Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания




Предмет и понятийный аппарат акмеологии

Ключевые слова: педология, геронтология, акмеология, феномен.

педология [от греч. pais (paidos) – дитя + логия, букв. наука о детях] – совокупность психологических, биологических, социологических, педагогических концепций развития ребенка;

геронтология [от греч. gerontos – старик + логия, букв. наука о старцах] – совокупность медико-биологических и психологических наук, изучающих явления старения человека;

акмеология [от греч. акmе – высшая степень чего – либо + логия, букв. наука о вершинах] – совокупность наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения;

феномен [от греч. phainomenes – являющееся, то же, что явление]; акмеологические феномены – это, во-первых, конкретные проявления человека как индивида – сложнейшего живого организма, как личности, ядром которой выступают сформировавшиеся у человека отношения к разным сторонам действительности, и как деятеля, прежде всего как профессионала, во-вторых, это конкретные проявления бытия и жизнедеятельности малых и больших общностей людей, прежде всего относящиеся к выполняемой каждой из них роли в обществе.

Во многих научных классификациях развитие человека в онтогенезе слагается из детства, взрослости и старости. За кругом наук, во взаимосвязи друг с другом изучающих человека на ступени детства, закрепилось название педологии. Науки, совокупно исследующие старение и старость, образуют геронтологию. Наука, предметом которой выступает взрослый человек, все чаще называется акмеологией. Эта наука возникла на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических областей научного знания, и она целеустремленно и последовательно выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложнейшего живого организма), как личности (в этом случае, прежде всего, имеются в виду усвоенные человеком отношения к разным сторонам действительности) и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала). Поскольку взрослость человека очень часто отождествляется с его зрелостью как гражданина, как супруга, как родителя, как специалиста в какой-то конкретной области труда, то некоторые ученые, работающие в сфере акмеологии, заменяют понятие взрослости понятием зрелость, хотя, конечно, эти понятия неэквивалентны.

Большое внимание в акмеологии уделяется объективным и субъективным факторам, которые, взаимодействуя друг с другом, позволяют взрослому человеку достигать уровня акме. Понятие "акме" является одним из основных в новой научной дисциплине, о которой здесь идет речь. И хотя термин "акме" все чаще используется в публикациях, содержание которых соответствует профилю науки о развитии взрослого человека, он истолковывается в них очень неоднозначно.

- В одних случаях авторы, говоря об "акме", имеют в виду пик здоровья человека, или пик в развитии его как личности, или пик, когда человек как субъект, занимаясь какой-то деятельностью, добивается наибольших для себя результатов. При этом достигаемое человеком акме оказывается ограниченным небольшим временным промежутком.

- Другая группа исследователей, освещая проблему акме, имеет в виду более длительный временной период в жизни взрослого человека, когда для последнего характерен высокий уровень работоспособности, и как личность он наиболее граждански активен и вместе с тем творчески продуктивно реализует свой профессиональный потенциал в главной для себя области труда.

- И наконец, есть исследователи, например сначала Н.А. Рыбников, а затем Б.Г. Ананьев и его ученики и последователи А.А. Бодалев, А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина и др., которые термин "акме" включают в название раздела науки о развитии человека в онтогенезе. Именно они науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека, назвали акмеологией, специально и настойчиво подчеркивая при этом, что как раз на ступени взрослости нормально формировавшийся на предшествующих стадиях онтогенеза человек обыкновенно проявляет себя как зрелый индивид, богатая своими связями с действительностью личность и как активный деятель, профессионал. А вершины, на которые поднимается в своем индивидном, личностном и субъектном развитии взрослый человек, представители этой научной школы обычно называют кульминациями или иногда оптимумами.

К настоящему времени, помимо общей акмеологии, предмет которой был раскрыт выше, в связи с задачами профессионального формирования и развития человека в конкретных областях деятельности, имеющих всегда многоаспектный характер, стали оформляться такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др.

