Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика эпохи




Первый этап в развитии общества – эпоха древнего мира, продолжался с 40 тыс. лет до н.э. до V в. н.э. (от времени отступления ледника до падения Рима (476г.) Его главным содержанием является возникновение древнейших форм производства и элементарных связей в структуре экономики.

· Организационно экономический уровеньхарактеризуется использованием примитивных ручных технологий на основе простой кооперации. Древнейшие формы простой кооперации – родовая и соседская община.

Простая кооперация форма организации производства, при которой коллектив людей выполняет однокачественную работу на условиях естественной (половозрастной) специализации.

* Вотраслевом уровнеэкономики древнего мира трудно выделить специализацию отдельных хозяйств, т.к. все они развиваются в рамках замкнутого натурального хозяйства и представляют собой автаркии. Особую роль в формировании отраслевой структуры экономики сыграло общественное разделение труда.

 

· Формированиетерриториального уровня было обусловлено природно-климатическими условиями и проявилось в темпах освоения отдельных территорий: древнейшие земледельческие цивилизации возникают в наиболее благоприятных климатических условиях. Территориальная специализация оказалась связанной с источниками сырья, что отразилось на развитии ремесла и торговли. Важное значение для складывания территориальной структуры экономики имела неолитическая революция, скорость распространения которой также зависела от географических факторов.

Неолитическая революция переход от присваивающего типа хозяйства к производящему, который сопровождался появлением прибавочного продукта, повышением жизненного уровня населения, увеличением его численности и созданием предпосылок для возникновения государств.

* Воспроизводственный уровень. Основным производителем древнего мира являлось земледельческое хозяйство, которое претерпело эволюцию – от коллектива свободных общинников в условиях родовой общины до формирования общинных, рабовладельческих (частновладельческих) и государственных хозяйств на основе различных форм отношений зависимости.

Внешнеэкономический уровень. Особое развитие получает в период разложения первобытнообщинного строя и зарождения рабовладельческой экономической системы. Страны соединяли не только политические узы в результате возникновения рабовладельческих империй, но и широкие экономические связи. Важную роль при этом играло Средиземноморье (морские торговые пути) и "Великий шелковый путь", связывающий по суше Восточную Азию и Средиземноморье. Значение возникновения внешней торговли для мировой экономики было очень велико и связано с устранением ограничений, связанных с географическими рамками и ресурсной базой; передачей социальных и технологических инноваций (денежная система, письменность, тайны ремесел); стимулированием разложения общинных отношений и формированием новых рынков сбыта.

2.2. Основные черты и направления развития
первобытнообщинного хозяйства

В развитии истории экономики в зависимости от вида материала, служившего для изготовления орудий труда, выделяется несколько эпох:

Эпоха первобытной экономики хронологически совпадает в основном с каменным веком, в котором выделяются три периода. Начало палеолита (древнего каменного века) связано с появлением первых предков человека, научившихся изготовлять примитивные орудия труда из камня, дерева, рога и кости. Все орудия изготовлялись техникой оббивки, без применения шлифовки и сверления. Одним из переломных моментов в развитии первобытной экономики явилось овладение огнем. Человек начал строить жилища или обустраивать пещеры.

Самыми древними видами хозяйственной деятельности человека были охота и собирательство. Сначала охота была преимущественно загонная, в конце верхнего палеолита происходит переход к индивидуальной охоте на мелких и средних животных. В этот период времени (около 15 тыс. лет назад) был изобретен лук, усовершенствовано копье-металка.

Ученые считают, что уже в палеолите начинают проявляться региональные отличия в технологии изготовления орудий труда (например, направления сколов с камня), а особенно в специализации деятельности. Так, например, в Европе по археологическим раскопкам можно выделить специализацию в охоте не только на один вид животного, но и особо половозрастных групп внутри одного вида: в Центральной и Южной Италии – охотники забивали самцов-оленей или в первый год их жизни или в возрасте 4-8 лет (наибольший вес), в Северной Италии охотники предпочитали только старых оленей (9-10 лет), которые легче добывались.

В мезолите – среднекаменном веке (12-8 тыс. лет до н. э.) совершенствуется технология изготовления орудий труда. Они уменьшаются, превращаясь в микролиты – мелкие орудия, сделанные из отщепов и имеющие геометрическую форму. Расширилось количество орудий труда: получили распространение специальные орудия – зернотерки, ступы, песты, появляется колесо, что облегчает транспортировку. Сохранялся присваивающий тип хозяйства, но возникает рыболовство, в том числе морское. Складывался сезонно-оседлый образ жизни первобытных людей.

