Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация конференций: несколько советов




В штабе организаторов конференции должно быть установлено чёткое распределение обязанностей. Не должно быть ситуаций, когда, к примеру, за исправность технического оборудования отвечает сразу двое, а за подготовку печатных материалов – никто.

Важную роль в деле достойного проведения конференции играет предварительная работа с докладчиками по основным вопросам. Доклады должны полностью соответствовать заявленной тематике конференции, быть яркими и не слишком продолжительными.

Человек, ведущий конференцию (спикер), должен иметь опыт подобной работы, чтобы удерживать ход обсуждений в рамках объявленной темы. Спикер действует на основании временных параметров, заложенных в план проведения конференции.

Дополнительную значимость конференции придаёт высокий статус и профессиональный уровень приглашённых экспертов.

Итак, успех во многом зависит и чёткой и продуманной организации конференции. Поэтому командам советует не стоит превращать конференцию в экстренный сбор, подготовку к мероприятию надо начинать заблаговременно – за 4-5 месяцев до даты открытия.

Научная конференция (научно-практическая, научно-исследовательская) – большое собрание, совещание представителей различных учреждений, городов, стран с целью обсуждения результатов исследований, обмена опытом, определения приоритетных направлений в той или иной области науки.
Учебно-исследовательская конференция школьников – собрание, совещание начинающих исследователей, на котором они представляют результаты самостоятельно выполненных учебных исследований, обмениваются опытом, знакомятся с новыми, для себя, методами исследований.
Итогом научной конференции является резолюция, принимаемая по результатам обсуждаемых научных проблем и определяющая приоритетные направления исследований в период до следующей конференции и на более отдаленную перспективу. Научные работы представленные участниками конференции публикуются в сборниках Трудов (статьи) или Материалов (тезисы) конференции.
Итоги учебно-исследовательской конференции несколько иные и соответствуют цели проведения подобных мероприятий – стимулирование школьников к самостоятельному знакомству с окружающим миром с применением исследовательских технологий. Такая конференция оценивает не получение объективно новых знаний об окружающем мире (если они добыты, то это здорово), а методологически и методически грамотное получение субъективно новых знаний.
Конференция является важным этапом образовательного процесса, на котором подводятся итоги, и дается оценка проделанной работе. Из этого положения вытекает конкурсный характер учебно-исследовательской конференции. Порядок работы конкурсной комиссии конференции и критерии оценки, и порядок награждения указываются в Положении о конференции. По итогам учебно-исследовательских конференций школьников, так же могут публиковаться материалы конференции.

Существуют разные форматы деловых мероприятий. Каждый из них позволяет добиться определенных целей. Но главное — мероприятие, организованное на высоком уровне, помогает в построении имиджа компании и привлекает внимание к ее деятельности. В этой серии записей мы расскажем подробнее о видах деловых мероприятий.

Конференции проводятся в конференц-залах с использованием специального оборудования: проекторы, экраны, системы синхронного перевода. Это позволяет повысить информативность материала, сделать его наглядным и эмоционально вовлечь слушателей. Кроме того, качественное техническое оснащение конференции обеспечивает необходимый комфорт для участников и лучшее восприятие информации. Перед началом конференции, для ее подготовки, необходимо учесть множество деталей: разработать программу конференции, пригласить тех, кто будет выступать, арендовать конференционный зал, организовать питание участников, подобрать конференционное оборудование.

П. 2. 1.

Конференция «Молния – грозное явление природы»

Цель конференции: познакомить учащихся с проявлением электрических явлений в атмосфере (на примере молнии).

План конференции:

1. Молния – вечный источник подзарядки Земли.

2. Электризация – «удаление заряженной» пыли.

3. Облако – фабрика по производству электрических зарядов.

4. 4. как можно вызвать заряд молнии?

5. Фульгурит – след молнии на земле.

6. Почему грозы случаются чаще над сушей, чем над морем?

7. Как Франклин открыл молнию?

8. Защита от молнии.

Библиографический список;

1. Грабовский, Р. И. Курс физики / Р. И. Грабовский. – СПб.: Лань, 2002. – 608 с.

2. Ильин, В. А. История физики: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ильин. – М.: Академия, 2003. – 272 с.

