Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила проведения дебатов

Роли участников дебатов

1. Ведущий дебатов

2. Спикеры

3. Секретарь

4. Хранитель времени

5. Жюри (эксперты)

6. Наблюдатели

7. Зрители

Элементы дебатов

Тема. Формулировка темы. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы. Тема должна быть пригодной для вынесения на дебаты. Формулировка темы должна следовать определенным принципам: тема должна формулироваться в виде утверждения и не давать преимущества ни одной из сторон, т.е. чтобы и сторона «за» и сторона «против» могли одинаково эффективно развивать свои аргументы.

Определение темы (определение терминов и понятий, содержащихся в формулировке темы) необходимы как отправная точка. Определения очень важны в дебатах, поскольку нужно знать, что можно обсуждать, а что нельзя. Определения рассматриваются, с одной стороны, как путь к исследованию темы, с другой стороны, как необходимые ограничения. Перед тем как представить свои аргументы перед судьей или оппонентами, вам необходимо определить термины темы, чтобы было проще проводить исследование темы. Изучение того, в чем суть данной проблемы, или в чем она может быть первый шаг в подготовке к успешным дебатам. Тема задает дебатам определенные рамки. Но поскольку тема может содержать огромное количество возможностей выбора проблем для обсуждения, необходимо ее ограничить. Участники дебатов проводят эти дополнительные ограничения путем определения терминов темы. Также, четкие определения помогают судье лучше понять позицию команды и контекст ее аргументов. Следует помнить, что дебаты по определениям не допускаются (судья имеет право прервать такие дебаты).

Система аргументации. Каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументации, то есть совокупность аспектов и аргументов в защиту своей точки зрения, представленных в организованной форме. С помощью аргументации команда пытается убедить судью, что ее позиция по поводу темы – наилучшая.

Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства – поддержки (цитаты, факты, статистические данные), доказывающие их позицию.

Большинство видов (но не все) дебатов предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера – оппонента. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой называется «перекрестными вопросами». Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

Этапы проведения дебатов

1. Подготовительный (за неделю до проведения дебатов):
- формирование команд (3–5 человек);
- бейджи для команд, песочные часы, гонг;
- подготовка аргументов, доказательств, подборка цитат из произведений, критической литературы и т. д. «за» и «против» предложенного тезиса;
- изучение правил и технологии проведения дебатов.

2. Проведение дебатов
- жеребьевка (определяется утверждающая и отрицающая команды);
- распределение ролей и обязанностей участников дебатов;

- определение технологии проведения дебатов (раунды и перерывы);

- назначению жюри и определение критериев оценки;

- проведение дебатов (по заданной технологии);

- выступление зрителей (зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки одной из точек зрения).

3. Заключительный
- мнение жюри;

- голосование зрителей;

- вопросы для анализа дебатов (рефлексия) и подведение итогов.

 

Порядок выступлений Спикер Время выступлений Роль спикера
  Первый спикер утверждающей команды (У1) 6 мин. - Представляет утверждающую команду; - Формулирует тему дебатов, показывает ее актуальность; - Заявляет позицию своей команды; - Объясняет ключевые понятия (слова) темы; - Выдвигает в организованной форме все аргументы утверждающей команды, затрагивающие наиболее важные аспекты рассматриваемой проблемы.
  Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1) 3 мин. О3 задает перекрестные вопросы У1 с целью принизить значение аргументов У1; У1 отвечает на вопросы (переход «на личности», дискуссия во время раунда не допускаются).  
  Первый спикер отрицающей команды (О1) 6 мин. - Представляет отрицающую команду; - Формулирует тезис отрицания; - Опровергает аргументы, представленные У1. Выдвигает в организованной форме все аргументы отрицающей команды.
  Третий спикер утверждающей команды (У3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1) 3 мин. У3 задает перекрестные вопросы О1 с целью принизить значение аргументов О1; О1 отвечает на вопросы (переход «на личности», дискуссия во время раунда вопросов не допускаются)
  Второй спикер утверждающей команды (У2) 5 мин. - Опровергает аргументы, представленные О1; - Восстанавливает аргументы утверждающей команды, усиливает утверждающую линию, представляя новые доказательства (новые аргументы не приводятся!)
  Первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2) 3 мин. О1 задает перекрестные вопросы У2 с целью принизить значение аргументов и доказательств У2; У2 отвечает на вопросы (переход «на личности», дискуссия во время раунда вопросов не допускаются
  Второй спикер отрицающей команды (О2) 5 мин. - Опровергает аргументы, представленные утверждающей командой; - Восстанавливает аргументы отрицающей команды, усиливает отрицающую линию, представляя новые доказательства (новые аргументы не приводятся!)
  Первый спикер утверждающей команды (У1) задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2) 3 мин. У1 задает перекрестные вопросы О2 с целью принизить значение аргументов и доказательств О2; О2 отвечает на вопросы (переход «на личности», дискуссия во время раунда вопросов не допускаются)
  Третий спикер утверждающей команды 5 мин. - Представляет финальный контраст игры с целью усиления утверждающей линии; - Выделяет наиболее важные области столкновения позиций команд; - Проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые утверждающей командой аргументы более убедительны; - Делает эффектное заключение.
  Третий спикер отрицающей команды 5 мин. - Представляет финальный контраст игры с целью усиления отрицающей линии; - Выделяет наиболее важные области столкновения позиций команд; - Проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые отрицающей командой аргументы более убедительны; - Делает эффектное заключение.

Правила проведения дебатов

1. В игре участвуют две команды, выражающие противоположные точки зрения (утверждающие и опровергающие).

2. Обсуждение ведется по теме, определенной заранее. Обе команды узнают резолюцию за некоторое время до игры и готовятся как утверждать, так и опровергать данный тезис. Стороны (утверждающие и опровергающие) определяются по жребию за 15-20 минут до игры.

3. Дебаты - командная игра, и в ней выражаются мнения команды, а не отдельного участника.

4. Запрещаются замечания личного характера в адрес оппонентов.

5. Временной регламент должен четко соблюдаться. В случае нарушения лимита времени ведущий дебатов призывает выступающего закончить речь.


Критерии оценки (рекомендуемые)

1. Содержательность выступлений (целенаправленность, полнота, системность, логичность).

2. Формулировка вопросов (проблемность, конкретность, четкость).

3. Содержательность ответов на вопросы (оперативность, гибкость, конкретность).

4. Рациональность использования времени.

5. Культура общения (выразительность речи, манера обращения к собеседникам, умение уважительно отвечать им, свободное владение материалом.

 

Для обсуждения дебатов могут быть предложены следующие задания и вопросы:
1. Оцените активность каждого из участников дебатов.
2. Чьи выступления вам понравились? Почему?
3. Какие выступления запомнились больше всего? Чем?
4. Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь?
5. Почему некоторые учащиеся не принимали активного участия в дебатах?
6. Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.).
7. Достигнута ли главная цель дебатов?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...