностей наоборот- правая рука студента держит область плеча, а левая рука студента удерживаеткисть больного. В ногах также левая рука студента держит область бедра больного, а левая рука икроножную мышцу. Для исследования тонуса мышц студент осуществляет путем сгибания -разгибания, приведение -отведение, супинация-пронация. Анализ проводится на основании усилий, затрачиваемых на сопротивления, равномерность пассивных движений на всем протяжении, плавность, объем движения, соотношение тонуса агонистов и антогонисов мышц, тоническая реакция на прекращение пассивных движений. Студент при обследовании мышечного тонуса больного вслух коментирует результаты исследования- говорит высокий или низкий тонус.

Задача №14

В отделение неврологии поступил больной с нижней параплегией центрального характера.

Задание: Проведите обследование мышечный силы конечностей, мышечный тонус конечностей. Определите вид поражения спинного мозга, определите уровень поражения спинного мозга.

 

Поперечное поражение спинного мозга на уровне грудных сегментов

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧИ №14

Тактика студента.

1.Больной лежит на кушетке неподвижно. Студент должен подойти к больному. Поздороваться. Спросить о самочувствии. Кратко узнать жалобы и приступить к обследованию -(коммуникативные навыки)

2.Студент начинает проверять силу больного в конечностях. Просит больного оказывать сопротивление ему при этом производит сгибание и разгибание рук в локтевых суставах и ног в коленных суставах-(практические навыки).

Тактика студента.

3. Далее студент начинает обследовать мышечный тонус в руках и ногах больного.

Больной продолжает лежать.

Студент берет руку больного при и этом правой рукой держит больного за область кисти, а левой рукой за область плеча и начинает определять тонус мышц по сопротивлению пассивных движений. В ногах студент правой рукой держит больного за икроножную мышцу или пятку, а левой рукой за за область бедра-(при исследовании правых конечностей). При исследовании левых конечностей наоборот- правая рука студента держит область плеча, а левая рука студента удерживает кисть больного. В ногах также левая рука студента держит область бедра больного, а левая рука икроножную мышцу или пятку.

Для исследования тонуса мышц студент осуществляет рывковые пассивные движения-(2-3 раз), а затем плавные -(5-10 раз) в виде сгибания -разгибания, приведение -отведение, супинация-пронация. Анализ проводится на основании усилий, затрачиваемых на сопротивления, равномерность пассивных движений на всем протяжении, плавность, объем движения, соотношение тонуса агонистов и антогонисов мышц, тоническая реакция на прекращение пассивных движений. Студент при обследовании мышечного тонуса больного вслух коментирует результаты исследования- говорит высокий или низкий тонус.

Задача №15

В приемный покой поступил больной с подозрением на менингит.

Задание: Проведите обследование больного с определением менингиальных знаков, ригидность мышц затылка, симптом Кернига, симтомы Брудзинского верхний, средний и нижний, скуловой рефлекс Бехтерева.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧИ №15

Тактика студента.

1.Больной лежит на кушетке неподвижно. Студент должен подойти к больному. Поздороваться. Спросить о самочувствии. Кратко узнать жалобы и приступить к обследованию -(коммуникативные навыки)

2.Студент начинает проверять менингиальные знаки-(практические навыки).

А. Ригидность мышц затылка. -Студент подкладывает свою ладонь под затылок больного и пытается согнуть голову. При наличии ригидности это ему не удается, так как мышцы затылка рефлекторно напрягаются, между подбородком и грудиной остается зазор в 1-3 поперечных пальца.

Б. Симптом Кернига.- Студент сгибает ногу больного в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, затем пытается разогнуть ногу больного в коленном суставе. При положительном симтоме- это не удается из-за рефлекторного напряжения мышц сгибателей стопы.

