Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап начального разучивания двигательного действия (задачи и особенности методики)

Обучение на первом этапе - начальное разучивание - направлено в целом на формирование основ умения выполнять разучиваемое действие. Основные задачи здесь состоят следующие:

1) сформировать в первоначальном виде ориентировочную основу действия (ООД). Делиться на более частные:

• выработать логический проект (смысловую основу) действия на базе соответствующих знаний

• сформировать или актуализировать (сделать более явными Я включенными в ООД) зрительные, двигательные и вообще чувственные представления о разучиваемом действии;

• выделить основные опорные точки (ООТ) в наблюдаемом, а затем и в самостоятельно выполняемом занимающимися действии.

2) разучить в доступной, пусть даже значительно упрощенной форме новые элементы техники действия и общий порядок практического выполнения движений, входящих в его состав (основной механизм его техники). Делиться на более частные:

• использовать сформировавшиеся ранее двигательные операций (отдельные формы координации движений, их части) как элементы построения нового действия;

• сформировать в облегчающих условиях новые элементы и объединяющие звенья техники движений;

• предупредить или устранить временные искажения в технике движений.

Эти частные задачи могут быть конкретизированы и более детально в зависимости от уровня подготовленности обучаемых и их индивидуальных особенностей. Средства и методы:

- метод речевого воздействия

- наглядно-демонстрационные средства и методы

- метод расчленено-конструктивного упражнения

- метод целостно-конструктивного упражнения и д.р.

На этапе начального разучивания двигательного действия причины ошибок выполнения могут быть следующие:

• недостаточная подготовленность обучаемых

• изъяны в информации, сообщаемой преподавателем, несовершенство методов ее передачи

• искажение воспринятой информации, недостаточный самоконтроль

• отрицательные взаимодействия в процессе формирования движений, негативное влияние факторов утомления

• неблагоприятные внешние условия выполнения действия и т.д.


 

12. В физическом воспитании различают две специфические стороны, или <части>: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (способностей).
Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, т. е. системное освоение челоиеком в проиессе специального обучения рациональных способов управления своими движениячи, приобретение таким путем необходимого в жизнц фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Обучение движениям и воспитание физических качеств практижски настолько тесно взаимосвязаны, что постоянно переходят друг в друга. Но они никогда не сводятся друг к другу и по-разному соотносятся на различных этапах воспитания. В целостной рационально организованной практике физического воспитания эти стороны всегда так или иначе сочетаются с другими компонентами воспитания в широком смысле слова. При этом физическое воспитание приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности, если обеспечено единство всех видов воспитания (физического, нравственного, интеллектуального, эстетического), что, как будет видно из последующего, характерно для воспитания в социалистическом обществе.

 

 

4.Средствами в физическом воспитании называют совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми в процессе воздействия на свою физическую природу с целью ее совершенствования.
К настоящему времени в практике физического воспитания сформировался целый комплекс средств, который состоит из следующих видов:
физические упражнения;
использование оздоровительных сил природы – закаливание, водные процедуры, воздушные ванны, рациональное использование солнечной радиации и т.п.;
использование гигиенических факторов – режим труда, отдыха, питание, соблюдение правил личной и общественной гигиены и т.п.;
специально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажерные устройства;
идеомоторные, психогенные и аутогенные средства – выполнение заданий по мысленному воспроизведению движений, связанных с ними ощущений, приемы психологического настроя на выполнение движений или способствующие более быстрому и качественному восстановлению после их выполнения и т.п.
Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Физические упражнения – двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека. 2) виды упражнений, требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера. 1)скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной интенсивностью, или мощностью, усилий.

 

 

5.Физические упражнения — основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.
Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма. Содержание физического упражнения составляют входящие в него двигательные действия и процессы, которые происходят в функциональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействие. Эти процессы многообразны и могут рассматриваться в психологическом, физиологическом, биомеханическом и других аспектах. Техника физических упражнений — это способ выполнения движения, с помощью которого решается двигательная задача*. Например, выполнять бег можно с разной скоростью, разными способами (на носках, с высоким подниманием бедра, спиной вперед и т.д.). Выбор способа передвижения влияет на результативность использования его в различных жизненных ситуациях.

