Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция формирования научно-исследовательской деятельности в вузах

 

 

ДГЛ-101

Болуческая Диана

Одним из важнейших видов деятельности является научно-исследовательская, которая в свою очередь направлена на получение и применение новых знаний. Итогом НИД является научный результат-продукт, содержащий новые знания, зафиксированный на информационном носителе. Что же касается НИД на сегодняшний день, то эта проблема очень актуальна, так как позволяет повысить уровень общественного потенциала ВУЗа, более того повысить уровень финансовой независимости. Однако анализ сложившейся практики использования информационных систем в данной области показывает необходимость повышения прозрачности и актуальности данных, предоставления доступа научных кадров к востребованной информации в единой информационной системе, повышения оперативности подготовки текущих и итоговых отчетов о научно-исследовательской деятельности.

Теперь следует обратиться к основным формам НИД (научно-исследовательская деятельность)

· фундаментальные научные исследования, которые в свою очередь направленны на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития общества, окружающей природной среды, человека;

· прикладные научные исследования, направленные на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач в образовании;

· научно-практические включают в себя: научные конференции, симпозиумы, семинары и иные аналогичные научные мероприятия;

· подготовка и издание сборников, периодических изданий, статей.

Раскрыв общее понятие НИД, мы можем вернуться к поставленному вопросу о формирование научно-исследовательской деятельности в ВУЗах. Из ранее прочитанной концепции Антоновой об обучении одаренных студентов в высших педагогических учебных заведениях, можно сделать вывод о том, что каждый ребенок обладает одаренностью, начиная со средней школы, опытный педагог должен определить и развить ее. Из этого же следует, что предоставленная высшим учебным заведение вариативная часть, позволяет проводить индивидуальные и групповые занятия с учащимися, занимающихся НИР интерес к которой проявляется в более раннем возрасте. В свою же очередь НИР (научно-исследовательская работа) позволяет каждому учащемуся испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Дело преподавателя – создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе. НИД - мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования.

Как нам всем известно, что на основе теоретического мышления формируется интеллект, а также понимание окружающей среды. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые приобретают свою значимость в старших классах и ложатся в основу психологического механизма теоретического мышления, становится понятным то, что приобщение учеников старших классов актуально именно на этот период.

На уровне практической деятельности мы часто сталкиваемся с неэффективными НИР, вследствие разных причин:

· невозможность определения лично степени участья «автора», хотя с научной новизной и практической значимостью в таких работах все в порядке, мы не можем точно утверждать о том, что сделал сам-ребенок, а что его научный руководитель. Бывает, что ученик следует наставлениям НР и выполняет его указания, не вдаваясь в породности эффективности такой работы;

· другой же причинной неэффективности НИР может служить весьма распространённый случай, когда ученик постигает уже подученные кем-либо результаты исследований и представляет их на конференции.

Мы можем рассуждать о том, что две предложенных причины все же лучше, чем ничего. Однако в этих случаях не проявляется индивидуальности и творческий подход ребенка.

Более того весьма сложно включить ребенка в организуемую в высших учебных заведениях научно-исследовательскую деятельность, приведем несколько пунктов по привлечению учащихся в занятиях НИР:

· учащийся должен чувствовать себя в роли субъекта;

· деятельность должна быть направлена на достижения понятных для подростка целей;

· деятельность, в которой принимает участие подросток, должна значиться, как социально значимая для большего вовлечения в НИР.

Основные этапы НИР:

1. Мотивация НИР - основополагающий этап, все начинается с мотивации. Именно мотивация позволяет участнику будущей НИР увидеть выгоды, так как очень важно наряду с моральными увидеть и материальные стимулы.

2. Выбор направлений исследований - это один из самых сложных этапов, тк в этой части все определяется специализацией, кругозором и компетенции научного работника. Основные требования-новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы, что касается объема исследований, то он должен быть такой, чтобы детский коллектив завершил его вовремя(1-2 года).

3. Постановка задачи – это непосредственная работа с будущими авторами, на этом этапе фиксируется достигнутый уровень знаний (=есть) и желаемую конкретную цель(=требуется, надо). Благодаря определению имеющихся знаний, НР может осуществить поступательный переход на более высокий уровень. Этап заканчивается обсуждением в детском творческом коллективе с формулировкой понятных целей предстоящей работы в самой лаконичной форме, а если возможно, то и математическом виде.

 

4. Фиксация и предварительная обработка данных. На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения и их результаты фиксируются.

Предварительная обработка экспериментальных данных, заполнение журнала наблюдений, группировка, сопоставление, отбраковка и анализ проводятся с целью выдвижения гипотез. Главное-не результат, а пройденный путь и по возможности не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно.

5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез. Это необходимо для облегчения предположений и догадок, в ходе проверок, в гипотезу. Обсуждения проходят в форме демократической дискуссии, которая в свою очередь не спонтанный ответ, а хорошо подготовленная презентация своей точки зрения. Здесь среди творческого коллектива очень просто выявить лидера, тк дух соперничества очень сильный стимул. В ходе дискуссии гипотезы сопоставляются с данными экспериментов, вследствие чего подтверждаются или опровергаются.

Следует уточнить, что нипотещы не всегда подтверждаются, но и отрицаются и ученику не удается достигнуть сформулированных целей. Но отрицательный результат-тоже результат и заслуживает представления на конференции. Но речи о призовых местах быть не может.

6. Оформление результатов работы. Результаты НИР представляются в вие доклада, требования к которому стандартны и меняются в зависимости от вида конференции. Творческие коллекти готовит доклад самостоятельно, а НР-редактирует его.

7. Представление исследовательской работы. Многие НР считаю, что достаточно выучить заранее подготовленный текст, но это не так. Довольно-таки часто явление, когда достаточно серьезные по содержанию работы не проходят даже в пятерку, потому что не были подготовлены должным образом, а дети не выдержали психологического напряжения. Очень полезно предварительно прорепетировать свой доклад сначала в маленьком творческом коллективе, а затем-на публике. Чтобы достигнуть успеха ученики должны быть уверены в победе на конференции.

Таким образом, мы можем сказать, что продвижение НИД в высших учебных заведениях способствует росту потенциалу России на всемирной арене. Позволяет развиваться в определённой сфере и обеспечивает должную материальную выгоду участникам научно-исследовательской деятельность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...