Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Право оперативного управления.




В числе вещных прав лиц, не являющихся собственниками, уже упоминавшаяся ст. 216 ГК называет также право оперативного управления имуществом.

Право оперативного управления в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Субъектами данного права могут быть как унитарные (казенные) предприятия, строго говоря, относящиеся к категории коммерческих организаций, так и финансируемые собственниками учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям (ст. ст. 115 и 120 ГК). Собственник-учредитель создает субъектов права оперативного управления, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. Собственник может также реорганизовать или ликвидировать созданные им учреждения (или казенные предприятия) без их согласия.

Казенное предприятие может быть образовано по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такое предприятие именуется федеральным казенным предприятием. Казенное предприятие может быть образовано и в иных случаях. Представляется также, что казенное предприятие может быть создано на базе не только федеральной собственности, но и собственности, принадлежащей субъектам федерации, либо муниципальной собственности.

Что же касается учреждений как носителей права оперативного управления, то они могут быть созданы на базе не только государственной и муниципальной собственности, но и всех иных допускаемых в Российской Федерации форм собственности.

Содержание и границы осуществления права оперативного управления наиболее общим образом определены в п. 1 ст. 296 ГК: "Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им".

Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением (или казенным предприятием) функциями. Собственник устанавливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (в частности, в утвержденной им смете расходов учреждения). Он также определяет целевое назначение отдельных частей (видов) имущества, закрепленных за субъектами права оперативного управления, путем его распределения (в учетных целях) на соответствующие специальные фонды. При этом имущество, включая денежные средства, числящееся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке последнего). Собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК). Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника.

С учетом весьма ограниченных возможностей учреждения (или казенного предприятия) распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника, закон предусматривает субсидиарную ответственность последнего по долгам созданных им учреждений (или казенных предприятий), считая ее одной из основных особенностей имущественно-правового статуса этих юридических лиц (п. 5 ст. 1 15, п. 2 ст. 120 ГК).

Следует различать право оперативного управления, признаваемое за казенным предприятием и за финансируемым собственником учреждением. Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, по общему правилу, лишь с предварительного согласия собственника (Российской Федерации в лице Мингосимущества), что свидетельствует о его весьма ограниченных возможностях самостоятельного участия в гражданском обороте. Оно не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться ни движимым, ни недвижимым имуществом собственника без его специального согласия, если только речь не идет о производимой им (готовой) продукции (п. 1 ст. 297 ГК). В отношении последней закон устанавливает иной порядок: этой продукцией казенное предприятие, по общему правилу, может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом либо иными правовыми актами.

Собственник устанавливает также и порядок распределения доходов казенного предприятия (согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1994 г. и Типовому уставу казенного завода), не согласуя его с самим предприятием (п. 2 ст. 297 ГК), что отличает его возможности от аналогичных возможностей по отношению к обычному унитарному предприятию, где он лишь "вправе получить часть прибыли" от использования унитарным предприятием его имущества.

Казенные предприятия отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, а не только денежными средствами (п. 5 ст. 115 ГК), ибо они все-таки являются производственными предприятиями, постоянно участвующими в имущественном обороте. Однако при недостатке у них имущества для погашения требований кредиторов Российская Федерация несет по их долгам дополнительную (субсидиарную) ответственность, что исключается для обычных унитарных предприятий - субъектов права хозяйственного ведения.

Учреждение в соответствии с прямым указанием п. 1 ст. 298 ГК вообще лишено права распоряжения, в том числе и отчуждения любого закрепленного за ним имущества, если только речь не идет о денежных средствах, расходуемых им по смете в строгом соответствии с их целевым назначением (а также о сделках дарения вещей, совершаемых с согласия собственника имущества в соответствии с п. 1 ст. 576 ГК). Таким образом, учреждение по общему правилу даже с согласия собственника не вправе отчуждать закрепленное за ним как движимое, так и недвижимое имущество собственника. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества.

Кредиторы учреждений могут требовать обращения взыскания не на все имущество этих юридических лиц, а только на находящиеся в их распоряжении денежные средства. При недостаточности последних для погашения обязательств к дополнительной (субсидиарной) ответственности привлекается собственник-учредитель. Таким образом, можно говорить о том, что имущество учреждений, за исключением имеющихся у них денежных средств, забронировано от взыскания кредиторов. Это ограничение имущественной базы ответственности учреждений является прямым следствием весьма ограниченного характера предоставленных им как некоммерческим организациям прав участия в имущественном обороте.

Особенностью правового положения учреждения как финансируемой собственником некоммерческой организации является возможность осуществления им "приносящей доходы" (т.е. предпринимательской) деятельности в соответствии с учредительными документами, т.е. с закрепленным в них разрешением собственника. Полученные от ведения такой деятельности доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в "самостоятельное распоряжение" учреждения и учитываются им на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК).

Данное правило закона обусловлено широко встречающимися в практике недостатками финансирования собственниками, прежде всего публичными, всех необходимых потребностей созданных ими учреждений. Этим и вызвана необходимость более широкого участия учреждений-несобственников в имущественном обороте в роли, весьма близкой к роли унитарных предприятий. В связи с реализацией указанной возможности учреждение получает два вида имущества, закрепленных за ним на разном правовом режиме и даже по-разному оформленных. Одна часть имущества учреждения, полученная им от собственника по смете, находится у него на праве оперативного управления. Другая часть, "заработанная" самим учреждением и учитываемая на отдельном балансе, поступает в его "самостоятельное распоряжение", которое, по сути, является правом хозяйственного ведения.