В. Симптом Брудзинского- верхний. Студент подкладывает свою ладонь под затылок больного и пытается согнуть голову. При попытке студента согнуть голову больного у него сгибаются ноги; Симптом Брудзинского- средний. Студент надавливает краем ладони на область лобка больного. При надавливании на лобок у больного сгибаются ноги; Симптом Брудзинского-нижний. Студент проводит исследование симптома Кернига-(Студент сгибает ногу больного в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, затем пытается разогнуть ногу больного в коленном суставе).При исследовании симтома Кернига с одной стороны сгибается другая нога.

Г. Скуловой рефлекс Бехтерева- Студент берет молоточек в правую руку и легонько постукивает им в область скуловой дуги слева и справа.При постукивании молоточком по скуловой дуге появляется боль и гримаса этой же половины лица.

Студент озвучивает вслух по мере проведения исследования полученные результаты.

Тактика больного- При исследовании студентом ригидности мышц затылка больной напрягает мышцы шеи и не дает возможность согнуть голову, при этом имитирует ригидность мышц затылка. При исследовании студентом симптом Кернига больной не дает возможность разогнуть ногу коленном суставе имитируя рефлекторное напряжения мышц сгибателей стопы. При исследовании студентом симптома Брудзинского- верхнего. Больной при попытке студента согнуть у него голову сгибает ноги- имитирует положительный симптом; При исследовании студентом симптом Брудзинского- среднего. Когда студент надавливает краем ладони на область лобка больного он сгибает ноги, имитирует положительный симптом; При исследовании студентом симптома Брудзинского –нижнего. Когда студент проводит исследование симптома Кернига- (Студент сгибает ногу больного в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, затем пытается разогнуть ногу больного в коленном суставе).При исследовании симтома Кернига с одной стороны у больного сгибается другая нога- больной имитирует положительный симптом. При исследовании студентом скулового рефлекса Бехтерева- когда студент берет молоточек в правую руку и легонько постукивает им в область скуловой дуги слева и справа больной должен имитировать боль и гримасу этой же половины лица. - (Исследование практических навыков)

 

Задача №16

Задание: Больной находится в стационаре с диагнозом «Остеохондроз поясничного отдела позвоночника. Правосторонний корешковый синдром». Задание Определите следующие симптомы натяжения- симптом Нери, симптом Ласега, симптом Мацкевича, симптом Вассермана.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧИ №16

Тактика студента. 1.Больной лежит на кушетке. Студент должен подойти к больному. Поздороваться. Спросить о самочувствии. Кратко узнать жалобы и приступить к обследованию -(коммуникативные навыки). 2.Студент начинает проверять силу больного в конечностях. Просит больного оказывать сопротивление ему при этом производит сгибание и разгибание рук в локтевых суставах и ног в коленных суставах-(практические навыки).

.

А.Симптом Нери-симтом натяжения корешков спинного мозга. -Студент подкладывает свою ладонь под затылок больного и резко пассивно пытается согнуть голову больного. При этом вызывается боль в области поясницы, в ноге, по ходу седалищного нерва. В данном случае боль появляется в правой ноге.

Б. Симптом Ласега.- Студент поднимает прямую ногу больного лежащего на спине вверх до появление боли по ходу седалищного нерва или поясницы -(первая фаза Ласега), затем сгибает ногу в коленном суставе, боль при этом уменьшается или исчезает -(вторая фаза Ласега). При проведении исследования студент правой рукой держит больного за икроножную мышцу или пятку, а левой рукой за за область бедра-(при исследовании правой ноги). При исследовании левой ноги, наоборот- левая рука студента держит область бедра больного, а левая рука икроножную мышцу или пятку. В. Симптом Штрюмпеля –Мацкевича - Студент просит больного лечь на живот. Больной ложится на живот. Студент правой рукой держит больного за область бедра, а левой рукой за область передней поверхности голеностопного сустава-(при исследовании правой ноги). При исследовании левой ноги, наоборот- левая рука студента находится в области бедра больного, а правая рука в области передней поверхности голеностопного сустава.Затем сгибает ногу больного в коленном суставе до появления боли по ходу бедренного нерва, т.е. по задней поверхности ноги. В данном случае боль появляется в правой ноге. Г. Симптом Вассермана -Больной ложит на животе. Студент правой рукой держит больного за область бедра, а левой рукой за область передней поверхности голеностопного сустава-(при исследовании правой ноги). При исследовании левой ноги, наоборот- левая рука студента находится в области бедра больного, а правая рука в области передней поверхности голеностопного сустава.Затем прямую ногу больного начинает поднимать вверх до появления боли по передней поверхности бедра по ходу бедренного нерва. В данном случае боль появляется в правой ноге.

