Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как организовать процесс совместной деятельности в проблемно-поисковых технологиях?

Глава I. Теоретические основы использования технологии проблемно -поискового обучения в учреждениях СПО

§ 1. Сущностная характеристика технологии проблемно -поискового обучения

§ 2. Приёмы технологии проблемно - поискового обучения и их характеристика

§ 3. Дидактические возможности использования технологии проблемно -поискового обучения в учреждениях СПО

 

§ 1. Сущностная характеристика технологии проблемно -поискового обучения

В чем специфика проблемно-поисковых технологий?

Проблемно-поисковые технологии – это такие технологии, которые направлены на развитие мышления учащихся и творческих способностей. Следовательно, результатом применения этих технологий могут стать следующие новообразования в структуре личности ученика:

- умение проводить анализ ситуации, задания, задачи, условий;

- умение переформулировать исходные условия задачи и поставить проблему, т. е. сформулировать задачу для себя;

- умение спланировать стратегию поиска решения проблемы;

- умение использовать различные проблемно- поисковые методы (опытная проверка, эксперимент);

- умение провести анализ найденного решения, сопоставить его с другими, выбрать оптимальный для данной ситуации;

- способность к порождению новых идей, формулированию гипотез, самостоятельному освоению нового опыта;

- способность к абстрактному, теоретическому мышлению, основанному на использовании в качестве инструмента мышления понятий, критериев, оснований;

- способность к самообразованию, развитие познавательной мотивации, умение оценить уровень своего актуального развития и зону ближайшего развития (что я уже могу? знаю? делаю?).

Основные цели при применении проблемно-поисковых технологий связаны не с овладением предметными знаниями, а с освоением учащимися различных видов деятельности, входящих в состав учебной деятельности.

Какими понятиями должен владеть учитель, чтобы правильно реализовать проблемно-поисковые технологии?

Проблемная ситуация – определенное психологическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, предполагающего раскрытие нового отношения, способа действия, средства и для которого у ученика нет готовых средств.

Проблемные ситуации могут задаваться учителем в виде заданий, задач, вопросов, жизненных ситуаций. Результатом принятия учеником проблемной ситуации становится появление у него потребности в новых знаниях и познавательная активность.

Проблемная (учебная) задача – результат преобразования учеником исходных условий проблемного задания, задачи или ситуации. В результате такого преобразования ученик должен сформулировать задачу для себя: выделить противоречия в условиях задания и поставить проблему.

Как организовать процесс совместной деятельности в проблемно-поисковых технологиях?

Процесс включает четыре этапа:

  1. вхождение в проблему: от создания учителем проблемной ситуации до появления у ученика познавательного и включения в деятельность по анализу условий задания;
  1. постановка учебной задачи: от анализа исходных условий задания до постановки проблемы для себя;
  1. поиск решения: от формирования идей, гипотез, планирования поисковых действий до решения проблемы;
  1. рефлексия результата (в качестве результата могут выступать: новые способы решения, сам процесс проблемно-поисковой деятельности, успехи и трудности в развитии ученика, постановка новых проблем, новые знания).

Этапы в совокупности представляют собой полный цикл деятельности, многократное повторение которого создаст условия для развития мышления и творческих способностей учащихся. Этот цикл может не совпадать с границами одного урока, он может осуществляться в течение нескольких уроков или наоборот – быть одним из элементов урока. Ведущим фактором здесь становится не усвоение отрезка учебного материала, а шаг в развитии учащегося, основанный на освоении им новых способов деятельности и развитии способностей.

 

К таким технологиям может быть отнесена и технология исследовательской деятельности школьников с использованием проблемно-поискового метода обучения. Когда учащиеся ставятся в ситуацию “первооткрывателей”, добывающих новые для них научные знания. Это возможно при такой организации учебного процесса, при котором для школьников создаются педагогические ситуации, требующие от них активного интеллектуально поиска, всесторонней логической оценки учебных задач, принятия обоснованного и взвешенного решения.