Неолит – новокаменный век имеет разные хронологические рамки для различных территорий. Так в Азии он продолжался с VIII до V тыс. до н.э.; в Европе – с VIII до IV тыс. до н. э. (на севере вплоть до III тыс. до н.э.). Его содержание определяется неолитической революцией.

Период неолита характеризуется распространением оседлости, связанным с первым этапом общественного разделения труда. Соответственно главными занятиями становятся земледелие и скотоводство, строительство (преимущественно глинобитное). Усложнение деятельности проявляется и в усовершенствовании орудий труда: появляются примитивные прялка и пряслице, мотыга, плуг, жатвенные ножи и серпы. Возможность получения регулярного продукта приводит к изменению организационных форм человеческой деятельности. В рамках неолита осуществляется переход от родовой общины к соседской. При этом сокращение человеческих коллективов может рассматриваться и как адаптация к "плохим годам", когда источники пищи становятся скудными и отсутствуют долговременные источники связи и возможности сохранения пищи.

Особенностью территориальной структуры первобытной экономики считается ее полицентризм. К настоящему времени выделено несколько очагов возникновения земледелия:

* 10-6 тыс. лет до н. э. – Северо-Западный Таиланд;

* 8-6 тыс. лет до н. э. – Передняя Азия и Восточное Средиземноморье;

* 7-6 тыс. лет до н. э. – Индокитай;

* 6-5 тыс. лет до н. э. – Иран и Средняя Азия;

* 5-4 тыс. лет до н. э. – долина Нила;

* 5-3 тыс. лет до н. э. – Индия;

* 4-1 тыс. лет до н. э. – Индонезия, Китай, Центральная Америка и Перу.

Неолитические поселения остаются автаркичными, но появляется нерегулярный обмен. Свидетельством этого являются находки в разных регионах одинаковых поделочных камней, орудий производства, посуды, редких вещей типа ракушек каури, которые в Древней Индии и Китае выполняли роль денег.

Разложение первобытной экономики хронологически связано с периодами активного использования металла. Энеолит – меднокаменный век (VI тыс. до н.э.) прослеживается только в отдельных районах Европы. Он характеризуется появлением первых металлических (медных) орудий труда крупных размеров, которые копировали каменные, деревянные и глиняные орудия труда. Бронзовый век (для Европы – III тыс.; для Азии – IV-III тыс. до н.э.) связан с распространением бронзовых орудий труда и вторым этапом общественного разделения труда – отделением ремесла от земледелия. Процесс выделения ремесла в самостоятельную сферу деятельности затянулся. Это объясняется технологической сложностью ремесленного производства, требующего специальных навыков, поэтому первоначальное разделение труда происходило не внутри, а между общинами, что обусловливало торговлю на границах территорий племен. Кроме того, ремесло сохраняло сезонный характер производства. Полновременные ремесленники могли быть только там, где у общества был устойчивый избыточный продукт, изымаемый государством.

Развитие ремесла активизировало торговый обмен, что создавало основу третьего этапа общественного разделения труда- возникновения регулярной торговли и городов. Вместе с ремесленными изделиями в бронзовом веке особую роль играет торговля солью, необходимой и в питании, и в изготовлении кожаных изделий, в консервировании и т.д. С помощью обмена люди стремились получить прежде всего какие-либо редкие вещи или труднодоступное сырье (медь, бронзу, золото, янтарь и раковины), часто выполняющие роль "первобытных денег". Нередко итогом обменных отношений было ускорение развития более отсталых обществ.

Возрастающая производительность труда вызывала все большую его индивидуализацию, что открывало возможность частного присвоения всего произведенного продукта первоначально какой-то группой внутри коллектива, обычно семьей, затем отдельными лицами. Это послужило предпосылкой для начала процесса формирования классов и государств. Важной чертой данного этапа является преобладание малых государственных форм ("номы" в Египте или города – государства в Греции).

Начало железного века (III тыс. до н.э.) ознаменовалось дальнейшим усовершенствованием структуры экономики, а в политико-экономическом плане – созданием “мировых империй”. Причины этих процессов кроются не только в кризисе первобытной экономики, создавшей условия для расширенного воспроизводства. Особое значение стали играть следующие факторы:

* необходимость политического объединения регионов, производящих средства производства, с регионами, дающими продукты сельского хозяйства и ремесла в условиях слабых экономических связей;

* внешняя угроза – защита границ путем присвоения новых территорий;

* закрепление расслоения общества – формирование рабовладельческой системы.

Процесс складывания классовых обществ не был синхронным. Одни народы создали свои государства в IV-III тыс. до н.э., другие – после распада Римской империи в начале нашей эры, третьи – в XVIII-XIX вв. н.э. Причем ранее всего они возникли в тех областях, где продуктивность земледелия была особенно значительна. Как правило, такой интенсивной системой было ирригационное земледелие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...