 

 

Задача № 17

Больной Ш, 40 лет, перенес инсульт в результате чего возникло нарушение речи. Обращенную речь понимает, но не говорит.

 

Укажите очаг поражения. – задние отделы нижней лобной извилины слева (поле 44).

Назовите вид афазии. – моторная афазия.

Исследование импрессивной речи – предлагают показать названные предметы, обращаются к больному с просьбой (закрыть глаза, показать язык), отличает ли правильные и неправильные по смыслу Фразы с однотипным звучанием (слон больше мухи, муха больше слона), исследует фонематический слух (близкие по звучанию слоги (ма-па, та-да).

Исследование экспрессивной речи – исследование отраженной речи (повторять слова, слоги, буквы), исследуют автоматизированную речь (счет от 1 до 10, буквы алфавита, месяцы года), исследуют повествовательную речь (рассказать жалобы, пересказать событие, кинофильм).

Исследование праксиса - просят повторять действия врача, просят застегнуть пуговицу, зажечь спичку, Просят покказать как пользоваться воображаемыми предметами. Просят сложить из спичек домик или геометрическую фигуру.

Исследование счета - Серийный счёт: просят пациента выполнить серийное вычитание семи из 1 00 (вычесть семь из 100, затем последовательно вычитать семь из остатка ещё 3-5 раз) либо три из 30. Отмечают количество ошибок и время, необходимое пациенту для выполнения задания.

 

Задача №18

В неврологическое отделение поступил больной с дтагнозом «Геморрагический инсульт».

Проведите исследование патологических (флексорных) стопных рефлексов и патологических симптомов (клонус стопы и коленной чашечки) у больного перенесшего геморрагический инсульт.

Методика исследования патологического рефлекса Россолимо - вызывается коротким энергичным ударом по кончикам пальцев (2-5) стопы больного пальцами врача. Результат – сгибание 2,3,4,5 пальцев стопы. (Флексорный патологический рефлекс стоп).

Методика исследования патологического рефлекса Бехтерева – 1 – постукивание молоточком по тылу стопы на уровне 4 пальца = сгибание 25 пальцев стопы. 2- постукивание молоточком по пятке или по тенару = сгибание пальцев стопы или кисти.

Методика исследования патологического рефлекса Жуковского – удар молоточком под пальцами по подошве = сгибание2-5 пальцев стопы. Флексорный патологический рефлекс стопы.

Методика исследования клонуса стопы и клонуса коленной чашечки:

клонус стопы – одной рукой врач удерживает на весу голень больного, а другой рукой берет за дистальную часть стопы и быстро разгибает в голеностопном суставе. М.б. стойким и длительным, либо быстрым затухающим.

клонус коленной чашечки – осуществляют резкое смещение коленной чашечки книзу у больного, лежащего на спине с выпрямленными ногами = сухожилие 4хглавой мышцы бедра растягивается, возникает ритмическое сокращение мышц и быстрое колебание коленной чашечки вниз и вверх.

 

Задача № 19

У пациента выявлено дисфагия, дизартрия, назолалия, гипофония, парез мягкого неба, фибриллярные подергивания мышц левой половины языка.

Определите синдром. – псевдобульбарный паралич, двустороннее поражение центральных двигательных невронов бульбарных нервов.

Исследование языкоглоточного нерва – осматриваем открытый рот больного
(оцениваем положение язычка и мягкого неба, степень их подвижности). Проверяем глоточный рефлекс, рефлекс мягкого неба. Исследуем звучность голоса. Наблюдаем акт глотания, исследуем вкус на корне языка справа и слева растворами горького и соленого.