В технике физических упражнений выделяют основу, определяющее звено и детали.
Основа техники — главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи. Отсутствие отдельных элементов основ техники приводит к невозможности выполнения упражнения.
Определяющее звено техники — наиболее важная и решающая часть данного движения (например: для прыжка в длину с места — это будет отталкивание двумя ногами).
Детали техники — второстепенные особенности упражнения, которые могут изменяться, не нарушая техники. Они зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенностей человека и условий, в которых упражнение выполняется.

1 По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, к которым относятся: гимнастика, игра, туризм, спорт. В соответствии с этим признаком различают: гимнастические упражнения;игровые физические упражнения; туристические физические упражнения; спортивные упражнения. Как можно видеть, в этой классификации представлены очень крупные группы физических упражнений, поэтому она может рассматриваться только как самая общая ориентировка во всём их многообразии. 2 По анатомическому признаку. В данной классификации упражнения подразделяются по признаку преимущественного воздействия на отдельные мышечные группы: упражнения для мышц рук и плечевого пояса;упражнения для мышц туловища и шеи;упражнения для мышц ног и таза и т. п. 3 По признаку преимущественной направленности на развитие того или иного физического качества: скоростно-силовые физические упражнения; упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости; 4 По структурным биомеханическим признакам: физические упражнения циклического характера; физические упражнения ациклического характера;комбинированные физические упражнения; вращательные и сложно-пространсвенные упражнения;5 По мощности выполняемой работы: упражнения умеренной мощности; упражнения большой мощности;6 По степени близости к соревновательному упражнению. Данная классификация является наиболее приемлемой для спортивной практики. В соответствии с этим признаком-различают:избранные соревновательные-упражнения;специально-подготовительные-упражнения; общеподготовительные физические упражнения.

 

6. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность. Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект. Форма физического упражнения — это определенная упорядоченность согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений. При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, суперкомпенсаторную и редукционную фазы. В фазе относительной нормализации следовой эффект упражнения характеризуется развертыванием восстановительных процессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспособности до исходного уровня. В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компенсации их «с избытком», превышении уровня оперативной работоспособности над исходным уровнем.В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие занятия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпенсаторной фазе.

 

8. Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждоеупражнение

выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют:
1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);
2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;
3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;
4) избирательно воспитывать физические качества;
5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;
6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);2) расчлененно-конструктивный; 3) сопряженного воздействия. Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движе­ния, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтро­лируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при ос­воении упражнений со сложной структурой его применение не­желательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу. Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двига­тельного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое. Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организ­ме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и преры­вистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет со­бой непрерывную мышечную деятельность без изменения интен­сивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его раз­новидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементар­ных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения - это, как пра­вило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть раз­личные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адапта­ционных изменений в организме. При этом применяются упражне­ния с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предуп­реждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагруз­кой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяю­щейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (пере­менный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение - серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.

 

 

13. Методы физического воспитания В процессе физического воспитания применяются как об активной двигательной деятельности:

- метод регламентированного упражнения
- игровой метод
- соревновательный метод
- словесные и сенсорные методы 1. Метод регламентированного упражнения предусматривает:

· твердо предписанную программу движений (заранее обусловлен
· по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;
· создание или использование внешних условий, которые облегча­ли бы управление действиями занимающихся (применение вспо­могательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество 1 вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств, способностей. 2. Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми — футбол, волейбол и т.д.

К особенностям игрового метода в частности относится «сюжет­ная» организация игры: деятельность организуется с замыслом, пред­усматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может создаваться и специаль­но, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач» того или другого занятия, или как условная схема взаимодейст­вия играющих (современные спортивные игры).Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных или облегченных услови­ях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. При умелом руководстве этот метод можно применять для воспитанияколлективизма, сознательной дисциплины и других нравственных психических качеств.