Вместе с тем, идя от реальной жизни, мы можем встретиться и с таким вариантом развития человека, а иногда и общности, когда одна линия развития и все приобретенное ими в ходе этого процесса как бы отставляются в сторону, и они продолжают свое развитие в совершенно новом для них направлении. Российская действительность последних лет дает много ярких подтверждений целесообразности именно такой модели развития, ориентирующей на новые формы организации деятельности людей, на достижение целей, кардинально отличающихся от тех, которые были у этих общностей ранее.

Список литературы

Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы / Под ред. Н.В. Кузьминой, Э.М. Зимичева. СПб., 2000.

Ананьев С.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2001.

Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М., 1998.

Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Методолого-прикладные основы акмеологического исследования. М., 2000.

 

 

Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания

Ключевые слова: акмеологичность, научно-методологическая ориентация, обществознание, человекознание, профессиональный менталитет.

акмеологичность – 1) свойство жизнедеятельности человека, характеризующее его устремленность к вершинам личностного, профессионального развития и самосовершенствования, выражающегося в творческом потенциале и профессиональном мастерстве; 2) онтологический атрибут бытия живого организма (растения, животного, человека) и общественной системы (группы, коллектива, объединения людей), характеризующий тенденцию развития к расцвету, в виде зрелых, гармоничных, самосовершенствующихся "акме"-форм;

научно-методологическая ориентация – направленность исследования на использование подходов, понятий, моделей, методов и других концептуально-методических средств, разработанных в рамках конкретных общественных (социальных и гуманитарных), естественных, технических наук;

обществознание – сфера научного познания, комплексно изучающая социальные процессы и системы средствами социальных (история, право, экономика, социология и т. п.) и гуманитарных (философия, культурология, психология, литературоведение, педагогика и т. п.) наук;

человекознание – сфера научного познания, комплексно изучающая человека средствами естественных (биология, генетика, физиология и т. п.), гуманитарных (философия, культурология, психология, педагогика и т. п.) и технических (кибернетика, эвристика) наук;

профессиональный менталитет – компонент профессионального сознания, выражающий систему ценностных ориентации и профессионального самоопределения личности в социальном, правовом, политическом, историческом и профессиональном пространстве. Структура профессионального самоопределения характеризуется взаимодействием образующих его уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.

 

Социокультурный контекст акмеологического познания

 

На исходе XX в. и в преддверии III тысячелетия при возникновении глобально-кризисных проблем – экологических, демографических, социальных – особую остроту приобретает поиск новых возможностей и ресурсов для их рационального решения. Один из конструктивных путей для этого связан с созданием инновационных высоких технологий, причем не только в традиционной производственной области, но также и в различных сферах человеческой деятельности.

Высокий профессионализм и творческое мастерство в ее осуществлении самыми различными специалистами – вот тот главный собственно человеческий ресурс, который становится важнейшим фактором оптимального решения насущных глобально-кризисных проблем. В этом социокультурном контексте особое значение приобретает такая новая интегративно-комплексная наука, как акмеология. Ибо именно она изучает закономерности и технологии развития вершин профессионализма и творчества как "акме"- форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности.

В целях изучения и анализа "акме" - форм как прецедентов успешного и творческого профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики. Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии "акме"-форм в жизнедеятельности человека, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности, в его становлении, как личностном, так и профессиональном.

 

 

Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства

 

Интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки кадров и в системе непрерывного образования. При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов с учетом различных аспектов подготовки кадров и совершенствования их квалификации.

Возрастной аспект направлен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда).

Образовательный аспект нацелен на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования.

Профессиональный аспект связан с определением возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты.

Креативныйаспект определяет затрачиваемые усилия и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества.

Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося "Я" и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека.

Список литературы

Семенов И.Н. Акмеология – новое направление комплексных исследований в современном человекознании // Общественные науки и современность. 1998. № 3.

Акмеология, политология, педагогика социального развития и управления / Отв. ред. Т.С. Болховитина, И.Н. Семенов. М.; Брянск, 2001.

Деркач А. А., Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М., 1998.

Семенов И.Н. Методологические проблемы гуманитаризации непрерывного образования на основе рефлексивно-акмеологического подхода // Инновационная деятельность в образовании. 1994. № 1.

Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации психологии творчества и рефлексии // Наука о человеке. М., 1989.