Это означает, что данным имуществом учреждение самостоятельно отвечает по долгам, возникшим в связи с его участием в приносящей доходы деятельности. В таких отношениях не должны применяться ограничения, касающиеся возможности обращения взыскания по долгам учреждения только на его денежные средства, но отсутствует и субсидиарная ответственность учредителя-собственника. Объектом взыскания кредиторов учреждения здесь, следовательно, может быть любое имущество, полученное учреждением от участия в указанной деятельности и обособленное прежде всего для этих целей на отдельном балансе.

4.​ Иные вещные права.

Право бессрочного пользования (ст.268 ГК).

Объекты права - земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Субъекты права. Государственные и муниципальные учреждениям, казенные предприятия, органы государственной власти и местного самоуправления (п.1 ст. 268 ГК РФ) В п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ назван еще один субъект: центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий. До введения в действие Земельного кодекса РФ (30.10.2001) частные лица также могли быть субъектами права бессрочного пользования (ранее возникшие права сохраняются указанные лица должны до 01.07.2012 переоформить право бессрочного пользования на право аренды или выкупить земельный участок (ст. 3 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ»).

Содержание права бессрочного пользования. Владение и пользование в соответствии с актом о предоставлении земельного участка (для строительства поликлиники и т. п.). Правомочий по распоряжению нет (ст. 270 ГК РФ, предоставлявшая возможность сдавать участок в аренду, на основании Федерального закона от 01.01.2001 г. утратила силу).

Приобретение и прекращение. Возникает право на основании ненормативного акта уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления (МУГИСО, Администрация г. Екатеринбурга). Момент возникновения: момент государственной регистрации права (п. 2 ст. 8 ГК РФ).

Прекращается в соответствии со ст. 45 Земельного кодекса РФ. В частности, к основаниям прекращения относятся отказ от права (осуществляется посредством подачи в регистрирующий орган заявления об отказе), нарушение целевого использования и др.

Дискуссионным является вопрос о том, переходит ли право бессрочного пользования к частному лицу при покупке строения, расположенного на земельном участке, принадлежащем продавцу строения на праве бессрочного пользования. Судебная практика подтверждает, что переходит (см. Постановление Президиума ВАС РФ /09).

4. Право пожизненного наследуемого владения.

С момента введения в действие Земельного кодекса РФ земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения не предоставляются (ст. 21 Земельного кодекса РФ). Ранее возникшие права сохраняют силу.

Субъекты права пожизненного наследуемого владения вправе переоформить принадлежащие им участки в собственность. Порядок переоформления установлен ФЗ «О Введение в действие Земельного кодекса РФ» и ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Объекты права. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Субъекты. Ранее на таком ограниченном вещном праве земельные участки могли предоставляться гражданам.

Содержание. Владение и пользование земельным участком, в том числе право на возведение построек.

Приобретение и прекращение права. Возникало право на основании ненормативного акта уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления. Прекращается в соответствии со ст.45 Земельного кодекса РФ.

5. Сервитут (п. 1 ст. 274 ГК РФ).

Понятие сервитута. Согласно п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Юридически значимо, что без установления сервитута лицо не может использовать принадлежащее ему имущество.

Объект. Соседний земельный участок. В юридической литературе именуется служебным. Тот участок, владельцу которого предоставляется сервитут, именуется господствующим. Согласно ст. 277 ГК сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком (например, для использования здания в качестве опоры).

Субъекты. Собственник господствующего участка или другой недвижимости, субъекты права бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения.

Основания возникновения. Соглашение с собственником служебного земельного участка. Возникает сервитут с момента государственной регистрации.

При недостижении соглашения спор рассматривается судом. Суд оценивает насколько необходимо установление сервитута для использования имущества (ст. 274 ГК РФ) и то обстоятельство, что осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (п. 5 ст. 23 ЗК РФ). По результатам разрешения такого спора суд, исходя из баланса интересов сторон, не лишен возможности самостоятельно при наличии имеющихся разногласий определить условия предоставления истцу права ограниченного пользования чужим земельным участком. Данный вывод следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 01.01.2001 г. № 000/11, в котором подробно рассмотрены вопросы установления сервитута в судебном порядке.

Содержание. Пользование земельным участком в пределах установленных соглашением сторон или решением суда.

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

В доктрине гражданского права сервитуты подразделяются на личные (связанные с конкретным лицом (пример из римского права узуфрукт) и реальные (связанные с вещью). Сервитут, правила о котором закреплены в ст. 274-277 ГК, является реальным. Для реального сервитута характерно право следования. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

Общих норм о личных сервитутах ГК РФ в настоящее время не содержит. Однако конструкцию личного сервитута можно встретить в п. 2 ст. 1137 ГК РФ (предоставленное отказополучателю право пожизненного пользования жилым помещением).

Прекращение сервитута (ст. 276 ГК РФ). В частности, по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Кроме того, в любое время сервитут может быть прекращен соглашением сторон.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...