Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность понятия «открытость», основные элементы, нормативно-правовая база




 

Для демократического государства основополагающей ценностью должна являться возможность взаимодействия граждан с органами власти. Иначе говоря, при демократии должен функционировать принцип открытости.

Данный подход обуславливает необходимость создания механизмов прозрачности и подотчетности деятельности государственных органов и инструментов обратной связи.

В федеральных органах исполнительной власти и на уровне субъектов РФ формируются и внедряются стандарты информационной открытости, направленные, в первую очередь, на обеспечение максимальной доступности для граждан информации о деятельности органов власти в доступной и понятной форме. Как упоминалось выше, вектор этой работы задается, во-первых, запросами общества на информацию об органах власти, что связано напрямую с представлениями об основных функциях системы государственного управления, с параметрами оценки гражданами ее эффективности (Таблица 2). А во-вторых, разнообразием каналов и форматов подачи информации.

 

 

Функции системы госуправления: Содержание информации, в получении которой заинтересовано общество:
Управление общественными финансами и национальными ресурсами Общественные финансы, расходование государственных средств: a. информация о бюджете и его выполнении, о ходе бюджетного процесса; b. данные о расходах ведомств; c. данные о командировках; d. данные о доходах государственных служащих и возможных «конфликтах интересов»; e. данные о государственных закупках и инвестициях и т.д.
Управление социально-экономическим развитием Информация о деятельности правительства, органов власти субъекта: a. действующие и принимаемые НПА; b. декларации целей правительства; c. отчеты о деятельности; d. информация о текущей деятельности органов власти субъекта и т.д.
Предоставление услуг и организация поддержки граждан Информация об услугах, субсидиях и других формах поддержки граждан: a. о порядке предоставления услуг и поддержки; b. данные об органах, предоставляющих услугу или субсидию, включая контактную информацию, часы работы и пр.; c. перечень и образцы документов, требуемых для получение услуги или субсидии и др.

Таблица 2 «Основные функции системы государственного управления»

 

Для повышения открытости органов власти, Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Позднее задачи, установленные Федеральным законом, были конкретизированы Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». В Указе были поставлены следующие задачи:

­улучшение доступности и качества официальных сайтов органов власти;

­наличие актуальной информации о деятельности органов власти и порядка предоставления государственных услуг, используя официальный сайт;

­усиление прозрачности и подотчетности управления государством;

­наличие общедоступной информации в сети Интернет в форме открытых данных.

 

Для повышения эффективности государственного управления проводится работа по следующим направлениям:

­мониторинг официальных сайтов органов власти;

­размещение общедоступной информации в сети Интернет в форме открытых данных.

 

Информационная открытость государственных органов является одним из основных направлений работы «Открытого правительства».

Удовлетворённость граждан качеством государственного управления напрямую зависит от их информированности о деятельности органов власти. Для повышения информационной открытости государственных органов управления и органов местного самоуправления, все создаваемые механизмы работают по принципу обязательной открытости. Это означает, что разрабатываемые органами власти проекты и принимаемые решения в рамках данного направления должны быть доступны в сети Интернет.

Повышение прозрачности и подотчетности при принятии управленческих решений укрепляет доверие граждан и предпринимателей к органам власти. Следовательно, информационная открытость государства необходима и самим органам власти, а не только гражданам и бизнес-структурам.

Для повышения эффективности процедур открытости органов власти, необходимо определить основные принципы и задачи открытости государственных органов, а также основные подходы к их достижению. С целью повышения прозрачности и подотчетности власти и удовлетворенности граждан качеством государственного управления, Председатель Правительства Дмитрий Медведев подписал Распоряжение об утверждении Концепции открытости ФОИВ 30 января 2014 года.

Над созданием Концепции работал Экспертный совет при Правительстве РФ. Необходимость разработки данного документа связана с тем, что большинство действующих нормативных правовых актов в области открытости касаются лишь одного из аспектов, а именно предоставление информации о деятельности органов государственной власти.

Концепция открытости ФОИВ (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93-р) разработана с учетом российского и международного опыта обеспечения открытости государственных органов в развитие:

­Стратегии развития информационного общества в РФ (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212);

­Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р);

­Государственной программы РФ «Информационное общество (2011–2020 годы)» (утв. распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 года №1815-р).

 

В Концепции представлены методические рекомендации по осуществлению принципов открытости, а также методика мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти. Методики утверждены Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства.