3. Ратис, Ю. Л. Похвальное слово физике / Ю. Л. Ратис. – Самара: Агни, 2006.

4. http: //www/krugosvet.ru/frtcles/

5. http: //wikipedia.org/wiki

 

Доклады по конференции

1. Молния – вечный источник подзарядки земли

В начале XX века с помощью атмосферных зондов измерили электрическое поле Земли. Его напряженность у поверхности оказалась равной примерно 100 В/м, что соответствует суммарному заряду планеты около 400 000 Кл. Переносчиком зарядов в атмосфере Земли служат ионы, концентрация которых увеличивается с высотой и достигает максимума на высоте 50 км, где под действием космического излучения образовался электропроводящий слой — ионосфера. Поэтому электрическое поле Земли — это поле сферического конденсатора с приложенным напряжением около 400 кВ. Под действием этого напряжения из верхних слоев в нижние всё время течет ток силой 2–4 кА, плотность которого составляет 1–2 × 10–12 А/м2, и выделяется энергия до 1,5 ГВт. И это электрическое поле исчезло бы, если бы не было молний! Поэтому в хорошую погоду электрический конденсатор — Земля — разряжается, а при грозе заряжается.

Человек не чувствует электрического поля Земли, так как его тело — хороший проводник. Поэтому заряд Земли находится и на поверхности тела человека, локально искажая электрическое поле. Под грозовым облаком плотность наведенных на земле положительных зарядов может значительно возрастать, а напряженность электрического поля — превышать 100 кВ/м, в 1000 раз больше ее значения в хорошую погоду. В результате во столько же раз увеличивается положительный заряд каждого волоска на голове человека, стоящего под грозовой тучей, и они, отталкиваясь друг от друга, встают дыбом.

2. Электризация – «удаление заряженной» пыли

Чтобы понять, как облако разделяет электрические заряды, вспомним, что такое электризация. Легче всего зарядить тело, потерев его о другое. Электризация трением — самый старый способ получения электрических зарядов. Само слово «электрон» в переводе с греческого на русский означает янтарь, так как янтарь всегда заряжался отрицательно при трении о шерсть или шелк. Величина заряда и его знак зависят от материалов трущихся тел.

Считается, что тело, до того как его стали тереть о другое, электронейтрально. Действительно, если оставить заряженное тело в воздухе, то к нему начнут прилипать противоположно заряженные частицы пыли и ионы. Таким образом, на поверхности любого тела находится слой «заряженной» пыли, нейтрализующий заряд тела. Поэтому электризация трением — это процесс частичного снятия «заряженной» пыли с обоих тел. При этом результат будет зависеть от того, на сколько лучше или хуже снимается «заряженная» пыль с трущихся тел.

 

Способность электризации трением различных материалов. Материал из трущейся пары, находящийся выше в таблице, заряжается положительно, а ниже — отрицательно (изображение: «Наука и жизнь»)

 

3. Облако – фабрика по производству электрических зарядов.

Трудно представить, что в облаке находится пара материалов из перечисленных в таблице. Однако на телах может оказаться различная «заряженная» пыль, даже если они сделаны из одного того же материала, — достаточно, чтобы микроструктура поверхности отличалась. Например, при

Отрицательно заряженный низ облака поляризует поверхность Земли под собой так, что она заряжается положительно, и, когда появляются условия для электрического пробоя, возникает разряд молнии (изображение: «Наука и жизнь»)

трении гладкого тела о шероховатое оба будут электризоваться.

Грозовое облако — это огромное количество пара, часть которого конденсировалось в виде мельчайших капелек или льдинок. Верх грозового облака может находиться на высоте 6–7 км, а низ нависать над землей на высоте 0,5–1 км. Выше 3–4 км облака состоят из льдинок разного размера, так как температура там всегда ниже нуля. Эти льдинки находятся в постоянном движении, вызванном восходящими потоками теплого воздуха от нагретой поверхности земли. Мелкие льдинки легче, чем крупные, увлекаются восходящими потоками воздуха. Поэтому «шустрые» мелкие льдинки, двигаясь в верхнюю часть облака, всё время сталкиваются с крупными. При каждом таком столкновении происходит электризация, при которой крупные льдинки заряжаются отрицательно, а мелкие — положительно. Со временем положительно заряженные мелкие льдинки оказываются в верхней части облака, а отрицательно заряженные крупные — внизу. Другими словами, верхушка грозы заряжена положительно, а низ — отрицательно. Всё готово для разряда молнии, при котором происходит пробой воздуха и отрицательный заряд с нижней части грозовой тучи перетекает на Землю.