Исследование подъязычного нерва – просим показать язык, обращаем внимание на положение языка, толщину, наличие фибриллярных подергиваний в мышцах языка. Исследуем артикуляцию речи (скороговорки).

Исследование блуждающего нерва – аналогично исследованию языкоглоточного нерва + определяем частоту и ритм пульса и дыхания.

Методика исследования тонуса трапецевидной мышцы - исследуем тонус путем прощупывания мышцы с обеих сторон, осматриваем с целью выявления атрофии.

Методика исследования силы мышц ключично-сосцевидной мышцы – просим больного повернуть голову в стороны.

 

Задача № 20=22

Больной утром заметил асимметрию лица. При осмотре выявлена асимметрия носогубных складок, опущение угла рта, положительный симптом «паруса», положительный симптом «восклицательного знака», положительный симптомы Белла.

Укажите уровень поражения. – поражение периферического неврона лицевого нерва.(канал лицевого нерва ниже барабанной струны)

Какой нерв поражен? - лицевой нерв

Назовите характер пареза. – периферический парез мимических мышц на стороне очага.

Определите «симптом паруса» - просим больного надуть щеки – щека парусит.

Определите симптом «восклицательного знака» - просим оскалить зубы, угол рта оттягивается кзади и возникает его перекос в здоровую сторону (паралич m. risorius).

Определите симптом «Бела» - при закрывании глаз глазное яблоко поворачивается вверх и в зияющей глазной щели видна лишь белочная оболочка.

Определение симптом «ресниц» - при зажмуривании глаз на здоровой стороне ресницы полностью вбираются в зажмуренные веки, а на стороне поражения – их кончики видны.

 

Задача № 21

У больного с пневмонией на фоне лечения резко повысилась температура до 39,5 С. Наросла симптоматика в виде выраженной головной боли, свето- и звукобоязнь. При осмотре выявлены положительные менингеальные симптомы.

 

Проверьте менингеальные симптомы.

Ригидность затылочных мышц - врач одну руку подкладывает под затылок больного и пытается согнуть голову. При наличии ригидности - это не удается, так как мышцы затылка рефлекторно напрягаются, между подбородком и грудиной остается зазор в 1-3 поперечных пальца.

Симптом Кернига - врач сгибает ногу больного в тазобедренном и коленном суставах, затем пытается разогнуть ногу в коленном суставе. Этого не удается сделать при положительном симптоме.

Симптом Брудзинского - верхний – при попытки согнуть голову, у него сгибаются ноги. Средний - при надавливании на лобок у больного сгибаются ноги. Нижний – при проверке симптома Кернига с одной стороны, сгибается другая нога.

Симптом Менделя – надавливание на переднюю стенку наружного слухового прохода вызывает боль и болезненную гримасу на половине лица, даже у больного в бессознательном состоянии.

Симптом Бехтерева - при постукивании молоточком по скуловой дуге появляется головная боль и болевая гримаса этой же половины тела.

 

Задача № 22

У больной скандированная речь, нистагм, двухстороннее интенционное дрожание, двусторонний адиадохокинез, «пьяная походка».

Где располагается патологический очаг? - мозжечок, поражение полушарий мозжечка.

 

Исследование нистагма – слежение взглядом за молоточком.

Исследование пробы на адиадохокинез – просят вытянуть перед собой руки, растопырить пальцы и делать поочередную супинацию и пронацию в возможно более быстром темпе. При поражении мозжечка эти движения становятся размашистыми, замедленными, неловкими. Больше выражен на стороне поражения.

Проба на соразмерность - на стороне поражения мозжечка отмечается избыточная ротация кисти - дисметрия (гиперметрия) при повороте ладонями вниз кистей вытянутых ладонями кверху рук.

Методика исследования координаторных проб - позы Ромберга, слепой и фланговой походки, пальце-носовой пробы, адиадохокинеза.