При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении исследовательской деятельности в урок развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.

Проблемно-поисковый метод обучения часто используется при постановке учителем исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Этот метод предполагает использование цепи последовательных приемов:

· создание проблемной ситуации;

· организации коллективного обсуждения возможных подходов к ее разрешению;

· выбор рационального способа решения проблемы;

· обобщение полученных результатов;

· формирование выводов.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. К поисковой деятельности учащихся необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы “не мыслям надобно учить, а учить мыслить”.

Исследование может быть организованно на всех этапах обучения. Учитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у учащихся формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Учитель при проблемно-поисковом методе обучения должен смотреть на себя только как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он должен постоянно ставить перед классом такие задачи, которые заставили бы их, “шаг за шагом открывать, исследовать не исследованное, находить не найденное, понимать непонятное”.

В зависимости от индивидуальных качеств мышления учащихся на разных возрастных этапах учащихся, можно использовать различные приемы:

индуктивное умозаключение, которое связано с наблюдением, анализом, сравнением, выявлением общих закономерностей и их обобщением. При этом развиваются логические приемы мышления, активизируется познавательная деятельность учащихся;

· прием проблемного изложения как еще один шаг на пути к исследовательской деятельности;

· частично – поисковый прием, при котором учащиеся получают вопросы, на которые необходимо найти ответы или небольшие задания поискового характера;

· исследовательская деятельность учащихся, которая может выполняться в виде отдельных элементов исследовательской деятельности и в виде исследований по заданной теме на специальных уроках;

· цель и назначение проблемно-исследовательского метода обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность учащихся и познакомить их с методами исследования. Проблемная ситуация служит толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск выхода их созданной учителем ситуации затруднения, на поиск решения поставленной проблемы, в роли которой может выступать проблемное задание, проблемная задача, проблемный вопрос.

Во время поиска ответов на поставленные вопросы учащиеся учатся самостоятельно рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, в результате чего происходит формирование прочных навыков самостоятельной работы.

Наряду с приемами организации исследовательской деятельности учащихся на уроках, существует три уровня исследовательского обучения.

1. Учитель ставит проблему и намечает метод ее решения, ученики самостоятельно или под руководством учителя решают ее.

2. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Здесь возможен групповой, коллективный поиск.

3. Ученик ставит и решает проблему самостоятельно. Это формирует у учащихся способность самостоятельно формулировать проблему и самостоятельно решать пути ее решения.

Например, при изучении математики учащимся предлагаются лабораторные и практические работы, которые носят исследовательский характер, например, когда учащиеся из опыта своих наблюдений делают выводы с последующим доказательством теорем, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Такие работы можно проводить при изучении многих тем, например, при изучении таких тем, как “Вписанные и центральные углы” (8 класс), “Сумма углов треугольника” (7 класс), “Некоторые свойства прямоугольных треугольников” (7 класс), “Теорема Пифагора” (8 класс) и др.

При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность учащихся дает им возможность занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто “усваивать” предлагаемый учителем, программой, учебником материал, а “добывать знания” самостоятельно.

В исследовательском обучении учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходами в решении проблем в процессе познания, направляемого в той или иной степени учителем.

Не маловажную роль для успешного развития творческих способностей учащихся и их активного участия в исследовательской деятельности играет отношение преподавателя к “открытиям” учеников.

Учителю необходимо создать такие условия, при которых учащиеся не будут бояться сделать ошибку. Они должны знать, что любое их умозаключение будет выслушано и рассмотрено. Это способствует развитию логического мышления, росту интеллектуальных возможностей и творческой активности учащихся, повышается качество знаний. Детям нравятся такие уроки, им нравится рассуждать, находить истину. У них повышается интерес к предмету.

Многие методические инновации учитывают применение активных форм и методов обучения. При правильной организации учебной работы все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, в активную познавательную деятельность.

Это стало возможно при использовании новых образовательных технологий в условиях новой парадигмы образования, подразумевающей взаимосвязи ученик – предметно-информационная среда – учитель.