Основными принципами открытости государственных органов являются:

­информационная открытость ФОИВ и наглядность предоставляемой информации (достоверность информации, использование удобного для дальнейшей работы формата, своевременность публикации);

­понятность целей, задач, планов и результатов деятельности ФОИВ;

­вовлеченность гражданского общества в разработку и реализацию управленческих решений (учет мнений и приоритетов, системный диалог);

­подотчетность органов власти (развитие механизмов общественного контроля).

 

На региональном и муниципальном уровне принцип открытости реализуется не комплексно, а самостоятельно для каждого региона и муниципалитета. Экспертный совет и правительственные структуры оказывают этому процессу методологическую поддержку в рамках проекта «Открытый регион/муниципалитет». В частности, разработаны Типовая концепция открытости органов исполнительной власти субъектов РФ и Методические рекомендации по внедрению открытого государственного управления в субъектах РФ.

С целью улучшения системы открытости каждая региональная практика использования данной системы заносится в «Библиотеку практик» открытого управления. К сентябрю 2015 года проекты открытости активно используются в 30 субъектах РФ. В частности, эти проекты нацелены на:

­повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг (например, единые медицинские информационно-аналитические системы, которые используются в Москве и Санкт-Петербурге, Республике Татарстан и Республике Башкортостан, Тульской, Ленинградской и Самарской областях);

­привлечение инвестиций (например, проект региональные инвестиционные карты, применяется в Калужской, Тульской, Ульяновской, Самарской областях, Республике Башкортостан);

­совершенствование кадрового потенциала (например, проект электронный паспорт компетенций госслужащего, используется в Тульской и Ивановской областях, Краснодарском крае).

 

Стандарт открытости

Концепция, методические рекомендации и методики составляют комплексный документ – Стандарт открытости федеральных органов исполнительной власти (Схема 5).

Данный документ направлен на повышение эффективности и результативности выполнения функций государственного управления, путём применения мер по совершенствованию системы государственного управления, определенных Указами Президента России от 07 мая 2012 года и основными направлениями деятельности Правительства России на период до 2018 года.

Схема 5 «Элементы Стандарта открытости»

 

1. Концепция открытости, описывает основные принципы и механизмы открытости (к какому формату взаимодействия с обществом и какими путями следует стремиться органам власти);

2. Методические рекомендации по реализации принципов открытости в ФОИВ, включают способы реализации принципов и механизмов открытости (подробная «карта» этих путей);

3. Методика мониторинга и оценки результатов внедрения ФОИВ этих принципов, разработана с целью отслеживания результатов работы системы (как «не заблудиться» в пути).

Практической разработкой соответствующей методологии занимаются Экспертный совет при Правительстве РФ и Проектный центр этого совета. Утверждением и внедрением — Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства, Министр РФ, а также специальный правительственный департамент.

Стандарт открытости предполагает:

­продолжение внедрения механизмов «электронного правительства»;

­организацию широкого, многоканального доступа к общедоступным ресурсам;

­выстраивание системы обратной связи с гражданским обществом;

­внедрение системы внутренней и внешней оценки федеральных органов государственной власти, влияющей на последующие кадровые, финансовые и иные решения;

­упрощение процесса государственного нормотворчества;

­отражение общественно значимых результатов, на достижение которых направлена работа министерств и ведомств;

­доведение информации о работе федеральных органов власти до граждан в понятных форматах.

С целью обеспечить простоту и доступность способов осуществления принципов открытости, в Концепции предусмотрены основные механизмы и инструменты. Они могут дополняться по усмотрению министерств и ведомств.

К основным механизмам (инструментам) открытости относятся:

1. работа с референтными группами;

2. принятие планов деятельности на 2013–2018 годы и годовой публичной декларации целей и задач с их общественным обсуждением и экспертным сопровождением;

3. размещение информации о деятельности органов власти;

4. публичная отчетность;

5. независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг правоприменения;

6. обеспечение понятности нормативного правового регулирования и государственных политик;

7. работа с открытыми данными;

8. взаимодействие с общественным советом;

9. взаимодействие со СМИ;

10. работа с обращениями граждан, общественных объединений и предпринимательского сообщества.

В ходе внедрения стандарта открытости в органы власти, проводится ежегодный мониторинг открытости и опубликование результатов Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства. На основании полученных данных определяется индекс открытости ФОИВ. В соответствие с ним составляется рейтинг открытости министерств и ведомств. Оценка ФОИВ на соответствие заданным критериям (механизмами открытости) проводится как самим органом, так и независимой группой (эксперты+население+исполнители) по 100 балльной шкале. На данный момент вершину рейтинга занимает Минобороны России с показателями 70,9 (самооценка) и 57,5 (независимая группа) баллов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...