 

Задача № 23

У больного внезапно развилась шаткость при ходьбе, головокружение. При осмотре: в позе Ромберга неустойчив, координаторные пробы выполняет с дисметрией с обеих сторон (при закрытых и при открытых глазах), адиадохокинез.

 

Какой выявлен синдром у больного? – мозжечковая атаксия.

Укажите очаг поражения. – мозжечок.

Методика исследования позы Ромберга – предлагают стоять с вытянутыми руками с открытыми, затем с закрытыми глазами. Усложненная проба – 1. стоять, выставив одну ногу перед другой (пяткой к носку), 2. стоять со сдвинутыми ногами, наклоняя голову в стороны, 3. стоять на носках, 4. стоять на одной ноге.

Методика исследования пальце-носовой пробы – предлагают дотронуться указательным пальцем до кончика носа с открытыми, затем с закрытыми глазами. На стороне поражения - промахивание, интенционный тремор кисти, гипометрия, гиперметрия.

Методика исследования пяточно-коленной пробы - больному предлагают достать пяткой одной ноги до колена другой, провести пяткой по голени вниз до стопы, затем вверх до колена. При поражении мозжечка - промахивание, соскальзывание, при одностороннем поражении – симптомы на стороне поражения.

Методика исследования дисметрии - больному предлагаю взять со стола, а затем вернуть на место какой-либо предмет, при этом обнаруживаются излишне резкие несоразмерные движения на стороне поражения.

Исследование нистагма просят посмотреть больного на молоточек, который отводят в стороны, вверх и вниз. При отведении глаз в стороны наблюдается ритмичное подергивание (интенционное дрожание глазных яблок).

 

 

Задача № 24

Больного беспокоят боли в пояснице с иррадиацией в левую нижнюю конечность. При осмотре: сглаженный поясничный лордоз, напряжение мышц спины, болезненность при пальпации паравертебральных точек в области поясницы, больше слева. Положительные симптомы натяжения, рефлексы с нижних конечностей живые, S=D.

 

Укажите уровень поражения. – поражение седалищного нерва (остр. люмбоишалгия).

 

Симптом Ласега - врач поднимает ногу больного, лежащего на спине, и появляется боль в пояснице и по ходу седалищного нерва.

Симптом Нери – сгибает голову больного и появляется боль в пояснице.

Симптом Вассермана - при максимальном разгибании прямой ноги у больного, лежащего на животе, появляется боль по передней поверхности бедра.

Симптом Штрюмпеля-Мацкевича – у больного, лежащего на животе, сгибают ногу в коленном суставе, появляется боль по передней поверхности бедра.

Симптом Сикара - резкое тыльное сгибание стопы вызывает боли по ходу седалишного нерва.

 

Задача № 25

Больного беспокоят жгучие неприятные боли в левой половине грудной клетки, сопровождающиеся пузырьковыми высыпаниями и покраснением кожи в межлопаточной области слева и на уровне левого соска.

 

Определите тип нарушения чувствительности - периферический тип нарушения чувствительности (ганглионарный вариант)!! корешковый синдром с одновременным поражением межпозвоночного ганглия.

Укажите уровень поражения – Th4-Th5. (спинальный ганглий Th5 слева)

 

Методика исследования кинестетического чувства - врач берет пальцами складку кожи больного и перемещает ее вверх, вниз, вправо, влево. Больной должен определить направление движения складки.

Методика исследования трехмерно-пространственного чувства – стереогностическое чувство – узнавание предметов на ощупь.

Исследование болевой чувствительности на торсе – острием булавки наносит легкие уколы в симметричные участки туловища. Больной должен реагировать ответом «остро», «тупо».

Исследование температурной чувствительности на торсе – берется 1 пробирка с горячей водой в 40 гр., другая – с холодной 18 гр. Поочередно пробирки прикладывают к симметричным участкам туловища. Больной реагирует – больно или холодно.