Таким образом, привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволяет вооружить их методами познания, сформировать познавательную самостоятельность, в результате чего ученики, получая новые знания и овладевая конкретными умениями, учатся оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире.

Литература.

1. Андреева Н.Д. Методические и теоретические основы формирования биологического образования на старшей ступени общеобразовательной школы. Естественное образование, теория, методика, 2005 г.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе,-М; Просвещение, 1985 г.

3. Бутузов И. Д. Учителю о современном учебном процессе. Новгород, 1984 г.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология; учебник для ВУЗов. М., издательская корпорация “Логос”, 1999 г.

5. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, ИПК. Ростов на Дону. “Учитель”, 2007 г.

6. Никишина Е.В. Организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в разделе “Человек и его здоровье”. Гуманитарные технологии в биологическом и экологическом образовании”., 2007 г.

7. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Под ред. А.С.Обухова, М., 2001 г.

8. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 1975 г.

9. Стандарты второго поколения. М., “Просвещение”, 2010 г.

Библиографическое описание: Садыкова Л. В. Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях по математике [Текст] / Л. В. Садыкова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 163-169.

В нашем обществе изменяется взгляд на процесс обучения, идет поиск новых форм и методов, которые бы наиболее полно и правильно помогали решать задачи, стоящие перед преподавателем. От современного профессионального техникума требуется значительно повысить качество образования, обеспечив высокий уровень преподавания предметов, совершенствование всего учебно-воспитательного процесса. Чем глубже развивается этот процесс, тем более явно выступают индивидуальные различия обучаемости студентов, и тем очевиднее становится невозможность создания единой системы обучения, равно оптимальной для каждого студента. Когда стратегия изменений в народном образовании провозглашает идеи гуманизации всего учебно-воспитательного процесса, выдвижение личности ребенка во главу всей системы обучения, от преподавателя требуется переориентация на склонности и природные таланты каждого студента, помогающая ему проявить самостоятельность. В настоящее время общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современное информационное общество ставит перед техникумом задачу подготовки специалистов, способных: - ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; - самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; - грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); - быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; - самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Похожая статья: Воспитание обучающихся через организацию проектно-исследовательской деятельности по математике (из опыта работы) Необходимость применения проблемно-поискового метода в обучении обусловлена требованиями модернизации образования о совершенствовании форм и методов учебной работы. Проблемно-поисковый метод в обучении — такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации на занятии, возбуждение у студентов познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования. В современных условиях перед преподавателем поставлена задача усиления индивидуального подхода, развитие творческих способностей будущих специалистов, опора на их самостоятельную работу. Проблема состоит в том, что побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями, не могут обеспечить традиционные методы обучения. Каждый студент за годы учебы посещает занятия, которые составляют 98 % учебного времени. В последние годы обнаруживается снижение интереса студентов к изучению предметов. Если студенты равнодушны, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому необходимо решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания? Необходимость поиска таких приемов в обучении, которые способствовали бы развитию познавательной активности студентов, определила выбранную мной тему данной статьи. Познавательная активность студентов на занятиях будет более активной, если учебный процесс будет построен на ситуациях проблемно-поискового характера; преподавателем будут использованы интерактивные методы обучения: дискуссия, исследовательская деятельность, создание проблемных ситуаций. «Развитие познавательной активности учащихся через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях математики» можно определить следующим образом: полученные результаты расширяют представления о процессах активизации познавательной активности студентов. При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую требованиям современного общества. Современное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт студентов. При этом перед преподавателем встают новые задачи: - Создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы Похожая статья: Подготовка дошкольников к школе через развитие познавательной активности - Стимулирование студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п. - Использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего студентам выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. - Оценка деятельности студентов не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения. - Поощрение стремления студентов находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других студентов в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные. - Создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения студента. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, проблемно-поисковый метод. Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Технология обучение в сотрудничестве, проблемно — поисковый метод в значительной мере могут активизировать познавательную активность учащихся на уроках. Теория проблемно-поискового обучения реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности в обучении. Сущность этой теории обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения. Проблема — это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом [1, с.24].
