Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параметрические методы ценообразования




КРАТКОСРОЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Тема 2. УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Основы ценовой политики предприятия и главные

Направления менеджмента цен

Параметрические методы ценообразования

Методы ценообразования на основе себестоимости

Литература:

1. Финансовый менеджмент: учебник / кол. Авторов; под ред. проф. Е.И.Шохина. – М.: КНОРУС, 2088. – глава 13, – С.220-247.

2. Лихачёва О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. И.Я.Лукасевича. – М.: Вузовский учебник, 2007. – С.262-275.

3. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. – М.: Омега-Л, 2004. – С.111-161.

Основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен

Цена – денежное выражение стоимости товара. Система цен государства представляет собой совокупность разновидностей цен, функционирующих в народном хозяйстве, через которую в практике хозяйствования выражается меновая форма стоимости товаров, т.е. способность их обмениваться через деньги. Цена – денежная оболочка отношений мены, стоимость – их содержание.

Управление ценами – процесс, предполагающий принятие особой разновидности денежно-финансовых решений. Отличительная особенность этого процесса и финансовых решений по нему на предприятии состоит в повышенной ограниченности диапазона управления, задаваемой фактически складывающимися весьма жесткими условиями рынка.

Цены и тарифы далеко не всегда формируются и пересматриваются самим предприятием. Например, не устанавливаются предприятиями-потребителями цены на топливо, тарифы на электро- и теплоснабжение, железнодорожную и прочую перевозку грузов, ставки арендной платы, цены на потребляемые сырье, основные и вспомогательные материалы, сметные нормы и расценки на капитальный ремонт и капитальное строительство, выполняемые подрядными строительными организациями и т.п. Следовательно, управление ценами на предприятии осуществляется в системе действующих цен и тарифов, включающих как непосредственно регулируемые предприятием цены, так и нерегулируемые. В зависимости от конкретных условий ведения бизнеса часть цен может выступать в качестве ограниченно регулируемых цен (например, путем подбора поставщиков с пониженными ценами на продукцию).

Управление ценами осуществляется финансовыми службами в действующей системе цен и тарифов. Практические проявления действия системы цен и эффекта от их оперативного управления выражаются через акты купли-продажи товаров, оплаты выполненных работ и оказанных услуг. Важнейшая общая целевая задача управления ценами на уровне государства и предприятия – максимизация финансового результата. Ценовыми методами это достигается на основе формирования и поддер­жания цен рыночного уровня и рациональных соотношений цен на потребляемую и производимую продукцию (работы, услуги).

Фундаментальные принципы построения системы цен в экономике неизменны. Названия цен в конкретных условиях развития экономической структуры общества могут меняться. Принципы построения системы цен находят выражение в таких понятиях, как:

- оптовые цены предприятия;

- цены оптово-сбытового звена;

- розничные цены.

Если предприятие обращается к услугам товарно-сырьевой биржи, где заключаются сделки, то неминуемо имеет дело с аккредитованными там брокерскими конторами, взимающими комиссионные. Биржевая цена, таким образом, выступает разновидностью оптовой цены снабженческо-сбытовой организации, которая компенсирует те же издержки обращения плюс приносит прибыль бирже и брокеру.

Финансовый менеджер управляет ценой в условиях определенного вмешательства в аналогичные процессы и на различных участках экономики государства. Государственная политика регулирования цен имеет непреходящий объект в системе цен в экономике – регулируемые государством цены предприятий.

Финансовая политика государства в области регулирования цен предприятий связана с применением двух основных методов финансового регулирования: изъятия и предоставления финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам. Практически эти два метода реализуются в ценовой системе государства через разнообразные налоговые и неналоговые формы.

Первый метод воздействует на уровень цен через увеличение или уменьшение налоговых составляющих в ценах на тот или иной вид товара. Например, увеличение или уменьшение акциза на продажу автомобилей, устанавливаемого в процентах к отпускным ценам производителя, воздействует на уровень фактически оплачиваемой покупателем цены за данный товар. Финансовое регулирование может осуществляться также с использованием таких наиболее распространенных налоговых форм, как налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на прибыль, государственные пошлины. Таким образом, важнейшей отличительной чертой первого метода финансового регулирования цен в хозяйстве выступает налоговый характер их регулирования, а также использование государством для этого налоговых форм изъятия дохода.

Особенностью второго метода государственного финансового регулирования цен является предоставление финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам. Типичная форма такого предоставления — бюджетное финансирование, имеющее целевой характер. Инструмент в руках государства для практической реализации этой формы – бюджетная система страны. Примеры практического применения: дотирование ряда видов медикаментов, а также мяса, молока и других продуктов питания в регионах. Особенностью рассматриваемой формы финансового регулирования цен является и то, что она функционирует при данных системе цен и налогов, пропорциях, соотношениях цен и налогового изъятия доходов. Таким образом, важнейшей отличительной чертой второго метода финансового регулирования цен в хозяйстве выступает бюджетный характер их регулирования при сложившихся соотношениях цен и налоговых пропорциях.