Исследование тактильной чувствительности на торсе – врач прикасается кисточкой или ваткой к симметричным участкам туловища.

 

Задача № 26

 

Больной доставлен в приемное отделение больницы в возбужденном состоянии, с выраженной головной болью, тошнотой, рвотой. Объективно: гиперемия кожных покровов, температура тела 37,5, АД 220/140 мм рт.ст., резко положительные менингеальные симптомы.

 

Предположительный диагноз? Менингит.

Необходимый для постановки диагноза метод исследования? исследование СМЖ.

 

Исследуйте менингеальные симптомы.

 

Симптом Бехтерева - при постукивании молоточком по скуловой дуге появляется головная боль и болевая гримаса этой же половины тела.

Симптом Менделя - надавливание на переднюю стенку наружного слухового прохода вызывает боль и болезненную гримасу на половине лица, даже у больного в бессознательном состоянии.

Симптом ригидности затылочных мышц - врач одну руку подкладывает под затылок больного и пытается согнуть голову. При наличии ригидности - это не удается, так как мышцы затылка рефлекторно напрягаются, между подбородком и грудиной остается зазор в 1-3 поперечных пальца.

Симптом Кернига - врач сгибает ногу больного в тазобедренном и коленном суставах, затем пытается разогнуть ногу в коленном суставе. Этого не удается сделать при положительном симптоме.

Симптом Брудзинского - верхний – при попытки согнуть голову, у него сгибаются ноги. Средний - при надавливании на лобок у больного сгибаются ноги. Нижний – при проверке симптома Кернига с одной стороны, сгибается другая нога.

 

Задача № 27

Больного доставили в больницу с внезапно развившимися слабостью и онемением в левых конечностях, выпадением левых половин полей зрения на фоне приступа мерцательной аритмии.

Назовите синдром – церебральный капсулярный синдром(поражение заднего бедра внутренней капсулы). (левосторонний гемипарез, левосторонняя гемианопсия)

Укажите уровень поражения - внуренняя капсула с правой стороны.

Методика исследования локтевого сгибательного рефлекса – при ударе неврологическим молоточком по сухожилию двуглавой мышцы в локтевом сгибе. Рефлекторная дуга: кожно-мышечный нерв, V и VI шейные сегменты и корешки спинного мозга. Ответная реакция - сокращение мышц и сгибание руки в локтевом суставе.

Методика исследования локтевого разгибательного рефлекса - удар по сухожилию трехглавой мышцы плеча, что приводит к ее сокращению и разгибанию предплечья в локтевом суставе. Рефлекторная дуга: кожно-мышечный нерв, VII и VIII шейные сегменты и корешки спинного мозга.

 

Патологические рефлексы с верхних конечностей – кистевый патологические рефлексы.

1. Кистевой аналог симптома Россолимо – врач наносит кончиками пальцев короткий, отрывистый удар по кончикам пальцев кисти больного, находящейся в положении пронации – в ответ рефлекторное медленное сгибание пальцев кисти.

2. Симптом Жуковского - удар молоточка по середине ладони больного – в ответ медленное сгибание пальцев кисти.

3. Симптом Якобсона-Ласка – удар по шиловидному отростку – медленное сгибание пальцев кисти.

 

Сгибательные стопные патологические рефлексы – сгибание 2,3,4,5 пальцев стопы:

1. Симптом Россолимо – короткий энергичный удар по кончикам пальцев стопы больного.

2. Рефлекс Бехтерева 1 – постукивание молоточком по тылу стопы на уровне 4 пальца.

3. Рефлекс Бехтерева 2 - постукивание молоточка по пятке или по тенару больного.

4. Рефлекс Жуковского – удар молоточка по подошве под пальцами.

 

Задача № 28

Пациент обратился с жалобами на шаткость при ходьбе и нарушение координации в нижних конечностях, возникающие в темное время суток. Объективно: отсутствие вибрационной чувствительности и мышечно-суставного чувства в обеих нижних конечностях. Болевая и температурная чувствительность сохранена. Дисметрия при выполнении координаторных проб и неустойчивость в позе Ромберга при закрытых глазах.