4. Как можно вызвать разряд молнии?

Изучать то, что произойдет непонятно где и когда, очень сложно. А именно так в течение долгих лет работали ученые, исследующие природу молний. Считается, что грозой на небе руководит Илья-пророк и нам не дано знать его планы. Однако ученые очень давно пытались заменить Илью-пророка, создавая проводящий канал между грозовой тучей и землей. Бенджамин Франклин для этого во время грозы запускал воздушный змей, оканчивающийся проволокой и связкой металлических ключей. Этим он вызывал слабые разряды, стекающие вниз по проволоке, и первым доказал, что молния — это отрицательный электрический разряд, стекающий с облаков на землю. Опыты Франклина были чрезвычайно опасными, и один из тех, кто их пытался повторить, — российский академик Георг Вильгельм Рихман — в 1753 году погиб от удара молнии.

В 1990-е годы исследователи научились вызывать молнии, не подвергая опасности свою жизнь. Один из способов вызвать молнию — запустить с земли небольшую ракету прямо в грозовую тучу. Вдоль всей траектории ракета ионизирует воздух и создает таким образом проводящий канал между тучей и землей. И если отрицательный заряд низа тучи достаточно велик, то вдоль созданного канала происходит разряд молнии, все параметры которого регистрируют приборы, расположенные рядом со стартовой площадкой ракеты. Чтобы создать еще лучшие условия для разряда молнии, к ракете присоединяют металлический провод, соединяющий ее с землей.

5. Фульгурит след молнии на земле

При разряде молнии выделяется 109–1010 джоулей энергии. Большая ее часть тратится на создание ударной волны (гром), нагрев воздуха, световую вспышку и другие электромагнитные волны, и только маленькая часть выделяется в том месте, где молния входит в землю. Однако и этой «маленькой» части вполне достаточно, чтобы вызвать пожар, убить человека и разрушить здание. Молния может разогреть канал, по которому она движется, до 30 000 ° С, в пять раз выше температуры на поверхности Солнца. Температура внутри молнии гораздо больше температуры плавления песка (1600–2000°C), но расплавится песок или нет, зависит еще и от длительности молнии, которая может составлять от десятков микросекунд до десятых долей секунды. Амплитуда импульса тока молнии обычно равна нескольким десяткам килоампер, но иногда может превышать и 100 кА. Самые мощные молнии и вызывают рождение фульгуритов — полых цилиндров из оплавленного песка.

Слово «фульгурит» происходит от латинского fulgur, что означает молния. Самые длинные из раскопанных фульгуритов уходили под землю на глубину более пяти метров. Фульгуритами также называют оплавленности твердых горных пород, образованные ударом молнии; они иногда в большом количестве встречаются на скалистых вершинах гор. Фульгуриты, состоящие из переплавленного кремнезема, обыкновенно представляют собой конусообразные трубочки толщиной с карандаш или с палец. Их внутренняя поверхность гладкая и оплавленная, а наружная образована приставшими к оплавленной массе песчинками. Цвет фульгуритов зависит от примесей минералов в песчаной почве. Большинство из них имеют рыжевато-коричневый, серый или черный цвет, однако встречаются зеленоватые, белые или даже полупрозрачные фульгуриты.

По-видимому, первое описание фульгуритов и их связи с ударами молнии было сделано в 1706 году пастором Д. Германом (David Hermann). Впоследствии многие находили фульгуриты вблизи людей, пораженных разрядом молнии. Чарльз Дарвин во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль» обнаружил на песчаном берегу вблизи Мальдонадо (Уругвай) несколько стеклянных трубочек, уходящих в песок вертикально вниз более чем на метр. Он описал их размеры и связал их образование с разрядами молний. Известный американский физик Роберт Вуд получил «автограф» молнии, которая чуть не убила его:

«Прошла сильная гроза, и небо над нами уже прояснилось. Я пошел через поле, которое отделяет наш дом от дома моей свояченицы. Я прошел ярдов десять по тропинке, как вдруг меня позвала моя дочь Маргарет. Я остановился секунд на десять и едва лишь двинулся дальше, как вдруг небо прорезала яркая голубая линия, с грохотом двенадцатидюймового орудия ударив в тропинку в двадцати шагах передо мной и подняв огромный столб пара. Я пошел дальше, чтобы посмотреть, какой след оставила молния. В том месте, где ударила молния, было пятно обожженного клевера дюймов в пять диаметром, с дырой посередине в полдюйма.... Я возвратился в лабораторию, расплавил восемь фунтов олова и залил в отверстие... То, что я выкопал, когда олово затвердело, было похоже на огромный, слегка изогнутый собачий арапник, тяжелый, как и полагается, в рукоятке и постепенно сходящийся к концу. Он был немного длиннее трех футов» (цитируется по В. Сибрук. Роберт Вуд. — М.: Наука, 1985, с. 285).

Появление стеклянной трубочки в песке при разряде молнии связано с тем, что между песчинками всегда находятся воздух и влага. Электрический ток молнии за доли секунд раскаляет воздух и водяные пары до огромных температур, вызывая взрывообразный рост давления воздуха между песчинками и его расширение, что слышал и видел Вуд, чудом не ставший жертвой молнии. Расширяющийся воздух образует цилиндрическую полость внутри расплавленного песка. Последующее быстрое охлаждение фиксирует фульгурит — стеклянную трубочку в песке.

Часто аккуратно выкопанный из песка фульгурит по форме напоминает корень дерева или ветвь с многочисленными отростками. Такие ветвистые фульгуриты образуются, когда разряд молнии попадает во влажный песок, который, как известно, имеет бo'льшую электропроводность, чем сухой. В этих случаях ток молнии, входя в почву, сразу начинает растекаться в стороны, образуя структуру, похожую на корень дерева, а рождающийся при этом фульгурит лишь повторяет эту форму. Фульгурит очень хрупок, и попытки очистить от прилипшего песка нередко приводят к его разрушению. Особенно это относится к ветвистым фульгуритам, образовавшимся во влажном песке.

6. Почему грозы случаются чаще на суше, чем над морем

Чтобы облако разрядилось, в воздухе под ним должно быть достаточное число ионов. Воздух, состоящий только из молекул азота и кислорода, не содержит ионов, и его очень тяжело ионизировать даже в электрическом поле. А вот если в воздухе много инородных частиц, например пыли, то и ионов тоже много. Ионы образуются при движении частиц в воздухе аналогично тому, как электризуются при трении друг о друга различные материалы.

Распределение частоты гроз по поверхности суши и океанов. Самые темные места на карте соответствуют частотам не более 0,1 грозы в год на квадратный километр, а самые светлые — более 50 (изображение: «Наука и жизнь»)

 

Очевидно, что пыли в воздухе гораздо больше над сушей, чем над океанами. Поэтому-то грозы и гремят над сушей чаще. Замечено также, что прежде всего молнии бьют по тем местам, где в воздухе особенно велика концентрация аэрозолей — дымов и выбросов предприятий нефтеперерабатывающей промышленности.

 

7. Как Франклин открыл молнию?

К счастью, большинство разрядов молнии происходят между облаками и поэтому угрозы не представляют. Однако считается, что каждый год молнии убивают более тысячи людей по всему миру. По крайней мере, в США, где ведется такая статистика, каждый год от удара молнии страдают около 1000 человек и более ста из них погибают. Ученые давно пытались защитить людей от этой «кары божьей». Например, изобретатель первого электрического конденсатора (лейденской банки) Питер ван Мушенбрук (1692–1761) в статье об электричестве, написанной для знаменитой французской Энциклопедии, защищал традиционные способы предотвращения молнии — колокольный звон и стрельбу из пушек, которые, как он считал, оказываются довольно эффективными.

Бенджамин Франклин, пытаясь защитить Капитолий столицы штата Мериленд, в 1775 году прикрепил к зданию толстый железный стержень, который возвышался над куполом на несколько метров и был соединен с землей. Ученый отказался патентовать свое изобретение, желая, чтобы оно как можно скорее начало служить людям.

