Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценностные ориентиры содержания учебного курса




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Г. Иркутска Лицей №1

 

Рассмотрено на заседании кафедры ___________________ МБОУ г. Иркутска Лицей №1 Протокол №___ от «___» ____августа 2015 г. Заведующий кафедрой   ________/________________/   Согласовано: Заместитель директора по НМР МБОУ г. Иркутска Лицей №1   _______________   Н.В. Камозина     Утверждено: Директор МБОУ г. Иркутска Лицей №1 В.И.Четвертаков   _______________________   Приказ №___ от «____» __________________2015 г.  

 

Рабочая программа

По курсу «Наглядная геометрия»

для 5-1,2; 5-3,4; 5-5,6 классов

базовый уровень, 34 часа

 

 

Учитель:

Быкова Светлана Владимировна

Первой квалификационной категории

 

 

Рабочая программа по наглядной геометрии составлена на основе:

- федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (геометрия);

- авторской программы для 5- 6 классов В.А. Смирнова, И.М. Смирновой и И.В. Ященко.

 

 

2015-2016 учебный год

I. Пояснительная записка

Результаты ГИА и ЕГЭ по математике показывают, что основная проблема геометрической подготовки учащихся связана с недостаточно развитыми геометрическими представлениями, неумением представлять и изображать геометрические фигуры, проводить дополнительные построения.
Задачи, в которых требуется понимание геометрической конструкции, решаются гораздо хуже, чем те, в которых требуется просто найти ту или иную геометрическую величину, подставляя данные в соответствующую формулу.
Выучивание формул не является основной целью обучения геометрии. В некотором смысле геометрические представления учащихся важнее знания конкретных формул. Формулы забываются, а геометрические представления остаются. Формулы можно посмотреть в справочной литературе, а геометрические представления нет.
Начинать развивать геометрические представления лицеистов нужно как можно раньше. На это должно быть нацелено и изучение раздела «Наглядная геометрия» примерной программы основного общего образования по математике.
К сожалению, в действующих учебниках по математике для 5-6 классов больше внимания уделяется вопросам нахождения геометрических величин (длина, угол, площадь, объём) и гораздо меньше – развитию геометрических представлений учащихся.
Мы предлагаем усилить изучение наглядной геометрии в 5-6 классах, при этом особое внимание уделить изображению и моделированию плоских и пространственных фигур.
Это позволит развить геометрические представления учащихся, лучше подготовить их к изучению систематического курса геометрии 7-11 классов, повысить качество обучения геометрии.

В ходе изучения курса 5 класса учащиеся систематизируют знания, полученные в начальной школе о геометрических фигурах и телах, их элементах. Учатся выполнять чертежи геометрических тел, их разверток, оформлять записи с использованием специальной символики, решать геометрические задачи на построение, доказательство и вычисления, продолжают знакомиться с чертежными инструментами: линейка, циркуль, транспортир, чертежный треугольник.

II. Характеристика курса

Общая характеристика учебного предмета.

В ходе изучения курса 5 класса учащиеся систематизируют знания, полученные в начальной школе о геометрических фигурах и телах, их элементах. Учатся выполнять чертежи геометрических тел, их разверток, оформлять записи с использованием специальной символики, решать геометрические задачи на построение, доказательство и вычисления, продолжают знакомиться с чертежными инструментами: линейка, циркуль, транспортир, чертежный треугольник.

Место учебного курса в учебном плане Лицея

На изучение курса отводится 34 часа, по 1 часу в неделю в течение 1 года.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Программа направлена на достижение следующих целей:

  1. овладение системой геометрических знаний и умений.
  2. развитие конструктивных навыков обучаемых.
  3. всестороннее развитие геометрического мышления учащихся 5 классов с помощью методов геометрической наглядности.
  4. изучение и применение этих методов в конкретных ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

Содержание курса обеспечивает развитие творческих способностей ребенка, обогащает и развивает геометрическую интуицию, развивает личность ученика, его способности.

Курс предполагает комплексное развитие памяти, внимания, речи, нетрадиционного мышления, гибкости мышления, развития пространственного воображения, смекалки и наблюдательности, посредством нестандартных задач.

Одной из задач курса является вооружение учащихся геометрическим методом познания мира, определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.

В ходе преподавания наглядной геометрии в 5 классе следует обращать внимание на то, чтобы обучаемые овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способам деятельности, такими как

- планирования и осуществления алгоритмической деятельности.

- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи.

- использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу и современные информационные технологии.

- приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе самостоятельной деятельности.