3. Соревновательный метод используется как в относительно эле­ментарных формах (способ стимулирования интереса и активизации, занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревнова­тельного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упо­рядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

Соревновательный метод применяется при решении разнообраз­ных педагогических задач. Это прежде всего совершенствование уме­ний, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состяза­ний создает особый эмоциональный и физиологический фон, которыйзначительно усиливает воздействие физических упражнений и спо­собствует максимальному проявлению функциональных возможнос­тей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.

4. Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использо­вание слова и чувственной информации.

Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизи­ровать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:

· дидактического рассказа, беседы, обсуждения;
· инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);
· сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и заме
· указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);
· оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);
· словесного отчета и взаиморазъяснения;
· самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи (например, «сильнее», «держать», «плавно»).

Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, ко­торая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные) ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме: показа самих упражнений;демонстрации наглядных пособий; предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью му­ляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков); кино- и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кинокольцовок, специальных учебных кинофильмов; видеозаписей выполнения упражнений);
· избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдель­ных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электро­ламп).

В общем перечне сенсорных методов могут быть представлены:

· метод направленного «прочувствования» движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания;
· метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);
· методы лидирования и текущего сенсорного программирования,
в которых часто используется специальная электронная аппара­тура, нередко с обратной связью (видео - и звуколидеры, указывающие, например, расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения).

 

14. Общеметодические принципы — это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания.

Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопоставления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и выясняем методические положения, вытекающие из них. К общеметодическим принципам физического воспитания относятся:

1. Принцип сознательности и активности.

2. Принцип наглядности.

3. Принцип доступности и индивидуализации.

 

 

7)ОСНОВА ТЕХНИКИ — это совокупность относительно неизменных | достаточных для решения двигательной задачи движений.

ОСНОВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ — это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигатель­ной задачи.

Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышеч­ных усилий.

ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ — это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основы техники).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и за­висят от их индивидуальных особенностей.

Техника фи­зических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:

возрастающими требованиями к уровню физической подготовлен­
ности;

поиском более совершенных способов выполнения движений;

повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;

совершенствованием методики обучения;

появлением нового спортивного инвентаря, 4.7. Характеристики техники физических упражнений

Пространственные характеристики

Включают, положение тела, траекторию (путь) движения.. >>*

Положение тела. Какое бы двигательное действие ни совершал чело­век, он должен придать своему телу определенное положение в простран­стве. Сохранение неподвижного положения тела и отдельных его частей осуществляется благодаря статическому напряжению мышц. Необходимость выделения положения тела объясняется его большим значением в технике физических упражнений. Различают исходные, промежуточные, конеч­ные положения тела.

Исходные положения принимают с целью создания наиболее выгодных условий для начала последующих движений, лучшей ориентировки в ок­ружающей обстановке, сохранения устойчивости, обеспечения свободы движений, соответствующего воздействия на определенные органы и сис­темы организма. Так, низкий старт в беге на короткие дистанции дает возможность легкоатлету быстрее развить максимальную скорость; Промежуточные положения. Эффективность многих физических упраж­нений зависит не только от исходного положения, предшествующего на чалу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела ил* каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения. Напри­мер, удержание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне явля ется одной из наиболее важных характеристик техники, влияющих непос редственно на результативность стрельбы. Конечные положения в отдельных физических упражнениях также игра ют важную роль. К примеру, приземление после соскока со снаряда ]

Траектория движения — это путь, совершаемый той или иной частьк (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется фор мой, направлением и амплитудой.

Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной.

Направление движения — это изменение положения тела и его частей пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собствен­ного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.). Различа­ют направления: основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и т.п.).

Данными направлениями пользуются для характеристики как посту­пательных, так и вращательных движений. Даже небольшие отклонения в направлении движений, например, у фехтовальщиков, боксеров, баскетболистов, ведут к тому, что они не достигают конечной цели в своих действиях.

Амплитуда движения — это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда. Ам­плитуда движений измеряется в угловых градусах либо в линейных мерах. Часто ее определяют относительно положения других частей тела или от­носительно каких-либо внешних ориентиров. Для определения суммарной амплитуды движений нескольких частей тела используют условные обозна­чения (например, полное приседание, полуприседание).