Возникшее затруднение побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Можно выделить несколько этапов познавательной учебной деятельности студентов: - восприятие и осмысление обучаемыми созданной преподавателем проблемной ситуации. Студенты знакомятся с ситуацией, анализируют ее, выделяют лежащее в ее основе противоречие и осознают сущность своего затруднения. - студенты создают и обосновывают модель своих возможных действий по разрешению проблемной ситуации. Обучаемые пробуют разрешить возникшую проблему на основе имеющихся у них знаний, а когда это не удается, они путем догадки, логических рассуждений или в ходе самостоятельного поиска новых знаний в учебниках, учебных пособиях выстраивают мысленную модель своих действий по ее решению. - индивидуальные действия в соответствии с созданной моделью. Во время практических действий уточняется и корректируется принятое решение. - анализ проведенного действия и проверка правильности решения проблемы. - анализ мышления в ходе проведенного действия. Анализ того, как обучаемый мыслил в ходе практического действия, способствует развитию его интеллектуальных способностей, выходу за пределы традиционных решений, отказу от шаблонов и стереотипов в мыслительной деятельности. Проблемно — поисковый метод — одна из форм активизации студентов, это целая система развития в процессе обучения. В основу этой системы положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении студентов к активному участию в разрешении этих проблем. При использовании проблемно-поисковых методов обучения учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Студенты, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации. Одним из приемов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее учитель ставит перед студентами ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на занятиях. Проблемно-поисковые упражнения применяются в том случае, когда студенты могут самостоятельно по заданию учителя выполнить определенные виды действий, которые подводят их к усвоению новых знаний. Такие упражнения, например, широко представлены в учебнике математики, [1] где в процессе решения практических задач не применяют, а именно усваивают новые элементы знаний, которые затем осмысливаются и применяются на практике при выполнении тренировочных упражнений. Проблемно-поисковые упражнения могут применяться не только при подходе к усвоению новой темы, но и во время закрепления ее на новой основе, т. е. при выполнении упражнений, углубляющих знания. Ценным видом проблемных практических работ являются исследовательские практические работы, в ходе которых студенты, например, самостоятельно выясняют закон бинома Ньютона, законы построения тригонометрических функций и др. Такие практические работы проводятся до изучения теории и ставят студентов перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия. Проблемно-поисковые приемы применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Применяются поисковые методы в тех случаях, когда учителя подготовили студентов к деятельности по разрешению проблемных ситуаций, при создании проектов. По сравнению с репродуктивными методами поисковое обучение имеет ряд слабых сторон, не позволяющих сделать его единственным видом обучения в техникуме. К слабым сторонам поисковых методов, по сравнению с репродуктивными, следует отнести значительно большие расходы времени на изучение учебного материала; недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, где показ и подражание имеют большое значение; слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип опоры на прежний опыт, при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителя, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства студентов. В целом сказанное приводит к необходимости сочетания поисковых методов с другими их видами. Поэтому учителю целесообразно вкрапливать в объяснение элементы проблемно-поисковой деятельности студента или, наоборот, в процесс самостоятельного поиска знаний вводить непосредственное информирование о вопросах, которые недоступны для собственного открытия студентов. Решающее влияние на активизацию познавательного процесса оказывает проблема. Заявления преподавателей о невысокой эффективности в отдельных случаях проблемного-поискового обучения оказались небезосновательны. Наблюдались занятия, когда применение проблемного обучения не давало заметного преимущества в знаниях студентов по сравнению с объяснительно-иллюстративным обучением. В связи с этим возник вопрос о выяснении границ применимости проблемно-поискового обучения.


Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Садыкова Л. В. Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях по математике [Текст] / Л. В. Садыкова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 163-169.