Производитель продукции формирует цену ее реализации под влиянием соотношения спроса и предложения на каждый вид товара в данном сегменте рынка. При проведении ценовой политики предприятие учитывает существующую в рыночной экономике обратную связь между ценой реализации товара и величиной спроса на него. Рыночная цена товара и величина его предложения находятся в прямой зависимости.

Оперативное управление ценами на предприятии чаще всего связано с принятием решений о целесообразности изменения уровня цен. Исключением являются случаи, когда предприятия осваивают новую продукцию, стремятся удержать сложившийся уровень цен на отдельные изделия. Однако прежде чем изменять цену, ее необходимо сформировать.

Параметрические методы ценообразования

Для установления цены по новой продукции производственно-технического назначения большое значение имеет первоначально правильное определение экономической эффективности применения изделия потребителем, а по товарам непроизводственного назначения и продовольственным товарам – потребительной стоимости нового продукта. Эта потребительная стоимость должна быть правильно выражена в стоимостном, денежном выражении через установленную цену. Потребительские свойства товара (мощность двигателя, экономичность потребления им топлива, коэффициент полезного действия и т.п.) могут быть представлены как совокупность параметров, определяющих потребительскую полезность товара. Изменение этих параметров, специфических для каждого нового или улучшенного (модернизированного) изделия, и является основой определения его цены. Для установления уровня цены рассматриваемой продукции обычно используют параметрические методы: балльный метод, метод удельной цены, регрессионный метод.

Балльный метод предусматривает оценку потребительских свойств изделия по выделяемым для данного товара конкретным параметрам его качества и полезности. К этим параметрам могут, например, относиться разнообразные технические, экономические, эргономические, эстетические и другие качества и свойства изделия. Каждая такая позиция для формирования цены получает свою оценку по новому изделию в баллах. Затем на основе суммирования и сопоставления суммы баллов по новой и базовой продукции определяется цена новой продукции. Расчет цены ведется по формуле

Нц = Рц • Сбн,

где Нц – новая цена вновь освоенного или улучшенного изделия;

Рц – расчётная цена, приходящаяся на один балл базового изделия;

Сбн – сумма баллов вновь освоенного или улучшенного изделия.

При этом расчетная цена базового изделия рассчитывается как отношение базовой цены изделия к сумме баллов базового изделия по формуле

где Бц – базовая цена изделия;

Сб – сумма баллов базового изделия.

Присвоение баллов каждому из параметров производится экспертным путем.

Пример 1. Предприятие выпускает телевизоры модели А и готовит выпуск новой модели Б. Качество каждой модели оценивается по трём показателям в баллах. Данные о качестве каждой модели и цене модели А приведены в таблице (табл..1). Определить уровень цены новой модели телевизора.

Таблица 1

Характеристики моделей телевизоров

  Модель Характеристики   Сумма баллов   Цена тыс.руб.
Изображение х1 Звук х2 Дизайн х3
А          
Б         ?

 

Решение. 1. Определим расчётную цену, приходящуюся на один балл базового изделия. Рцц / Сб =16 / 25=0,64 тыс.руб.

2. Определим цену улучшенного изделия.

Нцц • Сбн =0,64 • 28=17,92 тыс.руб.

Ответ: уровень цены новой модели телевизора составит 17,92 тыс.руб.

Метод удельной цены основывается на выделении главного для производителя и потребителя параметра выпускаемой продукции. Например, для телевизора это может быть качество изображения. При этом определяется удельная цена базового телевизора как базовая цена изделия, приходящаяся на единицу главного параметра. Новая цена модели вычисляется по формуле

Нцц • Уцб или Нцн • (Бц / Мб),

где Уцб – удельная цена базовой модели;

Мб – оценка в баллах базовой модели;

Мн – значение параметра новой модели.

Пример 2. В условиях примера 1 определить уровень цены новой модели телевизора методом удельной цены.

Решение. Уровень цены новой модели составит

Нцн • (Бц / Мб) = 10 • (16 / 8) = 10 • 2=20 тыс.руб.

Регрессионный метод установления цены связан с определением цены на основании построения уравнений регрессии. Эти уравнения в математическом виде описывают зависимость изменения цены от улучшения нескольких параметров качества изделия. В нашем примере с телевизором по статистическим данным об основных характеристиках телевизоров и их ценах может быть построена трёхфакторная линейная регрессионная модель вида

Цн=9,6+0,2х1+0,3х2+0,5х3.

Пример 3. По данным о характеристиках модели Б, приведенным в примере 1, определим уровень цены модели Б регрессионным методом.

Цн=9,6+0,2х1+0,3х2+0,5х3=9,6+0,2∙• 10+0,3∙• 8+0,5∙• 10=19,0 тыс.руб.

Ответ: Уровень цены новой модели составит 19,0 тыс.руб.

В приведенном примере уровень цены новой модели рассчитанный различными методами практически совпадает.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...