 

Назовите синдром – сенситивная атаксия.

Укажите уровень поражения –поражение задних столбов С.М. проводниковый спинальный синдром(развивается при перерыве проводящих чувствительных путей в бок.и задних столбах.

Определите адиадохокинез – больного просят вытянуть перед собой руки, растопырить пальцы и делать поочередно супинацию и пронацию кистей в возможно более быстром темпе. Симптом более выражен на стороне поражения.

Определите синергию Бабинского – лежащему на спине больному предлагают сесть. Ноги при этом должны быть расставлены, а руки скрещены на груди.

Методика исследования вибрационной чувствительности – врач ставит ножку вибрирующего камертона на те участки тела, где кости располагаются поверхностно (лодыжки, надколенник, гребень подвздошных костей, остистые отростки, шиловидные отростки, локтевой отросток, ключицы, сосцевидные отростки черепа) – апаллестезия или гипопаллестизия.

Методика исследования мышечно-суставного чувства – врач проводит пассивные движения в суставах конечностей больного, начиная с концевых фаланг пальцев, при этом спрашивает какой палец взят и куда направлено движение. Затем переходит к проксимальным суставам.

Ходьба с закрытыми глазами

 

Задача № 29

После имплантации зубов в верхней челюсти слева у пациента развился пародонтоз и появились сильные приступообразные боли во всей левой половине лица. Приступы не купируются нестероидными противовоспалительными препаратами, провоцируются жеванием твердой пищи, зеванием.

 

Предположительный диагноз? Невралгия тройничного нерва слева

Методика исследования кинестетического чувства на лице – берет складку кожи больного и перемещает ее в разные стороны.

Пальпация точек выхода тройничного нерва - прощупывание надглазничной, подглазничной и подбородочной точек тройничного нерва. (верхние точки Валле).

Болевая чувствительность на лице - острием булавки наносит легкие уколы на симметричные участки лица.

Тактильная чувствительность на лице – ваткой или кисточкой на симметричные участки лица.

Температурная чувствительность на лице – 2 пробирками с горячей 40гр. и холодной водой 18гр. поочередно на симметричные участки лица.

 

Задача № 30

 

Больной жалуется на слабость, потемнение в глазах при перемене положения тела из горизонтального в вертикальное, неустойчивый стул, повышенную потливость, особенно ладоней и стоп, низкое АД.

 

Назовите синдром - синдром вегето-сосудистой дисфункции.

Укажите характер дисфукции – по парасимпатическому типу.

 

Методика исследования ортостатической пробы - возникает при переходе из горизонтального положения тела в вертикальное; в норме пульс учащается на 10-12 ударов в минуту. Более выраженное учащение пульса свидетельствует о преобладании тонуса симпатической нервной системы, урежение пульса – о ваготонии.

Методика определения дермографизма - вызывается штриховым раздражением кожи тупым предметом. В норме – появляется красная полоса, окруженная узкой белой коймой. Если повышен тонус сосудов – то появляется белая полоса.

Методика исследования пробы Даньини-Ашнера – после подсчитывания пульса в покое (исходный фон), подушечками пальцев осуществляется надавливание на оба глазные яблока до появления легкого болевого ощущения. Экспозиция 15-20сек. Затем снова подсчитывается пульс. Норма – замедление на 9-12уд. в 1 мин. Повышенная ваготоническая реакция – замедление более 12 уд. Слабая ваготоническая реакция – замедление менее чем на 9 уд. Нет реакции. Инвертированная реакция - ускорение пульса.

Методика исследования солярного рефлекса - вызывают надавливанием на подложечную область в течение 30 секунд. В норме число сердечных сокращений уменьшается на 4–12 в минуту. Повышенная ваготоническая реакция – замедление более 12 уд. Слабая ваготоническая реакция – замедление менее чем на 4 уд. Нет реакции. Инвертированная реакция - ускорение пульса.