Богомолов Н. В. (ГРИФ МО РФ) Сборник задач по математике: Учеб. пособие — 6-е издание, стер. — М.: Дрофа, 2010. — 208 с. — Серия: Среднее профессиональное образование.


§ 2. Приёмы технологии проблемно -поискового обучения и их характеристика

Технология проблемно-поискового подхода реализуется через создание особого пространства учебной деятельности, в которой студент в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

Модель организации учебного процесса в этом случае будет "ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТИЕ". Технологические приёмы организации учебного процесса:

• создать для студентов значимую для них познавательную проблему;

• вычленить противоречия в рассматриваемой ситуации (объекте) и довести их до сознания студентов (они должны осознать эти противоречия как проблему);

• сформировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.

В совместной деятельности с преподавателем студенты не только усваивают новые для себя знания, но и переживают этот процесс как субъективное открытие. Учебная деятельность в этом случае осознаётся ими как личностная ценность, что развивает познавательную мотивацию, интерес к учению. Одной из линий развития деятельностного подхода является

ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ. Его сущность составляет организация активности студентов в соответствии с закономерностями перехода от учебных текстов, знаковых систем, как материальных носителей прошлого опыта к профессиональной деятельности. В разнообразных формах учебной деятельности как бы прорисовывается содержание профессиональной деятельности, осуществляется общее и профессиональное развитие личности студента. Построение учебного процесса на базе контекстного обучения максимально приближает содержание и процесс учебной деятельности студентов к содержанию, формам и методам профессиональной деятельности специалистов, делает переход от обучения к трудовой деятельности естественным и органичным.

Идея контекстного обучения воплощена, например, в деловых играх. Как разновидность игры вообще, деловая игра ставит студента в мнимую или условную ситуацию, задаваемую имитационной моделью реальной действительности, и требует выполнения мнимых (игровых) действий. В то же время студент, оставаясь в ситуации учебного процесса, выполняет вполне реальные действия: анализирует, отбирает данные, ставит задачи, как это делается в условиях, например, конкретного производственного предприятия или учреждения. Такое обучение, несомненно, является продуктивным, оно создает предпосылки для творческого развития личности будущего специалиста.

В. Гузеев (Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации) разработал интегральную педагогическую технологию, основные компоненты которой в обобщенном виде сводятся к следующему:

• представление планируемых результатов обучения в виде много уровневых систем диагностично и операционально-заданных целей (то есть задач) для каждого возможного профиля обучения;

• крупная структура образовательного процесса с блоком уроков в качестве минимальной единицы, группирующаяся вокруг укрупненных единиц содержания образования;

• групповое обучение с четко построенной динамикой в составе групп и деятельности на основе мониторинга успешности процесса: каждый следующий шаг проектируется в зависимости от результатов предыдущего;

• компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом [1].

Как следует из приведенных примеров, возможны многие варианты технологического подхода к обучению. В Российской Федерации в связи, с этим начал выходить новый педагогический журнал "Школьные технологии". Все это свидетельствует о значительном потенциале педагогической технологии. Знакомство с зарубежным опытом в этой области должно послужить импульсом для педагогов Узбекистана по освоению и дальнейшей разработке новых подходов к обучению с учетом традиций, культуры и достигнутого уровня образования.

В настоящее время особо актуальны в педагогике дальнейшие исследования по следующим направлениям[2]

• идеи и практические технологии дальнейшей оптимизации учебно- воспитательного процесса;

• гуманистическая педагогика во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий;

• основанные на новых идеалах подходы к организации и управлению педагогическими процессами;

• технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.

4.

§ 3. Дидактические возможности использования технологии проблемно -поискового обучения в учреждениях СПО

 


[1] Гузеев В. От методик – к образовательной технологии // Народное образование. 1998. № 5. С. 84-91.

[2]. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 1999. В 2-ух книгах 1-573c.,2-255c.

farberman_b_pedagogicheskie_tekhnologii.pdf

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...