Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды категориальных систем




I. По полноте
а) полная б) неполная
II. По континуальности
а) континуальная б) дисконтинуальная
III. По числу изучаемых параметров
а) одно измерение б) несколько параметров
IV. По характеру требований к научному наблюдению
а) регистрируется так, как видит наблюдатель б) регистрируется на основе сути исследуемого вопроса и его логики

I a. Полная категориальная система

Любое проявление поведения включается в список категории, например изучение отношения ученика к коллективу (Залужный А. С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1931).

Тип поведения Действие Речь Объекты наблюдения
а б
I. Асоциальное Отворачивается, убегает, защищается Хнычет, плачет, кричит о помощи    
II. Антисоциальное Разрушает, отнимает, гонится, бьет Угрожает, требует, дразнит, ругает    
III. Пассивно-социальное Присоединяется, приветствует, старается Беседует, приветствует, просит    
IV. Активно-социальное Предлагает, ласкает, показывает, помогает, исправляет, берет инициативу Беседует, инсценирует, информирует, советует, критикует, призывает к сотрудничеству    

II a. Континуальная категориальная система

Качественные показатели располагаются в непрерывном ряду (например, «ребенок ВНИМАТЕЛЬНЫЙ <---> НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ»).

Классификация может быть по следующей непрерывной системе:

Всегда очень внима- тельный   В большинстве случаев внима-тельный Иногда внима-тельный Невнима-тельный
(5)   (4)   (3)   (2)

II б. Дисконтинуальная категориальная система

Не представляет собой континиум непрерывного ряда, например, при решении математических задач система категорий строится так, чтобы можно было следить за процессом их решения (задач).

Понимание задачи Востребование информации Oбсуждение Варианты решения Отрицание варианта Не относящееся к задаче
П Инф. О В. Отр. Не

III a. Категориальная система одного изменения

Категориальная система одного изменения исследуемой действительности (например, деятельность ребенка).

III б. Категориальная система нескольких параметров изучаемого

Категориальная система нескольких параметров изучаемого (например, деятельность не только ребенка, но и группы в целом, и воспитателя также).

IV. Категории по характеру требований к уровню научного наблюдения.

IV a. Регистрируется явление так, как его видит наблюдатель (например, поднимает руку ребенок или нет).

IV 6. Исследователь должен знать суть исследуемого вопроса, его логику. Он должен быть подготовлен к наблюдению, так как требуется высокий уровень интеллектуального усилия.

Протоколирование наблюдения позволяет возвращаться к наблюдаемым фактам. Протокол является основой и исходным моментом дальнейшего анализа:

записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ;

делать записи на месте наблюдения или сразу после исследования. После наблюдения просмотреть записи, откорректировать их и дополнить.

Форма ведения протокола определяется:

· предметом, задачей и чистотой исследования;

· наличием подготовленного континиума, условных знаков для регистрации фактов;

· наличием технических средств (видео и пр.);

· повторяемости определенного рода наблюдаемых фактов;

· записывать только факты, а не их истолкование;

· каждую реплику, действие воспринимать не изолированно, а в связи с другими действиями, словами, сопутствующими явлениями;

все записи необходимо сразу же обработать. Не накапливать большого количества материала наблюдений, так как обработка требует больше времени, чем само наблюдение.

ЗАДАЧА. В связи с целью исследования рекомендуется тщательно продумать план наблюдения.

Почему следует тщательно продумывать план наблюдения?

ОТВЕТ. Обычно мы быстро выделяем в своем восприятии то, о чем знаем. С развитием наблюдательности улучшается способность подмечать существенные, характерные (в том числе и малозаметные) свойства предметов и явлений. С развитием наблюдательности эффективность исследовательской работы возрастает.

ЗАДАЧА. Обычно в психологии выделяют наблюдения житейские и научные. Чем отличается наблюдение научное от житейского (что характерно для научного наблюдения)?

ОТВЕТ. Для научного наблюдения характерны:

1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ (наличие цели и плана позволяет собирать существенный материал исследования).

2. ПЛАНОМЕРНОСТЬ (позволяет определить программу наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение).

3. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ (позволяет выделить закономерные процессы).

4. АНАЛИТИЧНОСТЬ (позволяет объяснить наблюдаемые факты).

5. РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ (исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов).

6. ОПЕРИРОВАНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ специальных терминов (позволяет четко обозначить наблюдаемый материал).