Весть о громоотводе Франклина быстро разнеслась по Европе, и его выбрали во все академии, включая и Российскую. Однако в некоторых странах набожное население встретило это изобретение с возмущением. Сама мысль, что человек так легко и просто может укротить главное оружие «божьего гнева», казалась кощунственной. Поэтому в разных местах люди из благочестивых соображений ломали громоотводы. Любопытный случай произошел в 1780 году в небольшом городке Сент-Омер на севере Франции, где горожане потребовали снести железную мачту громоотвода, и дело дошло до судебного разбирательства. Молодой адвокат, защищавший громоотвод от нападок мракобесов, построил защиту на том, что и разум человека, и его способность покорять силы природы имеют божественное происхождение. Всё, что помогает спасти жизнь, во благо — доказывал молодой адвокат. Он выиграл процесс и снискал большую известность. Адвоката звали Максимилиан Робеспьер. Ну а сейчас портрет изобретателя громоотвода — самая желанная репродукция в мире, ведь она украшает известную всем стодолларовую купюру.

8 Защита от молнии

Недавно был предложен принципиально новый способ борьбы с молниями. Громоотвод создадут из... струи жидкости, которой будут стрелять с земли непосредственно в грозовые облака. Громоотводная жидкость представляет собой солевой раствор, в который добавлены жидкие полимеры: соль предназначена для увеличения электропроводности, а полимер препятствует «распаду» струи на отдельные капельки. Диаметр струи составит около сантиметра, а максимальная высота – 300 метров. Когда жидкий громоотвод доработают, им оснастят спортивные и детские площадки, где фонтан включится автоматически, когда напряженность электрического поля станет достаточно высокой, а вероятность удара молнии — максимальной. По струе жидкости с грозового облака будет стекать заряд, делая молнию безопасной для окружающих. Аналогичную защиту от разряда молнии можно сделать и с помощью лазера, луч которого, ионизируя воздух, создаст канал для электрического разряда вдали от скопления людей.

 

 

П. 3.

Урок «Молния»

Цели:

Образовательная: формирование представления об электрическом токе в газах; ознакомление учащихся с проявлениями в природе, связанными с прохождением электрического тока в газах;

Развивающая: развитие мышления, внимания и умения выделять главное;

Воспитательная: приобретение навыков общения и самоорганизации;

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, электрометр, диски плоского конденсатора, газоразрядные трубки.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.

План урока

1.Организационный момент (цели, задачи урока, подготовка учащихся к восприятию информации).

2.Мотивация учебной деятельности.

3.Лекция (сопровождение презентацией и беседой)

4.Домашнее задание.

5.Итог урока

Ход урока

Эпиграф к уроку: Во все века: жила затаена,

Надежда — вскрыть все таинства природы

В.Брюсов

 

Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный момент:  
Здравствуйте!  
На первом этапе учитель выступает в роли организатора учебного процесса, настраивает учащихся на изучение нового материала.
2. Мотивация 5мин  
Молния - самая мощная электрическая сила в природе, созданная льдом и жаром. Она убивает, она калечит. Мы можем поймать ее, можем сымитировать ее, но никогда не сможем полностью контролировать. Люди всегда счи­тали молнию грозным оружием богов. Во всем мире испокон веков на­блюдается это удивительное физическое явление, но оно хранит еще много тайн, поэтому наше сегодняшнее занятие носит исследовательский характер. Итак, тема урока «Молния». Записывают тему урока в тетрадь.
Какие задачимы поставим пе­ред собой? Изучив протекание электрического тока в различных средах, в том числе и в газах, мы попытаемся разобраться в меха­низме образования молнии, отве­тить на важные вопросы: каковы условия ее образования? Каковы причины возникновения? Суще­ствуют ли способы защиты от нее? Какими действиями она обладает, и какие тайны в себе хранит? Но сначала давайте зададим себе вопрос: «А много ли мы зна­ем о молнии?» В этом вам помогут коллажи.   Учащиеся отвечают, опираясь на коллажи «Тайны XX века»
Оказывает­ся, не так уж и много. Почему? Молнию очень трудно изучать: она смертельно опасна, трудно предсказать, в ка­кой момент и где она появится.
Технический прогресс позволил научиться не только ло­вить молнию, но и имитировать ее. Тем не менее загадок осталось не­мало. Опасности не останавливают человека. Он хочет узнать тайну. Как сказал поэт Валерий Брюсов (читает эпиграф)... Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть тайны линейной молнии. Но хочу сказать, что тайна открывается лишь тем, кто готов понять ее. По­этому для начала вспомним процесс ионизации газа.  
На данном этапе урока сочетаются мотивационно – потребностная и интеллектуально – познавательная сфера познания. Такими средствами является эпиграф урока, красивые картинки, рассматривая которые у учеников возникает интерес к изучению данной темы. Ученики пытаются объяснить увиденное, исходя из своих представлений. Кроме того, учитель осуществляет межпредметную связь: физики и изобразительного искусства, физики и литературы. Учащиеся самостоятельно находят ответ на вопрос, читая интересные статьи. Мотивом к изучению данной темы могут выступать и интересные исторические сведения. Благодаря этому методу, учитель осуществляет связь с жизнью. Учитель, описывая предстоящую учебную деятельность, помогает понять учащимся важность изучаемого материала и спланировать самостоятельную работу.
3.Объяснение нового материала (15 мин)
 