 

Задача № 31

 

Больной предъявляет жалобы на боли и онемение в стопах и пальцах рук. Больной страдает сахарным диабетом 2 типа в течение 15 лет. Объективно: снижение всех видов чувствительности в стопах и пальцах рук.

 

Назовите синдром – полинейропатический синдром.

Укажите тип нарушения чувствительности – периферический тип, полиневритический вариант.

 

Методика исследования мышечно-суставного чувства - – врач производит пассивные движения в суставах конечностей больного, начиная с суставов пальцев кисти (сгибание, разгибание, приведение, отведение). При этом у больного спрашивают – какой палец взят и куда направлено движение.

Методика исследования чувства локализации - врач прикасается ваткой или кисточкой или наносит легкий укол на симметричных участках тела и просит указать своим пальцем точное место прикосновения после каждого раздражения.

Методика исследования болевой чувствительности на верхних конечностях – укола на симметричные участки кожи верхних конечностей.

Методика исследования температурной чувствительности на верхних конечностях – 2 пробирки с холодной 18 и горячей 40 водой на симметричные участки кожи верхних конечностей.

Методика исследования вибрационной чувствительности – ставят ножку вибрирующего камертона на участки, где выступают кости (лодыжки, надколенник, гребень подвздошных костей, остистые отростки позвоночника, шиловидные отростки, локтевые отростки, ключицы, сосцевидные отростки черепа).

Задача № 32

 

Больного беспокоят слабость и онемение в правой кисти. Симптомы появились вчера утром, после того как пациент проспал на полу в состоянии алкогольного опьянения. Объективно: затруднено разгибание кисти и пальцев, а также отведение большого пальца. Снижена чувствительность на тыльной поверхности 1-3 пальцев правой руки.

 

Какой нерв поражен? – лучевой нерв.

Укажите тип нарушения чувствительности – периферический тип нарушения чувствительности, мононевритический вариант.

Методика исследования суставно-мышечного чувства – врач производит пассивные движения в суставах конечностей больного, начиная с суставов пальцев кисти (сгибание, разгибание, приведение, отведение). При этом у больного спрашивают – какой палец взят и куда направлено движение.

Методика исследования кинестетического чувства - врач берет складку кожи больного и перемещает ее в разные стороны. Больной должен ответить в каком направлении перемещается складка кожи.

Тест разведения ладоней и пальцев - Если приложить ладони друг к другу, а затем попытаться развести их, то на стороне поражения лучевого нерва пальцы не разгибаются, скользя по ладонной поверхности здоровой кисти, возникает при поражении лучевого нерва.

Методика исследования болевой чувствительности на верхних конечностях – наносят уколы острием булавки на симметричные участки кожи верхних конечностей.

Определение объема движений в кисти и пальцах

 

Задача № 33

 

Больной обратился с жалобами на перекос лица. Объективно: АД 190/110 мм рт.ст. Лобные складки симметричны, брови на одном уровне, симптом «ресниц» отрицательный, сглажена левая носо-губная складка, опущен левый угол рта.

 

Укажите характер паралича – центральный паралич справа.

Где располагается очаг поражения? – поражение центрального неврона лицевого нерва.

 

Методика исследования симптома Белла - глазное яблоко при закрывании глаз поворачивается вверх и в зияющей глазной щели видна лишь белочная оболочка.

Выявление симптома Хвостека -- сокращение мимических мышц, возникающее при раздражении лицевого нерва при постукивании по коже лица в зоне его проекции.

Методика исследования симптома «паруса» - при надувании щек, пораженная щека парусит.

Методика исследования симптома «восклицательного знака» - при оскаливании зубов, угол рта на стороне поражения остается неподвижным, а на здоровой стороне – растягивается.

Методика исследования симптома «ресниц» - Больного просят плотно зажмурить глаза - на стороне пареза ресницы выступают в большей степени - положительный симптом «ресниц». Регистрируют, на сколько мм выступа<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...