Амплитуда движений отдельных звеньев человеческого тела зависит от строения суставов и эластичности связочного аппарата и мыш

Временные характеристики

Включают: длительность движения и темп движения.

Длительность движения — это время, затраченное на выполнение движения. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных частей (в плавании, например, это старт, пла­вание по дистанции, поворот, финиширование), фаз (замаха и удара в подаче мяча в волейболе), периодов (опоры и полета в беге), циклов (двух скользящих шагов в беге на коньках), элементов движений или дви­жений отдельных частей тела. От длительности зависят практические до­стижения во многих двигательных действиях. Продолжительность каждой фазы, периода, цикла в упражнении можно измерить и определить ее влияние на результат (например, длительность периодов опоры и полета в беге). Изменение времени выполнения двигательного действия может влиять на деятельность соответствующих органов и систем организма за­нимающихся.

Темп движения — это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п. При однократных движениях (одиночных прыжках, метании) темп, есте­ственно, не наблюдается.

Темп определяется количеством повторных движений в единицу вре­мени, обычно в одну минуту. Так, темп 120 в ходьбе равен 120 шагам в минуту. Темп движений находится в обратно пропорциональной зависи­мости от их длительности: чем она меньше, тем он выше. Например, уменьшение длительности шага в беге на коньках на определенной дистан­ции ведет к повышению частоты шагов.

Максимальная частота движений является одним из показателей быст­роты как физического качества человека. Не следует отождествлять поня­тия «темп» и «скорость» движений, хотя часто (но не всегда) скорость движений зависит от темпа, и наоборот. Так, например, в беге с увели­чением темпа (при одной и той же длине шагов) неизбежно увеличивается скорость движений в каждом шаге, но если одновременно с увеличением темпа уменьшается длина шагов, то скорость движений может остаться неизменной. В некоторых случаях (например, в вольных упражнениях, в гимнастике) при сохранении одной и той же амплитуды и скорости темп может изменяться за счет увеличения паузы между движениями.

Темп движений во многих видах физических упражнений отражает, с одной стороны, уровень развития быстроты, а с другой — степень владе­ния техникой. Например, чем больше развита у гребца быстрота движе­ний, тем более высокую частоту гребков он может показать. В то же время, чем совершеннее его техника, тем при более высоком темпе он может правильно выполнять все элементы гребка.

Способность занимающихся изменять темп движений в соревнователь­ных условиях определяется их подготовленностью. У победителей в цикли­ческих видах спорта (гребля, бег на дальнюю дистанцию), как правило, вариативность темпа движений гораздо выше, чем у спортсменов, заняв­ших в соревнованиях низкие места. Нахождение оптимального темпа — одна из главных задач при овладении техникой циклических упражнений. Оптимальный темп движений для каждого занимающегося в конкретном Циклическом упражнении определяется путем многократного преодоления отрезков дистанции с различной частотой движения. При этом фиксиру­ется показанное время. Темп, дающий возможность достигнуть наиболее высокого результата, определяется как индивидуально-оптимальный.

Пространственно-временные характеристики

Основная из них — скорость движения.

Скорость движения — это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени.

При определении скорости в поступательном движении ее обычно из­меряют в метрах в секунду (линейная скорость), а при вращательном — в радианах в секунду (угловая скорость).

Если скорость движения постоянна, то такое движение называют рав­номерным, а если она изменяется, — неравномерным. Изменение скоро­сти в единицу времени называют ускорением. Оно может быть положитель­ным, имеющим одинаковое направление со скоростью (скорость возрастает) и отрицательным, имеющим направление противоположное направлению скорости (скорость убывает).

Движения, выполняемые без скачкообразного изменения скорости, называются плавными, а движения неравномерно-ускоренные или нерав­номерно замедленные, т.е. движения «скачками», называют резкими. Обычно резкие движения одновременно бывают и неточными, резкие из­менения скорости свидетельствуют о плохо выполненном или неверно ус­военном двигательном действии.