У каждого на парте лежит опорный конспект. К концу урока он должен быть заполнен. Ионизация Электрический разряд - это электричес­кий ток в газах. Что такое электрический ток? Это направленное движение свободных заряженных частиц.
Каковы условия возникновения электри­ческого тока? Наличие свободных заряженных частиц и наличие электрического поля.
Это два условия возникновения электри­ческого тока. Воздух при обычных условиях является проводником или диэлектриком?   Диэлектриком.
Тот факт, что воздух является диэлектри­ком при нормальных условиях, мы используем при раз­мыкании электрической цепи. Но оказывается, что в больших электрических полях воздух превращается в проводник. Покажем это на опыте. Возьмем прибор «Разряд», который позволяет при подключении к источнику постоянного тока накапливать достаточно большой заряд на проводниках, поло­жительный и отрицательный. Как видим, электричес­кой искры нет, хотя есть и электрическое поле, и не­большое количество свободных заряженных частиц в воздухе. Уменьшим расстояние между проводниками. Возникает ли искра?   Да.  
Увеличилось ли электрическое поле меж­ду проводниками? Да.
Какое из условий существования электри­ческого тока стало выполняться? Появилось большое количество свобод­ных заряженных частиц.
Рассмотрим процесс, в результате кото­рого число свободных заряженных частиц резко увели­чилось. Этот процесс называется ионизацией газа. Оказывается, «поставщиками» свободных заряженных частиц яв­ляются нейтральные атомы. Сво­бодные электроны, которые всегда имеются в воздухе, ускоряются в сильном электрическом поле. Ког­да энергия электрона достигает зна­чения большего, чем энергия свя­зи электронов в атоме Eкин> Wсв, то, столкнувшись с атомом, он ионизует его (слайд 1 компьютер­ной презентации). Это значит, что нейтральный атом испускает еще один электрон, превращаясь в положительный ион. В резуль­тате имеем два электрона и один положительный ион. Бомбардировка электронами нейтральных атомов называется ионизацией электронным ударом (слайд 2). Процесс ионизации газа носит лавинный характер, как грязевой поток, сходящий с гор (слайд 3). Возникает электрический разряд, который называется самостоятельным (слайд 4). Показ анимации №1 2. Молния Итак, создав элект­рический разряд в лабораторных условиях, мы смоделировали процесс ионизации газа. Теперь попробуем с помощью этой модели понять механизм возникновения молнии. В природе встречаются четыре вида гигантских электрических разрядов - молний, которые сопровождаются вспышками в атмосфере и громом: -линейная (разряд между облаком и землей); -плоская (разряд между облаками); -четочная (разряд в виде це­почки яркосветящихся точек); - шаровая. Шаровую и четочную молнию сфотографировать очень трудно. Лучше всех изучена линейная молния. О ней мы и поговорим сегодня. Молния - гигантский искро­вой электрический разряд в газе (слайд № 5). При каких условиях может возникнуть молния? Это: 1)высокая влажность (боль­шая масса влаги в облаках); 2)большой перепад темпера­тур между нагретой солнцем по­верхностью Земли и холодными вышележащими слоями атмосфе­ры, в результате чего возникают сильные нисходящие и восходя­щие потоки воздуха; 3)нормальное атмосферное давление. При таких условиях облака электризуются. Пока точно не из­вестно, как это происходит. Су­ществует много гипотез электри­зации грозовых облаков. Приве­ду, на мой взгляд, наиболее дос­товерную. Электризация облаков и Земли. Различные участки зем­ной поверхности прогреваются Солнцем неравномерно. Из-за этого возникают восходящие по­токи нагретого влажного возду­ха. Вверху вода конденсируется и кристаллизируется, превраща­ясь в кристаллики льда. В верх­ней части облака эти кристаллы сталкиваются и разламываются на две части (большая раз в сто часть заряжается отрицательно, меньшая - положительно). Более крупные осколки осаждаются в нижней части облака и там тают, а мелкие поднимаются вверх. Та­ким образом, в большинстве случаев нижняя часть облака заряжается отрицательно, верхняя положительно. Отрицательно заряженная часть облака наводит на земной поверхности под собой положительный заряд происходит электризация поверхности Земли через вли­яние. Показ анимации№2 Механизм образования молнии.Между облаком и земной поверхностью (в дальнейшем мы будем говорить «землей») создается электрическое поле. Если оно до­статочно сильное, то происходит ионизация воздуха, и возникает искровой разряд в виде молнии. Рассмотрим основные параметры молнии (слайд 6): Вы видите, что молния - не единичный разряд, а множество очень коротких разрядов, быстро следующих друг за другом. Из-за этого нам кажется, что молния мерцает. Итак, мы рассмотрели механизм образования линей­ной молнии. Какие основные процессы являются при­чиной возникновения искрового самостоятельного раз­ряда (молнии)? (слайд 7).     Электризация и ионизация газа.    