ЗАДАНИЕ. Составьте характеристику личности ученика на основе особенностей проявления, выраженности и устойчивости его интересов. Наблюдение по плану:


1. Общие интересы:


спорт;

туризм;

шахматы;

техника;

конструирование;

музыка;

изодеятельность;

литература;

художественная самодеятельность;

экономика.


2. Выраженность:

проба сил;

эпизодичность;

постоянство.

3. Деятельность:

практическая;

теоретическая.

4. Устойчивость:

высокая;

средняя;

невысокая (ситуативность).

5. Умственная активность:

самостоятельная;

несамостоятельная.

6. Сложность:

а) большой объем;

б) средний;

в) малый.

7. Владение навыками:

сложными;

средними;

постоянными.

8. Творческая выраженность:

самостоятельное творчество;

воспроизведение с усовершенствованием;

воспроизведение.


Темперамент

Тип нервной системы, психологическая характеристика (сенттезивность, реактивность и активность их соотношения, экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, типы реакций), проявление в поведении общения.

«Методика Н. С. Лейтеса»

Физиологическое обоснование. Методика основана на измерении длительности последействия стимулов.

Аппаратура, необходимая для исследования. Проекционное устройство, электросекундомер, автоматически включающийся при появлении на экране определенных кадров. Это достигается системой контактов, которые замыкают цепь включения секундомера в тот момент, когда в фильмовое окно проекционного устройства попадают участки киноленты со специальными вырезами. В момент, когда испытуемый нажимает на ключ, секундомер выключается с помощью специального реле на несколько десятых секунды, а затем продолжает работать, пока стрелка не дойдет до 0. В этот момент секундомер автоматически выключается.

Двигательная реакция испытуемого фиксируется с помощью специального записывающегося устройства.

Процедура исследования. С помощью проекционного устройства перед испытуемым на экране демонстрируются изображения отдельных букв, по одной на кадре. Предъявляются 9 букв: А, В, И, К, Н, П, С, Т, X. Они располагаются в такой последовательности, чтобы какой-либо системы в их чередовании уловить было нельзя. Всего используется 780 кадров.

Буквы экспонируются в строго определенном темпе. На одни из них испытуемые должны реагировать, на другие — нет. Буквы, служащие положительными стимулами, отстоят друг от друга на различных интервалах, но всегда на определенном расстоянии от предшествующего предъявления. Таким образом сохраняется ритмичность подачи раздражителей. Испытуемые непрерывно наблюдают за меняющимися раздражителями, сохраняя необходимую сосредоточенность.

При положительных стимулах испытуемые нажимают на кнопку рефлексометра. Таковым сигналом служит появление буквы С, тормозным — НС. Буква С встречается в эксперименте 122 раза, Н — 120 раз, НС — 50 раз. Если букве С предшествовало сочетание НС (не важно, за сколько других букв до появления С), нажимать на ключ не надо ни при НС, ни при последующей — С.

Буква С отставляется от сочетания НС на разное расстояние, что позволяет измерять длительность последействия (в промежутке от 1 до 10 кадров).

Быстроту смены кадров можно регулировать: в одной серии кадры меняются через 1,5 с, и на нее уходит 20 мин; в другой серии кадры меняются через 0,5 с, и общее время эксперимента составляет 7 мин.

Критерии для диагностики. Изменение времени реакции (увеличение или полная задержка), обусловленное действием предыдущего раздражителя (тормозного — НС на положительный С), служит показателем последействия тормозного процесса.

За исходное принимается время реакции на стимул, предъявленный через 9 нейтральных букв, т. е. наиболее удаленный от предшествующего значимого (положительного или отрицательного) стимула. Чтобы судить о влиянии одного значимого стимула на другой, время реакции на каждом интервале вычисляется в процентах к фоновому времени. Если период реакции увеличивается на 10% и более, фиксируется наличие последействия. Длительность его измеряется путем умножения числа кадров между положительным и тормозным сигналами на длительность интервалов (1,5 или 0,5 с).

Наблюдаются три варианта изменения времени реакции на положительный стимул после отрицательного:

• замедление времени реакции (длится 6-12 с),

• сохранение прежней величины времени реакции,

• укорочение времени реакции (длится 3 с).

Данная методика не может использоваться вне лабораторных условий из-за сложности аппаратуры, хотя затрачиваемое на обследование время относительно небольшое. Кроме того, методика выявляет только влияние тормозного сигнала на возбудительный, т. е. функциональную подвижность торможения. Подвижность возбуждения в этой методике не имеет индикатора. Неясно также, изучается ли в ней интегральное свойство или же оно относится только ко второй сигнальной системе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...