Требования к результатам освоения. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Изучение геометрии в 5-6 классах базируется на геометрической подготовке, полученной учащимися в начальной школе. В соответствии с примерной программой по математике для 1-4 классов школьники, оканчивающие 4-ый класс, должны: знать названия и обозначения единиц важнейших величин – длины: м, км, дм, см, мм.; площади: м2, дм2, см2.; скорости: км/ч, м/с; уметь распознавать и изображать (на клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки) простейшие геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, окружность, круг, многоугольник); измерять длину отрезка, ломаной; строить отрезок данной величины; вычислять периметр прямоугольника.

· Личностные результаты

ü Готовность и способность обучающихся

ü - к саморазвитию и личностному самоопределению;

ü - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание;

ü - способность ставить цели и строить жизненные планы;

ü - способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

· Метапредметные результаты

ü Освоенныеобучающимися

ü - межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,

ü - самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

· Предметные результаты

В результате изучения курса все учащихся должны овладеть следующими умениями, задающими уровень обязательной подготовки, и соответствующими компоненту государственного образовательного стандарта по математике в 5-6 классах:

  • знать основные геометрические фигуры: точки, прямые, плоскости;
  • распознавать и изображать геометрические фигуры: треугольники, четырехугольники, окружности, углы;
  • уметь их изображать и обозначать, используя соответствующую символику;
  • распознавать и изображать замечательные линии и точки геометрических фигур;
  • решать простейшие геометрические задачи на построения, вычисления;
  • знать и использовать при решении задачи свойства фигур;
  • производить простейшие измерения и построения с помощью циркуля, линейки, чертежного треугольника;
  • распознавать и изображать геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, куб, призму, пирамиду;
  • знать основные элементы геометрических тел, формулу Эйлера;
  • знать основные формулы и уметь применять их при решении задач;
  • уметь решать элементарные практические задачи;
  • уметь конструировать и практически получать модели геометрических тел;
  • знать взаимное расположение фигур: параллельность, пересечение, перпендикулярность;
  • уметь вычислять расстояние между двумя точками.

 

Все задачи курса должны решаться комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики геометрии как науки и учебного предмета. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач. Специфика курса - наглядность.

Исходя их этого, на уроках геометрии 5-6 классов целесообразно как можно больше проводить практических работ по изготовлению различных геометрических фигур, применяя моделирование из бумаги, работу по готовым чертежам. Вместе с тем следует учить детей правильно оформлять чертежи, делать свои выводы, рассуждать, сравнивать.

В обучении геометрии важную роль играют задачи, которые являются и целью и средством обучения. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход в обучении.

В ходе изучения курса «Наглядная геометрия» на первое место выступает самостоятельная учебная деятельность. Роль учителя сводится к постановке вопросов и заданий, стимулирующих активную деятельность учеников и в разумной помощи при получении выводов и обобщений результатов наблюдений. Задачи носят исследовательский характер и не требуют знания специальных формул и теорем. Они направлены на выявление математических способностей, развитие геометрических представлений и конструктивных умений учащихся.

Контроль за результатами обучения

Основной критерий – получение удовлетворения от самой работы. И более традиционно: промежуточный контроль, творческие работы, итоговый письменный контроль. Программой предусмотрены виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Для всех видов контроля используются тесты. Для промежуточного и текущего контроля тесты рассчитаны на 40-45 минут. Для оценивания знаний, умений и навыков учащихся придерживаюсь рекомендации авторов тестов.

III. Содержание учебного курса

5 класс (34 часа)

Основные понятия геометрии (4 часов).

Точки, прямые, плоскости. Лучи и отрезки. Взаимное расположение.точек и прямых на плоскости. Параллельные и перпендикулярные прямые.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

- понимать идеализацией каких объектов являются точки, прямые и плоскости;

- изображать, обозначать и называть точки, прямые, лучи, отрезки;

- устанавливать взаимное расположение точек и прямых на плоскости;

- решать задачи комбинаторного характера на взаимное расположение точек и прямых на плоскости.

 

Отрезки и углы (7 часов)

Сравнение отрезков. Равенство отрезков. Сложение и вычитание отрезков. Измерение длин отрезков. Единицы измерения длины.

Полуплоскость и угол. Выды углов: острые, прямые, тупые углы, развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Сравнение углов. Равенство углов. Сложение и вычитание углов. Биссектриса угла. Градусная величина угла. Измерение величин углов.

 

Характеристика основных видов деятельности ученика:

- сравнивать отрезки и устанавливать их равенство;

- измерять длины отрезков с помощью линейки;

- откладывать отрезки заданной длины;

- изображать, обозначать и называть углы;

- устанавливать виды углов;

- сравнивать углы и устанавливать их равенство;

- проводить биссектрису угла;

- измерять градусные величины углов с помощью транспортира;

- изображать углы заданных градусных величин;

- решать задачи на нахождение длин отрезков и величин углов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...