Учащиеся на протяжении всего урока заполняют опорный конспект. Благодаря этому у учащихся формируются общеучебные умения конспектировать, активируется мышление. Осуществляется связь обучения и воспитания — формируются творческие способности. При изложении нового материала, рассказ учителя сопровождается показом презентации. В результате происходит сочетание зрительного и слухового восприятия (показ презентации и рассказ новой темы). Для стимулирования познавательных интересов учащихся учитель предлагает их вниманию анимированные модели механизма образования молнии и процессов ионизации и рекомбинации. Сочетаются традиционные и инновационные методы обучения. При проведении демонстрации ученики на основе увиденного эксперимента и слов учителя получают новые знания. Диалог между ними построен в виде эвристической беседы.
III. Закрепление (10 мин) (Групповая работа по карточкам, 2 мин на обсуж­дение.)  
На данном этапе происходит закрепление полученных на уроке знаний. На данном этапе учитель сочетает индивидуальные и коллективные формы учебной деятельности. Самостоятельная работа по карточкам углубляет знания по физике, осуществляется практическая взаимосвязь изучаемого материала с окружающим миром. Применяя знания в новой нестандартной ситуации учащиеся развивают творческие способности, воспитывается коллективизм и взаимовыручка.
IV. Обобщение (Фронтальная беседа по слайду 8, о чем узнали на уроке, 1 мин: условия, причи­ны и механизм возникновения, действия молнии, способы защиты.)  
V. Домашнее задание (инструктаж, 1 мин) 1.Заполнить пропущенные места в опорном конспекте, который был роздан детям в начале урока, используя материал § 51, 52, 81, 82 учебника Г.Я.Мякишева и Б.Б.Буховцева «Физика-10. (М., Просвещение, 1992.) 2.Подготовить (по желанию) проекты, сообщения, рефераты по темам «Шаровая молния», «Четочная молния». 3. Разобрать по опорному конспекту устройство и принцип действия молниеотвода 4. Ответить на вопросы: - Где безопаснее находиться человеку: в доме, вблизи молниеотвода, за пределами защитного пространства молниеотвода? Почему? При каких условиях молниеотвод может оказаться опасным для здания? - Почему говорят, что молния может находить зарытые под землей клады? - Почему у альпинистов существует правило: ночуешь высоко в горах - все металлические предметы собери и положи отдельно, подальше от лагеря? Записывают домашнее задание в дневник и в тетрадь
Данные задания позволяют связать воедино данный урок с последующим так, как предполагается выступление с докладами. Задания интересные, имеют практическое значение и по силам учащимся. Выполнение этих заданий вызывает адаптационные способности, у них появляется вера в себя. Осуществляется связь психологии личности с методикой преподавания предмета.
VI. Заключение(2 мин) Молния — это все еще загадка природы, будоражащая наше воображе­ние. Тайн, связанных с нею, много. Например, непонятно: - почему при столкновении ледяных кристаллов положительный заряд накапливается на более мелких частицах, а отрицательный - на более (примерно в 100 раз) крупных; -почему молнии бывают длиной 100 км и более, но никогда не бывают короче сотен метров? -почему на теле пораженного молнией человека сгорело белье, а куртка осталась неповрежденной? -почему молния «сбрила» с человека все до последнего волоса, не причинив ему ни малейшего вреда? Уникальная история приводится в Книге рекордов Гиннеса. В Роя Салливана, паркового смотрителя из США, с 1942 г. по 1977 г. молния попадала семь раз. Трав­мы были разной степени - от поражения большого пальца на ноге до опаленных волос на голове и ожогов груди и живота. Перед очередной грозой бедняга не выдер­жал нервного напряжения и покончил с собой. В Ленинской библиотеке хранятся описания случаев, когда молнии не оставляли своих жертв даже после смерти - продолжали бить в могильные камни. Завершая наш урок, я хочу сказать, что, быть может, именно вы сможете разгадать тайны молний.  
VII. Оценка ответов учащихся (2 мин).  

