Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комментарии к нормативно-правовым документам




ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШОУ-БИЗНЕСЕ

Нормативно-правовая база Российской Федерации, обеспечивающая продюсерскую деятельность в области интеллектуального предпринимательства, состоит из федеральных нормативных актов, подзаконных нормативных актов и некоторых международных конвенций.

К основным федеральным законам, регулирующим в той или иной степени музыкальный бизнес, относятся:

- Конституция РФ;

- Гражданский кодекс РФ часть 4 «Об авторском праве и смежных правах»;

- Уголовный и Административный кодексы Российской Федерации.

Среди подзаконных нормативных актов, прямо или косвенно касающихся правовых отношений в сфере музыкальной индустрии, можно выделить наиболее важные:

- Постановление Правительства РФ «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений»

- Постановление Правительства РФ «О присоединении Российской Федерации к Всемирной конвенции об авторском праве»

- Постановление Правительства РФ «О присоединении Российской Федерации к Всемирной конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства»

- Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

- Федеральный закон «О рекламе»

- Постановление правительства Москвы «О введении защитного идентификационного знака на видео- и аудиокассеты, компьютерные информационные носители, лазерные и компакт-диски»

- «Положение о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей»

Среди международных соглашений, затрагивающих вопросы авторского и смежных прав, можно отметить следующие:

- Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций

- Всемирная конвенция об авторском праве

- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

- Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского пра­ва и смежных прав

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Историю развития законодательства в этой области можно начать с принятия Закона об авторском и смежных правах, который был введен в действие постановлением в 1993 г (с 2007 года этот закон входит в 4 часть Гражд. кодекса РФ. Однако даже с принятием закона сфера шоу-бизнеса продолжает оставаться неподвластной правовому регулированию.

Кроме возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации за нарушение авторских или смежных прав арбитражным суд теперь может взыскать и штраф в размере 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца. Также с нарушителя взыскивается и государственная пошлина с суммы штрафа. Такие серьезные материальные взыскания призваны были заставить задуматься правонарушителей и уменьшить процент преступления законных прав авторов и исполнителей.

3 ноября 1994 г. произошло одно из значимых событий истории paзвития нормативно-правового регулирования в сфере шоу-бизнеса. Постановлением Правительства РФ было осуществлено присоединение Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, а также ко Всемирной конвенции об авторском праве и ко Всемирной конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Это был поистине огромный шаг вперед на пути становления правоотношений на цивилизованный уровень.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» лишь косвенно является регулировщиком правоотношений в шоу-бизнесе, в той их части, когда продюсер работает с прессой. Федеральный закон «О рекламе», принятый в 1995 году, задевает сферу музыкального продюсирования в части добросовестной конкуренции, неэтичной и недостоверной рекламы. Например, если на афише сказано, что концерт будет проходить «в живую», без фонограммы, а в действительности это не было исполнено, то такая реклама считается недостоверной, поэтому заказчик будет оштрафован.

Постановление правительства Москвы в 1999 году «О введении защитного идентификационного знака на видео- и аудиокассеты, компьютерные информационные носители, лазерные и компакт-диски» содержит в себе определенный комплекс мер по борьбе с пиратством.

КОММЕНТАРИИ К НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМ ДОКУМЕНТАМ

Уголовный кодекс РФ предусматривает несение уголовной ответственности за незаконное использование объектов авторского и смежного права, т.е. за присвоение авторства. За совершенные деяния предусматривается штраф либо иное наказание в зависимости от размера причиненного ущерба. Кроме того, УК РФ включает положение о конфискации контрафактных экземпляров произведении и фонограмм, а также материалов и оборудования, которые использовались при создании контрафакта.

Кодекс об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности устанавливает административную ответственность за распространение контрафактной продукции.

В гражданском кодексе даются понятия авторского и смежного прав.

Авторское право. Обладатель авторских прав вправе поместить на каждом экземпляре произведения знак охраны авторского права, стоящий из трех элементов:

- латинской буквы «С» в окружности;

- имени обладателя исключительных авторских прав;

- года первого опубликования произведения.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и на протяжении 70 лет после его смерти.

Авторы имеют два вида прав – неимущественные и имущественные. Неимущественные права не имеют экономического содержания. Они защищают произведения от плагиата, присвоения авторства и действуют бессрочно. Имущественные права заключаются в том, что автору в отношении его произведения принадлежит исключительное право на использование, включая права на осуществление или разрешение следующих действий:

- воспроизводить произведения;

- распространять произведение любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д.;

- импортировать экземпляры произведения;

- публично показывать произведение; публично исполнять произведение;

- сообщать произведение в эфир и по кабелю для всеобщего сведения;

- переводить произведение;

- переделывать, аранжировать и другим образом перерабатывать его.

Имущественные права могут передаваться автором другим лицам путем заключения авторского договора (лицензии). Автор имеет право требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, по усмотрению суда, или в двукратном размере стоимости экземпляров произведения.

Смежное право. В процессе работы над созданием произведений (объекты) авторы (субъекты) передают право использовать свою интеллектуальную собственность исполнителям (актерам, певцам, музыкантам, танцорам, режиссерам, дирижерам, балетмейстерам), т.е. физическим лицам, а также издающим компаниям, производителям фонограмм, являющихся юридическими лицами, производителям визуального ряда (кино-, видео-, теле-, фотокадр), которые, в свою очередь, становятся обладателями смежных прав.

Смежное право защищает: исполнителей (актеров, певцов, танцоров и т. д.); производителей фонограмм; организации эфирного и кабельного вещания. Производитель фонограмм или исполнитель вправе поместить на каждом экземпляре фонограммы или на каждом содержащем ее футляре знак охраны смежного права, состоящий из трех элементов:

- латинской буквы «R» в окружности;

- имени обладателя исключительных смежных прав;

- года первого опубликования фонограммы.

Важным положением закона является определение прав продюсеpa как изготовителя аудиовизуального произведения, хотя, как такового, понятия «продюсер» в законе нет. Изготовителем или производителем фонограммы может выступать рекорд-компания, продюсерский центр, имеющий собственную студию звукозаписи, и т. д. Производитель фонограмм имеет следующие права: воспроизводить фонограмму, переделывать или любым способом перерабатывать ее, распространять экземпляры фонограммы (продавать, сдавать в прокат и т. д.), импортировать и т. д.

Организации эфирного и кабельного вещания (радиостанции, телевизионные организации и т. п.), как субъекты смежных прав, получают следующие исключительные права: право разрешать (запрещать) другой организации одновременно выпускать передачу в эфир или по кабелю, право записывать передачу, право воспроизводить запись передачи, право сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Объекты смежных прав могут использоваться без согласия правообладателей в следующих случаях: при включении небольших отрывков в обзоры текущих событий; при использовании в целях обучения и учебных исследований; в виде цитат; в личных целях.

В то же время закон допускает использование фонограмм в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя, но с выплатой вознаграждения при публичном исполнении фонограммы; передаче ее в эфир или сообщении ее по кабелю.

Сбор, распределение и выплата вознаграждения осуществляются любой организацией, занимающейся управлением правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе. Это происходит в случае, если авторы и обладатели смежных прав не сами используют свои имущественные права, а на основе договоров пepедают эти права организациям, которые ведут для них сбор и распределение вознаграждения. В России эту функцию выполняет Российское авторское общество (РАО), музыкальные издательства, организации по защите смежных прав и другие общества, например Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...