В зависимости от величины скорости выделяют также быстрые и мед­ленные движения. Кроме того, различают скорость оптимальную, т.е. наиболее удобную, и максимальную. Скорость бывает свободная и вы­нужденная.

Силовые характеристики

В практике для силовой характеристики движений пользуются поня­тием «сила движения».

Сила движения — это мера физического воздействия движущейся час­ти тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках и т.д.), какие-либо предметы (при поднима­нии, метании и т.п.) и т.д. Именно такую меру физического воздействия необходимо иметь в виду, когда говорят о силе отталкивания в прыжках, силе удара в боксе, силе рывка в метаниях и т.д.

Сила движения человека представляет собой результат совокупного вза­имодействия внутренних и внешних сил. Знание сил, действующих на чело­века, облегчает понимание техники физических упражнений и поиска ее эффективных вариантов.

Внутренними силами являются:

активные силы опорно-двигательного аппарата — силы тяги мышц;

пассивные силы опорно-двигательного аппарата — эластичные силы
мышц, вязкость мышц и др.;

реактивные силы — отраженные силы, возникающие при взаимо­
действии звеньев тела в процессе движения.

Внутренние силы, в частности сила мышечной тяги, обеспечивают сохранение и направление изменения взаимного расположения звеньев человеческого тела. Посредством мышечных тяг человек управляет движе­ниями, используя внешние и остальные внутренние силы.

Внешние силы складываются из:

силы тяжести собственного тела;

силы реакции опоры;

силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего
отягощения, инерционных сил перемещаемых человеком тел.

Сила тяжести действует постоянно и всегда направлена вертикально вниз. Она является: движущей силой — при перемещении тела вниз (при падении и спуске с гор); тормозящей — при перемещении тела вверх.

Сила реакции опоры равна по величине силе, действующей на опору и направлена в противоположную сторону. Она зависит от веса тела, скорости движения, от степени трения и других причин. Эта сила особенно проявляется при катании на коньках, ходьбе на лыжах и т.д.

Сила сопротивления внешней среды (воздуха и воды) в одних случаях положительно, а в других — отрицательно сказывается на решении двига­тельных задач.

Сила инерции или сила отдачи — это реакция, испытываемая какой-либо частью тела со стороны ускоряемого звена тела. В одних случаях инерционные силы выгодны, например, когда легкоатлет использует при толкании ядра инерцию движения всего тела. В других — они затрудняют выполнение действия. С этим нередко сталкиваются, например, гимнас­ты при маховых упражнениях на снарядах. Чаще всего инерционные силы полезны только до некоторых своих величин. От умения занимающихся правильно использовать возникающие инерционные силы зависит эффек­тивность выполнения двигательного действия. Наиболее полное использо­вание инерционных сил в качестве «добавок» к активным силам — один из важнейших показателей технического мастерства..

Ритмическая характеристика

Определяется как соразмерность во времени сильных, акцентирован­ных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряже­ниями, и слабых, относительно пассивных движений.

Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определен­ное соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, эле­ментами какого-либо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.

Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и однократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно оп­ределяют путем измерения соотношения длительности каких-либо фаз, которые характерны для данного физического упражнения.

Ритм движений может быть рациональным, т.е. правильным, способствующим высокому результату, и нерациональным, т.е. снижаю­щим результаты.

 

Обобщенные (качественные) характеристики.

При выполнении двигательного действия качественные характеристики отражают не один какой-либо признак, а их комплекс. Они придают дви­жению определенное своеобразие, более яркую внешнюю выразительность.

Совокупность черт, обусловливающих такое своеобразие внешних форм движений, определяет их характер: плавность, волнообразность, пружин-ность или, наоборот, угловатость, жесткость, напряженность; мягкость и легкость или же резкость, тяжеловесность; энергичность или вялость; эко­номичность или неэкономичность, эластичность или неэластичность и т.д.

Эти качественные характеристики техники обычно оцениваются по их внешним проявлениям и могут контролироваться в той или иной мере без применения сложных инструментальных методов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...