 

 

Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости

 

Акмеология, как было сказано выше, изучает феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его взрослости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, означающего обычно сформированность у него качества зрелости.

Ступень зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости, или, как ее еще называют, акме, – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, родитель, но вместе с тем никогда не является статичным образованием и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.

Ясно, чтобы целостно понять человека как "владельца", как "носителя" всех этих его "ипостасей", осмыслить всю сложность зависимостей между ними, необходимо сведение в единую картину результатов изучения зрелого человека, полученных в исследованиях, проведенных с позиций разных наук.

Время выхода на уровень "акме" человека как индивида, как личности и как субъекта творческой деятельности очень часто не совпадает, или можно говорить лишь об относительном совпадении.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое оно, "работает" вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности и какие способности, а также какой запас знаний, умений, навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.

При переходе на ступень зрелости здоровье человека может быть близко к норме, а может быть отягощено хроническими заболеваниями. Актуализирующиеся у него побуждения могут соответствовать сути общечеловеческих ценностей, или же за ними могут стоять псевдоценности. И в видах деятельности, от которых зависит его существование, он может оказаться беспомощным, не по возрасту инфантильным или, наоборот, продуктивно деятельным не только на репродуктивном, но и на творческом уровне.

 

Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии

 

Поэтому следующей задачей, которую решает акмеология, является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.

Вместе с тем понятно, что хотя характеристики человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности, отмечаемые у него на ступени зрелости, всегда связаны причинно-следственными зависимостями с особенностями его на предыдущих ступенях развития, но одновременно и те, и другие, и третьи всегда оказываются обусловленными общими и частными обстоятельствами, в которых протекала жизнь человека.

Поэтому акмеология шаг за шагом прослеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.) и природных условий на человека, ставя и решая при этом задачу разработки такой стратегии организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости.

Высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его "акме", его вершина. Насколько высокой оказывается эта его "вершина", насколько она содержательно многогранна и богата, насколько социально велики и новаторски оригинальны результаты его деяний при достижении акме, это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего "акме", от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации, в которую он попадает, поднявшись на ступень зрелости. Но в не меньшей мере количественно-качественные показатели его "акме" определяются тем, какой у человека образовался кругозор, сформировался общий и специальный интеллект, какое сложилось нравственное ядро, и развивались способности творца.

Люди очень отличаются друг от друга умением противостоять неблагоприятным обстоятельствам и вопреки им осуществлять свои замыслы. И их "акме", оцениваемое с учетом конкретных условий его проявления, всегда показывает, чего они стоят как индивиды, как личности и как субъекты деятельности.

 

Изучение процесса овладения человеком профессией

 

Помимо рассмотрения развития всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость, а в ней его акме, акмеология научно анализирует зрелость и акме более сужено, имея в виду только овладение человеком профессией, достижение им в ней уровня мастерства. Ведь понятно, что постижение сущности профессионализма, видение и понимание путей, ведущих к нему, имеет не только сугубо теоретическое, но и большое практическое значение. В стране огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, в сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова. И суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в строительстве государственности, в экономике, во внешней и внутренней политике, в промышленности и в сельском хозяйстве, в управлении ими, в сфере воспитания и образования и во всех других областях жизни общества. Непрофессионализм способствует росту напряженности в межнациональных отношениях, ведет к росту числа межличностных конфликтов и к психологическому дискомфорту в самочувствии людей.

Отсюда понятно, насколько актуальна разработка акмеологией круга проблем: "профессионализм и его основные характеристики", "профессионализм и зрелость человека", "пути предотвращения профессиональной деформации", "пути достижения профессионализма" и др.

Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Естественно, последнего не будет, если у человека не окажется и нужного для его профессионального труда состояния здоровья.

В связи со сказанным следующая задача акмеологии состоит в том, чтобы при изучении труда профессионалов экстракласса в разных областях деятельности выделить общее, которое их объединяет, и таким образом научно раскрыть как содержание явления высокого профессионализма, так и соответствующего ему понятия.

