Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Онтогенез нервной системы человека.




Значение курса невропатологии для специальной педагогики.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и предназначена для студентов 2-го курса (3-й семестр) дневного отделения и студентов 1-го курса (2-й семестр) заочного отделения института коррекционной педагогики.

«Невропатология» – ведущий курс в системе подготовки педагогов–дефектологов, позволяющий сформировать правильное представление о структуре дефекта у ребенка с проблемами в развитии с учетом этиологических, патогенетических и клинических аспектов.

Курс «Невропатология» включает два раздела – общую неврологию, которая рассматривает закономерности строения и функции нервной системы, основные симптомы и синдромы поражении различных ее отделов, и частную неврологию, которая изучает нервные болезни.

Программа курса состоит из трех тематических блоков. Первый блок традиционно посвящен изучению основных неврологических симптомов и синдромов, возникающих при поражении нервной системы. При изучении материала этого блока студенты осваивают неврологическую терминологию, знакомятся с клиническими проявлениями чувствительных и двигательных нарушений, овладевают методами клинико-неврологического обследования.

Учитывая профессиональное поле деятельности педагога-дефектолога, отдельно выделен блок, посвященный изучению расстройств речевых и высших корковых функций, возникающих при органическом поражении нервной системы. В этом блоке рассматриваются вопросы классификации речевых и корковых расстройств, их топическая диагностика, неврологическая симптоматика и основные методы выявления этих нарушений.

В третьем блоке изучаются болезни нервной системы инфекционного, травматического, сосудистого и опухолевого происхождения. Рассматриваются аномалии развития головного мозга и ряд других заболеваний нервной системы, наиболее часто встречающихся в клинической практике педагога-дефектолога.

Изучение дисциплины осуществляется на лекциях и практических занятиях. Отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы. Целью лекционного курсаявляется приобретение знаний о неврологических симптомах, синдромах и болезнях, причинах и механизмах их возникновения, а также современных методах диагностики. Целью лабораторных занятий является закрепление знаний, полученных в лекционном курсе и учебных изданиях, а также приобретение навыков клинического неврологического обследования ребенка. На современном этапе развития неврологии большое внимание уделяется детям, имеющим минимальные мозговые повреждения, что клинически проявляется синдромом минимальной мозговой дисфункции (ММД). В курсе «Невропатология» студенты изучают причины возникновения этого синдрома, варианты его клинического течения, методы клинической и инструментальной диагностики, с целью выявления очагов мозговой дисфункции, что особенного важно для разработки адекватных методов медико-педагогической коррекции.

В основу изучения курса невропатологии положен принцип синдромного анализа, который позволяет определить структуру дефекта, установить локализацию очага поражения с учетом времени его возникновения и морфофизиологической зрелости нервной системы. Подобный подход к изучению курса поможет будущему дефектологу самостоятельно проводить анализ симптомокомплекса различных нарушений у детей с проблемами развития как органического, так и функционального генеза, и выстраивать тактику коррекционно-педагогической работы во взаимосвязи с лечебными мероприятиями.

 

Онтогенез нервной системы человека.

Онтогенез человека представляет собой процесс индивидуального развития с момента зачатия до смерти. Основными характеристиками являются тесно взаимосвязанные качественные и количественные преобразования, определенные конкретно для каждого этапа.

Понятие "онтогенез" было впервые введено Геккелем (немецким биологом) в 1866 году. Разным представителям животного мира присуще разное развитие. Так, онтогенез насекомых происходит по личиночному типу с последующим метаморфозом. У животных, откладывающих яйца, индивидуальное развитие преимущественно происходит в яйцах, откладываемых во внешнюю среду. Плацентарным животным, человеку свойственно развитие внутриутробное. В таком случае процесс разделен на три периода: постэмбриональный, эмбриональный, проэмбриональный.

Последний характеризуется формированием и развитием мужских и женских половых клеток – гамет, при слиянии которых образуется оплодотворенное яйцо.

Онтогенез человека на зародышевом (эмбриональном) периоде состоит из стадий зародыша и плода.

Постэмбриональный период начинается после разрешения родов. Этот этап длится всю жизнь, завершаясь смертью. Постэмбриональный онтогенез человека разделен на возрастные стадии. На каждом этапе организм претерпевает свои анатомические и физиологические изменения. По мнению специалистов, наиболее уязвимыми и критическими периодами являются климактерический (время угасания половых функций) и пубертатный (стадия полового созревания). Таковы основные особенности онтогенеза человека.

Ранние этапы эмбриональной жизни характеризуются зарождением ЦНС. Онтогенез нервной системы человека продолжается и в течение первых лет после рождения.

В дорсальном отделе у зародыша формируется пластинка. Позже образуется нервный желобок, а впоследствии – нервная трубка.

Для недельного эмбриона характерно незначительное утолщение трубки в оральном отделе. К третьей неделе в головной области формируются три мозговых пузыря (первичных): задний, средний, передний. Из них формируются основные отделы головного мозга (ромбовидный, средний, конечный). Впоследствии происходит расчленение в двух пузырях (переднем и заднем). Из конечного формируются полушария мозга и ядра (подкорковые).

К третьему месяцу эмбрионального развития начинают определяться основные участки ЦНС. К ним относятся большие полушария, мозговые желудочки, ствол, спинной мозг. К пятому месяцу выделяются в коре (полушарий) основные борозды. Через четыре недели определяется преобладание (функционального характера) высших отделов над областями стволово-спинальными.

Нервные клетки зародыша и новорожденного располагаются концентрированно в белом веществе и на поверхности полушарий. В связи с увеличением поверхности, начинается миграция клеток в серое вещество.

В сравнении со взрослым, у новорожденного затылочная доля в коре полушарий обладает относительно большим размером. Онтогенез человека в первые пять - шесть лет после рождения обладает определенной спецификой. В этот период происходят наибольшие изменения в топографическом расположении, форме и количестве полушарных извилин. К пятнадцати - шестнадцати годам отмечается некая схожесть со взрослыми.

Для постнатального периода характерны и изменения в спинном мозге. У новорожденного он длиннее, нежели у взрослого. Спинной мозг растет примерно до двадцати лет.

У новорожденного нервная система миелинизирована (покрыта оболочкой) недостаточно, расположение пучков нервных волокон неравномерно, а сами они (пучки) редкие.

Функционирование нервной вегетативной системы начинается у человека с рождения. В послеродовом периоде отмечается слияние в отдельных узлах и формирование сплетений в нервной симпатической системе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...