Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наглядные и практические методы обучения ОБЖ




Методы обучения – это система последовательных взаимосвязанных действия учителя и учащихся обеспечивающих усвоение содержания образования.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

 

Одним из главных дидактических принципов обучения является его наглядность. В основе наглядного метода обучения лежит визуально-чувственное восприятие учащимися предметов и явлений в натуральном или искусственном виде.

Наглядные методы обучения базируются на использовании разнообразных средств обучения. В преподавании курса ОБЖ широко применяются как натуральные, так и изобразительные средства обучения (коллекции, гербарии, приборы, модели, макеты, картины, схемы, видеоматериалы и др.).

Основные наглядные средства обучения, используемые на уроках ОБЖ, представлены на рис. 1.

Рис. 1. Наглядные средства обучения

 

В основе наглядного метода обучения лежит визуально-чувственное восприятие учащимися предметов и явлений в натуральном или искусственном виде.

По природе используемых пособий различают (Н. М. Верзилин и др.) следующие виды наглядных методов: демонстрационные и иллюстративные.

1. Демонстрационные методы — обеспечивают восприятие натуральных объектов, действий людей, приборов, механизмов в динамике. При этом учащиеся могут ознакомиться с внешним видом объектов, свойствами явлений и их внешних проявлений. При изучении курса ОБЖ особенно часто преподавателем применяется личный показ действий, приемов, работы приборов; моделирование поведения, ситуации самим педагогом или специально подготовленными учащимися.

 

2. Иллюстративные методы — образное воссоздание формы, структуры, сущности явления (используются изобразительные материалы — рисунки, карты, схемы, макеты, муляжи, модели, произведения изобразительного искусства и видеоматериалы — кино- и видеофильмы, слайды, медиасредства).

Использование иллюстративных методов при обучении ОБЖ способствует лучшему усвоению материала, формированию ярких конкретных представлений, облегчает процесс формирования понятий. Эффективность иллюстраций во многом определяется методической грамотностью применяемой технологии показа. Наглядные методы тесно связаны с другими группами методов. В процессе обучения преподавателю ОБЖ следует использовать разнообразные методы комплексно, в сочетании друг с другом. Так, например, при работе с таблицами «Индивидуальные средства защиты» учитель направляет учеников и руководит их восприятием с помощью вопросов, задаваемых в ходе беседы. Затем полученная информация осмысляется и закрепляется в ходе проведения практической работы под руководством учителя.

 

3. Видеометод. Особое значение для изучения ОБЖ имеет иллюстративный метод с применением видеоматериалов при изложении нового материала, ознакомлении с объектами, кото­рые невозможно наблюдать непосредственно (чрезвычайные ситуации природного, техногенного характера, стихийные бедствия, катастрофы и др.). Показ видеоматериалов эффективен при отработке алгоритмов безопасного поведения, определении порядка работы с приборами и оборудованием, на тренировочных занятиях. Организованная учителем работа с экранными пособиями способствует развитию творческого мышления, самостоятельности учащихся.

С целью развития познавательной активности учащихся при показе видеоматериалов можно использовать следующие методические приемы:

1) сопоставления оригинала (видеозаписи) и модели (описания в учебнике);

2) группировки объектов по различным основаниям (классификация);

3) коммуникации (использование различных видов фиксирования наблюдаемого явления — описание, рассказ, репортаж, письмо, статья, сочинение и т.п.);

4) прогнозирования— составления прогнозов ликвидации последствий ЧС,развития хозяйства в зоне ЧС;

5) составления правил безопасности; списка профилактических мер.

 

4. Частично-поисковый демонстрационный метод. Учащиеся решают проблемный вопрос и получают часть новых знаний путем наблюдения и обсуждения демонстрируемых учителем опытов, натуральных объектов, моделей, таблиц и других изобразительных пособий. Опыт демонстрируется до объяснения соответству­ющего нового материала; учитель до демонстрации опыта называет лишь его цель, не сообщая об ожидаемых результатах.

Частично-поисковый демонстрационный метод можно использовать при работе с экранными пособиями. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения кино- и диафильмов, слайдов, телефильмов, демонстрируемых учителем с помощью ТСО.

 

5. Метод опорных сигналов. Опорный сигнал — это графический символ, замещающий смысл какой-то информации, одной или нескольких фраз в тексте учебника. Учитель демонстрирует плакат с опорными сигналами и объясняет их содержание; учащиеся копируют, прорабатывают и воспроизводят сигналы. Таким образом, основное содержание материала, его суть учащиеся фиксируют в тетрадях с помощью опорных сигналов, что существенно облегчает дальнейшую работу с конспектом, позволяя выделить главное в его логическом развитии. Опорный конспект — это система логически взаимосвязанных опорных сигналов учебного материала одного урока.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...