Настоящий глубокий и широкий профессионализм (об этом свидетельствует овладение им многими выдающимися людьми) не может вырастать у человека из занятий только одной деятельностью, которой он посвятил себя, особенно если эта деятельность сложна по своему характеру. Высокий профессионализм хотя и невозможен без развития у человека специальных способностей, которые как своим содержанием, так и формой были бы тесно притерты к требованиям конкретной деятельности, и без соответствующих этим требованиям знаний и умений, но важнейшим условием достижения такого профессионализма также обязательно является и мощное развитие у человека общих способностей и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность его личности.

Из всего сказанного для нас вырисовывается еще одна проблема, относящаяся к компетенции акмеологии, – это зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими проявлениями последнего вне сферы профессиональной деятельности. Наблюдения за проявлениями высокого профессионализма в жизни нередко фиксируют остановки в его росте, а иногда и утрату его и также деформацию личности самого профессионала. Описание феноменологии подобных случаев, их классификация, прослеживание причин, их вызывающих, – это тоже задача акмеологии.

Если попытаться назвать эти конкретные области деятельности, в которых наряду с общими чертами профессионализма обнаруживаются в каждом случае и свои специфические черты, то это будут области "человек – живая природа", "человек – общность", "человек – техника и неживая природа", "человек – человек", "человек – знаковые системы", "человек – образы искусства".

Без доказательств понятно, что путь к вершинам профессионализма длинен и труден. И понятно также, что любой Мастер в главной для него деятельности неповторим, неважно, токарь это или конструктор самолетов, швея или военачальник, животновод или работник уголовного розыска. Однако последнее не исключает того, что продуманная организация деятельности и отношений ребенка в дошкольном и младшем возрасте, целенаправленное введение подростка в мир профессий, последующие теоретически и практически научно глубоко отработанное и проверенное на эффективность профессиональное образование, если они хорошо сопряжены с общеличностным развитием молодых людей, значительно облегчат их включение в деятельность, которая станет главной в их жизни, и дадут каждому из них возможность искать алгоритм поведения, ведущий к выработке своего индивидуального стиля деятельности и высокому профессионализму.

Как всем понятно, акмеология, входя в нашу жизнь как научная дисциплина, предполагает глубокое освоение ее специалистами, чьей областью труда является организация условий оптимального достижения людьми индивидной, личностной и деятельностной ступеней зрелости и социально ценного и творчески продуктивного проявления каждым из них себя на этой ступени. Поэтому акмеология является одновременно и учебной дисциплиной. Это означает: чтобы в этом качестве она успешно выполнила свою роль, необходимо, помимо глубокого и всестороннего раскрытия предмета акмеологии и ее значения и места в системе наук об обществе и человеке, освещения закономерностей и механизмов, подлежащих изучению акмеологией, а также теоретического и практического значения акмеологии, о чем речь частично выше уже шла, дидактически и методически проработано предложить вниманию изучающих этот предмет слушателей научные характеристики основных параметров и типологий человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности на ступени зрелости и наиболее распространенные варианты достижения или не достижения человеком вершины в своем развитии на этой ступени.

Но одной констатации существа этих фактов будет недостаточно, если далее не будет прослежена убедительно вписанная в различные жизненные контексты "логика наживания" той или иной "картины" зрелости и ее конкретных проявлений, а также не обсуждены эффективные – и социально, и психологически конкретные – пути помощи человеку с целью более оптимального проявления им себя как личности и как труженика-творца на ступени зрелости. И конечно, поскольку здесь все время имеется в виду главным образом взрослый человек, изучая акмеологию, постигая этот предмет, мы должны взять на вооружение результативную в практическом отношении "систему" передачи этому взрослому человеку "технологии" движения его самого к более высокому уровню физического здоровья, гражданственности, нравственности и, разумеется, профессионализма в главной для него деятельности. Столь же важно для акмеологии выявление феноменологии, закономереностей и механизмов развития разных типов общностей и целенаправленное использование этих знаний с целью более успешного решения этими общностями стоящих перед ними задач.

Список литературы

Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2001.

Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.

Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 2000.

Климов Е.А. Субъект как реальность глазами разнотипных профессионалов//Акмеология. 1994. № 1.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...