 
 

 

Вывод:

Проведя анализ данного урока можно сделать следующий вывод. Учитель на уроке решает следующие задачи баланса:

Задачи баланса
1.зрительно и слуховое восприятие 2.индивидуальные и коллективные формы учебной деятельности 3.мотивационно – потребностная и интеллектуально – познавательная сфера познания 4.учитель сочетает научное и ненаучное знание 5.индивидуальные и коллективные формы работы 6.синтез и анализ получаемого материала 7.репродуктивные и творческие методы обучения 8.логический и чувственный способ познания 9.теории и практики 10.Усвоения и контроль знаний 11.Обучение и воспитание 12.Напряжение и релаксация 13.Внешние и внутренние мотивы

Карточка№1

…Вдруг

Гром грянул, свет блеснул в тумане,

Лампада гаснет, дым бежит …

А.С. Пушкин

? Описанное явление очень похоже на молнию. Предположим, что это молния. А сначала: мы слышим гром или видим вспышку? Vсв=3*108 м/с, Vзв =330м/с.

? На каком расстоянии сверкнула молния? Удар грома мы услышали через 25с после того, как увидели вспышку молнии.

Карточка№2

? Чем была страшна молния для мореплавателей? Какую помощь необходимо оказать пострадавшему от молнии?

? Какую помощь необходимо оказать пострадавшему от молнии?

Карточка№3

? Какие последствия может вызвать молния?

Упала молния в ручей.

Вода не стала горячей.

А что ручей до дна пронзен,

Сквозь шелест струй не слышит он.

Зато и молнии струя,

Упав, лишилась бытия.

Другого не было пути

К.К. Случевский

? Куда девалась энергия молнии?

Карточка№4

Л.Н.Толстой:

«Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глаза боль­но стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову, я упал и лежал до тех пор, пока не перестал дождь. Когда я очнулся, но всему лесу капало с дере­вьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, из пня шел дым. Вокруг меня лежали оск­ребки дуба. Платье на мне было все мокрое и липло к телу; на голове была шишка и было немножко больно».

? Чего не знал мальчик, пострадавший от молнии? Каковы правила поведения во время грозы?

Ответы к карточкам

КАРТОЧКА 1. • Сначала мы видим молнию, а уж потом слышим гром. Скорость света в миллион раз больше, чем скорость звука.

Vсв=3*108 м/с, Vзв =330м/с.

 

. • s = Vзв *t; s = 330 м/с * 25 с = 8,25 кмI

КАРТОЧКА 2. • Мог возникнуть пожар, перемаг

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...